Методическая разработка на тему: «Метод проектов в работе по формированию основ правовой культуры дошкольников в условиях семейного воспитания и ДОО»
методическая разработка

Соснина Елена Александровна

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны. С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Все это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций. Как показывают современные психолого-педагогические исследования, многие родители испытывают серьёзные трудности в обучении и воспитании детей.

Задачи:  Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.  Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка. 5  Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.  Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.  Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.  Разъяснять общественные нормы и правила поведения.  Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.  Развивать у родителей чувства ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей;  Воспитывать у родителей понимание того, что ребенок – полноценная личность, наделенная правами и обязанностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_sosnina.docx84.56 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД  10 ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Методическая разработка

на тему:

«Метод проектов в работе по формированию основ правовой культуры до- школьников в условиях семейного воспитания и ДОО»

Выполнила:

Воспитатель ГБДОУ Василеостровского р-на №10

  Соснина Е.А.

Санкт-Петербург 2021

Оглавление

Введение        3

Практическая работа по формированию основ правовой культуры старших

дошкольников в условиях семейного воспитания и ДОО посредством метода проектов        6

  1. Метод проектов в работе по формированию основ правовой культуры

дошкольников в условиях семейного воспитания и ДОО.        6

  1. Комплексно-тематический план работы по        формированию основ

правовой культуры в старшем дошкольном возрасте        8

  1. Организация работы по формированию основ правовой культуры        15
  2. Планируемые результаты:        23

Выводы        24

Литература        25

Введение

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализа- ции, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нрав- ственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отно- шение к языкам, традициям и культуре других народов. Воспитание право- вой культуры - обязательная составляющая политики государства, ратифи- цировавшего Конвенцию о правах ребенка.

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внима- ние, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для ста- новления личности ребенка. И дошкольному учреждению принадлежит осо- бая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.

С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в се- бе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Все это яв- ляется основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмо- сфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.

Как показывают современные психолого-педагогические исследования, многие родители испытывают серьёзные трудности в обучении и воспитании детей.

Противоречие существующего образовательного процесса характери- зуется с одной стороны достаточным количеством мероприятий по воспита- нию правовой культуры, с другой стороны направленностью данных меро- приятий на правовое воспитание дошкольников в отрыве от родителей.

Взаимодействие детского сада и семьи обеспечивает преемственность воспи- тания, позволяет повысить правовые знания детей и родителей, и как след- ствие, развивать положительные взаимоотношения между ними – в этом и состоит практическая значимость работы в данном направлении. Детский

сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка.

Развитие правосознания личности — процесс долгий, сложный и про- тиворечивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. Но, как показывают исследования психологов Л.В. Выготского и Д.Б. Эльконина, дошкольный период является сенситивным в становлении и развитии лично- сти ребенка. Действительно, самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в челове- ческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный пе- риод. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается у ребенка в этот период, во многом зависит и последующее его поведение в правовой сфере. В связи с этим возрастает актуальность работы - ребёнок, наученный в дошкольные годы находить гуманные способы решения разно- гласий с другими, в своей дальнейшей жизни не будет прибегать к ущемле- нию прав других людей.

Проблема состоит в том, что как бы серьезно ни продумывались фор- мы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагоги- ческом процессе. Решение данной проблемы в систематизации работы по правовому воспитанию в системе: детский сад – дошкольник – семья. А именно в реализации долгосрочного проекта: «Изучаем свои права».

Целью методической разработки является создание системы по формирова- нию основ правовой культуры всех участников педагогического процесса по- средством метода проектов.

Задачи:

  • Создавать условия для развития у детей положительного самоощуще- ния.
  • Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ре- бенка.

  • Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
  • Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
  • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого чело- века.
  • Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
  • Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
  • Развивать у родителей чувства ответственности и сознательного отно- шения к воспитанию детей;
  • Воспитывать у родителей понимание того, что ребенок – полноценная личность, наделенная правами и обязанностями.

Практическая работа по формированию основ правовой культуры старших дошкольников в условиях семейного воспитания и ДОО по-

средством метода проектов

  1. Метод проектов в работе по формированию основ правовой культу- ры дошкольников в условиях семейного воспитания и ДОО.

