Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы «Хлеб – наше богатство»
проект (подготовительная группа)

Антоненкова Любовь Александровна

Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы «Хлеб – наше богатство»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_-_nashe_bogatstvo.docx58.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы «Хлеб – наше богатство»

Подготовила:

воспитатель высшей кв.категории

Антоненкова Л.А.

Г. Смоленск, 2018-2019 уч.год

Актуальность проекта

По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем испечь хлеб.  Быть с хлебом - это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Каждый по-своему воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Идея проекта возникла на основании наблюдений за воспитанниками. Во время приема пищи некоторые дети небрежно относились к хлебу: могли раскрошить, бросить. В процессе бесед выяснилось, что большинство детей имеет смутное представление о труде людей, выращивающих хлеб, о разнообразии и взаимосвязи профессий, об обмене результатами труда, о пути зернышка к столу.

В результате возникла необходимость проведения целенаправленной, систематической работы по формированию представлений о труде хлебороба, потребности в бережном отношении к хлебу.

Участники проекта

Дети подготовительной группы, воспитатель, повар, родители.

Цель проекта:

Формировать у детей дошкольного возраста устойчивого познавательного интереса и уважительного отношения к труду людей и его результатам, через уточнение представлений о пути хлеба к столу человека. Продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы в рамках детского экспериментирования; находить характерные признаки субъектов природы, дать представление о выращивании хлеба

Задачи проекта:

  • Сформировать систему знаний детей об изготовлении хлеба. Дать представление о том, как выращивали хлеб в старину на Руси и в настоящее время.
  • Систематизировать и закрепить знания детей о сельскохозяйственных машинах. Познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями. Довести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей.
  • Развивать речь, творческое мышление, любознательность, способность сравнивать, обобщать, развивать экологическую культуру
  • закрепить представление детей о колосе (строение) через коллективную работу по конструированию из бумаги способом «Оригами» и аппликации;
  • Воспитать бережное отношение, уважение к труду людей, в его выращивании и производстве
  • Стимулировать и активизировать совместную деятельность и сотрудничество детей, их родителей и педагогов.

Тип проекта: краткосрочный, познавательно-исследовательский.

Модель трех вопросов:

Что знаю

о хлебе

Что хочу узнать?

Как узнать?

Саша» Хлеб продается в магазине»

«Как называются люди, которые выращивают хлеб?»

Спросить у папы

Данил: «Из зерен делают муку»

«Что надо, чтобы вырастить хлеб?»

Спросить у мамы

Илья Н.: «Хлеб бывает белый и черный»

«Как готовится тесто?»

 Спросить у бабушки

Миша: «Мама дома печет хлеб в хлебопечке»

«Как растили хлеб раньше?»

Посмотреть в интернете

Ксюша: «Пшеница растет на поле»

«Какие еще есть крупы?»

Спросить у родителей

Толя: «Зерно убирают комбайны»

«Как работает мельница?»

Посмотреть в книгах, энциклопедиях

Реализация проекта:

  • Подбор книг, иллюстраций.
  • Внесение хлебных колосьев, крупы
  • Подготовка презентации «Откуда хлеб пришел».
  • Муляжи хлебобулочных изделий
  • Иллюстрации с хлебобулочными изделиями.
  • Создание музея в группе «Откуда хлеб пришел»
  • Создание тематических папок «Хлебобулочные изделия», «Злаки», «Пословицы и поговорки о хлебе», «Стихотворения о хлебе»
  • Выставка продуктов детского творчества
  • Чтение дома рассказов, стихов о хлеборобах, хлебе.
  • Дидактические игры: «Продукты», «Из чего сделано?» и другие.
  • Создания картотеки игр по теме «Хлеб»
  • Лепка хлебобулочных изделий из солёного теста
  • Коллективная работа «Хлеб - наше богатство»
  • Мастер класс «Изготовления пиццы»
  • КВН «Путешествие хлеба»

Предполагаемый результат:

  • Осознание детьми ценности хлеба, важности труда хлебороба. Бережное отношение к хлебу.
  • Сформированность представлений детей о значимости разных профессий,
  • Установление связи между разными видами труда.
  • Сотворчество детей и их родителей.

Формы и методы работы с детьми.

Познавательное развитие:

  1. Занятие «Как хлеб к нам на стол пришел»
  2. Презентация «Откуда хлеб пришел».
  3. ФЭМП. «Посчитаем зерна»
  4. Знакомство со злаками: пшеницы, рожь, кукуруза, греча
  5. Изготовление муки из зёрен
  6. Посадка озимых, наблюдение за последовательностью их прорастания и зарисовка алгоритма роста (схемы)

Речевое развитие:

  1. Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу.
  2. Чтение стихотворения Е. Трутневой «Золотой дождик»
  3. Чтение сказки Н. Телешова «Крупеника»
  4. Чтение «Теплый хлеб» Паустовский
  5. Занятие «Хлеб всему голова»
  6. Знакомство с загадками, скороговорками, поговорками и стихотворениями о хлебе
  7. Пересказ сказки «Колосок».

