Проект "Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников "
проект (средняя группа)

Горохова Марина Вячеславовна
Данный проект поможет решить такие проблемы как :
 
частая заболеваемость детей;
 
отсутствие у детей мотивации сохранения и укрепления собственного здоровья;
 
отсутствие понятия у детей о необходимости правильно дышать для сохранения своего здоровья;
 
 недостаточная информированность родителей по вопросам детского оздоровления.
 
Сохраним и укрепим здоровье детей с помощью дыхательной гимнасти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  • АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(нужное подчеркнуть)

1. Часто ли болеет Ваш ребёнок?

совсем не болеет,

редко болеет,

часто болеет.

2. Причины болезни:

недостаточное физическое воспитание ребёнка в детском саду,

недостаточное физическое воспитание ребёнка в семье,

наследственность, предрасположенность.

3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием Вашего ребёнка?

да,

нет,

частично.

4. На что, на Ваш взгляд, должны семья и детский сад обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребёнка?

соблюдение режима,

полноценный сон,

достаточное пребывание на свежем воздухе,

здоровая гигиеническая среда,

благоприятная психологическая атмосфера,

физические занятия,

закаливающие мероприятия.

5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для Вашего ребёнка?

облегчённая форма одежды на прогулке,

облегчённая одежда в группе,

обливание ног водой контрастной температуры,

хождение босиком,

прогулка в любую погоду,

полоскание горла водой комнатной температуры.

6. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребёнка?

да,

частично,

нет.

7. Нужна ли Вам помощь детского сада?

да,

частично,

нет.

Дата……………………….



Предварительный просмотр:

Игры на развитие дыхания.

Упражнение «Снежинки».

Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на вату (выдох). Струя длинная и холодная, не надувая щек при выдохе.

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Легкие пушинки,

Белые снежинки.

Игра «Колобок»

Колобок, колобок

Ты румяненький бочок,

По дорожке ты катись,

Лесных зверей берегись.

В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями. Ребенок должен помочь колобку - теннисному шарику прокатиться по тропинке и убежать от зверей.

Игра «Горох».

Что-то спряталось на дне,

Но пока не видно мне.

На горох подую я,

И скажу, что там друзья.

На дно неглубокой тарелки приклеить или положить картинку, насыпать горох. Задача ребенка - раздуть горох с середины и увидеть картинку.

Игра «Акробат».

В цирк сейчас я поиграю,

Представленье начинаю.

Акробатом смелым стану-

Проползу и не устану.

На натянутой леске повесить бумажного акробата. Дети дуют и помогают ему перебраться на другую сторону.

Игра «Футбол».

Дуть через соломинку на горошину, стараясь попасть в ворота.

Игра «Горка».

Бегемот на горку сел,

Прокатиться захотел.

Сейчас ему я помогу

С ветерочком прокачу.

Для этой игры нужна горка. Задача ребенка - сдуть киндер игрушку с горки.

Игра «Черепашки».

Черепашки - малыши

Очень слабы и малы.

Нужно очень постараться до воды помочь добраться.

Рядом со столом где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха) поставить емкость с водой. Можно играть командами. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует их в воду, тот и победитель.

Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста

«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колёс паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).

«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).

«Маятник» - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 сек), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3 – 4 раза.

«Охота» - закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.)

«Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1 – 5 медленно выдохнуть.

«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

«Ворона» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар-р-р!

«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

«Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Дровосек» - встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6 – 8 раз.

«Сбор урожая» - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки – вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза.

«Комарик» - сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

«Сыграем на гармошке» - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 сек). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3 – 4 раза.

«Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10 – 15 сек).

«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

«Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».



Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Для чего нужен нос».

Цель: подведение детей к выводу, что дыхание - основа жизни.

Задачи:

1.О.О. «Познавательное развитие»: Расширить знания детей об органе чувств (обонянии); объяснить, почему нужно заботиться о чистоте воздуха в помещении; закрепить знания детей о том, что вдох делается носом( через нос воздух увлажняется, согревается и очищается).

2.О.О. « Физическое развитие»: Создать у детей представления о здоровом образе жизни, улучшить функции внешнего дыхания.

