Становление у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни.
консультация

Консультация для родителей - " Становление у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Становление у детей дошкольного возраста ценностей здорового

образа жизни

В ФГОС дошкольного образования (пункт 2.6.) одной из задач

образовательной области «Физическое развитие» указывается задача по

обеспечению становления у детей ценностей здорового образа жизни,

овладения его нормами и правилами. Решение обозначенной задачи связано со

знаниями воспитателями таких аспектов, как: 1) отношение ребенка к своему

здоровью на разных возрастных этапах психического развития; 2)

психологические основы формирования у ребенка позиции созидателя в

отношении своего здоровья; 3) оптимальные формы работы с детьми по

развитию потребности в здоровом образе жизни.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на

котором может быть выстроено здание потребности в здоровом образе жизни.

Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как

человека и личности.

Отношение к здоровью в контексте болезни проявляется в форме страха,

который появляется у ребенка в связи с неприятными манипуляциями, которые

проделывают с ним взрослые. По мере накопления опыта болезней и связанного

с ним опыта получения лечебных процедур чувство страха сменяется чувством

тревожного ожидания, а у старших дошкольников оно сменяется

любопытством. Отношение ребенка к тому, что связано с его болезнью, сугубо

индивидуально и во многом зависит от отношения к этому явлению его

родителей. Они беспокоятся — беспокоится ребенок. Родители небрежны в

отношении своего здоровья, наверняка столь же небрежен будет и их ребенок.

Рассмотрим ситуацию отношения к здоровью вне болезни ребенка.

Эксперименты убедительно доказали, что отношение ребенка к здоровью

напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

В младшем дошкольном возрасте дети понимают, что такое болезнь, но

дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут. Вследствие

этого никакого отношения к нему у маленького ребенка практически не

складывается.

2

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о

здоровье как «не болезни». Что значит чувствовать себя здоровым и быть

здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к

чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым − значит не болеть. На

вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, подавляющее большинство детей

(78% из числа опрошенных) отвечают: нужно не простужаться, не есть

мороженого, не мочить ноги и т.п. Из этих ответов следует, что дети в этом

возрасте начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды

(холодно, дождь, сквозняк), а также и от своих собственных действий (есть

очень холодное мороженое, мочить ноги и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности

отношение к здоровью существенно меняется. Дети по-прежнему соотносят

здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от

своих собственных действий («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду

грязными руками» и пр.), так и от внешней среды. При определенной

воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье» с выполнением

правил гигиены. Они начинают соотносить занятия физкультурой с

укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на

первое место ставят физическую составляющую.

В этом возрасте дети, (хотя еще интуитивно) начинают выделять

психическую и социальную компоненты здоровья («там все так кричали,

ругались, и у меня голова заболела»). Но, несмотря на имеющиеся

представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему

у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным.

Причины такого отношения кроются в недостатке у детей необходимых знаний

о нем, а также не осознании опасностей нездорового поведения человека для

сохранения здоровья.

Исследования убедительно показали, что значительная часть

самоохранительного поведения детей старшего дошкольного возраста

определяется их представлениями о здоровье. При целенаправленном

воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены,

соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему

здоровью существенно меняется.

3

Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в

жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой

формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. В свою очередь,

наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и

социальную задачу — становление у ребенка позиции созидателя в отношении

своего здоровья и здоровья окружающих.

Психологической основой формирования позиции созидателя в

отношении своего здоровья является наличие у ребенка потребности в

здоровом образе жизни. Согласно исследованиям возрастной динамики

значимости здоровья и здорового образа жизни, их приоритетная роль чаще

всего отмечается у представителей старшего поколения. В иерархии ценностей

маленького человека доминируют игра и общение со сверстниками. В

понимании детей роль физического, психического и социального здоровья и

соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места.

Биологические потребности (голод, жажда и пр.), потребность в

безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности,

ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни. И ее

возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой

воспитывается ребенок. В.Г. Алямовкая выделяет четыре условия развития у

детей дошкольного возраста потребности в здоровом образе жизни.

Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в

дошкольном образовательном учреждении является первым и основным

условием развития у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Понятие

«гигиена» трактуется в данном случае шире, чем принято в медицинской

практике. Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только

санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям

гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных

отношений. Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по

режиму время укладывают спать, а то, как это делают, каким образом

обеспечивают глубокий, здоровый сон. Кроме того, крайне важно обеспечить

детям комфортность при их пробуждении.

Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в

здоровом образе жизни является наличие в дошкольном учреждении

4

специальной обучающей программы, которая была бы нацелена на

приобретение детьми комплекса необходимых навыков и привычек ухода за

собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям. Дело в том,

что многие потребности связаны с привычками. Так, например, если человек

постоянно занимается гимнастикой, оздоровительным бегом и т.д., то в

определенное время у него наступает чувство «мышечного томления».

Организм привык получать нагрузку и как бы просит своего хозяина: «Ну,

давай, побегай!». Чувство мышечного томления связано с позитивными

изменениями в гормональной сфере, и его появление говорит о наличии у

человека потребности в систематических движениях. Приведенный пример

показывает, что потребность в здоровом образе жизни вызвана особым

внутренним состоянием человека, связанным с чувством удовольствия,

комфортности, удовлетворения.

В.Г. Алямовская подчеркивает, что педагогам дошкольного учреждения

необходимо составить перечень привычек здорового образа жизни, которые они

гарантированно сумеют воспитать у детей за время их пребывания в

дошкольном учреждении. При этом необходимо провести анализ имеющихся

привычек, как полезных, так и вредных. И в первую очередь избавлять детей от

вредных привычек. Система мер, которая для этого будет избрана, должна

согласовываться с родителями каждой возрастной группы.

Создавая гигиеническую среду обитания в дошкольном учреждении,

предполагающую обеспечение необходимых условий для приобретения детьми

навыков здорового образа жизни, педагоги должны также учитывать эффект

задержанной обратной связи. Занятия физкультурой, закаливание приносят

ощутимый эффект далеко не сразу, чаще через месяцы и даже годы. Люди, а тем

более дети, этого не понимают, и зачастую им этого не объясняют. Не получив

быстрых результатов от полезных для своего здоровья действий, дети теряют к

ним интерес и выполняют их механически (так надо), а если появляется

возможность, то попросту увиливают. Эффект задержанной обратной связи —

одна из главных причин негигиенического поведения детей и взрослых,

пренебрежения ими правилами здорового образа жизни.

Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе

жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и

здоровом образе жизни. Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у

5

ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих

физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что

полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься

гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях. Система

знаний о своем организме, здоровье представляет собой целостный

интегрированный с другими образовательными областями курс. Методика

организации занятий нацеливает педагога на то, чтобы дети в полной мере были

субъектами образовательного процесса. Дети должны сами сформулировать

соответствующие выводы, подобно герою из произведения В. Маяковского:

«…и сказала кроха — буду делать хорошо, а не буду плохо». Становясь

активными участниками образовательного процесса, ощущая его органичную

связь с тем, что требуют от них в плане ухода за своим телом взрослые, дети

полнее осознают связь между состоянием своего организма и их собственной

заботой о нем.

Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья

является реализация принципа резонанса при организации физического

воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми

бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих

физических возможностей. Адекватно оценивая актуальные возможности, видя

перспективы их роста, ребенок начинает выстраивать образ себя «будущего».

Мало того, он начинает любить этот образ и стремится к достижению этого

идеала. Отсюда следует, что взрослые должны иметь представления об

«идеалах» детей и помогать в их актуализации. Они должны уметь

«организовать» успех каждому ребенку. Чувствуя поддержку, видя свои

растущие возможности, ребенок стремится к новым физическим и личностным

достижениям или, говоря психологическим языком, встает на путь

саморазвития и самовоспитания. Управление ребенком в этом случае начинает

уступать место самоуправлению.

Наиболее плодотворными в этом плане являются занятия физической

культурой, поскольку результаты работы ребенка над собой не заставляют себя

долго ждать. Кроме того, в физическом воспитании критерии физической

подготовленности, развития физических качеств доступны пониманию детей,

результаты, к которым они должны стремиться, предельно ясны. В детском

сообществе в отношении физических возможностей всегда есть референтная

6

группа сверстников, на которых дети ориентируются и кого стремятся догнать

или превзойти. А то, что дети стремятся к совершенствованию, остро

переживают свои неудачи, не требует доказательств.