Сыпченко Е.А. отмечает, что педагогический процесс лишь в той сте- пени может развивать ребенка, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяет методы и приемы образования воспитанника.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Внедрение метода проектов в практику педагогической работы, реали- зация содержания образовательной программы посредством проектной дея- тельности предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В частности, поддержка детской ини- циативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, иссле- довательской, проектной, познавательной и т. д.) рассматривается в Стандар- те в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, не- обходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответству- ющей специфике дошкольного возраста. (Пункт 3.2.5... ФГОС ДО)

Работа над проектом.

Распределение деятельности педагога и детей

Этапы проек та

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяет-

ся и продукт проекта.

  1. Вхождение в проблему.
  2. Вживание в игровую ситуацию.
  3. Принятие задачи.

  1. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
  2. Формулирует задачи.

4. Дополнение задач проекта

2 этап

  1. Помогает в решении задачи.
  2. Помогает спланировать дея- тельность
  3. Организует деятельность.
  1. Объединение детей в рабочие группы.
  2. Распределение амплуа.

3 этап

  1. Практическая помощь (по необходимости).
  2. Направляет и контролирует осуществление проекта

7. Формирование у дошкольников основ культурных способов дея- тельности.

4 этап

9. Подготовка к презентации. 10.Презентация

  1. Продукт деятельности готовят к презентации.
  2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Итак, тема нашего проекта - «Изучаем свои права».

Вид проекта – долгосрочный (1 год), комплексный, познавательно- творческий.

Основная идея работы по проекту – признание ребенка полноценной и пол- ноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чув- ством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим лю- дям.

Данный проект состоит из ряда мини-проектов.

1.1. Комплексно-тематический план работы по формированию основ правовой культуры в старшем дошкольном возрасте

Тема

Цель

Образовательная деятельность и образо- вательная деятельность в режимные

моменты

Работа с роди- телями

с е н т я б р ь

Диагно гно-

стика

Анкетирование

Что такое право?

Познакомить де- тей с их важней- шими правами и обязанностями).

Непосредственная образовательная

деятельность: «В гостях у Конвенции»

2.Родительское собрание на тему: «А знаем ли мы права ребёнка?» 3.Информацио нная корзина

«Семейный ко- декс РФ»

Мини- проект

«Каж- дый имеет право на имя»

Сформировать положительное отношение к сво- ему имени, знать, что оно обознача- ет,

сформировать индивидуальную самосознатель- ность, продолжать раз- вивать творческие способности воспитывать доб- рожелательное отношение друг к другу.

Дидактическая игра: «Назови ласко- во», «Назови имя, отчество твоих род- ных», «Как нас можно назвать»

Сюжетно-ролевая игра: «Поездка за границу».

Коммуникативная деятельность: Со- чинительство: «Имя и сказка», «Как я понимаю право на имя?», «Можно ли жить без имени?»

Познавательно- исследовательская

деятельность: «Мое имя. История име- ни», «Путешествие по миру». Изготов- ление паспорта группы, «документов»

для игр (водительские права, свидетель- ство о рождении, читательский билет ит. д.). Разгадывание ребусов, кроссвор- дов.

Восприятие художественной литера- туры и фольклора: А. Шорыгина «По- хищенное имя». Б. Житков «Как меня назвали?», Н. Носов «Приключения Незнайки» («Как Незнайка стал поэтом)

Музыкальная деятельность: Слуша- ние и исполнение песен, в которых встречаются имена.

Изобразительная деятельность: Изго- товление визитных карточек, группово- го портрета с именами вместо фотогра- фий.

Двигательные формы развития: Еже- дневная утренняя гимнастика, образова- тельная деятельность, физкультминутки на тему проектов, гимнастика пробуж- дения, точечный массаж П\и с мячом и скакалкой: «Я знаю пять имён девочек» (мальчиков, имен-отчеств своих род- ных)

Оформление книги «Самое интересное о наших именах

Самостоятельная деятельность

Сбор информа- ции об именах (значение име- ни, стихи, пес- ни с именем,

как растёт имя, мои знамени- тые тёзки, как я берегу своё

доброе имя) для оформле- ния книги

«Все самое ин- тересное об именах»

Практическое занятие «Об- щение без про- блем»

Оформление портфолио де- тей.

