Консультация для педагогов
учебно-методический материал

Полякова Наталия Ивановна

Организация утренней гимнастики в ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация 22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОО,

«Организация и проведения утренней гимнастики

в разных возрастных группах детского сада»

Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом.

Утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине и порядку. Проводится ежедневно перед завтраком, в хорошо проветренном помещении, а в теплый период времени в хорошую, сухую погоду гимнастику проводят на открытом воздухе, что способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным воздействиям окружающей среды.

Какой должна быть утренняя гимнастика?

1. Регулярной, систематической. Оздоровительный эффект достигается с помощью систематического выполнения.

2. Умеренной. Все упражнения желательно выполнять в умеренном темпе во избежание переутомления ребенка.

3. Доступной. Упражнения должны быть простыми и знакомыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения.

4. Постепенной. От простого упражнения к сложному. Нагрузка увеличивается и снижается так же постепенно, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние.

5. Разнообразной. Заменять упражнения на новые, чтобы поддерживать интерес ребенка.

Поэтому наша цель помочь ребёнку гармонично развиваться, расти крепким и здоровым с помощью гимнастики.

Нужно помнить, что утренняя гимнастика - это не только физкультурное мероприятие, но и специально предусмотренный режимный момент, в котором сосредоточен целый комплекс воздействий на разностороннее развитие детей. Выполняя упражнения, ребенок должен получать приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений. Не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, главное, в последствии понять причину такого поведения и подобрать индивидуальные формы воздействия, учитывая возрастные особенности, индивидуальные и иные особенности развития.  Отсутствие строгих правил и требований дисциплины! Следует обеспечить полную раскованность в поведении, разнообразить размещение детей в пространстве (для снятия монотонности и однообразии, важно чтобы способы перемещения были знакомы.)

  Как любое физкультурное мероприятие, утренняя гимнастика, начинается с разминки и заканчивается восстановительными упражнениями. Поскольку утренняя гимнастика не продолжительна, физические нагрузки в ней не велики.

Комплексы для утренней гимнастики составляют из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях: знакомые упражнения выполняются более правильно и это повышает эффективность их влияния на детский организм; кроме того, сокращается время на объяснения и показ упражнений.

Для проведения утренней гимнастики используются как  традиционная форма; с использованием обще-развивающих упражнений.

 При подборе таких упражнений нужно руководствоваться следующими требованиями: упражнения должны быть для всех групп мышц, разной интенсивности, темпа; выполняться из разных исходных положений, с различными пособиями, ритмично-музыкальным сопровождением, в различных построениях.

Так и  нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы; сюжетные, тренировочные, комплексные, игры-эстафеты.

В младшем возрасте это преимущественно сюжетные, образноигровые формы, с использованием имитационных движений (цыплята, котята, гномики), Сюжетная форма утренней гимнастики проводится в виде двигательного  рассказа или сказки. Например, «Колобок», «Теремок»,  «На прогулке», «Любимые игрушки»,  «Зоопарк» и т.  В виде подвижных игр, где в самом тексте игры заложено содержание  разных двигательных действий. 

Утренняя гимнастика в форме подвижных игр облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон.

В старшем возрасте гимнастика можно проводить в виде круговой тренировки, Ее особенность в том, что все движения и сочетания движений выполняются в построении «круг». Дети могут выполнять движения с различными предметами, но при этом их передвижения должны быть строго по кругу, с использованием обручей, мячей, гимнастических палочек и т. д.

 Утренняя гимнастика в форме танцевальных упражнений облегчает процесс запоминания и освоения движений, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка, включает различные виды ходьбы, танцевальные шаги, подскоки и бег под музыку.

– оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);

Гимнастика в форме полосы препятствий, позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличением нагрузки, включать разные виды движений. Обязательно вводятся специальные упражнения, способствующие развитию координационных механизмов нервной системы. На равновесие, прыжки по воображаемой прямой, с бегом между предметов, используя различные модули.

Форма игрового стрейчинга – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

В результате использования разнообразных форм утренней гимнастики у

дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности, польза от совершаемых движений неизменно выше, когда они выполняют их охотно и

 с радостью.

При подборе использования комплексов зарядки, придерживаться основных требований:

• В зависимости от возраста ребенка и состояния его здоровья продолжительность утренней зарядки составляет:

3 - 4 лет – 5 - 6минут;

4-5 лет – 6 -8 минут;

5-6 лет – 8 -10 минут;

6-7 лет – 10 - 12 минут.

