Проект по формированию здорового образа жизни у детей с ОВЗ «Волшебные правила здоровья»
проект

Шпак Снежана Алексеевна

Здоровье - первая и важная потребность человека. В уставе Всемирной организации здравоохранения сказано, что «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Это отражено и в ряде нормативно-правовых документов, в том числе и ФГОС ДО. Среди основных задач физического воспитания дошкольников:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx37.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников  № 9 «Колокольчик»

Проект по формированию здорового образа жизни  у детей  с ОВЗ

 «Волшебные правила здоровья»

        

Разработали:

Кузнецова А. В. воспитатель.

Шпак С.А. воспитатель.

Прокопенко А.Н. учитель-дефектолог.

Канск 2021 г.

Содержание

Актуальность……………………………………………………………………………...

3

Проблема………………………………………………………………………………….

3

Идея проекта……………………………………………………………………………..

4

Цель и задачи…………………………………………………………………………….

4

Деятельность по реализации проекта…………………………………………………..

4

Прогнозируемый результат……………………………………………………………

7

Ресурсное обеспечение………………………………………………………………….

7

Актуальность

Здоровье - первая и важная потребность человека. В уставе Всемирной организации здравоохранения сказано, что «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Это отражено и в ряде нормативно-правовых документов, в том числе и ФГОС ДО. Среди основных задач физического воспитания дошкольников:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а, следовательно, и установка на здоровый образ жизни не появляются у детей с ОВЗ сами собой, а вырабатываются в результате целенаправленного воспитания. В дошкольном возрасте ребенок приобретает многие привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников методам сохранения и совершенствования здоровья приведут к положительным результатам. Однако нередко эти привычки складываются без осознания ребенком с ОВЗ их значимости. Надо понимать, что концепция здорового образа жизни, особенно при нарушениях в развитии детей, становится не только задачей профилактики и укрепления здоровья, но и движущей силой преодоления многих социально обусловленных трудностей. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, прививать ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.

Как известно, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не может дать 100 % ожидаемых результатов, если не реализуется совместно с семьёй. Для продуктивного взаимодействия педагогов и семьи необходимо выстроить партнерские отношения, в ходе которых будут применены новые методы и приемы здоровьесберегающих технологий для обеспечения благоприятных условий развития и воспитания детей в семье и дошкольном учреждении.

Проблема

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей особенно актуальна в наше время. В последнее время ухудшилось здоровье жителей России, особенно детей. Ухудшение здоровья детей обусловлено многими причинами: наследственность; неблагоприятная экологическая обстановка; рост объема познавательной информации и умственной нагрузки; снижение двигательной активности и др.

Вследствие этого наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет на состояние здоровья дошкольников с ОВЗ. Данные нарушения приводят к снижению жизненных и социальных возможностей, недостаточным овладением навыками самообслуживания, подготовке к профессиональной деятельности, что впоследствии может вызвать затруднение в вопросах интеграции в общество. Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью – главная задача не только ДО, но и современного образования.

Анализируя статистику заболеваемости наших воспитанников, мы пришли к выводу, что проводимых оздоровительных мероприятий в ДОО  недостаточно, в семьях воспитанников не всегда уделяется должное внимание здоровому образу жизни. Анкетирование родителей показало, что несмотря на полную осведомленность и положительную мотивацию, значительная часть семей не находит ему места в своей жизни.

Идея проекта

Наше дошкольное учреждение занимается этой проблемой  целенаправленно уже много лет. Опираясь на многолетний опыт работы, мы решили  разработать проект по взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса для успешной установки на здоровый образ жизни детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения. Данный проект подразумевает широкое использование разнообразных форм коррекционной работы доступных

образовательное  учреждение  делают  педагоги,  способные  реализовать

особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание

психологической,  нравственной  атмосферы,  в  которой  особый  ребенок  

перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое

детство.    Главное,  чтобы  у  педагогов  было    желание  работать  с  детьми    с

особыми  вариантами  развития,    помогать  им  занять  достойное  место  в

обществе и  наиболее полно реализовать свои личностные возможности

 для детей с  ограниченными возможностями здоровья.

Разработка проекта продиктована стремлением к сотрудничеству с семьями воспитанников с целью выстраивания партнерских отношений, так как лишь тесное взаимодействие родителей, воспитателей группы и других специалистов ДО позволит организовать более эффективную деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей. Формирование у семей воспитанников с ОВЗ потребности в здоровом образе жизни и как следствие снижение заболеваемости детей. Местом реализации данного проекта является МБДОУ № 9 .

Цель проекта

       Создание комплексного подхода по сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка с ОВЗ и формирование основ здорового образа жизни.

