Закаливание детей в дошкольном учреждении
статья

Чудопал  Екатерина Михайловна

     Здоровье – одно из основных условий полноценного физического и психического развития ребенка. Состояние здоровья ребенка зависит от многих факторов: - наследственности; - состояния окружающей среды, экологии; - воспитания – условия жизни и воспитания в семье, отношение к здоровому образу жизни, закаливающим процедурам, и т.д

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakalivanie_detey_v_doshkolnom_uchrezhdenii.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Закаливание детей в дошкольном учреждении.

Введение.

     Здоровье – одно из основных условий полноценного физического и психического развития ребенка. Состояние здоровья ребенка зависит от многих факторов: - наследственности; - состояния окружающей среды, экологии; - воспитания – условия жизни и воспитания в семье, отношение к здоровому образу жизни, закаливающим процедурам, и т.д. В комплексе социально-экономических факторов, воздействующих на здоровье и его формирование с раннего возраста, важнейшими являются условия воспитания и развития детей в учреждениях системы образования.

   Дошкольное образование, являясь первым уровнем системы образования, призвано обеспечить разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста от рождения до шести (семи) лет в соответствии с его индивидуальными и возрастными особенностями, потребностями и возможностями. Однако полная реализация ребенком своих способностей невозможна при нарушениях физического и психического здоровья.

     Профилактическая и оздоровительная деятельность дошкольных учреждений является чрезвычайно важной и первостепенной для обеспечения здоровья детей. Профилактическая деятельность дошкольных учреждений ориентирована на создание здоровой развивающей среды и укрепление природного защитного организма ребенка дошкольного возраста (адаптацию к природе, социуму, миру). Образование и физкультурно-оздоровительные мероприятия – это взаимовлияющие и дополняющие друг друга процессы.

        Физкультурно-оздоровительные мероприятия в образовательном процессе дошкольного учреждения

Физическое воспитание дошкольников представляет собой комплекс разнообразных средств, способствующих гармоничному развитию ребенка. Медико-педагогический контроль за правильной организацией физкультурно-оздоровительных занятий проводят воспитатели и медицинские работники. Важным требованием, предъявляемым к организации физкультурно-оздоровительных занятий, является индивидуализация нагрузки. Она осуществляется с учетом уровня двигательной подготовленности ребенка, состояния здоровья и физического развития, типа высшей нервной деятельности.

В своей работе я остановлюсь на проведении физкультурно-оздоровительного мероприятия- закаливание. В начале каждого учебного года старший воспитатель и медсестра детского сада составляют перечень закаливающих мероприятий, которые будут проводиться с детьми, учитывая их состояние здоровья, возраст, а также время года. Как правило, используются традиционные и нетрадиционные формы закаливания с большей интенсивностью их проведения в осенне – зимне – весенний период.

                Организация закаливания.

     Под закаливанием понимают проведение комплексных оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление детского организма, на актуализацию, развитие и формирование защитных сил организма, способных противостоять влиянию негативных природных и антропогенных факторов окружающей среды. В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы: воздух, вода, солнечный свет. Положительный результат возможен только при соблюдении основных принципов проведения закаливающих процедур.

К ним относятся:

- учет индивидуальных особенностей ребенка и состояние здоровья;

- постепенное увеличение дозировки и силы закаливающего фактора;

- последовательность процедур;

 - систематичность закаливания;

- комплексность.

     Перед началом закаливания необходима консультация педиатра, а при проведении закаливающих процедур следует учитывать врачебные рекомендации и поведенческие реакции ребенка.

     Дети 1 группы здоровья (практически здоровые дети) и 2 группы здоровья (с функциональными нарушениями соматофункционального характера) не имеют ограничений при проведении закаливающих процедур. Для детей 2 группы здоровья, имеющих предрасположенность к частым ОРВИ, заболеваниям бронхолегочной системы, закаливание проводится с учетом состояния здоровья. Организация закаливания 3 и 4 групп здоровья, имеющих хронические заболевания в стадиях компенсации, субкомпенсации и декомпенсации и сниженные функциональные возможности организма, требует постоянного медицинского контроля.