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Д/И «Что сначала, что потом»
  2. Д/И «Из чего сделано»
  3. Сюжетно-ролевая игра «Пекарня», «Хлебный магазин»
  4. Профессия – хлебороб

Художественно-эстетическое развитие:

  1. Рисование «Вкусняшки в корзине»
  2. Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия»
  3. Аппликация коллективная работа «Хлеб наше богатство»

Взаимодействие с семьей:

  1. Взаимодействие по сбору материала для создания мини-музея
  2. Мастер класс «Изготовление пиццы»
  3. КВН «Хлеб – всей жизни голова»

Итоговый этап.

  • Выставка детских работ.
  • Поделки из соленого теста.
  • Экскурсия на кухню.
  • Изготовление пиццы
  • Изготовление соленого теста.
  • Экскурсия на кухню.
  • Выставка хлебобулочных изделий, чаепитие.

В ходе проектирования дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Я старалась прививать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дети приобрели знания, уточнили и углубили представления о хлебе. Дети стали бережнее относиться к хлебобулочной продукции. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствовало повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения.


Приложение №1

Развитие речи в подготовительной группе

«Хлеб всему голова».

Задачи:

Развивающие: формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба, учить образовывать прилагательные от существительных.

Образовательные: познакомить с зерновыми культурами, из которых делают муку, какую.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.

Оборудование: зерна пшеницы, ржи, овса, колосья, мука ржаная и пшеничная, картинки с изображением сельскохозяйственных машин, картинки от зерна до хлеба, разные виды хлеба. Поговорки, стихи, набор слайдов с изображением этапов выращивания хлеба, презентация.

Предварительная работа:

Рассматривание репродукции картины Шишкина "Рожь", разучивание стихов и пословиц о хлебе, беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение художественной литературы: украинская народная сказка "Колосок", чтение рассказа М.Глинской «Хлеб», отгадывание загадок о хлебе, зерне, колосе, рассматривание и сравнение колосков ржи и пшеницы.

Словарная работа:

рожь, пшеница, овес, зерно, колосья, поле, земля, посев, уборка, тракторист, сеялка, борона, агроном, хлеборобы, комбайнер, элеватор, мука, мельница, мукомолы, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, Свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, черный, белый, сдобный, пышный. Выращивать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, молоть, выпекать, печь, есть, беречь.


Ход занятия:

Стук в дверь. (Няня передает посылку).
Воспитатель: Дети
, смотрите, нам принесли посылку, а что в ней, мы сейчас узнаем. 
- Как вы думаете? Что там может лежать? 
Дети: Хлеб
Воспитатель: А как вы догадались? 
Дети: По запаху.
Воспитатель:  Конечно, такой аромат идет от посылки. 
Воспитатель: Чтение стихотворения С. Погореловского

Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,

В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило, 
охраняло, берегло!

Воспитатель:  Сегодня мы будем говорить о хлебе.
- Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Люди понимали, что хлеб - это их жизнь. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. Чтобы узнать, кто выращивает хлеб, мы отправляемся в путешествие.

-Отгадайте  загадку, кто весной выходит в поле? «Овсом не кормят,  кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит». (слайд 3)

Дети: Трактор.

Воспитатель:  Кто работает на тракторе?

Дети: Тракторист.

Воспитатель: Егор  найди  картинку, где весной трактор пашет землю. Он готовит землю для зерна. Ведь недаром говорят: "Весенний день год кормит". (слайд 4)
Воспитатель:   Что делает трактор?

Дети:  Тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит землю для посева зерна. 
Воспитатель: Прежде, чем продолжить путешествие, рассмотрим зерна пшеницы, ржи, овса. (слайд 5)
- Ребятишки, эти зерна называются хлебные.  Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый?  Черный хлеб пекут из муки, которую получают изо ржи, а белый - из пшеницы. Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье. А сейчас поиграем! (Игра с мячом)

"Назови, какой, какая, какое?"

(Воспитатель бросает ребенку мяч, он образовывает от существительного прилагательное)

Хлеб изо ржи - ржаной.
Хлеб из пшеницы - пшеничный.
Каша из пшена - пшенная.
Каша из овса - овсяная.
Каша из ячменя - ячневая.
Каша из кукурузы - кукурузная.
Каша из гречихи - гречневая.
Поле с рожью - ржаное.
Поле с пшеницей - пшеничное.
Поле с овсом - овсяное.
Поле с ячменем - ячменное.
Воспитатель: Зерно маленькое, его росточек пробьется через слой земли. Когда зерно сеять решает агроном. (слайд 6)
- Идет время, зерна прорастают, появляются всходы и вот уже поле в золотых колосьях пшеницы. (слайд 7)

Физкультминутка.

В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся.

Воспитатель: А теперь еще одна загадка. (слайд 8)

«Он идет волну сечет, из трубы зерно течет?» 

Дети: Комбайн.
Воспитатель: Владик  найди  картинку комбайна. 
Воспитатель: Кто работает на комбайне? 