3.О.О. «Речевое развитие»: развивать у детей умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу, пополнять словарный запас.

Материал:

Мешочки по количеству детей,

Чеснок, лук, апельсиновая корка, лавровый лист,

Поднос,

Воздушные шары,

Трубочки для коктейля,

Зеркала по количеству детей,

Магнитофон, музыкальная запись для дыхательной гимнастики.

Ход занятия.

- Дети, послушайте загадку, попробуйте её отгадать.

«В этих норах воздух бродит, то выходит, то заходит? »

(Ответы детей.)

- Правильно нос.

- Дети, скажите, пожалуйста, для чего нужен нос?

(Ответы детей.)

- Правильно, нос - это наш помощник. Носом мы дышим, нос очищает воздух от пыли, носом мы чувствуем разные запахи. Это наш орган чувств. Как он называется?

(Ответы детей.)

Необходимо помнить важное правило - всегда дышать носом.

- А кто из вас ответит почему мы чихаем?

(Ответы детей.)

- Правильно, в дыхательных путях скапливаются вредные частицы, которые раздражают дыхательный аппарат, и организм стремится избавиться от них.

Но при чихании необходимо прикрывать нос носовым платком, чтобы своими микробами не заразить тех, кто находится рядом. Очень неприятно, когда человек не следит за своим носом и на использует вовремя носовой платок.

Послушайте стихотворение про такого мальчика.

Мальчугану скоро шесть.

У него карманы есть,

А добра в карманах этих.

И не счесть!

Там — конфетные бумажки,

Пряжки, пробки, деревяшки,

Гвозди, пуговки, катушки,

Старый ключ от кладовушки -

Всякой всячины полно,

Но! В двух карманах паренька

Нету места для платка!

Так и ходит озорник:

Носом — шмыг,

Носом — шмыг,

То и дело: носом — шмыг!

Л. Деляну

В нашей группе таких детей нет.

- Дети, какие вы знаете правила, чтобы дышать лучше?

(Ответы детей: при дыхании не поднимать плечи, активно использовать живот.)

- А теперь я предлагаю вам подойти к ковру, лечь на спину, расслабиться, закрыть глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом… Кожей ног, живота, рук, головы. вдох - выдох, вдох - выдох. Вы отлично отдохнули, организм зарядился энергией. Я считаю до 5, на счете 5 - открывайте глаза: 1, 2, 3, 4, 5 - глаза открываются. Вы ощутили свежесть в теле, бодрость. Хорошее настроение.

- Сейчас каждому из вас дам воздушный шарик, вы, пожалуйста, наполните его воздухом (дети надувают шары).

- Скажите, что внутри шара?

(Ответы детей: воздух).

- А мы его видим?

(Ответы детей: нет, воздух невидимый)

- Потрите шар ладошкой, надавите на шар.

- Какой шар?

(Ответы детей: упругий).

- Какой воздух в шарике?

(Ответы детей: грязный).

- Дети выпустите воздух из шарика, положите шары на поднос.

- А теперь подойдите к столу, каждый из вас сейчас возьмет стаканчик с водой и трубочку, часть трубочки опущена в воду, возьмите трубочку в рот и сделайте выдох. Мы видим с вами пузырьки воздуха.

- Хорошо, поставьте чашечку на поднос, молодцы.

- Дети, скажите, пожалуйста, когда мы дышим? (Ответы детей).

- Правильно, мы дышим постоянно: когда играем, рисуем, двигаемся.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет,

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

- Наш нос первым сообщает мозгу о непригодном для дыхания воздухе: газ, химические запахи, запах гари при пожаре. Как бы мы могли наслаждаться чудесным запахом цветов, если бы не наш замечательный нос. Человек способен различать много различных запахов.

- Скажите, для чего мы проветриваем группу?

(Ответы детей).

- Правильно, чтобы дышать свежим воздухом.

- Где легче дышать в городе или лесу?

(Ответы детей).

- Конечно в лесу, т. к. там много деревьев, кустарников, они выделяют много

кислорода.

- Перед занятием мы проветрили группу, у нас свежий воздух и я приглашаю

вас на «дыхательную гимнастику».

