ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ЕДЫ
статья

Чаркина Людмила Михайловна

В статье рассматриваются наиболее эффективные и интересные интерактивные технологии и методы обучения дошкольников, содержание интерактивной игры, лэпбука, опытов и экспериментов, способствующие быстрому и эффективному формированию у дошкольников представлений о правилах рационального питания и культуры еды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл charkina_l.m.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ЕДЫ

Чаркина Л. М.,

воспитатель МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида №40 «Веселинка»

города Губкина Белгородской области

Аннотация. В статье рассматриваются наиболее эффективные и интересные интерактивные технологии и методы обучения дошкольников, содержание интерактивной игры, лэпбука, опытов и экспериментов, способствующие быстрому и эффективному формированию у дошкольников представлений о правилах рационального питания и культуры еды

Ключевые слова: дошкольное образование, интерактивные средства обучения, рациональное питание, культура еды.

Интерес к проблеме здорового образа жизни прослеживается с глубокой древности. Первая книга данной тематики была написана около пяти с половиной тысяч лет назад, и невозможно перечислить книги, вышедшие за всю последующую историю человечества. Все эти труды объединяла общая идея, которая состоит именно в приобщении общества к здоровому образу жизни. Но, несмотря на то, что существует множество печатных изданий по этой проблеме, все же прослеживается тенденция к ухудшению состояния здоровья населения, в частности детей дошкольного возраста. И как бы это страшно ни звучало, но необходимо признать, что ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения.

А ведь модель пищевого поведения формируется именно в дошкольном возрасте. В этом процессе важнейшую роль играет семья, где родители порой не уделяют достаточного внимания правильному и здоровому питанию ребенка. Яркая реклама продуктов, не имеющих никакой пользы, привлекает ребенка, что приводит к проблемам не только со здоровьем физическим, но и еще более опасным – психическим проблемам. В результате у детей развиваются не приносящие здоровья привычки в питании.

В связи с этим особую актуальность приобретают любые профилактические усилия, которые могли бы способствовать улучшению здоровья детей.

Здоровье и развитие детей во многом зависят от полноценного сбалансированного питания. К сожалению, статистические данные указывают нам на огромные проблемы, связанные с нарушением их нормального питания. Хотя проблемы эти новыми никак не назовёшь. В нашем цивилизованном мире отношение взрослых, а как следствие и детей к вопросу правильной организации питания всё ещё остаётся на примитивном, к тому же вредном для здоровья уровне.

Обеспечение правильного питания детей составляет одну из важных задач гигиены питания.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования включают следующее: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Поэтому для хорошего физического развития ребенка необходимо, чтобы питание было рациональным, правильным, учитывающим особенности организма, режима дня. А этому может помочь только личная мотивация человека, которую можно воспитать при непосредственном изучении данной темы в детском саду.

Современная модель дошкольного образования приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании и применении современных, инновационных подходов, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе, то есть развитие личности каждого воспитанника, его активности.

Одним их таких подходов стало внедрение интерактивных форм и методов работы, так как современных детей довольно трудно чем-либо заинтересовать, а тем более вовлечь в образовательный процесс, а тем более получить и результат, причем не в виде статистических данных, а в виде здорового поколения.

Образовательный процесс, в основе которого лежат интерактивные методы обучения, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.

Практика показывает, что именно интерактивное обучение влияет на структуру организованной образовательной деятельности с детьми. Технология же данного обучения дает возможность одновременно реализовать познавательные, коммуникативно-развивающие и социально-ориентационные аспекты образовательного процесса. Это позволяет педагогу решать комплекс обучающих задач за более короткое время и с более высоким качеством усвоения материала.

В основе интеракции лежит теория социального взаимодействия, разработанная американским философом и социологом Джорджем Мидом. Согласно этой теории, развитие личности совершается в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы в ходе совместной деятельности.

Совместная деятельность дошкольников в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет детям не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения.

На базе нашего ДОУ было разработано перспективное планирование с использованием интерактивных методов, нацеленное на формирование у дошкольников представлений о рациональном питании, культуре еды.

В рамках реализации данного направления педагогами используются следующие интерактивные методы обучения для формирования представлений о правилах рационального питания, культуры еды:

  • дерево решений;
  • мини-исследования;
  • кубик Блума;
  • кластер;
  • деловая игра;
  • проекты;
  • решение проблемных задач.

В процессе организации образовательного процесса в контексте развивающего и деятельностного подходов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагоги применяют современные формы обучения, такие как квест-игры, игра-геокешинг, занятия-путешествия, совместное изготовление лэпбука и другие.