Задачи проекта

  1. Формировать  целостное понимание здорового образа жизни у детей  с ОВЗ.
  2. Закреплять и расширять представления детей с ОВЗ и их родителей о способах сохранения и укрепления здоровья.
  3. Активизировать воспитательные возможности родителей.
  4. Привлечь родителей к участию в образовательном проекте дошкольного учреждения.
  5. Реализовать комплексный подход к формированию здорового образа жизни, сохранять и укреплять здоровье детей.
  6. Пропагандировать занятия физкультурой и спортом как лучшего средства от любых болезней.

Деятельность по реализации проекта

Целевая группа проекта: воспитанники группы № 5 МБДОУ № 9, педагоги, родители/ЗП.

Вид проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта: 10 месяцев (август 2021г. - май 2022 г.)

Этапы реализации проекта:

Этап

Содержание

1

Подготовительный  

август-сентябрь 2021 г.

  • Проведение родительского собрания, с целью побуждения родителей включиться в проект по формированию здорового образа жизни.
  •  Подборка технологий, методов  и приёмов работы с учетом особенностей детей при реализации проекта.
  • Распространение лучшего опыта семейного воспитания.
  • Анкетирование родителей «Ведет ли ваша семья здоровый образ жизни?».
  • Диагностика физического развития детей.
  • Выявление возможности родителей проведения совместной деятельности с детьми в детском саду.
  • Консультирование, беседы, выпуск папок-передвижек, памяток, буклетов.

2

Основной

 октябрь 2021-апрель 2022 г.

  • Обсуждение с родителями темы, структуру деятельности.
  • Составление  плана совместных мероприятий.
  • Проведение совместных здоровьесберегающих мероприятий группы № 6 организованных родителями и педагогами.

3

Заключительный

май 2022 г.

  • Совместное итоговое мероприятие «День здоровья» в сосновом бору.
  • Выставка рисунков «Мы любим спорт».
  • Выставка семейных коллажей  «Здоровый выходной в моей семье».
  • Создание родителями спортивного оборудования\инвентаря своими руками для прогулок.
  • Диагностика физического развития детей.

Формы реализации проекта:

Для реализации проекта «Волшебные правила здоровья» использовались следующие формы работы с детьми педагогами:

  • проведение зарядок, занятий по ФК, закаливающих процедур;
  • чтение художественной литературы с показом иллюстраций,
  • проведение гимнастики: дыхательная, артикуляционная, для глаз;
  • физкультурные минутки;
  • просмотры мультфильмов «Мойдодыр», «Федорино горе»;
  • просмотр презентаций «Где живут витамины», «Микробы и бактерии» , «Виды спорта»;
  • пальчиковые игры;
  • подвижные игры;
  • художественное творчество;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • беседы;
  • экскурсии.

      На основном этапе реализации проекта родители – становятся активные участники следующих мероприятий.

  • Гость группы «Мама-спортсмен»
  • Гость группы «Мама знает, какие продукты полезны для здоровья»
  • Гость группы «Мама - ловкая и быстрая
  • Гость группы «Мама мастер на все руки»
  • Гость группы «Уроки от доктора Айболита»
  • «Папа, мама, я - спортивная семья» совместное мероприятие
  • Гость группы «Уроки Мойдодыра»
  • Экскурсия в Дом спорта «Текстильщик
  • Итоговое мероприятие «День здоровья»

Содержание работы:

Название

Содержание

1

Гость группы  мама Ярослава К. «Мама-спортсмен»

Проведение зарядки мамой Ярослава, в которую входят: ритуал приветствия, общеразвивающие упражнения, гимнастика, игры под музыку. Все знают, что полезно начинать день с зарядки. А если ее проводит любимая мама то это еще и праздник, масса положительных эмоций! Личный пример родителей –большая сила в воспитании ЗОЖ у детей.

2

Гость группы мама Давида К. «Мама знает, какие продукты полезны для здоровья»

Беседа в свободной деятельности. Мама Давида рассказала о пользе продуктов: чтение художественной литературы с показом иллюстраций, проведение пальчиковых игр.

3

Гость группы  мама Андрея М. «Мама - ловкая и быстрая»

Организация и проведение   мамой Андрея М.  подвижных игр в свободной деятельности.

4

Гость группы  мама Андрея Т. «Мама мастер на все руки»

Мастер-класс для родителей от мамы Андрея Т. -изготовление нестандартного оборудования для утренней зарядки.

5

Гость группы мамы Данила Е. и Кирилла Д. «Уроки от доктора Айболита»

Проведение комплекса упражнений гимнастики для глаз от мамы Данила и мамы Кирилла.