     Наряду с постепенностью следует строго выполнять принцип последовательности проведения закаливающих процедур.  Начинать закаливание необходимо с минимально воздействующих факторов (воздушные ванны) с последовательным переходом к солнечным и водным процедурам. Нельзя прерывать закаливание без серьезных на то оснований, так как при этом исчезают те приспособительные механизмы, которые были выработаны организмом в процессе закаливания, и вновь повышается чувствительность к воздействующему фактору. Комплексность закаливания дошкольников – это не только сочетание различных закаливающих мероприятий, но и совместная деятельность педагогов, медицинских работников и семьи.

                   

Закаливание воздухом.

     Воздушные ванны являются наиболее мягкой специальной закаливающей процедурой. Местные воздушные ванны – это:

- обнаженные руки и ноги во время утренней гимнастики,

- физкультурных и музыкальных занятий,

- хождение босиком;

Общие воздушные ванны  дети получают:

- при переодевании, смене белья, а в летнее время находясь на открытом воздухе в облегченной одежде или без одежды в майке и трусах.

     Одежда детей во время прогулки должна изменяться в зависимости от погодных условий.

Продолжительность воздушных ванн в ДУ ограничена режимными моментами:                                                                

- длительностью гимнастики,

-  физкультурного и музыкального занятий,

- прогулками.

Температура воздуха при организации закаливания,  учетом начальной  и конечной температуры воздуха при организации закаливания.

                   Местные воздушные ванны

Возраст детей:

 До 2-х лет - Начальная темпера от +23 градусаС - Конечная температура +18 - +20 градусовС

3 -  4 года - Начальная температура +22 градусаС -  Конечная температура +16 - +18 градусовС

5 – 7 лет   - Начальная температура +22 градусаС  -  Конечная температура +14 - +16 градусовС

Начальная температура +22 -  Конечная температура

                    Общие воздушные ванны

 До 2-х лет - Начальная температура +23 градусаС  -  Конечная температура +20 – 21 градусовС

3-4 года   -   Начальная температура +22 -  Конечная температура +20 градусовС

5-7 лет     - Начальная температура +22   -  Конечная температура +18-19 градусовС

     Эффективность закаливания обеспечивается созданием соответствующих гигиенических условий и соответствие одежды ребенка

                    Закаливание водой.

     К общим закаливающим процедурам относятся:

- умывание,

- мытье рук, ног, г

- гигиенические ванны,

- полоскание рта,

- игры с водой и песком и т. д.

     Специальные водные закаливающие процедуры в порядке нарастания силы раздражения распределяются следующим образом:

- обтирание,

- обливание,

- ванна (душ),

- купание в открытом или закрытом водоеме.

     Сила раздражения водой достигается увеличением площади сопротивления, снижением температуры воды и удлинением времени воздействия.

     Наиболее приемлемыми для ДОУ закаливающими мероприятиями считаются водные процедуры местного значения:

- ножные ванны,

- обливание голени и стопы,

- контрастное обливание ног.

     Ножные ванны являются не только хорошим закаливающим средством, но и способствует профилактике плоскостопия у детей. Закаливание данным способом проводят, опуская ноги детей в емкость с водой +36 С. Впоследствии каждые 3-4 дня температура снижается на 1-2 С и доводится до +15-16 С, после чего целесообразно перейти на обливание ног.

     Местное обливание ног (голени и стопы) оказывает большой раздражающий эффект, должно проводиться при температуре воздуха не ниже +20градусовС. Длительность процедуры начинается с 15секунд, постепенно увеличивается до 35секунд. Начальная температура воды +30 С, конечная  +14 - +16градусовС. Эффект закаливания будет в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка.