На первом этапе для выявления уровня представлений детей о правильном и здоровом питании и правилах этикета педагоги проводят мониторинг в средней группе, используя методическое пособие «Разговор о здоровье и правильном питании» (авторы Безруких М.М., Макеева, А.Г., Филиппова Т.А.). Анализ полученных данных позволяет сделать вывод: у большинства детей нет базовых знаний и навыков рационального и здорового питания, культуры еды и особенно – их этикетных основ. Дошкольники не умеют правильно сидеть за столом во время приема пищи, пользоваться столовыми приборами, салфетками. У детей низкий уровень сформированности навыков сервировки стола, соблюдения правил этикета, знаний о вредной и полезной пище.

Также педагогами проводится анкетирование по вопросам питания среди родителей. По результатам анкетирования 24% родителей отмечают, что ребенок не соблюдает режим питания, заменяет основные приемы пищи перекусами. 40% родителей признают, что их дети любят смотреть мультики во время еды. Большинство родителей уповают на организацию питания в детском саду, при этом не особенно утруждая себя организацией питания своих детей дома, несмотря на регулярные рекомендации воспитателей детского сада.

Таким образом, комплексное изучение данной темы выявило неутешительные результаты и подтвердило её актуальность.

Для выявления эффективности работы по формированию представлений о правильном и здоровом питании и культуры еды у детей уже подготовительной к школе группы была проведена повторная диагностика с использованием методического пособия «Разговор о здоровье и правильном питании» (авторы Безруких, М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А.). Анализ показателей диагностического обследования с 2018 года по 2021 год позволил выявить позитивную динамику уровня сформированности у детей определенных представлений, навыков культуры питания: процент детей с высоким уровнем увеличился с 4% до 28%, а с низким уровнем уменьшился с 52% до 4%.

В результате проведенной работы у детей дошкольного возраста:

  • сформировались знания и умения о рациональном питании и его роли для их здоровья;
  • дети умеют классифицировать продукты по пользе и вредности;
  • воспитанники знают разные виды витаминов, содержащихся в продуктах, умеют их классифицировать по пользе для различных органов;
  • у детей сформированы знания о культуре поведения за столом;
  • воспитанники могут применять полученные знания, умения, навыки в жизненных ситуациях.

В результате проведенной целенаправленной работы педагогами была определена эффективность системы работы по использованию интерактивных методов для формирования у дошкольников устойчивых умений и навыков о правилах рационального питания и культуры еды.

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155.
  2. Гуменюк Д.И. Будь здоров: дидактические игры и игровые задания – СПб: «Детство-Пресс», 2011. – 32 с.
  3. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения педагогике: Учеб. пособие / С.С. Кашлев. — Минск: Вышэйная школа, 2004. – 176 с.
  4. Коротаева Е.В. Технология обучения в интерактивном режиме Текст. / Е.В. Коротаева // Мир образования образование в мире. – 2003. №4.- С. 132-143.
  5. Люцис К. Азбука здоровья в картинках – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004. – 62 с.
  6. Обухов А. А. Формирование навыков здорового пищевого поведения// Ребенок в детском саду. – 2014. – N5.
  7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №373 от 31.07.2020 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  8. Соколова Е.Ю., Рассказова М.Б., Шаденкова О.В. Проект формирования основ культуры здорового питания у детей старшего дошкольного возраста «Как питаешься, так и улыбаешься» / «Дошкольное воспитание» – 2013. - №6, с. 18-25.
  9. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами поведения на улице"

Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие ро...

Мастер-класс по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения «Каменная дорожная сказка»

Цель мастер-класса:1. Освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога – воспитателя.2. Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по расширени...

Инновационная программа ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения

«Дети и дорога» - это Программа образовательной работы педагогов ДОУ и детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с привлечением родителей (законных представителей) воспитанников, ...

Презентация "Создание предметно-развивающей среды для ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения"

Презентация поможет воспитателям оформить в группе центр "Безопасность дорожного движения".В каждой возрастной группе должен быть такой центр в соответствии с программными требованиями   группы. ...

Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения.

Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы ДОУ.     Работа по данному разделу может осуществляться как на специально...

Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения посредством проектного метода.

Ознакомление детей дошкольного  возраста с правилами дорожного движения посредством проектного метода....

консультация "Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения"

как уберечь наших детей от опасностей на дорогах? это кропотливый, систематический труд самых близких людей - родителей...