Дыхательная гимнастика.

1. «Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).

2. «Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).

- Молодцы, хорошо выполнили дыхательную гимнастику.

А сейчас мы поиграем в игру «Узнай по запаху». Садитесь за столы. Перед каждым из вас я положу плотный мешочек, внутри которого что-то лежит. Вам нужно закрыть глаза, а носом определить, что лежит в мешочке. Чтобы почувствовать, что лежит в мешочке необходимо сделать вдох. Давайте проверим, правильно ли ваши помощники определили, что лежит в мешочках. (Дети сами проверяют, как они справились с заданием)

- Дети, вы теперь знаете, что благодаря дыханию мы живем, говорим, двигаемся. Давайте попробуем соединить дыхание и движение, поиграем в игру.

- Мы будем увеличивать скорость, подражая движущемуся паровозу, разгоним его, а затем, замедлим движение и остановимся. Начали.

Я могу дышать как паровоз: чух, чух, чух,

Я пыхчу, пыхчу под звук колес: чух, чух, чух,

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу: чух, чух, чух,

Развить дыхание хочу: чух, чух, чух, чух.

- Молодцы, хорошо выполнили задание.

- По носу можно определить характер человека: возьмите зеркала и рассмотрите свои носики.

- Если длинный нос — человек любопытный, большой нос - человек веселый, нос, загибающий немного вниз с горбинкой — человек любопытный.

Я думаю, все поняли, какую важную роль в жизни человека играет нос.

Занятие наше окончено.

Конспект развлечения в средней группе по ЗОЖ «На лесной полянке»

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни.

Задачи:

1.О.О. «Познавательное развитие»: уточнить и обобщить представления детей о лесе (растения, животные, птицы); развивать мышление, внимание; вызвать у детей положительные эмоции от спортивного развлечения.

2. О.О. «Художественно-эстетическое развитие»: формировать у детей представление о живой природе через художественные произведения и слушание звуков леса.

3. О.О. « Физическое развитие»: закрепить умение дышать через нос, тренировать мышечную систему, дыхательный аппарат и грудную клетку; способствовать освоению образных движений; развитию ловкости, гибкости, быстроты реакции.

4. О.О. «Речевое развитие»: развивать у детей умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу, пополнять словарный запас.

Материал и оборудование: а/запись со звуками леса; искусственные цветы; картинки деревьев, птиц, животных; мячи, обручи, «дорожка здоровья», скамейка, макеты деревьев.

Ход развлечения:

1. Воспитатель: Ребята, я хочу пригласить вас прогуляться по лесу. Вы согласны? (Да.) Тогда садитесь на поезд и поехали.

Упр. «Поезд» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колёс паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

2. Воспитатель: Ну, вот и приехали. А теперь пойдём по дорожке.

(Под звуки музыки дети гуляют по залу.)

Воспитатель: Добрый лес, старый лес

Полон сказочных чудес!

Мы идем гулять сейчас

И зовем с собою вас!

(Дети идут по дорожке, между мячей, по скамейке, по следам.)

По дорожке мы шагаем,

Ножки высоко поднимаем.

Змейкой мы идем,

Все кочки обойдем.

А вот мостик на пути,

Нужно по нему пройти.

А вот следы, по ним пройдем,

Со следов мы не сойдем.

3. ЛЕС. (а/з со звуками леса).

Воспитатель: Куда мы попали? (в лес)

Воспитатель: Почему в лесу дышится легче? (потому что здесь чистый воздух) Как вы думаете, чистый воздух полезен для здоровья? (Конечно) Давайте подышим.

(Элементы дыхательной гимнастики «Поймаем воздух руками»- на короткий вдох ладошки сжимаем, на длинный выдох - разжимаем).

Воспитатель: Для чего нужен лес? (чтобы ходить за грибами, ягодами, на прогулку, слушать птиц...) А еще человеку необходимо солнечное тепло. (Показ картинки  «Солнышко»)

4. Упражнение «Ласковое солнышко».

Воспитатель: Представьте, что сейчас наши руки и лица греет ласковое солнышко.