      Контрастное обливание ног проводят поочередно холодной (+24 - +2 5градусовС) и теплой (+35 - +36 С) водой. Постепенно температура теплой воды увеличивается до +40градусовС, а холодной снижается до +18градусовС. Заканчивается процедура сухим растиранием ног до покраснения.  

     Особое внимание стоит уделить. При проведении закаливающих процедур следует помнить, что во время заболевания ребенка и в период выздоровления, а также после профилактических прививок, как правило, требуется выдержать паузу от 5 дней до 2-х недель

                    Закаливание солнечным и ультрафиолетовым светом. 

     Закаливание с применением светового потока включает в себя:

-  естественные ванны и использование искусственных световых источников.

     В летнее время года солнечные ванны рекомендуются принимать после проведенного курса воздушных ванн. На голову ребенка надевается легкая светлая шапочка или косынка.

Одномоментное пребывание под солнечными лучами для детей 2-3 лет должны быть 1,5-3 мин, для детей 3-6 лет – 3-5 мин. В течение 15-20 дней доза облучения увеличивается, для младших детей до 15-20 мин, для старших – до 25-30 мин.

Использование искусственных световых источников.  С целью компенсации природного сезонного дефицита ультрафиолета, показано искусственное ультрафиолетовое облучение (УФО). Для этой цели могут быть использованы групповые облучатели и индивидуальные. Индивидуальные лампы УФО используют для детей до 3-х лет, групповые – старше 3-х лет. Использование индивидуальных ламп УФО рекомендуется в домашних условиях с целью оздоровления детей дошкольного возраста.

Заключение.

В рамках обновления содержания работы по оздоровительно-физическому воспитанию в ДОУ постоянно повышается профессиональная компетентность педагогов в области здоровья детей, проводится мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности воспитанников. Создаются условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников  посредством воспитания и закрепления навыков,  привычки к здоровому образу жизни. Регулярно проводятся совместные с родителями оздоровительные мероприятия: «Дни здоровья», «Красота в движении – здоровье с детства», «Семейные старты», в которых используется нетрадиционное спортивное оборудование. В рамках этих занятий, с родителями  проводятся ознакомительные и разъяснительные уроки  по правилам проведения оздоровительной системы закаливания в домашних условиях.

Литература 

1. Картушина М.Ю. «Зеленый огонек здоровья. Программа оздоровления дошкольников». М. Творческий Центр Сфера, 2007.

 2.   Кузнецова М.Н. «Оздоровление детей в детском саду». М.Айрис Пресс, 2008.

3. Морозов В.О. «Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении». Флинта, 2011.

4. Орел В.И., Агаджанова С.Н. «Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях». СПб.: Детство – Пресс, 2008.

5. Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система ДОУ». Волгоград «Учитель», 2009.

6. Праздникова Т.В., Праздников В.П. «Закаливание детей дошкольного возраста». 2012

7. Степаненкова Э.Я. «Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2- 7 лет». Мозаика –Синтез, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"

Цель проекта: представить систему работы воспитателя по закаливанию, выявления методик и средств закаливания....

Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"

Тема проекта: "Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей в ДОУ"Цель работы:представить систему работы воспитателя по закаливанию детей в ДОУ, выявление методик и средств закаливания....

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»

Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.Но, как и другие ...

Закаливание детей раннего возраста. Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей раннего возраста.Задачи: Познакомить родителей с комплексом мероприятий по закаливанию детей раннего возраста.По...

Закаливание детей раннего возраста. Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста

Рекомекндации родителям по закаливанию детей раннего дошкольного возраста...

Памятка для родителей Закаливание детей дошкольного возраста: с чего начать, закаливание детей водой и воздухом для средней группы

Закаливанием можно заняться в любом возрасте, но эти процедуры будут особенно важными для детского возраста. Организм малышей сможет выработать адекватную реакцию на различные воздействия окружающей с...

Статья "ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТ "

ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТЗимой дети болеют особенно часто. Помочь поддержать их организм могут простые процедуры закаливани...