Дети:  Комбайнер.

Воспитатель: А теперь продолжим свое путешествие.
Хоть и собрано зерно,
Да не хлеб еще оно.  (слайд 9)
- Зерно везут на элеватор. Его там высушат. Как вы думаете, зачем его нужно сушить?

Дети: Не сопрело, не сгнило. 
Воспитатель: А затем на мельницу. (слайд 10)
Здесь такое с ним  творится,
В  оборот его берут,
В порошок его сотрут!

Воспитатель: Что это за порошок? 

Дети: Мука.
Воспитатель:  Как называется человек, который работает на мельнице?  (слайд 11)

Дети: мукомол, мельник.
Воспитатель: Дальше муку  везут в пекарню.  -Как называется человек, который работает в пекарне?

Дети: пекарь.

Воспитатель: Он из муки делает тесто. 
На большом хлебозаводе,
Станет тестом та, мука,
Хлебу путь теперь недолгий…

Воспитатель: Наконец-то хлеб попадает в булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим.  (слайд 12)

Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: "Хлеб - всему голова".

Ребята, какие еще вы знаете пословицы и поговорки о хлебе.  (слайд 13)

Дети: "Хлеб - наше богатство";

         "Не трудиться - хлеба не добиться";

         "Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";

         "Кто не работает - тот не ест"

Воспитатель: Да, ребята, действительно:

Хлеб ржаной, батон и булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

Воспитатель: Из зерен злаков люди выпекают вкусный и ароматный хлеб.

Вы знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.  (слайд 14)

Игра «Какой он – хлеб?» ( Подберите для описания этого продукта слова, чтобы все поняли, как вы его любите).

Дети: Аппетитный, вкусный, свежий, ароматный, душистый, мягкий.

Воспитатель: Вот почему нужно к хлебу, относится с большим уважением, дорожить каждым кусочком хлеба.

-Ребята, мы с вами много рассмотрели картин про хлебе, наши глазки устали.

Физкультминутка для глаз

«Глазкам нужно отдохнуть.»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру "Цепочка"
- Откуда хлеб пришел? 

Дети: Из магазина.
Воспитатель: В магазин, откуда попал?

Дети: Из пекарни.
Воспитатель: Что делают в пекарне? 

Дети: Пекут хлеб.
Воспитатель: Из чего пекут хлеб?

Дети: Из муки.
Воспитатель: Из чего мука?

Дети:  Из зерна.
Воспитатель: Откуда зерно?

Дети:  Из колоса.
Воспитатель: Откуда пшеница?

Дети:  Выросла в поле.
Воспитатель: Кто вырастил пшеницу?

Дети:  Агроном.

Воспитатель: Вот как, много людей работают, чтобы вырастить хлеб, который мы едим каждый день. Это и тракторист, и комбайнер, и агроном. А одним словом - хлеборобы.  (слайд 15)

Вот он, каравай душистый.          (слайд 16)
С хрупкой корочкой витой, 
Вот он мягкий, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал-пришел.
В нем - здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом - тем, что на столе,
Люди долго и упорно. 
Потрудились на земле.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки - 
Вырастай богатырем!

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!


Пересказ украинской народной сказки «Колосок»

Задачи: 

Развивающие: Развитие речи памяти, внимания, мышления, наблюдательности.

Образовательные: Вызвать у детей сопереживание персонажей сказки, реализацию самостоятельной творческой деятельности при лепке хлебобулочных изделий. Развивать двигательную активность и мелкую моторику рук.

Речевые: Развитие связной речи детей дошкольного возраста, обогащение детского словаря; закрепить умение пересказывать короткий текст точно и последовательно; использовать в речи сложные предложения. Активизация словаря.

Воспитательные: Воспитание уважения к труду взрослых и бережное отношение к хлебу. Формировать доброжелательность в общении с друг другом.           

Оборудование : Книга украинской сказки «Колосок», подборка пословиц о труде и трудолюбии, 

корзинка с хлебобулочными изделиями, соленое тесто, стеки, клеенка, салфеточка.      

Предварительная работа: 

Беседы о профессиях и труде взрослых,       

Разучивание и обсуждение пословиц о труде,

Отгадывание загадок о хлебе и сказках.  

Ход занятия:  

 - Сегодня ребята разговор пойдет о сказке.

- Почему до сих пор люди сочиняют сказки?                                                          

- Сказка родилась с человеком, и пока жив человек, будет жива и сказка!  - У каждого народа есть свои сказки. Их сочинил народ, поэтому они называются народными. Есть сказки короткие и длинные, про людей, про животных. Ест сказки волшебные и почти без волшебства. Но все сказки нас чему-то учат.        

- А как вы думаете, чему нас учат сказки?                                                                    

- Правильно! Они нас учат добру и справедливости, учат быть добрыми и смелыми. Учат призирать лгунов, трусов и хитрецов.

Недаром поэт А.С. Пушкин говорил: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».                                                        

- В каждой народной сказке и пословице содержится мудрая мысль, народ вкладывает свои мечты о добре и справедливости.  