(Дети имитируют расслабление.)

Солнышко спряталось, стало прохладно, сожмитесь в комочек.

(Дети напрягаются.)

Опять засветило солнышко, нам тепло, приятно.

(Дети показывают расслабление и удовольствие. Повторяется несколько раз.)

5. Воспитатель: Ребята, какие деревья растут в лесу? (Елки, березы, сосны.)

Дыхательная гимнастика.

1. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит»

И. П. — основная стойка. 1— вдох — руки в стороны; 2 — выдох — наклониться вправо; З — вдох — вернутся в и. п. ; 4 выдох — наклонится влево, вернутся в и. п.

2. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки»

И. п. — ноги врозь, руки опущены. 1— вдох; 2 — выдох — наклониться вперед З — вдох — вернуться в и. п. ; 4 — выдох.

З. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза).

И. п. — ноги вместе, руки спущены. 1 — вдох — руки через стороны вверх, подняться на носочки; 2 — выдох — руки вперед — вниз, спуститься на всю стопу; З — повторить, вернутся в и. п.

6. Воспитатель: А какие животные живут в лесу? (Дети называют.)

Ждут вас на лесной опушке

Птички, бабочки, зверушки,

Паучок на паутинке

И кузнечик на травинке!

(Под слова воспитателя, дети выполняют ходьбу, имитируя движения зверей.)

Мышка, мышка,

Серое пальтишко.

Мышка тихо идёт,

В норку зернышко несёт.

А за мышкой шел медведь,

Да как начал он реветь: «У-у! У-у!

Я вразвалочку иду! »

А весёлые зайчата,

Длинноухие ребята

Прыг да скок, прыг да скок,

Через поле за лесок.

Шел по лесу серый волк,

Серый волк – зубами щёлк!

Он крадётся за кустами,

Грозно щёлкает зубами!

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

По болоту скок — скок- скок,

Под мосток — и молчок.

Ой ты, дедушка — ежок,

Не ходи на бережок!

Там промочишь ножки,

Теплые сапожки!

7. Воспитатель: Ёжик оставил нам корзинку под ёлочкой. В ней шишки для массажа ладошек (Дети делают массаж.)

Что ж ты ёж такой колючий?

Это я на всякий случай!

8. Воспитатель: Смотрите, сколько цветов выросло на полянке! Давайте их понюхаем! (Дети делают глубокий вдох и выдох 3-4 раза.)

9. Воспитатель: Ребята, каких птиц можно встретить в лесу? (Дети называют.)

Давайте мы их покажем. (Проводиться игра)

«Ворона» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар-р-р!

«Сова» сделать глубокий вдох, и махая «крыльями» сделать два коротких выдоха: У-у, У-у.

10. Подвижная игра «День и ночь».

Воспитатель: До свидания, старый лес,

Полный сказочных чудес!

По тропинкам мы гуляли,

На полянке поскакали,

Подружились мы с тобой,

Нам теперь пора домой.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

Значение дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.

Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти минут.

Так, считают, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Оно улучшает пищеварение, так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Умение управлять дыханием позволяет управлять собой. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети. Кроме того, большинство из них имеют увеличенные аденоиды, хронический насморк, что приводит к привычке постоянно дышать ртом.

Привычка дышать ртом вредна, приводит к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд), дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Кроме того, такая гимнастика значительно повышает силы защитных механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. Замедление и задержка дыхания, сопровождающаяся снижением содержания кислорода и повышением углекислоты в крови, приводит в действие соответствующие механизмы, включая рефлекторное расширение сосудов и увеличение мозгового кровотока. Безусловно, процесс дыхания сказывается на работе мозга. Для детей особенно важно научиться удлинять выдох. Он помогает улучшить процесс дыхания, очистить дыхательные органы и обеспечить возможность правильного вдоха. Кроме того, при плавном, спокойном, удлиненном выдохе расширяются и хорошо наполняются кровью сосуды.

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена. Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

- выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей;

- проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;

- заниматься до еды;

- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

- дозировать количество и темп проведения упражнений;

- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;

- вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;

- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек

Консультация для родителей.

