Психологическое здоровье педагога
консультация

Полякова Наталия Ивановна

Быть здоровым, это здорово!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация 64.49 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье педагога ДОУ – залог здоровья ребенка.

Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда!!!

Конфуций

     «Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Долго думали они, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным”, другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. Как вы думаете, куда спрятали боги здоровье? Один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов! Значит, здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в каждом из нас и в каждом ребёнке. 

«Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества». Если еще раз вспомнить, что в основе нашего физического и психического здоровья лежит социальное благополучие, то становится ясной такая схема: физическое здоровье – психическое здоровье – профессиональное здоровье. Ведь именно профессия должна обеспечить нам необходимое для здоровья социальное благополучие. Под профессиональным здоровьем мы понимаем способность организма сохранять и активизировать защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности педагога. В связи с вышеизложенными фактами стоит вопрос об охране здоровья педагога, его профессиональном долголетии. Но как достичь этого? Как обеспечить профессиональное долголетие, укрепить здоровье педагогов?  Сохранению и восстановлению психологического здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т.е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения.  Здоровье педагога, можно расценить как  союз физического и эмоционального благополучия. Существует непосредственная связь и взаимозависимость между здоровьем детей и здоровьем педагогов. И прежде всего речь должна идти об обеспечении психологического здоровья. Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагога, проявления у него синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье дошкольников. Нездоровый, неблагополучный педагог не может обеспечить ребенку необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья дошкольников, так как в этом вопросе необходим личный пример.

Все дети мечтают о воспитателях, которые являются для них источником добра, безопасности, душевного тепла, источником вдохновения, радости, удивления. Такое общение педагога с детьми – главное условие воспитания здорового ребенка в ДОУ. Почему же не всегда сбываются мечты ребенка? Что же иногда происходит с педагогами, которые перестают чувствовать радость от своего труда? Почему же профессия, которую мы выбираем, которой мы гордимся, вдруг перестает нас по-хорошему волновать и не приносит радость? Психологическое самочувствие воспитателя оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Не стоит забывать, что отрицательно окрашенное психологическое состояние педагога снижает эффективность воспитания и обучения детей, повышает конфликтность во взаимоотношениях не только с воспитанниками, но и родителями, коллегами по работе. А также способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств педагога негативных черт, разрушает его психическое здоровье, обуславливает высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляет творческую активность. А что же все таки происходит?

Одним из показателей профессиональной дезадаптации педагога является так называемый «синдром эмоционального выгорания» – сложный психофизиологический феномен, определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение, которому способствует продолжительная эмоциональная нагрузка. Выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости, опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительный результат своего труда. А также в отрицательной установке по отношению к работе и жизни вообще. Что может привести и к профессиональной деформации? 

Что способствует возникновению у педагогов «синдрома эмоционального выгорания»? Перечислим некоторые причины:

• восприятие работы как рутинной, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
• чрезмерная эмоциональная вовлеченность в работу, вкладывание в нее больших ресурсов;

• недостаточность признания и положительной оценки работы;

• строгая временная регламентация работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

• напряженность и конфликтность в профессиональной среде, недостаточная поддержка коллег и их излишний критицизм;

• отсутствие условий для самовыражения личности на работе, когда экспериментирование и инновации не поощряются, а подавляются;

• работа без возможностей дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

• неразрешенные личностные конфликты педагога;

• высокая психоэмоциональная нагрузка, эмоциональная энергия расходуется постоянно, дети – родители – коллеги;

• сопереживание, сочувствие, сострадание, принятие решений;

• чем больше детей в группе – тем больше нагрузка – ответственность за жизнь и здоровье ребенка;

• есть «особенные родители», а это дополнительные эмоциональные затраты.

Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому, часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит, поэтому нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении. Однако «сгорание» не является неизбежным. Своевременно предпринятые профилактические шаги могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

Остановимся на способах недопущения и профилактики Синдрома эмоционального выгорания:

  • развитие интересов, не связанных с работой;
  • адекватные требования к собственным профессиональным возможностям;
  • возможность сочетать работу с учебой, исследованием, написанием научных статей;
  • внесение разнообразия в работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкций, без инспекций со стороны официальных лиц;
  • поддержание своего здоровья (сон, питание);
  • удовлетворительная социальная жизнь, наличие друзей желательно других профессий;
  • умение проигрывать без самоуничижения и агрессивности;
  • способность к адекватной самооценке (без опоры только на мнение, признание окружающих);
  • умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
  • чтение не только профессиональной, но и другой литературы, просто для своего удовольствия;
  • участие в семинарах, конференциях, где предоставляются возможности встречи с новыми людьми, а также возможность обмениваться опытом;
  • периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
  • участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить проблемы, связанные с работой;
  • хобби и увлечения, доставляющие удовольствие;
  • научиться расслабляться; смеяться над собой;
  • периодически «заглядывать в будущее» (в памяти других наши ошибки не важны)
  • повышать самооценку.

Рекомендации по преодолению синдрома эмоционального выгорания

В частности, основным средством восстановления здоровья является психоэмоциональная и двигательная активность. 

К активным средствам относятся все формы лечебной физкультуры:

• разнообразные физические упражнения, 

• элементы спорта и спортивной подготовки, ходьба, бег и другие циклические упражнения, и виды спорта, работа на тренажерах, 
• хоротерапия, 

• трудотерапия и др. (так можно поддерживать здоровье за счет пилки дров, вскапывания огорода или косьбы, если делать это регулярно и достаточно интенсивно). 

Пассивные средства:

массаж, мануальная терапия, физиотерапия, а психорегулирующие (психологические) – аутотренировка, мышечная релаксация, специально подобранные психотехники. 
Формула выживаемости профессора В.М. Шепеля: на каждые 6 часов бодрствования должен приходиться 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью. Это –время рекреации (восстановления физических сил организма); время релаксации (расслабления); время катарсиса (чувственной разрядки, очищения), способ переключения мыслей (вместопереживаний и попыток быстро придумать, как исправить положение).- Что же нужно делать, чтобы не возникало эмоциональное выгорание

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»

Песочная терапия: лечим нервы 

Песок очень пластичный материал, и само прикосновение к нему, рождает в душе желание творить и создавать некие формы и образы. В процессе «общения» с песком бессознательный процесс вывода напряжений и страхов в реальный мир постепенно становится сознательным. Чаще всего человек осознаёт, что скрытые тревоги гораздо хуже осознанных проблем и страхов: как при ярком свете мало теней, так и все трудности в свете осознания кажутся меньше и проще. 

Вокальная психотерапии

Пропевание русских протяжных песен («Степь да степь кругом», «Ой, то не ветер ветку клонит» и т.д.)

Музыкальная психотерапия 

Музыка является одним из компонентов коррекции психологических и физиологических процессов. Для моделирования настроения рекомендуются следующие музыкальные произведения:
• при переутомлении и нервном истощении – «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
• при угнетенном меланхолическом настроении – ода «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта,
• при выраженной раздражимости, гневе – «Сентиментальный вальс» Чайковского;
• при снижении сосредоточенности внимания – «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана;
• расслабляющее действие – «Лебедь» Сен-Санса, «Баркарола» Чайковского;
• тонизирующее воздействие – «Чардаш» Кальмана, «Кумпарсита» Родригеса, «Шербурские зонтики» Леграна

Экспресс - приемы для снятия эмоционального напряжения:
Берите ноги в руки. Китайская медицина. Су-Джо

Для лиц, страдающих частыми головными болями и повышенной возбудимостью, в комплексе с массажем можно использовать массажное колечко – специальный инструмент - Су-Джок.
Запомните, что:
• при головной боли нужно массировать большой палец ноги;
• при заболевании глаз – два средних пальца ног;
• при болях в ушах – внешние пальцы стопы;
• при проблемах с позвоночником – внутреннюю сторону подошвы.
     Упражнение «Мобилизующие силы»
Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме «4 + 2 +4»: четыре секунды на вдох, четыре – на задержку дыхания, четыре – на выдох.
Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно.
4(2)4, 5(2)4, 6(3)4, 7(3)4, 8(4)4, 
8(4)4, 8(4)5, 8(4)6, 8(4)7, 8(4)8,
     Упражнение «Звуковая гимнастика»
Инструкция: Стоя с выпрямленной спиной в спокойном, расслабленном состоянии. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки…
• А – воздействует на весь организм;
• Е – воздействует на щитовидную железу;
• И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
• О – воздействует на сердце, легкие;
• У – на органы, расположенные в области живота;
• Я – на работу всего организма;
• М – на работу всего организма;
• Х – помогает очищению организма;
• ХА – помогает повысить настроение
Упражнение «Скорая помощь»