Реализация принципа резонанса возможна в различных формах

физкультурной работы с детьми, но самыми эффективными являются

спортивные соревнования, физкультурные досуги, физкультурные праздники.

Здесь следует заострить внимание на самом важном — эмоциональном отклике

детей на проигрыш, худшие, чем у сверстников результаты. Если действия

педагогов будут неверными, то у ребенка вместо стремления к

самосовершенствованию может возникнуть комплекс неудачника.

В.Г. Алямовской был проведен эксперимент, в рамках реализации

принципа резонанса. Каждые 2 месяца проводилось тестирование детей по

физической подготовленности и уровню развития физических качеств.

Тестирование проводилось в развлекательной для детей форме в виде

соревнования на импровизированном стадионе. Дети соревновались в двух или

трех видах движений, и победителями становились не все. И эмоциональная

реакция некоторых детей была негативной. Они переживали свой проигрыш:

слушали, как поздравляют победителей, со слезами на глазах. А победителям

вручали медали, переходящие кубки, призы, в их честь поднимался флаг

детского сада, исполнялся гимн. Затем они совершали круг почета. Подобное

соревнование повторялось через неделю. Но участие победителей в

соревнованиях не предусматривалось. Они становились либо помощниками

судей, либо выступали с показательными упражнениями, либо для них

проводился другой вид соревнований. Соответственно на пьедестал вставали

другие дети. И так повторялось до тех пор, пока каждый ребенок не ощутил

свой успех и не получил хотя бы бронзовую медаль. Только после этого

проводилось новое тестирование. Результаты такого подхода, отмечает В.Г.

Алямовская, сказались очень быстро. Дети стали спокойнее, напряженно

готовились к следующим соревнованиям, постоянно интересовались своими

результатами на тренировочных занятиях.

Исследования показывают, что у ребенка, может быть сформирована

элементарная здоровьесберегающая компетентность, которая предполагает

формирующуюся позицию субъекта здоровьесозидания, с одной стороны, и

готовность решать задачи здорового образа жизни, безопасного поведения,

7

оказания элементарной медицинской и психологической помощи и самопомощи

в непредвиденных и опасных для здоровья ситуациях, с другой стороны. В

данном контексте актуальным является использование разнообразных форм

работы с детьми (Таблица 1).

Таблица 1.

Формы работы по развитию у детей потребности в здоровом образе жизни

(В.А. Деркунская)

3-5 лет 5-7 лет

 Дидактические игры;

 Игровые ситуации проблемного характера;

 Сюжетно-ролевая игра;

 Чтение потешек, заигрышей, закличек, попевок, стихов;

 Инсценировки реальных и сказочных ситуаций с помощью

игрушек;

 Встречи с куклой-марионеткой, игрушкой-забавой;

 Разыгрывание сказок с помощью фланелеграфа;

 Тематические беседы;

 Игры эксперименты, игры-путешествия, игры-этюды

 Проектная деятельность;

 Проблемные и

ситуационные задачи с ярко

выраженным практико-

ориентированным

характером;

 Коллекционирование;

 Театрализованная

постановка;

 Литературно-игровая

деятельность

Рассмотрим некоторые из форм работы. Одним из видов современных

игр, которые могут быть использованы воспитателем в работе с детьми

младшего и среднего дошкольного возраста являются игры-эксперименты,

игры-путешествия, игры-этюды.

Игры-эксперименты основаны на экспериментирование с предметом (ми).

Цель их проведения заключается в практикование, закрепление культурно-

гигиенических навыков, навыков ЗОЖ. Основное действие для ребенка

манипуляция с предметом на основе заданного сюжета. Игры-путешествия

предполагают путешествие, прогулку в мир вещей, предметов. Основное

действие для ребенка – манипуляция с вещами, предметами, разрешение

игровой проблемной ситуации. Игры-этюды – это небольшая драматизация на

основе стихотворного текста, которая осуществляется совместно с

воспитателем. Педагог читает текст, предлагая детям показывать отдельные

действия героев сюжета, или импровизировать фрагменты поведения героев

(если дети подготовлены к этому).