Дыхательная гимнастика в детском саду.

Дыхание – это жизнь. С вдохом ребенок получает из внешнего мира кислород, так необходимый для правильной жизнедеятельности всего организма. Но речь сегодня пойдет не о чистоте воздуха и его экологичности, а о технике дыхания.

По статистике 90% инфекционных заболеваний составляют острые респираторные заболевания (ОРЗ)различной этимологии. В зоне риска, естественно, находятся дети. Практически каждый ребенок хоть раз в год болеет ОРЗ. Привычнее всего такие заболевания лечатся медикаментозно, однако для того, чтобы предотвратить или снизить показатель заболеваемости, может помочь дыхательная гимнастика. Научив ребенка дышать через нос, мы поможем ему избавиться от насморка, сократить вероятность заболевания простудами, бронхитами, а также быстрее восстановиться после перенесенного воспаления легких.

Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте решает следующие задачи:

1. Повышение общего жизненного тонуса ребёнка, рост сопротивляемости, закалённости и устойчивости детского организма к заболеваниям дыхательной системы;

2. Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы;

3. Улучшение обмена кислорода в лёгких;

4. Улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения;

5. Стимуляция работы кишечника, улучшение пищеварения.

Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, и на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Так в них не будет задерживаться «испорченный» воздух, а кровь будет получать необходимое количество кислорода.

Важно следить за тем, чтобы ребенок делал вдох через нос, при этом не поднимал плечи, а выдох – дольше и более плавно ртом, чтобы щеки не раздувались.

Однако при выполнении дыхательной гимнастики следует учитывать ряд правил и быть внимательным к ребенку во избежание симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, кружится голова). Мы просто выполняем следующее упражнение: складываем ручки вместе, как при умывании, прикладываем их к лицу, прикрыв рот, и глубоко дышим (2-3 раза). После этого можно продолжить гимнастику.

Для каждого возраста мы используем свой комплекс упражнений. В основном они отличаются сложностью выполнения: для младших дошкольников, учитывая незавершённость формирования дыхательной системы, дыхательные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с небольшим (4-5) количеством повторений. В старшем дошкольном возрасте эти упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6-8 раз.

Для того, чтобы ребята полюбили делать дыхательную гимнастику, упражнения превращаем в игру. Так малыши легче их запоминают, и с удовольствием будут выполнять. Упражнения легко запоминать по названиям, потому как название отражает суть самого упражнения. Посудите сами, «часики», «трубач», «ладошки», «насос», «кошка» — довольно простые названия для упражнений. Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми, или менять, разбив по дням недели.

Безусловно, плюсов и показаний к применению у дыхательной гимнастики гораздо больше, чем минусов и противопоказаний, но все же они есть, и не стоит о них забывать.

Перед тем, как начинать проводить дыхательную гимнастику со всеми ребятами, необходимо ознакомиться с их медицинскими картами. Так, дыхательную гимнастику не рекомендуют делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях и высоком артериальном, внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях.

В работе с детьми мы используем дыхательную гимнастику в различных режимных моментах: на занятиях оздоровительного характера; как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на музыкальном занятиях; в утренней гимнастике; после оздоровительного бега; после дневного сна в сочетании с физическими упражнениями; в закаливающих мероприятиях; в любой двигательной деятельности детей (между подвижными — используем звуковые упражнения, такие как клич индейцев (прикрывая рот рукой, издаем любые гласные звуки); и спортивными играми на прогулке в зависимости от ситуации, времени года, состоянии детей), даже дома, привлекая и заинтересовывая родителей. На самом деле, идей для игр с элементами упражнений дыхательной гимнастики – множество. Все зависит от вашего энтузиазма и желания и дыхательная гимнастика для ребенка станет приятным времяпровождением, к которому он сам будет стремиться.

Дополнительным стимулом для ребенка могут быть мягкие игрушки. Эти маленькие друзья помогают ребенку избавится от стеснения, и могут принимать участие в упражнениях. Например, сидеть у малыша на животике и приподниматься вверх во время глубокого вдоха, опускаться вниз во время выдоха.