Труд человека кормит, а … (лень портит).                                                         Раз соврал - на век … (лгуном стал).                                                               Кто других не любит, … (сам себя губит).                                                           Кончил дело - … (гуляй смело).                                                           Человек от лени болеет, а от … (труда здоровеет).                                                     Худо тому, кто… (добра не делает ни кому).                                                                 Делу время - … (потехе час).                                                                                          

Горька работа, да … (хлеб сладок).  

- Какой знакомой украинской сказке подходит последняя пословица?              

- Правильно! Это сказка «Колосок».      

- Кто знает, что такое колосок?                                                                                         - Правильно! Это соцветие, в котором много - много зерен, а стебелек – это соломина.- А сейчас я прочитаю вам сказку. Послушайте. (Чтение сказки «Колосок»).

- Понравилась вам сказка?                                                                                         - Как она называется?                                                                                                 - Назовите героев сказки                                                                                            - Как звали мышат?                                                                                                   - Почему им дали такие имена?                                                                            

- Как звали петушка?                                                                                                 - Почему его так звали?

- Какими изображены мышата?                                          

- Каким народ изобразил петушка?                                                                         - Как отвечали мышата петушку в начале сказке?                                                 - А в конце сказки?                                                                                                  

- Почему?                                                                                                                     - Правильно! Потому что они не знали, что все достается своим трудом. Им стало стыдно за свое поведение и за свою лень.              

Физминутка «Петух»:  

Ах, красавец - петушок

На макушке - гребешок,                         

А под клювом-то бородка. 

Очень гордая походка:  

Крылья кверху поднимает, важно головой кивает. 

Раньше всех петух встает, 

громко на заре поет ку-ка-ре-ку! 

Хватит спать! Всем давно пора вставать!» 

(Повторное чтение с установкой на пересказ)   

- Молодцы! Хорошо пересказали сказку!                                                                                      

- А как вы думаете, правильно поступил петушок, когда не угостил мышат пирогом?

- Конечно, правильно! Потому что кто не работает, тот не ест. Как много пришлось петушку потрудиться, чтоб хлеб на стол пришел!

Наши глазки устали, сделаем гимнастику для них

Зрительная гимнастика «Теремок»

Терем- терем- теремок!

(Движение глазами вправо- влево.)

Он не низок, не высок,

(Движение глазами вверх- вниз.)

Наверху петух сидит,

Кукареку он кричит.

(Моргают глазами.)                                        

-  Хлеб проходит очень трудный путь и нужно бережно к нему относиться! Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

-Посмотрите здесь, стоит какая-то корзинку. А что в ней, вы узнайте сами. Если вы назовете все, что лежит в корзинке - ласково.

Игра «Назови ласково»

Хлеб – хлебушек. Булка – булочка.   Крендель – кренделек. Сушка – сушечка

-Молодцы! Все правильно назвали! А давайте, для мышат угощение слепим. Садитесь за столы и слепите из соленого теста любое хлебобулочное изделие. У вас на столе лежит все необходимое для лепки. 

 Как много угощения слепили мы для проказников – мышат! Спасибо вам!

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Легко ли вырастить хлеб?

- Как нужно относиться к хлебу?

- Чему нас учит сказка?

- Правильно! Каждый получает то, что заработал!


Лепка « Хлебобулочные изделия»
(из соленого теста)

Задачи:

Образовательные: Учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта. Уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях.

Развивающие: Формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные ранее приёмы лепки. Развивать мелкую моторику рук. Развивать воображение.

Воспитательные: Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Материал: Картинки с изображением хлебобулочных изделий, слоёное тесто, мяч, дощечки для лепки, стеки, салфетки, цветной картон, подносы.

Ход занятия

Дидактическая игра «Что можно приготовить из муки?»

Воспитатель бросает мяч детям. Ребёнок ловит мяч и называет, что можно приготовить из муки.

Воспитатель: Сегодня мы с вами превратимся в пекарей, и будем изготавливать разные хлебобулочные изделия. Когда будут наши изделия готовы, Мы пополним сюжетно - ролевую игру «Магазин» хлебобулочными изделиями.

Воспитатель:- Откуда берётся хлеб, который продают в магазине?

- Какие вы знаете зерновые культуры?  (Кукуруза, пшеница, рожь, ячмень, овес.)

- Где растут зерновые культуры? (В поле)

- Как называются люди, которые выращивают колосья? (Хлеборобы)

- Куда везут зерно на машине с полей? (На элеватор)

- Что такое элеватор? (Здание, где хранится зерно)

- Что дальше происходит с зерном?

(С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из зёрен получают муку, затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.)

Зрительная гимнастика

«Глазкам нужно отдохнуть.»

(Ребята закрывают глаза)

«Нужно глубоко вздохнуть.»

(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

«Глаза по кругу побегут.»

(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)

«Много-много раз моргнут»

(Частое моргание глазами)

«Глазкам стало хорошо.»