С детьми 3-5 лет используются проблемные и ситуационные задачи. В

младшем дошкольном возрасте решение простейших проблемных ситуаций

8

связано с действиями типа отгадывания и поиска, которые сопровождаются

словами «найди», «угадай». В среднем дошкольном возрасте проблемная

ситуация часто выглядит как отгадывание простейших загадок с рифмованным

ответом в конце. В старшем дошкольном возрасте воспитатель использует

цепочки ситуационных задач, усложняя для детей поиск правильного решения.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко

выраженный практико-ориентированный характер.

Одной из популярных сегодня технологий в работе со старшими

дошкольниками становится метод проектов. Его отличает практическое

применение детьми имеющихся знаний и умений, нежесткое формулирование

задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество детей,

интерес к деятельности, результативность которой можно продемонстрировать

публично, индивидуальная заинтересованность в нем. Руководство проектной

деятельностью ведет к изменению позиции педагога: от транслятора готовых

знаний к инициированию поисковой активности воспитанников, к совместному

поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы. Педагог

помогает детям самостоятельно найти выход, открыть новое знание и присвоить

его на уровне опыта. Примеры детских, детско-взрослых проектов1.

Проект «Приключения с движениями» позволит детям выяснить ответы

на вопросы: «На что я способен? Что мне доставляет удовольствие, чего я

боюсь, а что – и то и другое вместе? Что и где я ощущаю в своем теле, когда

мне весело, грустно, страшно, когда я злюсь? Как выглядит мое тело? Что

происходит с пищей в моем теле? Здоровое питание: что дает энергию? Должен

ли я есть овощи, которые не люблю?

Проект «Мое тело» позволит рассмотреть такие аспекты, как «Я здоров,

я болен; я у врача, я в больнице», «Мои зубы, я у зубного врача», «Уход за

телом», «Что мне нравится, чего я не могу терпеть»; установить свои

особенности и утвердиться в них: «Я – это я», «Особенно хорошо я умею …»;

узнать «Как смена времен года и погода отражается на жизни? Как живут люди

в других климатических зонах? Каковы возможности движения летом / зимой»;

понять «Я больше, чем … / меньше, чем… / толще ил тоньше, чем…», «Как

защититься от болезней здесь и в других местах»; узнать «Что для меня

1 Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / Под ред. В.К. Загвоздкина,

И.Е. Федосовой. М. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 352 с.; С.172-173.

9

полезно, когда я болею. В данный проект естественным образом интегрируются

ролевые игры «Больница», «Посещение врача» и т.п.

Проект «Первая помощь» позволит познакомить детей с чемоданчиком

первой помощи, его содержимым, объяснить назначение отдельных предметов

и продемонстрировать их использование. Можно предложить курс оказания

элементарной первой помощи «Юля учит номер телефона спасения» и др.

Рекомендуется планировать и проводить курсы по оказанию первой помощи в

сотрудничестве с местным отделением «Службы спасения» и другими

службами экстренной помощи.

Обеспечение становления у детей дошкольного возраста ценностей

здорового образа жизни – это результат целенаправленного взаимодействия

взрослого и ребенка. Дошкольное образовательное учреждение как

универсальная образовательная среда помогает ребенку в самом начале жизни

обрести элементарную культуры здоровья, определяя тем самым здоровый путь

его развития.

Рекомендуемая литература

1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в

дошкольном образовательном учреждении. Психология здоровья

дошкольника // Дошкольное образование. – 2004.  № 19 (140).

2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под

ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.  СПб.: Питер, 2014. – 464 с.

Преподаватель:

Махалова И.В., доцент кафедры

дошкольного образования,

канд. пед. наук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль родителей в приобщении детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»

Все родители желают видеть своих детей здоровыми, энергичными, красивыми, спортивными. Путей к физическому совершенствованию много. Один из них – воспитание в семье. ...

Презентация на тему: "Необходимость формирования здоровья и приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни".

Здоровье - это состояние живого организма (или растения), при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни. В презентации раскрываются ус...

Проект «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни в разных видах деятельности» (средний возраст)

Проект «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа  жизни в разных видах деятельности» средний возраст...

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий»

совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в вопросах внедрения современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ,...