Дидактическая игра "Дорога знаний ПДД"
учебно-методическое пособие (старшая, подготовительная группа)

Махрова Александра Юрьевна

Описание дидактической игры по ПДД "Дорога знаний правил дорожного движения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_pdd_2.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Д/С № 11 Г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конкурс

педагогических разработок

«Безопасная дорога детям»

Автор: Махрова Александра Юрьевна

Должность: воспитатель

Название работы: «Дорога знаний ПДД»

Номинация: «Организационно – массовая работа (культурно – досуговая деятельность)»

2021 год

Аннотация

Дорога …. Это целая  жизнь. Как  удивительно похожи жизненные  и дорожные ситуации! И готовить к ним  детей  необходимо  начинать с раннего возраста.  Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

         Актуальность   и практическая  значимость  профилактики  детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статическими  показателями ДТП с участием  детей, а возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей.

Чтобы дети осознали логику безопасных действий, необходимы, с одной стороны, знание обязанностей пешеходов и пассажиров, изложенных в Правилах дорожного движения, а с другой – творческий поиск педагога вместе с обучающимися выходов из сложных дорожных ситуаций.

В связи с этим была разработана дидактическая игра под названием «Дорога знаний ПДД». Данная методическая разработка содержит описание цели, задач, игрового материала, правил игры, а кроме этого сюда входит картотека заданий, загадок, ситуаций, физкультминуток[1].

Картотеку всегда можно дополнить или изменить в соответствии с возрастом детей[2].

Приложением к данной методической разработке служит подробный фотоотчёт игры.

Описание дидактической игры для дошкольников

«Дорога знаний ПДД»

          Цель: повторение и закрепление знаний правил дорожного движения посредством игровой деятельности обучающихся.

Задачи:

Воспитательные: 

  • Воспитание уважительного отношения к Правилам дорожного движения.
  • Воспитание способности следовать нормам поведения на дорогах.
  • Воспитание отрицательного отношения к нарушениям Правил дорожного движения.

Образовательные:

  • Активизация интереса к изучению Правил дорожного движения через игровую деятельность. 
  • Повышение ответственности обучающихся за свое поведение на дорогах.
  • Формирование умений применять полученные ранее знания.
  • Закрепление изученных ранее Правил дорожного движения. 

Развивающие:

  • Развитие умения отвечать на поставленный вопрос, чётко и последовательно формулировать свой ответ.
  • Развитие воображения и творческих способностей.
  • Развитие мышления, внимания, скорости реакции, познавательной активности.

         Игровой материал: напольное полотно с нанесёнными обозначениями, игральный кубик, картотека вопросов, загадок, упражнений, ситуаций, физкультминуток, сюрпризные карточки.

        Описание игры. Рекомендуемое количество игроков – от 3 до 6 человек. Игроки поочередно  бросают кубик. Каждому участнику игры ведущий задает вопрос. Если игрок дал правильный ответ, то он выполняет количество ходов, выпавшее на кубике, т.е. в роли игровой фишки выступает ребёнок. При неправильном ответе ход переходит к следующему игроку, а первый игрок остается на месте.

Победителем окажется тот, кто быстрее дойдет до финиша.

При попадании на клетку розового цвета, игроку предлагается не глядя вытянуть одну карточку из нескольких предложенных. На карточках различные задания, физкультминутки или сюрпризы для всех детей.

Условные обозначения

        - обычные игровые ходы

                 - движение назад по стрелке

        - дополнительный ход

        

                 - физкультминутка, муз. пауза, просмотр м/ф по теме и т.д.

Описание карточек, которые тянутся при попадании игрока на розовую клетку

1. «Сигналы светофора»

Воспитатель показывает цветные карточки, по сигналу которых нужно выполнять определенные движения: зеленая — ходьба на месте, желтая — прыжки на месте, красная — стоять смирно.

        2. «Музыкальная пауза»

Дети выполняют физкультминутку под музыку.

«Бибика» - игротанец

https://youtu.be/DG_AEy_3t2g

 3. «Просмотр мультфильма»

Дети просматривают короткий мультфильм по теме, например

- «Смешарики. Азбука безопасности. Светофор»

https://www.youtube.com/watch?v=FJ3HoeZCZIk

- «Смешарики. Азбука безопасности. Пешеходные правила»

https://www.youtube.com/watch?v=Kak-XRnT5GI

- «Смешарики. Азбука безопасности. Знай своё кресло»

https://www.youtube.com/watch?v=sn6HzeYZmaE

4. Игра со зрителями «Разрешается – запрещается»

Играть на мостовой…(запрещается)

Переходить улицу при зеленом свете светофора… (разрешается)

Перебегать улицу перед близко идущим транспортом (запрещается)

Переходить улицу по надземному переходу (разрешается)

Переходить улицу при красном свете светофора (запрещается)

Помогать старикам и малышам переходить улицу (разрешается)

Переходить улицу при желтом свете светофора (запрещается)

Цепляться за проезжающие автобусы и машины (запрещается)

Уступать место в транспорте (разрешается)

Играть на проезжей части (запрещается)

Соблюдать правила дорожного движения (разрешается)

5. Игра со зрителями «Это я, это я – это все мои друзья»

(Ведущий задаёт вопросы, а дети, если так поступают, отвечают:

«Это я, это я – это все мои друзья! ». А если нет, то молчат.)