Перед проведением дыхательной гимнастики рекомендуется попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии легко будет их показать. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей на протяжении всей гимнастики имеет интонационное разнообразие речи педагога. Умение голосом передать особенности разных персонажей, выразительность и разнообразие интонации помогает создать на занятии сказочную, волшебную атмосферу. Создание комфортного микроклимата способствует достижению оптимального результата от дыхательной гимнастики.

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.), но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.

Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межреберными мышцами. Диафрагма - мышечносухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Главная ее функция - создать отрицательное давление в грудной полости и положительное в брюшной. В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:

  • нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя);
  • среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается);
  • верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного - средняя часть);
  • смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).

Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть - зависит от типа дыхания.

Насколько легкие наполнились воздухом, определяется глубиной вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха; при глубоком - помимо дыхательного, дополнительный и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания.

Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.

При разработке комплексов дыхательной гимнастики мы учитывали:

  • эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
  • доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
  • степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верхних дыхательных путей и т. д.

С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы оздоровительной гимнастики и физкультурных занятий.

Для анализа результативности работы раз в квартал необходимо вносить комплексы дыхательной гимнастики в физкультурное занятие (в помещении, вместо общеразвивающих упражнений, с уменьшенной дозировкой в исполнении).

На занятиях по физической культуре, после сна, на утренней гимнастике используются некоторые упражнения из Восточной дыхательной гимнастики, например:

  • Исходное положение сидя на полу «по-турецки», руки ладонями друг к другу на уровне груди; делается глубокий вдох, руки медленно поднимаются вверх, выдох - руки медленно опускаются в исходное положение.
  • Исходное положение то же. Глубокий вдох - руки медленно вытягиваются вперед, выдох - руки медленно возвращаются в исходное положение.
  • Исходное положение основная стойка. Вдох - руки вверх, к плечам - задержка дыхания, выпад вперед с вытянутыми руками - медленный выдох.


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей  на тему «Дыхательная гимнастика в детском саду»

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся : грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.

Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно рпизвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если  дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих. Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, ринофарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной неправильного звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

    Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
    В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.
    При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:
    - выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;
    - проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;     - заниматься до еды;
    - заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;
    - дозировать количество и темп проведения упражнений;
    - вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;
    - вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;
    - в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;
    - после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания
«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить» свечу.
«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
«Пастушок» - подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.
«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе опускать, произнося «Гу-у-у» (8-10 раз).
«Кто громче» - выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звкук (М) надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.
«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).
«Маятник» - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 с), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3-4 раза.
«Охота» - закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т. д.).
«Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.
«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.                                        
«Ворона» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар!
«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.
«Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
«Пилка дров» - встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.
«Дровосек» - встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6-8 раз.
«Сбор урожая» - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, - вдох (пауза 3 с). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3-4 раза.
«Комарик» - сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.
«Сыграем на гармошке» - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 с). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 с). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.
«Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальчиками на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10-15 с)
«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
«Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».



Предварительный просмотр:

Чтение детям .

Ю. Прокопович «Зачем носик малышам? »

Есть прямые носики,

Есть носики-курносики…

Очень нужен всякий нос,

Раз уж он к лицу прирос.

Жарким летом на лужочке

Носик нюхает цветочки.

На полянке – землянику,

В грядке – спелую клубнику.

В огороде чует нос,

Где чеснок и лук подрос.

В даче, может так случиться,

Носик тоже пригодится,

Он найдёт в шкафу варенье,

Где конфеты и печенье,

Где в буфете шоколадки

Или сок в бутылке сладкий…

Апельсины кто принес?

Всё пронюхает ваш нос!

Л. Деляну «Носовой платок».

Мальчугану скоро шесть.

У него карманы есть,

А добра в карманах этих.

И не счесть!

Там — конфетные бумажки,

Пряжки, пробки, деревяшки,

Гвозди, пуговки, катушки,

Старый ключ от кладовушки -

Всякой всячины полно,

Но! В двух карманах паренька

Нету места для платка!

Так и ходит озорник:

Носом — шмыг,

Носом — шмыг,

То и дело: носом — шмыг!