Она помогает снимать эмоциональное напряжение, улучшает работоспособность, развивает внимание, мышление и межполушарные связи. Выполнять это упражнение трудно и при этом интересно. Объясняю порядок действий. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх.  Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.

А Б В Г Д ...... Е Ж З И К ...... Л М Н О П ...... Р С Т У Ф ...... Х Ц Ч Ш Я

Л П П В Л ...... В Л П В Л ...... Л П Л Л П ...... В П Л П В ...... Л В В П Л

Вот так можно развивать свой драгоценный мозг на благо себе. Тренируйтесь на здоровье и с удовольствием! А главное, почувствуйте разницу между собой прежним и собой натренированным!
   
Упражнение «Лимон»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Для начала устройтесь как можно удобнее на своем месте. Откиньтесь на спинку стула, ноги опустите на пол, пусть обе ваши руки свободно свисают или лежат на коленях. Теперь закройте глаза и не открывайте их, пока я вас об этом не попрошу. Помните, что вы должны очень точно выполнять мои инструкции, прилагать все свои усилия, прислушиваться к своему телу. Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление - на выдохе.
Мысленно представьте, что в вашей левой руке лежит целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете? А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки! Сжимайте все сильнее! Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки. (Повторить весь процесс для правой руки.) Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
   
Следующая техника «Ластик»

Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.  Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. 
Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию.
«Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку.  Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить. 

ВЫВОД: в результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Притча о колодце

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.  Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю». Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но никто не обращал внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.  Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

Так вот…  Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.  Неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение.
Здоровье педагога, оно необходимо не только для его профессионального долголетия, но и здоровья детей, наших воспитанников. Желаю дальнейших творческих успехов Вам и внутреннего равновесия! Здоровья! Радости!

Литература:

  1. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Автор-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. -  СПб.: Питер, 2003.
  3. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб., КАРО, 2003.

4. Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: АНТИКВА, 2006.
 5. Эффективный учитель/Авт.-сост. О.М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2017/9/19678_cd6cb29832f06ea06337f13d0e867048.jpg

«Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»

Песочная терапия: лечим нервы Песок очень пластичный материал, и само прикосновение к нему, рождает в душе желание творить и создавать некие формы и образы. В процессе «общения» с песком бессознательный процесс вывода напряжений и страхов в реальный мир постепенно становится сознательным. Чаще всего человек осознаёт, что скрытые тревоги гораздо хуже осознанных проблем и страхов: как при ярком свете мало теней, так и все трудности в свете осознания кажутся меньше и проще. 

Вокальная психотерапия
Пропевание русских протяжных песен («Степь да степь кругом», «Ой, то не ветер ветку клонит» и т.д.)

Музыкальная психотерапия 

Музыка является одним из компонентов коррекции психологических и физиологических процессов. Для моделирования настроения рекомендуются следующие музыкальные произведения:

• при переутомлении и нервном истощении – «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;
• при угнетенном меланхолическом настроении – ода «К радости» Бетховена, «АвеМария»  Шуберта,
• при выраженной раздражимости, гневе – «Сентиментальный вальс» Чайковского;
• при снижении сосредоточенности внимания – «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана;
• расслабляющее действие – «Лебедь» Сен-Санса, «Баркарола» Чайковского;
• тонизирующее воздействие – «Чардаш» Кальмана, «Кумпарсита» Родригеса, «Шербурские зонтики» Леграна

Экспресс - приемы для снятия эмоционального напряжения:
Берите ноги в руки. Китайская медицина. Су-Джо

Для лиц, страдающих частыми головными болями и повышенной возбудимостью, в комплексе с массажем можно использовать массажное колечко – специальный инструмент - Су-Джок.
Запомните, что:
• при головной боли нужно массировать большой палец ноги;
• при заболевании глаз – два средних пальца ног;
• при болях в ушах – внешние пальцы стопы;
• при проблемах с позвоночником – внутреннюю сторону подошвы.