- Кто из вас идет вперед только там, где переход? (Это я, это я – это все мои друзья)

- Кто из дома выбегает, на дороге мяч гоняет? (молчат)

- Знает кто, что свет зеленый означает путь открыт? (Это я, это я – это все мои друзья)

- Кто из вас вагоне тесном уступил старушке место? (Это я, это я – это все мои друзья)

- Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой? (молчат)

- Кто бежит вперед так скоро, что не видит светофора? (молчат)

- Знает кто, что красный свет – это значит – хода нет! (Это я, это я – это все мои друзья).

Картотека вопросов, загадок, обучающих ситуаций

1. Отгадай загадку

Дом по улице идет, на работу всех везет.

Носит обувь на резине и питается бензином.

(автобус)

Эту ленту не возьмешь

И в косичку не вплетешь.

На земле она лежит,

Транспорт вдоль по ней бежит.

(Дорога)

Никогда я не сплю,

На дорогу смотрю.

Подскажу, когда стоять,

Когда движенье начинать.

(Светофор)

Тут машина не пойдет.

Главный здесь – пешеход.

Что друг другу не мешать,

Нужно справа путь держать.

(Тротуар)

Под ногами у Сережки

Полосатая дорожка.

Смело он по ней идет,

 А за ним и весь народ.

(Зебра)

На обочинах стоят,

Молча с нами говорят.

Всем готовы помогать.

Главное – их понимать.

(Дорожные знаки)

Две дороги долго шли

И друг к дружке подошли.

Ссориться не стали,

Пересеклись и дальше побежали.

Что это за место,

Всем нам интересно.

(Перекресток)

Наш автобус ехал-ехал,

И к площадочке подъехал.

А на ней народ скучает,

Молча транспорт ожидает.

(Остановка)

Двух колес ему хватает,

И мотор не подкачает.

Нужно только завести –

И счастливого пути!

(Мотоцикл)

Это что за магазин?

Продается в нем бензин.

Вот машина подъезжает,

Полный бак им заливает.

Завелась и побежала.

Чтоб другая подъезжала.

(Заправочная станция)

Мы едем в такси и таксичке,

В автобусе и электричке.

(Пассажиры)

За рулем я сижу,

На дорогу гляжу.

(Водитель)

Человек по мне шагает. Меня зеброй называет.

(Пешеходный переход) 


2. Ответь на вопрос

  • Кто является «пешеходом»?

«пешеход» - это, человек, идущий пешком

  • Где должны ходить пешеходы? 

тротуар

  • Где должны ездить автомобили? 

проезжая часть, дорога

  • Какие сигналы светофора вы знаете? Расскажите о них.

красный, желтый, зеленый

  • Почему опасно играть на проезжей части? 

можно попасть под машину

  • Как правильно переходить дорогу? 

1 – приготовиться, 2 – посмотреть налево, 3 – посмотреть направо, вновь налево и если нет машин начинать переходить дорогу. Посмотреть налево, дойти до середины – посмотреть направо и переходить дальше.

  • Где можно на улице играть детям?
  • Чего стоит опасаться на улице когда гуляешь один?
  • Что такое проезжая часть?

Это часть улицы, где едут машины.

  • Что такое пешеходный тротуар? 

 Это часть улицы, где ходят пешеходы.

  • Где можно перейти улицу? 

По переходу

  • На какой свет нужно переходить улицу? 

На зеленый свет.

  • При каком свете двигаться нельзя? 

При красном свете.

  • На какой свет могут двигаться машины? 

На зеленый свет.

  • Каких помощников на дороге ты знаешь? 

Светофор, дорожные знаки.

  • Какую опасность для пешеходов представляют зимние дороги? 

На скользкой дороге увеличивается тормозной путь машин, дороги сужены из-за снега, снежные заносы, гололед мешают движению машин.

  • Какие вы знаете специальные автомобили?

К специальным автомобилям относятся пожарные, медицинские, аварийные, автокраны и другие.

  • Устройство для снижения скорости до полной остановки. 

Тормоз.

  • Баранка, но не к чаю, а в руках шофера. 

Руль.

  • Место сбора пассажиров автобуса, троллейбуса, трамвая. 

Остановка.

  • Вы играете на улице в футбол. Мяч вылетел на проезжую часть. Что Вы будете делать?

• Посмотрю по сторонам. Если нет автомобилей, возьму мяч и больше никогда не буду играть у проезжей части

• Побегу за мячом

• Убегу и спрячусь, чтобы водители меня не ругали

(Ответ: 1)

  • Где безопаснее переходить дорогу?