Что включает в себя комплекс упражнений для утренней гимнастики?

Вводная часть: решает психологическую задачу: организовать, активизировать внимание детей, вызвать интерес, создать бодрое настроение.

Вводная часть подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений и начинается с различных видов ходьбы (на носочках, пятках, боком, с высоким подниманием колен, строевые упражнения) и бега с последующей ходьбой. Это небольшая разминка.

Основная часть: в ней формируются двигательные навыки, развиваются физические качества.

Общеразвивающие упражнения выполняются с предметами и без предметов, с нестандартным оборудованием (сделанное своими руками: ленты, мешочки, тканевые мячи, пластиковые бутылки, и т. д.).

Заключительная часть: ее назначение снизить физическую нагрузку, спокойное состояние ребенка. В заключительной части проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания,

 Утренняя гимнастика для детей во второй младшей группе.

Комплексы утренней гимнастики составляются из 4 – 5 упражнений обще-развивающего характера. Обязательно включаются в содержание их ходьба, подскоки на месте, бег.

Ходьба может совершаться в любом построении: друг за другом, врассыпную, парами не держась за руки. Она чередуется с бегом.

Затем дети становятся в круг или располагаются в свободном построении для выполнения обще-развивающих упражнений. Применяются упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног. Спины, живота и всего туловища, рекомендованные в разделе занятий. Эти упражнения чаще всего основаны на образном подражании. Распространены обще- развивающие упражнения с кубиками, флажками, колечками, мячами средних размеров. Последовательность упражнений та же. Широко распространены исходные положения: стоя, сидя, лежа на спине и на животе. Повторение упражнений в этой возрастной группе 5 – 6 раз. Оно зависит от сложности и характера упражнений, подготовленности и эмоционального состояния детей. В заключении следует бег, подскоки на месте (2 раза за 10 – 15 секунд с небольшим отдыхом) или подвижная игра, хорошо знакомая детям, с очень простыми правилами и содержанием.

 Утренняя гимнастика с детьми среднего возраста.

Дети пятого года жизни более самостоятельны при подготовке и участии в утренней гимнастике. В содержание утренней гимнастики включаются упражнения в ходьбе, беге, подскоки на месте и 4 – 5 упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, шеи, ног, живота и спины. Структура построения утренней гимнастики та же, что и в предыдущей группе.

Для выполнения обще-развивающих упражнений в начале года дети чаще всего становятся в круг. Во вторую половину года используется и построение в звенья. Количество повторений 4 – 6 раз. После обще-развивающих упражнений проводятся подскоки на месте. Они становятся разнообразней: ноги врозь – ноги вместе; с поворотами вокруг; перепрыгивая вперед-назад через лежащую на полу ленту; продвигаясь вперед вокруг предмета. Дозировка 15 – 20 подскоков (1-2 раза).

Утренняя гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста.

Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными. Широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, «гусиным» шагом, с перешагиванием через препятствия и др., упражнения на внимание.

Все эти упражнения проводятся в разных построениях. Они недлительны и переходят в легкий бег (2 – 3 круга по залу). Бег снова переходит в спокойную ходьбу. И производится перестроение.

В комплексе используется 5 – 6 обще-развивающих упражнений. Для их выполнения удобнее всего построение в звенья. В звеньях дети размыкаются так, что бы не мешать друг другу. Для удобства проведения упражнений сидя и лежа целесообразно применить поворот всех детей в пол-оборота направо или налево.

В заключительной части гимнастики проводится ходьба или малоподвижная игра, чтобы восстановить пульс и дыхание.

Педагог должен выполнять упражнения вместе с детьми, показывая, поясняя их и задавая тем самым правильный темп. Наклоны и приседания педагог может делать вместе с детьми 2-3 раза, а далее дети выполняют их самостоятельно, следуя его указаниям.

В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах проводятся различные виды закаливания. В яслях это воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам. В младшей и средней группах добавляется дыхательная гимнастика. В старших группах - массаж стопы, гимнастика на постели, уход за полостью рта.

 Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную  привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм  ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание,

 усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.

Проведения утренней гимнастики обеспечивает полноценное физическое  развитие детей, формирует интерес к занятиям спортом, подготавливает организм к нагрузкам предстоящего дня, придает эмоциональный подъём.

Ну и наконец, мы с вами, уважаемые коллеги, не должны забывать о своём эмоциональном тоне, настрое, ведь это всё передаётся детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....