Оформление

мини-музея до- кументов.

Мини- проект

«Моя семья»

Создать условия для накопления опыта интеллек- туальной и твор- ческой деятель- ности через само- стоятельное ис-

следование; спо- собствовать вос- питанию нрав-

ственных устоев

семьи, уважения к старшим; разви- вать социальную и коммуникатив- ную компетент- ность.

Сюжетно-ролевая игра: «Семья» Коммуникативная деятельность. Бе- седа на тему: «Моя семья», «Кому в се- мье нужна помощь?» Рассказ-описание

«Когда я вырасту, у меня будет се-

мья…». Рассуждения «Кто в семье са- мый главный?»

Познавательно-исследовательская

деятельность: защита детских проектов

«Презентация своей семьи», составле- ние свода правил «Как сохранить здоро- вье души и тела?»

Восприятие художественной литера- туры и фольклора: знакомство ребят с пословицами о семье.

В. Осеева «Сыновья», Л.Н.Толстой

«Отец и сыновья», Татарская народная сказка «Три дочери».

Конструирование: мебели для куколь- ного домика.

Труд: видео и фотоматериалы: «Мы трудимся», «Мы отдыхаем».

Музыкальная деятельность: слушание и разучивание песен го семье.

Изобразительная деятельность: Со- здание коллажа «Моя семья - моя кре- пость» (совместно с родителями)

Двигательные формы развития: Еже- дневная утренняя гимнастика, образова- тельная деятельность, физкультминутки на тему проектов, гимнастика пробуж- дения, точечный массаж, П\и с мячом

«Моя семья самая…», народная игра

«Яша»

Самостоятельная деятельность. Рассматривание семейных фотографий, иллюстраций о семье, рисование, игры в

центре «Семья»

Изготовление семейного гер- ба, генеалоги- ческого древа, презентация

семейного хоб- би, совместно с детьми.

Памятка для родителей

«Семь правил для взрослых

Конкурс

«Звездная се- мья года»

Мини- проект

«Мой дом – моя кре- пость»

Формировать первичное пред- ставление о себе, семье, доме в ко-

тором ты живешь. Познакомить де- тей с правом на отдельное жилье.

Сюжетно – ролевая игра: «Строите- ли».

Д/и «Азбука безопасности дома» Коммуникативная деятельность. Бе- седа на тему: «Дом, в котором мы жи- вем»,

Познавательно-исследовательская деятельность. Оформление альбома:

«Жилища народов планеты Земля»

Восприятие художественной литера- туры и фольклора: Сказка «зимовье» Изобразительная деятельность. Рисо- вание: «Мой дом»

Конструирование домов из различных материалов. (Защита детских проектов

«Дом будущего»)

Двигательные формы развития: Еже- дневная утренняя гимнастика, образова- тельная деятельность, физкультминутки на тему проектов, гимнастика пробуж- дения, точечный массаж П/и «Бездом- ный заяц», «Найди свой дом», Самостоятельная деятельность. Рас- сматривание книг, журналов, альбомов о домах и их содержимом, раскрашива- ние раскрасок, конструирование с ис- пользованием палочек «Кюзинера».

Сбор экспона- тов для мини - музея «Не- обычные и тра- диционные ве- щи в моей се- мье»

Мини- проект

«Я

здоро- вым

быть хочу»

Создание благо- приятных усло- вий для укрепле- ния гармоничного физического раз- вития ребенка.

Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Дидактические игры:

«Здоровое питание»

«Лото осторожностей»

«Как избежать неприятностей»

«Аскорбинка и её друзья»

«Что купить в магазине?»

"В стране, где живут витамины»

«Полезная пища»

«Меню для сказочных героев

«Правила чистюли»

«Вежливый магазин»

Сюжетно ролевые иг-

ры: «Поликлиника», «Фитнес-клуб»,

«Салон красоты» Коммуникативная

деятельность: «Это я» (беседа по фото- графии) «Я-человек» (закрепить пред-

ставления детей о себе), «Страна вол- шебная здоровья»

Познавательно-исследовательская

деятельность «Сохрани свое здоровье сам», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», составление паспорта

«Моё тело» (с включением антропомет- рических данных)

Папка – пе- редвижка

«О здоровье всерьез», информация на стенде о питании.