ДЯДЯ ЁЖ.
Кто там фыркает ноздрями,
Пробираясь меж кустами?
Фыр-фыр-фыр, чух-чух -чух,
Воздух НОСОМ  нюх, нюх, нюх?
Слышен тихий топот ножек,
Кто там бродит? Дядя ёжик!
Здравствуй, добрый дядя ёж,
Ты на щёточку похож,
Расскажи нам дядя ёж,
Ты, куда сейчас идёшь?
Но лишь фыркнул ёж в ответ.
Что ж, большой видать секрет.
Сергей БАГНЮК.

НОС.
Нос – полезнейшая штука,
Не грозит нам с носом скука.
Можно мерить НОС в длину,
Высоту и ширину.
На носу носить очки
И кричать вовсю: “Апчхи”,
Нос показывать в окошке
Старшекласснику Сережке.
Носом в джем случайно влезть
И полбанки сразу съесть.
А потом водить за нос 
Папу с мамою всерьёз.
И держать по ветру нос,
Как на палубе матрос.
Инна ИЩУК.

МОРОЗНАЯ СЧИТАЛКА.
Начинается считалка:

Ветер зиму нам принёс.
А морозу нам не жалко,
Прячь скорее в шарф свой нос.
Кто свой нос ещё не спрятал,
Тот замёрзнуть обречён.
Чтобы НОС твой не заплакал,
Выходи из круга вон.

НОСИК ПЛАЧЕТ.
Носик плачет – простудился,
Я его не доглядел:
Если носик раскраснелся –
Значит, носик заболел.

Сам лечить его не стану.
Попрошу об этом маму.
Носик капельки попьёт –
Насморк быстренько пройдёт;

А пока дружочек –
Получи платочек!
Натали САМОНИЙ.

С. Нечипоренко «У кого длиннее нос».

Задал папа мне вопрос: 
У кого длиннее нос?
У тапира, муравьеда, 
Утконоса, у моржа,
Ламантина, осоеда,
А быть может, у ежа.
Книжку взял я 
С книжной полки
И раскрыл ее, там волки, 
Слон, тапир и муравьед,
Утконос и осоед,
Ламантин, усатый морж,
А в конце колючий еж.
Посмотрел я на картинки
И ответил без запинки.
Даже папа во весь рост
Меньше, чем слоновий нос.

Загадки про нос.

Вот гора, а у горы —
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.

Есть всегда у людей
Есть всегда у кораблей.

За поляною — гора,
Под горою есть дыра,
А в горе — две печки
День и ночь жарою пыщут,
То сопят, то ровно дышат.
Что же это за гора?
Дать ответ тебе пора!

Стоит домик на поляне,
Кто на этот домик глянет,
Тот окошки разглядит:

Два окошка, в них темно,
В доме спать легли давно.

У Петьки — картошкой,
У Марьюшки — уточкой.

На лице он выдаётся,

Не в свои дела суётся,

Но сопеть и нюхать тоже

С удовольствием он может.

Щиплет Дедушка Мороз

Ребятишек всех за ... (нос)

Меж двух озёр стоит утёс,

В нём две пещеры, это - ... (нос)  

Кто что вкусное принёс –

Всё учует детский….(нос)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Здоровый дошколёнок»

программа предназначена для детей дошкольного возраста...

Методичесая разработка круглого стола «Семейная пропаганда здорового образа жизни - как главное условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем  подрастающего  поколения. Особую обеспокоенность  вызывают дети  дошкольного возраста.Как  известно, р...

ЗНАЧЕНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СОХРАНЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, живший в 19 веке. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого ...

Программа по сохранению и укреплению здоровья дошкольников «Здоровый дошколёнок»

Актуальность программы           Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можн...

Педагогический проект, направленный на сохранение и укрепление здоровья дошкольников Долгосрочный проект «Быть здоровыми хотим!»

Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, понятно, что в нынешних условиях дошкольное образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но...

«Семейная пропаганда здорового образа жизни - как главное условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников».

Методическая разработка (круглый стол)«Семейная пропаганда здорового образа жизни - как главное условие  сохранения и укрепления здоровья дошкольников».с использованием технологий:...