• По проезжей части

• По зебре (пешеходному переходу)

• По подземному переходу

(Ответ: 2 и 3)

3. Отгадай, о каком знаке идёт речь и найди на поле его изображение

Место есть для перехода,

Это знают пешеходы.

Нам его разлиновали,

Где ходить — всем указали.

(Пешеходный переход)

Предупреждает этот знак,

Что у дороги здесь зигзаг,

И впереди машину ждёт

Крутой…

(Опасный поворот)

Отчего бы это вдруг

Стрелки дружно встали вкруг?

И машины друг за другом

Мчатся весело по кругу.

Что такое,

В самом деле,

Словно мы на карусели!

- Мы на площади с тобой, -

Здесь дороги нет прямой.

(круговое движение)

Вот он знак, каких немного:

Это главная дорога!

Если едешь ты по ней,

Всех становишься главней,

И тебе, как будто Богу,

Уступают все дорогу! 

(Знак «Главная дорога»)

Стой! Машины движутся!

Там, где сошлись пути,

Кто поможет улицу

Людям перейти?

(Светофор)

Красный круг, а в нем мой друг,

Быстрый друг — велосипед.

Знак гласит: здесь и вокруг

На велосипеде проезда нет.

(Езда на велосипедах запрещена)

Круглый знак, а в нем окошко,

Не спешите сгоряча,

А подумайте немножко,

Что здесь, свалка кирпича?

(Въезд запрещен) 

Я знаток дорожных правил,

Я машину здесь поставил,

На площадку у ограды —

Отдыхать ей тоже надо.

(Место стоянки)

У него суровый норов –

Длинный, толстый, словно боров,

Он залег у перехода,

Защищая пешехода.

(лежачий полицейский)

Эй, водитель осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете -

В этом месте ходят дети!

(Знак «Дети»)

4. Исправьте ошибки, опишите, как нужно себя вести в предложенной ситуации

 — Пытайтесь проехать в транспорте бесплатно.

— Прикажите пассажирам закомпостировать ваш билет.

— Не держитесь за поручни.

— Никогда и никому не уступай те место.

— Не готовьтесь заранее к выходу.

— Выпрыгивайте, не ожидая полной остановки транспорта.

— Наберите побольше еды и всю её скушайте, пока будете ехать.

— Разговаривайте громко, смейтесь.

 — Закройте уши и не слушайте водителя, когда он объявляет остановки.

 — Не бойтесь проехать свою остановку....

Библиография

1. Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников», для занятий с детьми 3 – 7 лет.

  1. Поддубная Л.Б. «Правила дорожного движения». Старшая группа. Разработка     занятий.

3. https://youtu.be/DG_AEy_3t2g

4. https://www.youtube.com/watch?v=FJ3HoeZCZIk

5. https://www.youtube.com/watch?v=Kak-XRnT5GI

6. https://www.youtube.com/watch?v=sn6HzeYZmaE

7. https://ihappymama.ru/iq/zagadki/zagadki-pro-dorozhnye-znaki/

8. https://klub-drug.ru/doshkolniki/zagadki-pdd.html


[1] Предложенный вариант картотеки вопросов предназначен для детей старшего и подготовительного к школе возраста.

[2] При необходимости игровой материал в виде игрового поля и кубика можно использовать при закреплении или изучении любой темы, предварительно заменив картотеку вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на знание звуков и букв

Семь интересных дидактических игр для закрепления знаний букв и звуков, в которые можно играть в группе с воспитателем, а так же дома с родителями....

Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры

Умение "смотреть" и "видеть", ""слушать" и "слышать" не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. На мой взгляд, именно игра позволяет удовлетворить детскую любозн...

Роль сюжетно- дидактических игр в приобретении дошкольниками математических знаний.

Консультация для воспитателей на тему: " Роль сюжетно- дидактических игр в приобретении дошкольниками математических знаний."    Роль сюжетно-дидактической игры, помогабщей дошкольникам овла...

Конспект занятия на тему: "Закрепление математических знаний и умений в дидактических играх"

Закрепление знаний детей о составе числа; об образовании и "записи" каждого из чисел второго десятка. Упражнение в ориентировке на листе бумаги. Закрепление названия геометрических фигур и их классифи...

Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры

Я предлогаю дидактические игры, которые помогут воспитателям в экологическом воспитании....

Дидактические игры по закреплению знаний и умений о декоративно- прикладном искусстве.

Ддактические игры,используемые в работе, по закреплению приобретенных знаний о декоративно-прикладном искусстве....

«Дидактическая игра – энциклопедия знаний».

Дидактическая игра – это настоящая энциклопедия знаний для детей. Увлекательные задания и забавные картинки способствуют:ü  всестороннему развитию ребёнка, ü  расширяют представление об окру...