Упражнение «Мобилизующие силы»
Эффективным средством снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме «4 + 2 + 4»: четыре секунды на вдох, четыре – на задержку дыхания, четыре – на выдох.
Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно.
4(2)4, 5(2)4, 6(3)4, 7(3)4, 8(4)4, 
8(4)4, 8(4)5, 8(4)6, 8(4)7, 8(4)8,
Упражнение «Звуковая гимнастика»
Инструкция: Стоя с выпрямленной спиной в спокойном, расслабленном состоянии. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. Припеваем следующие звуки…
• А – воздействует на весь организм;
• Е – воздействует на щитовидную железу;
• И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
• О – воздействует на сердце, легкие;
• У – на органы, расположенные в области живота;
• Я – на работу всего организма;
• М – на работу всего организма;
• Х – помогает очищению организма;
• ХА – помогает повысить настроение
Упражнение «Скорая помощь»
Она помогает снимать эмоциональное напряжение, улучшает работоспособность, развивает внимание, мышление и межполушарные связи. Выполнять это упражнение трудно и при этом интересно.
Объясняю порядок действий. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. 
Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.
А Б В Г Д ...... Е Ж З И К ...... Л М Н О П ...... Р С Т У Ф ...... Х Ц Ч Ш Я
Л П П В Л ...... В Л П В Л ...... Л П Л Л П ...... В П Л П В ...... Л В В П Л
Вот так можно развивать свой драгоценный мозг на благо себе. Тренируйтесь на здоровье и с удовольствием! А главное, почувствуйте разницу между собой прежним и собой натренированным!

Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления. 
Для начала устройтесь как можно удобнее на своем месте. Откиньтесь на спинку стула, ноги опустите на пол, пусть обе ваши руки свободно свисают или лежат на коленях. Теперь закройте глаза и не открывайте их, пока я вас об этом не попрошу. Помните, что вы должны очень точно выполнять мои инструкции, прилагать все свои усилия, прислушиваться к своему телу. Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление - на выдохе.
Мысленно представьте, что в вашей левой руке лежит целый лимон. Как можно сильнее сожмите его. Постарайтесь выдавить из него весь сок. Чувствуете, как напряглись ваши рука и ладонь, когда вы его сжимаете? А теперь выроните его. Обратите внимание на свои ощущения, когда рука расслаблена. Теперь возьмите другой лимон и сожмите его. Постарайтесь сжать его еще сильнее, чем первый. Теперь выроните этот лимон и расслабьтесь. 
И снова возьмите лимон левой рукой и постарайтесь выжать из него весь сок до капельки. Не оставляйте ни единой капельки! Сжимайте все сильнее! Теперь расслабьтесь, пусть лимон сам выпадет из вашей руки.
(Повторить весь процесс для правой руки.) Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Следующая техника «Ластик»
Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных профессиональных психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации. 
Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый альбомный лист бумаги. Карандаши, ластик. 
Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т.д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию.
«Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза. Произведите проверку. 
Для этого закройте глаза и представьте тот же лист бумаги. Если картинка не исчезла, снова возьмите ластик и «стирайте» до ее полного исчезновения. Через некоторое время методику можно повторить. 
ВЫВОД: в результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Желаю дальнейших творческих успехов Вам и внутреннего равновесия!

Здоровья! Радости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье педагога "Приемы, сохранения психологического здоровья педагогов".

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо...

Программа педагога-психолога по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов в ДОУ "Познай себя"

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учрежденииДанная программа направлена на формирование навыков саморегуляции,...

Профессиональная студия «Психологическое здоровье педагога, как необходимое условие психологического здоровья детей».

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое...

Тренинг для педагогов "Психологическое здоровье педагога"

Психологическое здоровье педагога - залог психологического здоровья детей....