(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

«Увидят мои глазки все!»

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь на столе стоит коробка, а в ней лежат отгадки на мои загадки. Хотите их отгадать?

(При каждой отгадке, воспитатель достаёт из коробки картинку хлебобулочного изделия.)

1,Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
(Мука)

2.Он бывает с рисом, с мясом, 
С вишней сладкою бывает.
В печь его сажают, 
А как выйдет он оттуда, 
То кладут его на блюдо.
(Пирог)

3.Есть такие слова:

"Он всему голова"
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый…
(Хлеб)

4.Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик)

5.Я пузырюсь и пыхчу,
 Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)

Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»

(Дети стоят возле столов)

- Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но, сколько, ни месим и сколько, ни мнём,
Комочки опять и опять достаём!

(Дети садятся за столы)

Воспитатель предлагает детям подумать и выбрать, какие хлебобулочные изделия они будут лепить; напоминает различные приёмы лепки. Воспитатель обращает внимание на правильную осанку детей, напоминает, как нужно работать со стекой.

Выполнение работы детьми.

 В конце занятия педагог вместе с детьми рассматривает изделия, выделяет лучшие и оставляет сушиться.

Воспитатель: Ребята, скажите, почему хлеб называют самым главным в доме? Как нужно относиться к хлебу? Почему нужно уважать труд людей, выращивающих хлеб?  Ребята, что мы с вами сегодня лепили?


Коллективная работа «Хлеб – наше богатство» способом оригами

Задачи

Образовательные: Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания.

Развивающие: Учить складывать бумагу в разных направлениях для получения деталей оригами и формирования композиции.

Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Активизация словаря: Хлеборобы, оригами, витаминный, аппетитный, хлебобулочные изделия.

Предварительная работа:
Беседа о сборе урожая хлеба; 
Рассматривание иллюстраций;
Заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; Рассматривание колосьев ржи и пшеницы;
Изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста.

Материалы: пшеничные и ржаные колосья, квадраты жёлтой бумаги размером 5*5 см, полоски жёлтой бумаги 0,5*15 см для стебельков, салфетки, клей, кисточки, клеёнки. Готовый фон голубого цвета  размером 100см*50 см



Ход занятия:
Воспитатель: Отгадайте загадку
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. 
(Хлеб)
Дети:
Хлеб.
Воспитатель:
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
Дидактическая игра «Какой хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети,  передают по кругу мяч и   называют определения.  Например: хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)
Воспитатель:
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. Ребята, вы хотите узнать, как выглядят колосья пшеницы и ржи?
Дети:
Да хотим.

Выставляется на рассматривание букет из колосьев пшеницы и ржи. Рассматриваем и сравниваем колосья. 

Воспитатель: Внимательно рассмотрите колосья пшеницы и ржи. Чем они отличаются?
Дети: На одних колосьях есть усы, на других нет.
Воспитатель: Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Физкультминутка:

Посадили мы зерно

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает

Подрастает зернышко-

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает

К земле низко прижимает-

Вот как весело играет

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок.

Воспитатель: Что же, ребята, сегодня и мы с вами попытаемся вырастить свой колосок. Колосок наш будет необычным. Выполним мы его в технике оригами.

  1. Из квадрата складываем базовую форму «треугольник»
  2. Складываем ещё раз, чтобы получился маленький треугольник.
  3. Разворачиваем и кладём прямым углом к себе.
  4. Прижав указательным пальцем левой руки этот угол, правой рукой поднимаем два других угла кверху.
  5. Отгибаем получившиеся «ушки» назад так, чтобы получилась фигура в форме сердца с бороздкой по центру.
  6. Изготавливаем 6-7 таких деталей, одну из них сгибаем пополам  поперёк центральной линии. Это первое звено колоска.
  7. Все последующие элементы вставляем, друг в дружку и приклеиваем к стебельку.
  8. Из получившихся колосьев составляем композицию.

Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали о хлебе?

Воспитатель: Как называется техника выполнения колоска, которую мы сегодня применили?

Воспитатель: Мне очень понравилось сегодня работать с вами. Вы большие молодцы!


Приложение №2

Опытно-исследовательская деятельность

Задачи:

  • Формировать умение анализировать и делать выводы в опытно-исследовательской деятельности;
  • Познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку; 
  • Провести опыт по проращиванию зёрен и посев в землю.
  • Расширить знания у детей о пользе хлеба для человека;

1.«Как появляется мука»

Материалы: пшеничные и ржаные колосья, зёрна пшеницы и ржи,

Воспитатель:
Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин. В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Дети:
Его покупают в магазине.
Воспитатель: 
А хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне  из чего делают хлеб?
Дети:
Пекут из муки.
Воспитатель: 
А  из чего её получают?
Дети:
Из зёрен.
Воспитатель: 
Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить  много, труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы.

Выставляется на рассматривание букет из колосьев пшеницы и ржи. Рассматриваем и сравниваем колосья. 

