Здоровьесберегающие технологии в педагогической деятельности с детьми старшего, дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Елена Геннадьевна Румянцева

Здоровьесберегающие технологии в педагогической деятельности с детьми старшего, дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehno.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в педагогической деятельности с детьми старшего, дошкольного возраста.

 

     Технологии: - это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально – педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают конктретность и четкость цели и задач, наличие этапов:

 Первичной диагностики;

 Отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации;

 Использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели;

 Итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

     Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи своевременного дошкольного образования, здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

     Цель здоровьесберегающих технологий  в дошкольном образовании, применительно к ребенку  - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,  знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической помощи  себе и другим.

 В нашем ДОУ разработана «технология здоровьесбережения», задачами которой являются:

1)    Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использование доступных для детского сада средств физического воспитание, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе;

2)    Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни;

3)    Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей укрепление их здоровья, развитии творческого потенциала.

     Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах.

 1.Медико – профилактические технологии

     Медико – профилактическая деятельность обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами и использованием медицинских средств.

Задачи это деятельности организовать:

 мониторинг здоровья детей;

 разработку рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

 контроль за питание детей, физическим развитием, закаливание;

 профилактические мероприятия, способствующие резистентности детского организма (например, иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации и т.д.);

 помощь в обеспечении требований СанПин;

 здоровьесберегающую среду в ДОУ.

     Мониторинг за состояние здоровья и физическим развитием детей осуществляется медицинским работником детского сада. Вся работа по физическому воспитанию детей в ДОУ строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения составляет по каждой возрастной группе сводную схему, которая помогает воспитателям и медицинским работникам иметь четкую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности.

 2.Физкультурно – оздоровительная технология

     Физкультурно – оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.

Задачи этой деятельности:

 развить физические качества;

 контролировать двигательную активность и состояние физической культуры дошкольников;

 формировать правильную осанку;

 осуществлять профилактику нарушений опорно - двигательного аппарата;

 прививать привычку повседневной физической  активности;

 оздоравливать при помощи средств закаливания.

   Физкультурно – оздоровительная деятельность осуществляется инструктором  по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию,  а также педагогами в виде различных гимнастик, физкульт-минуток, динамических пауз и пр.

 

3.Технологии обеспечения социально психологического благополучия ребенка

     Задачи этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;  обеспечение социально – эмоционального благополучие, дошкольника, так как эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей важных для их здоровья.

     В своей деятельности «служба сопровождения» руководствуется Положением о медико – психолого – педагогической службе и ставит своей целью создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детейс учетом возрастных и индивидуальных особенностей, остояния соматического и психологического здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно – развивающее, лечебно – профилактическое и социальное направление.

 

4.Технологии здоровьесбережения и

 здоровьеобогащение педагов

     На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Поэтому большое внимание в нашем ДОУ уделяется побору и расстановке кадров на группы с учетом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Помня о том, что результаты физического развития зависят, прежде всего, от профессиональной подготовки педагогов, их педагогических знний, продуманна система всесторонний методической работы по совершенствованию мастерства.

     Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего, сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

5.Технология валеологического просвещения

 родителей

     Главным воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяюродители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляется, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

     Информационно – просветительская деятельность выражаемая в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребенка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

     В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового  образа жизни у детей нами разработана система мероприятий, к которым относятся: родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, семейный клуб, папки – передвижки,  беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, пактические показы (практикумы).

                                     6.Здоровьесберегающие образовательные

технологии

     Этот  вид деятельности предполагает воспитание и валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников.

     Её цель  - формирование у ребенка осознанного отношения к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитии умений оберегать его.

      Здоровьесберегающие образовательные технологии  наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

     Главный их признак -  использование психолого – педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

     Образовательная деятельность предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, функционировании организма и правилах заботы о нем, когда дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правила безопасного проведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. 

     Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

 

 

Формы оздоровительной работы в ДОУ

 

 

 

 

    

 


 

       Здоровьесберегающие педагогические технологии, используемые в ДОУ

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный в ДОУ

1

2

3

4

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Физкультминутки

Во время образовательной деятельности, в течение 2- 5 мин, по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и др. в зависимости от вида деятельности

Воспитатели

Подвижные и спортивные игры

В рамках реализации образовательной  области «Физическая культура». В спортивном зале, на прогулке, спортплощадке, бассейне, групповой комнате. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка,  место и временем проведения. Используются элементы спортивных игр

Воспитатели,

Релаксация

В любом подходящем помещении, в зависимости от состоянии детей и целей.

Во всех возрастных группах

Можно использовать спокойную классическую музыка (П.И. Чайковский, С.В.Рахманинов), звуки природы

Воспитатели,

Пальчиковая гимнастика

С младшего индивидуально, либо с подгруппой. Ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевым проблемами. Проводится в любое удобное время

Воспитатели

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3- 5 минут, в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, начиная с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал

Все педагоги

Дыхательная гимнастика

После утренней гимнастики, сна, подвижных и спортивных игр с высокой подвижности

Обеспечить проветривание помещений, проинформировать детей о обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги

Бодрящая гимнастика

Ежедневно после дневного сна в течение 10 – 15 мин

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по ребристым дощечкам, легкий бег из спальни в группу (с разницей температуры в помещениях)

Воспитатели

Технологии обучения ЗОЖ

Игры

В рамках реализации образовательной области «физическая культура». На спортивной площадке или в зале 2 – 3 раз в неделю

Непосредственно образовательная деятельность организуется в соответствии с программой.

Перед этим спортивный зал необходимо хорошо проветрить

Воспитатель,

Самомассаж

После утренней гимнастики

Объяснить ребенку серьезность процедуры  и дать детям  элементарные знания о том, как не нанести вред организму

Воспитатели

Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий (осенью или весной).

В любое удобное время, начиная со старшего возраста

Проводится строго со специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями.

Используются наглядный материал или показ педагога

Воспитатели

Коррекционные технологии

Сказкотерапия

Время строго не фиксировано, в зависимости от поставленных педагогом задач

Технология используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказки могут рассказывать педагог или дети

Воспитатели

Музыкальное воздействие

Перед сном и после сна, в процессе различных видов детской деятельности

Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя

Все педагоги

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России -первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависитего будущее процветание.Во всех существующих программах воспитания и...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Методические рекомендации «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР».В данном сборнике представлены методики и технологии в сфер...

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Описание используемых здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе со старшими дошкольниками в логопедических группах детского сада...

«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста»

Древняя восточная мудрость гласит: «Человек в молодости тратит здоровье на то, чтобы заработать деньги, а в старости тратит деньги на то, чтобы выкупить здоровье. Но никому это пока не удавалось»....

Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста «ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ»

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образоват...

«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР»

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обуч...