Формы работы с дошкольниками по становлению ценностей здорового образа жизни, формированию полезных привычек
материал

Булохова Наталья Алексеевна

В национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве одной из основных целей определено воспитание здорового образа жизни. Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы:

- Как эффективно организовать воспитательно - образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников?

- Как развить интерес детей к двигательной активности, потребности в здоровом образе жизни?

Для систематизации образовательной работы СП была принята программа образовательного учреждения по формированию представления и приобщению дошкольников к здоровому образу жизни: взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни. Работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни и полезных привычек в нашем СП  реализуется через все виды деятельности детей: в процессе занятий, режимных моментов, индивидуальной и групповой работы, самостоятельной деятельности детей, прогулки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Формы работы с дошкольниками

 по становлению ценностей здорового образа жизни,

формированию полезных привычек

В национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве одной из основных целей определено воспитание здорового образа жизни. Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы:

- Как эффективно организовать воспитательно - образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников?

- Как развить интерес детей к двигательной активности, потребности в здоровом образе жизни?

Для систематизации образовательной работы СП была принята программа образовательного учреждения по формированию представления и приобщению дошкольников к здоровому образу жизни: взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни. Работа по формированию представления и навыков здорового образа жизни и полезных привычек в СП реализуется через все виды деятельности детей: в процессе занятий, режимных моментов, индивидуальной и групповой работы, самостоятельной деятельности детей, прогулки. 

В группе создана развивающая предметно - пространственная среда, способствующая игровой, двигательной деятельности детей, самостоятельной и организованной. Имеется спортивный инвентарь (мячи, скакалки, обручи, кольцебросы, кегли), который пользуется большим интересом у детей и размещен педагогически грамотно. Созданы условия для гигиенических процедур:  полотенца содержатся в порядке, имеется маркировка и списки детей на полотенца. Соблюдается общий режим дня, проводятся утренние гимнастики, закаливающие мероприятия (по возрасту, НОД по физической культуре, динамические паузы). Утренняя гимнастика проводится систематично. Сон детей в группах проходит в проветриваемой спальной комнатах, что также способствует формированию у детей привычки к ЗОЖ. Режим проветривания соблюдается.

В ходе образовательного процесса с детьми проводятся циклы бесед: «Я и мое здоровье», «Как правильно мыть руки», «Что такое витамины?», «Полезная и вредная еда», «Если хочешь быть здоров», «Наши верные друзья», «Чистота – залог здоровья», «Предметы гигиены», «Зимняя прогулка», «На зарядку становись!», «Овощи и фрукты - полезные продукты», «Зачем делать зарядку» и т. д. Игровые упражнения на формирование здорового образа жизни: «Мы умеем есть красиво»«Чистые ладошки»«Послушные расчески»и т. д.

Также используется система эффективного закаливания детей: ежедневные прогулки, обливание рук прохладной водой, умывание прохладной водой, хождение по «дорожкам здоровья», мытье ног перед сном (в теплое время года, босохождение, облегченная форма одежды, сон при открытых форточках в теплый период года) и д. р.

Кроме всего перечисленного в своей работе  используем следующие формы оздоровления: физминутки и динамические паузы, самомассаж, пальчиковые игры, дыхательную и артикуляционную гимнастики.

Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников также являются дидактические игры «Полезные и вредные продукты»«Овощи и фрукты» и др, сюжетно - ролевые «Поликлиника»«Семья»«Больница», где дети вместе с воспитателем обыгрывает жизненные ситуации.

Ещё одной формой приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима, которую ежедневно используем в работе с детьми, является гимнастика после дневного сна. Использование релаксационных упражнений помогает снять напряжение с мышц лица, рук, ног, туловища.                          

В течение года были проведены спортивные развлечения: «Поможем Мишке стать здоровым!», «Путешествие в страну Здоровья» и др; совместно с родителями развлечения: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Нужно спортом заниматься, чтоб здоровым оставаться». Проводятся дни здоровья, оздоровительные походы за территорию детского сада и др. 

Разработана и реализовывается со старшими дошкольниками программа дополнительного образования «Поиграй-ка», которая направлена на формирование здорового образа жизни воспитанников. Программа  получила положительные отзывы коллег, родителей и прошла рецензирование в СИПКРО.

Воспитателями совместно с детьми и родителями реализованы проекты: «Витамины – наши друзья», «Спорт летом», «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста», «Азбука здоровья».

В результате проделанной работы уменьшилась частота и длительность заболеваний детей,  воспитанники заметно повысили уровень физической подготовленности, виден ощутимый прирост физических качеств, обеспечен эмоциональный настрой, получены знания по формированию ЗОЖ и самооздоровления. У детей сформированы полезные для здоровья привычки. Они понимают необходимость соблюдения режима дня, владеют навыками личной гигиены (вымыть  руки, умыться, причесать волосы и т. д.), культурой приема пищи (сидят спокойно, аккуратно пережевывают пищу, не торопятся, не говорят с набитым ртом, используют правильно столовые приборы, пользуются салфетками т. д.); различают полезные и вредные продукты питания, знают, что необходимо для здорового сна, умеют выполнять физические упражнения, утреннюю гимнастику, проявляют интерес к спорту.

    Планируем  вместе с педагогами и родителями продолжать систематическую работу в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, полезных привычек, сохранению и укреплению их здоровья. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль по теме: «Эффективность воспитательно-образовательной работы по сохранению физического и психического здоровья, становление ценностей здорового образа жизни у воспитанников подготовительных групп»

Тематический контроль по теме:  «Эффективность воспитательно-образовательной работы по сохранению физического и психического здоровья, становление ценностей здорового образа жизни у воспитанников...

Обобщение опыта работы на тему: СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ АКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ СЕМЕЙНОГО КЛУБА «СТАРТ К УСПЕХУ»

Обобщение опыта работына тему: Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через активное взаимодействие с родителями в рамках СЕМЕЙНОГО КЛУБА «СТАРТ К УСПЕХУ...

Перспективный план работы по становлению ценностей здорового образа жизни и формированию полезных привычек у детей среднего дошкольного возраста "Азбука здоровья"

Перспективный план работы по становлению ценностей здорового образа жизни и формированию полезных привычек у детей среднего дошкольного возраста "Азбука здоровья"...