Воспитатель: Внимательно рассмотрите колосья пшеницы и ржи. Чем они отличаются?
Дети: На одних колосьях есть усы, на других нет.
Воспитатель: Колосья с усами – это пшеница, а это рожь.  Возьмите каждый по колоску и выберите из него зёрнышки. Теперь рассмотрим зерна пшеницы, ржи. Чем они отличаются?
Дети: Зерна пшеницы овальной формы, а зерна ржи удлиненные.
Воспитатель: Ребятишки, эти зерна называются хлебные. Из пшеницы получают белую пшеничную муку, из ржи – ржаную темную.

А как же из них получается мука?

Дети: Зерно увозят на мельницу, там зерно мелят в муку.

Воспитатель: Давайте и мы с вами попробуем сделать муку. У на есть кофемолка, из чего она состоит?

Дети: Стакан, а в нутрии два ножа.

Воспитатель: Сначала сделаем муку из зёрен пшеницы.

(Перемалываем зёрна) Какая получилась мука?

Дети: Белая

Воспитатель: А теперь зерна ржи перемолим. Какая мука?

Дети: Тёмная, серая.

Посмотрите и скажите, где мука пшеничная, а где ржаная? 
(Дети исследуют муку, находят пшеничную и ржаную.)
Воспитатель:
Ну вот, теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

2 «Проращивания семян»

Материал: зёрна пшеницы и ржи, вата, тарелки, вода, ложка, пульвилизатор.

Воспитатель: Ребята, скажите, с чего начинается путь хлеба к нашему столу?

 Дети: Зёрно сеют в землю.

Воспитатель: Дальше, что происходит с зерном?

Дети: Зерно прорастает.

Воспитатель: Хотите увидеть, как оно прорастает?

Дети: Да

Воспитатель: В тарелочке у нас лежат зёрна пшеницы и ржи. Как вы думаете, что необходимо для того что бы зерно проросло?

Дети: Тепло и вода

Воспитатель: Верно ребята. Чтобы нам увидеть, как зерно прорастает, нам необходима вата, зёрна и вода.

  • Возьмите вата разложите по всей тарелочке, сверху расыпте зерно.
  • С помощью ложечки налейте воду в тарелку, но не слишком много.
  • Закройте зёрна оставщеися ватой.
  • Сбрызните её из пультилизатора.
  • Поставьте тарелку на подоконник.
  • Каждый день будем проверять влажность ваты. Если она сухая нужно её увлажнить.

Через 7 дней зерна начинают прорастать. Дети ведут дневник наблюдения.

3 «Наблюдения за всходами»

Материал: ёмкость, земля, проросшие зерна, совочек, вода, пульвилизатор.

Воспитатель: Ребята посмотрите, как хорошо проросли наши зёрна. Что же теперь мы можем сделать?

Дети: Посадить их в землю.

Воспитатель: У нас с вами есть большая ёмкость под землю. Насыпьте в неё землю. А теперь, берите по одному зернышку, только осторожно, не сломайте корешок и опускайте его в землю. Молодцы. Что теперь необходимо сделать?

Дети: Полить

Воспитатель: С помощью пульвилизатора полейте. Что ещё необходимо сделать?

Дети: Закрыть зёрна землёй.

Воспитатель: А как вы думаете, толстым слоем земли или нет? Почему?

Дети: Нет, зерно будет тогда дольше прорастать.

Воспитатель: Правильно ребята. Закрывайте зёрна землёй. И полейте её сверху. Теперь будем наблюдать каждый день за нашими зёрнами и определим когда появятся первые ростки всходов.

Дети ведут дневник наблюдения. Первые всходы появились, через две недели.

        


Приложение № 3

        Дидактические игры по теме «Хлеб наше богатство»

1. Дидактическая игра «Расставь правильно».

Цель: расставить картинки, отражающие процесс выращивания хлеба в нужной последовательности. Развивать умение находить причинно-следственные связи, связанную речь

Ход игры: Дети рассматривают картинки, изображающие различные этапы выращивания хлеба. Составляют по ним рассказ

2. Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»

Цель: обогащать словарный запас детей, развивать речь. Подбор определений к существительному.

Ход игры: Дети встают в круг и, передавая мяч, называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный.

3.Малоподвижная игра «Назови ласково».

Цель игры: активизировать словарь детей. Развивать умение изменять слова в уменьшительно-ласкательную форму.

Ход игры: Игроки стоят в кругу. Ведущий стоит в середине круга и перебрасывает мяч игрокам, называя хлебобулочные изделия. Игрок, поймав мяч, перебрасывает его обратно водящему.

 Хлеб -… (хлебушек);

Пирог –… (пирожок);

 Калач - … (калачик);

 Блин -…(блинчик);

Булка - … (булочка);

Батон - …(батончик);

Пряник - …(пряничек);

Торт - … (тортик);

Лепешка – (лепешечка);

Баранка - …(бараночка);

Ватрушка - … (ватрушечка);

 Бублик - …(бубличек);

 

4.Дидактическая игра «Золушка»

Цель: развивать мелкую моторику рук, остроту зрения.