6

«Папа, мама, я - спортивная семья»

Совместное мероприятие, приуроченное ко дню Защитника Отечества.

7

Гость группы мама Ани В. «Уроки Мойдодыра»

Включение мамы Ани в образовательный процесс – формирование КГН.

8

Экскурсия в Дом спорта «Текстильщик».

Совместный поход с родителями и детьми в дом спорта. Ознакомление с дополнительными спортивными кружками, секциями для детей дошкольного возраста.

9

Итоговое мероприятие «День здоровья»

Спортивный досуг на свежем воздухе. Совместная деятельность детей, педагогов, родителей.

Итог проекта - совместное мероприятие с родителями «День здоровья», основной целью которого является совместное оздоровительное время препровождение родителей с детьми и педагогами.

В рамках проекта родители становятся желанными «гостями», приходя в группу с интересной и познавательной информацией, касающейся темы физического развития детей и не только.

Ценность всех этих мероприятий заключается в том, что родители имеют возможность непосредственно оценить результаты физического, и духовного развития своего ребёнка, быть не созидателями, а активными участниками. Благодаря этому, родители сближаются с детьми, понимают их потребности не только физиологические, но и потребность общения. Становясь участниками деятельности с детьми, папы и мамы чувствуют себя успешными родителями, они заинтересованы в развитии детей и сами приобретают новые умения.

Совместная работа педагогов и родителей по формированию и привитию навыков здорового образа жизни и физического развития, воспитание у дошкольников правильного отношения к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Таким образом, можно сделать вывод, что вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада в ходе проекта «Волшебные правила здоровья» отвечает  актуальным взглядам, потребностям и ценностям современного общества в  отношении формирования физического развития детей.

Прогнозируемые  результаты

  1. У детей и родителей сформируется целостное понимание здорового образа жизни.
  2. Расширятся представления детей и их родителей о способах сохранения и укрепления здоровья.
  3. Произойдет сплочение детско-родительского коллектива, повышение активности семей воспитанников в жизни детей и повышение педагогической грамотности семей воспитанников в вопросах ЗОЖ.

Дальнейшее развитие проекта

        В результате данного проекта будет создана эффективная система работы в ДОО, по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование образовательного процесса с дошкольниками с ОВЗ.

        По итогам реализации данного проекта планируем расширить его границы за счет вовлечения в данную деятельность всех групп дошкольного учреждения.

Ресурсное обеспечение

  1. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации/ И.А Анохина - Ульяновск: УИПКПРО, 2018.-44 с.
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие /Л.В Гаврючина. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 160 с.
  3. Доронова, Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2014. - №1. - С. 63.
  4. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ Н.И. Крылова - Волгоград: Учитель, 2019. - 218 с.
  5. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях/ М.Н. Кузнецова - М.: «Аркти», 2012. - 87 с.
  6. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В. Нежина // Дошкольное воспитание. - 2014. - №4. - С. 14-17.
  7. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании Н.В. Полтавцева, М.Ю Стожарова. - Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2017. - 262 с.
  8. Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г.П. Юрко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 98 с. 31. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику/ В.А. Шишкина, М.В. Мащенко М.: Просвещение, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по здоровьесберегающим технологиям/ Правила здорового образа жизни. "Как научить ребенка быть здоровым"

Методическое пособие для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатели и педагоги в своей практике часто сталкиваются с проблемой: как научить детей сберечь свое здоровье и при этом не н...

Формы организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщению детей к ценностям здорового образа жизни в подготовительной к школе группе №9 «Веселые ребята»

Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То,...

Буклет "Здоровый образ жизни! Полезен он для всех. Здоровый образ жизни! Удача и успех! "

Буклет для родителей.Нам, взрослым, необходимо объяснить детям, что здоровье – одна из главных ценностей жизни....

Образовательный проект по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников старшей группы «День здоровья»

Проект «День здоровья»Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.Задачи:Обогащать и ...

Презентация "Здоровый образ жизни! Полезен он для всех. Здоровый образ жизни! Удача и успех."

Оздоровительные мероприятия в группе компенсирующей направленности....

Педагогический проект по формированию первичных представлений о своем физическом «Я» и здоровом образе жизни в группе раннего возраста 2-3 года

Цель данного проекта: создание педагогических условий для формирования представлений о своем физическом «Я» (строении человеческого тела, о значении каждого органа для нормальной жизн...

Дидактический материал к проекту по формированию первичных представлений о своем физическом «Я» и здоровом образе жизни в группе раннего возраста 2-3 года

В предложенном приложении к проекту подобран дидактический материал, помогающий сформировать у детей первичные представления о своем физическом "Я" и здоровом образе жизни у детей 2-3 лет....