Ход игры: дети считают зерна и выкладывают буквы и цифры по картинке образцу.

 

5.Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: развивать познавательный интерес, память, развивать речь.

Ход игры: Детям зачитываются группы слов, они определяют лишнее слово, объясните свой выбор:

картофель, морковь, ячмень, свекла;

просо, рожь, баклажан, пшеница;

рис, кукуруза, яблоко, рожь;

 гречиха, слива, виноград, персик;

ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.

6.Дидактическая игра «Из чего сварили кашу?»

Цель: закрепить знания детей о злаковых культурах; обогащать словарь детей.

Ход игры: Детям называют названия каши, а они называют злак, из которого сварили кашу.

Пшенную — (просо)        

Гречневую — (гречиха)

Перловую — (ячмень)

Геркулесовую — (овес)

Манную — (пшеница)

Овсяную — (овес)

Кукурузную — (кукуруза)

7.Игра «Слушай внимательно»

Цель: развивать внимание, слух, познавательный интерес.

Ход игры: Хотите поиграть в интересную игру? Вы должны быть очень внимательны. Я буду читать вам стихотворение. Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если же он не из муки нет. Готовы? Начинаем!

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки.

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем.

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено, и помадка…

Называйте, не стесняйтесь. Выбирайте, угощайтесь

8.Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Цель: Расширять представления детей о профессиях людей участвующих в выращивании хлеба.

Материалы: Карточки с изображением хлебных профессий.

Ход игры:

Воспитатель начинает с фразы «Поле осматривает.....агроном, поле пашет....тракторист, зерно сеет....сеяльщик, на комбайне работает ...комбайнер, муку мелет.....мельник...., хлеб замешивает...тестовед, хлеб печет...пекарь....хлеб продает...продавец».

9.Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?».

Материалы: Картинки с «хлебными» профессиями.

Цель: Продолжить формировать знания о профессиях людей выращивающих хлеб, обогащать социальный опыт, развивать внимание, память, логическое мышление.

Ход игры: Дети стоят в кругу, воспитатель раздает детям картинки с изображением «хлебных» профессий, каждый ребенок показывает свою картинку и говорит, что нужно для работы этому человеку.

Например: Тракторист- трактор

Сеяльщик- зерно

Комбайнер- комбайн

Мельник- мельница и зерно

Тестовед- мука

Пекарь- тесто

Кондитер- мука и сахар

Водитель- машина

Продавец- хлебобулочные изделия.

10. Дидактическая игра «Угадай-ка!»

Цель: закрепить представления детей о сельскохозяйственных профессиях, участвующие в выращивания хлеба.

Ход игры: Карточки раскладываются в ряд, ребенку предлагается внимательно посмотреть, затем карточки переворачиваются, ребенку предлагается назвать профессии по порядку.

2 Вариант: «Кого не стало?»

Карточки с профессиями раскладываются в ряд, для начала игры можно взять 5 профессий, затем добавить ещё, ребенку предлагается внимательно посмотреть, а затем закрыть глаза. Одна любая карточка убирается, ребенок должен догадаться, какой профессии не стало.

11.Дидактическая игра «Правда или ложь»

Цель: развивать познавательный интерес и закрепить знания о хлебе. Развивать логическое мышление.

Материалы: Карточки желтого и красного цвета.

Ход игры: Воспитатель раздает детям карточки желтого и красного цвета. Объясняет правила, если утверждение о хлебе, верно, то дети должны поднять карточку желтого цвета, а если так делать нельзя, или это неправда то красного цвета.

1 Хлеб растет на грядке. (в поле).

2 Пекарь работает на комбайне?

3 Для выращивания хлеба солнышко не нужно?

4 Продавец продает в магазине колоски?

5 На мельнице работает мельник?

6 Можно ли выбрасывать хлеб?

7 Хлеб дает силу?

8 Можно ли есть хлеб грязными руками?

9 Нужно ли бережно относиться к хлебу?

12.Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Цель: учить составлять целое из частей, развивать восприятие цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов и их деталей, логическое мышление, самоконтроль, умение концентрировать внимание.

Ход игры: дети складывают картинки из частей.


Приложение № 4

Мастер класс «Изготовления пиццы»

1 Замешивание теста поваром

2 Раскатывания теста детьми

3 Нарезка начинки продуктов для пиццы

4 Разложить начинку на тесто слоями    

5 Пицца готова, можно запекать

6 Наш итог


Приложение №5

Сценарий КВН «Хлеб – всей жизни голова»

Программное содержание:

  1. Обобщить и систематизировать представления детей о процессе выращивания хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий.
  2. Активизировать творческое воображение, смекалку, речь. Увлечь детей, вызвать радостные переживания от совместной командной деятельности.
  3. Развивать физические качества – ловкость, быстроту реакции.
  4. Привлечь родителей к изготовлению блюда выпечки вместе с детьми. Придумать творческую защиту своего блюда.
  5. Воспитывать уважение к труду людей, которые выращивают хлеб, бережное отношение к хлебу.

Оборудование: эмблемы для участников команд, иллюстративный материал к заданию «Разложи картинки в правильной последовательности», картинки различных продуктов к заданию «Скатерть-самобранка», набор продуктов к эстафете «Замесим тесто».

Ход игры:

  • Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Мы рады приветствовать видеть вас на нашей игре, посвященной хлебу. Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без него за стол не садились. Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен. Не зря говорят: «Хлеб всему голова».
  • Сегодня в КВНе встречаются две команды: «Солнышко» и «Дождик». Поприветствуем их.

Под музыку выходят обе команды.

  • Как вы думаете, что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло? (Свет, тепло, влага).
  • Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает. Поэтому мы назвали наши команды «Солнышко» и «Дождик».
  • Для проведения игры нам потребуется справедливое жюри (ведущий называет состав жюри). За каждый правильный и наиболее понравившийся ответ команды будут получать баллы… Победит тот, кто наберет больше баллов.

1 Конкурс «Приветствие»

  • Настало время приветствия команд. Команда «Солнышко», ваше приветствие.

В каждом зернышке пшеницы летом и зимой.

Сила солнышка хранится и земли родной.

  • Команда «Дождик», ваше приветствие:

Дождик, дождик, поливай – будет хлеба урожай.

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

Жюри оценивает приветствия команд.

2 Конкурс-разминка «Вопрос на засыпку»

  • Из какой муки пекут белый хлеб? (Из пшеничной)
  • Из какой муки пекут черный хлеб? (Из ржаной)
  • Кто выращивает хлеб? (Хлеборобы)
  • Человек, какой профессии печет хлеб? (Пекарь)
  • Где зерно превращается в муку? (На мельнице)
  • Что такое элеватор? (Зернохранилище)
  • Как называется человек, который печет торты, пирожное? (Пекарь)
  • Как называется человек, работающий на мельнице? (Мукомол)
  • Как называются сельскохозяйственные машины, которые сеют зерно? (Сеялки)
  • Как называются сельскохозяйственные машины, которые убирают урожай? (Комбайны)

Слово жюри.

3. Конкурс капитанов «Живые картинки»

  • Мы видим, наши участники размялись, настроение у всех замечательное. Можно приступить к выполнению задания. Оно для капитанов команд.
  • Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей.
  • Уважаемые капитаны!  Покажите с помощью картинок, какой  путь проходит зернышко, чтобы превратиться в пышный каравай на нашем столе. Расположите картинки в правильном порядке, затем расскажите об этом нелегком пути.

 Оценка жюри.

4. Конкурс-эстафета «Кто быстрей замесит тесто»

  • Ребята, вы любите блины? Знаете, какие продукты нужны для их приготовления? Назовите.   Сейчас мы вместе замесим тесто для блинов и посоревнуемся.  В стаканах лежат продукты для теста. Каждый член команды добегает до стола, берет стакан и выливает, высыпает содержимое в кастрюли, где мы замесим тесто…
  • Раз, два, три … беги (начни)…
  • Из этого теста наши мамы испекут блины, а мы споем песню, которая так и называется «Блины».

И вновь слово жюри.

5. Конкурс «Скатерть-самобранка»

  • Из муки пекут не только хлеб и блины, но и делают много других продуктов. Назовите их. (Ответы детей). А сейчас послушайте следующее задание. На столах перед вами лежат большие листы и картинки, на которых нарисованы различные продукты. Из всех картинок надо выбрать и наклеить только картинки с изображением продуктов, для приготовления которых используется мука. Чтобы выполнить это задание, нам нужны помощники из числа родителей (по одному человеку).
  • Посмотрите, какие замечательные скатерти-самобранки получились у наших участников. А правильность выполненного задания проверит жюри.

Оценка жюри

  • А сейчас мы объявляем

6.Конкурс «Кулинарные шедевры из теста».

Каждый участник выходит со своим блюдом и защищает его (стихотворением, песней и т.д.)

Для подведения итогов слово предоставляется жюри (жюри объявляет результаты и называет победителей).  

Организуется совместное чаепитие с блюдами из конкурса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе "Хлеб - наше богатство".

В занятии ставятся следующие цели и задачи: Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;Познакомить де...

конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Хлеб - наше богатство"

Конспект  занятия в подготовительной группе: «Хлеб – наше богатство».Программное содержание:Формировать умение анализировать и делать выводы в опытно-исследовательской деятельности;Познакомить де...

Конспект занятия в подготовительной группе: "Хлеб- наше богатство"

Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении. Познакомить с профессией пекаря, о том, что хлеб - богатство нашей страны. Формировать у детей представление о том, как из муки приготавл...

Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы «Хлеб – наше богатство»

Познавательно-исследовательский проект для детей подготовительной группы «Хлеб – наше богатство»...

Проект для детей средней группы «Хлеб – наше богатство»

Современные дети растут в условиях изобилия еды, к хлебу относятся, как к самому обыденному продукту. Дошкольники даже не догадываются, какой долгий и сложный путь проходит хлеб, прежде чем появится у...