Консульта- ция: «Зака- ливание ор- ганизма до- школьника».

Утренняя за- рядка совмест- но с детьми.

Оформление презентации для конкурса

«Как мы

укрепляем свое здоровье»

Конструирование: «Машина скорой помощи»,

Восприятие художественной литера- туры и фольклора

Е.Пермяк «Про нос и язык», В. Ивенин

«Слово врача», Г. Зайцев «Уроки Мой- додыра», И. Семёнова «Я – человек, ты

– человек», С. Маршак «Четыре глаза»,

«О девочках и мальчиках», Е. Пермяк

«Как Маша стала большой», «Для чего нужны руки». Г. Остёр «Вредные при- вычки»

Конструирование: защита детских проектов «я – человек» (конструирова- ние тела человека с помощью различ- ных материалов)

Музыкальная деятельность.

Разучивание песни «Физкульт – ура!» Танец с мячами

Изобразительная деятельность: Рисование: «Портреты», «Мы делаем зарядку», «Чистая окружающая среда»,

«Я здоровье берегу».

Лепка: «Спортсмены» Апплика-

ция: «Овощи и фрукты - полезные для организма продукты»

Оформление книжки – гармошки

«Юные друзья Айболита»

Двигательные формы развития: еже- дневная утренняя гимнастика, образова- тельная деятельность, физкультминутки на тему проектов, гимнастика пробуж- дения, точечный массаж. Подвижные игры: «Мы - весёлые ребята», «Сол- нышко», «Охотники и зайцы» Самостоятельная деятельность.

Рассматривание: фото, иллюстраций о здоровье, скелета человека, альбома

«Спорт – это жизнь». Игры в спортив- ном уголке.

Посещение об- разовательной деятельности

«Если хочешь быть здоров»

Фитнес для мам.

Развлечение совместно с родителями:

«Мы здоровью скажем: «Да!»

Мини- проект

«Мы все раз- ные,

мы все рав- ны»

Формировать по- нятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все равны; учить выделять харак- терные особенно- сти внешности

человека; воспи- тывать уважение к различным ра- сам на Земле.

Дидактические игры:

«Назови ласково», «Ты мне нравишься, потому что…», «Приветствие других

стран», «Добрые пожелания», «Добрые новости», «Волшебная палочка добрых дел», «Подарок для друзей», «Компли- менты», «Чем я могу помочь», «Цветик

— семицветик».

Психологические этюды: «Цветок

дружбы», «Солнышко», «Мирилки» Коммуникативная деятельность: Бе- седы: «Земля наш общий дом», «, «За-

Консультации для родителей

«Воспитание у детей позитив- ного отноше- ния к предста- вителям своего и других наро- дов»;

Совместные выставки-

чем нужны традиции? » «Что такое дружба», «Страна, в которой мы жи-

вем»», «Мой город родной», «Мои дру- зья — мальчишки и девчонки»» «Мы — дети разных национальностей».

Изобразительная деятельность:

Рисование по мотивам узоров, по те- мам; «Мы дети земли», Аппликации по мотивам народных орнаментов (Укра- сим сапожок, рукавичку, рушник).

Музыкальная деятельность:

Слушание музыки народов разных

стран, разучивание народных песен и танцев.

Двигательные формы развития: еже- дневная утренняя гимнастика, образова- тельная деятельность, физкультминутки на тему проектов, гимнастика пробуж- дения, точечный массаж

Народные игры России и других стран:

«Сокол и лиса», «Утушка», «Скок – перескок», «Пятнашки на санках», «Ба- рашек», «Канатоходец», «Перепёлочка»; Самостоятельная деятельность: рас-

крашивание раскрасок «Национальные

костюмы», настольные игры: «Народы мира», «Народы России».

конкур-

сы: «Национал ьные                костю- мы»,        «Тради- ции семей».

Открытие мини музея кукол в национальных костюмах;

Правовой практикум для родителей

«Поле чудес» (по правам ре- бенка, исполь- зуя сюжеты сказок).

Мини- проект

««Пра- ва де- тей

среди людей

Интеграция уси- лий педагогов и родителей по

формированию правового созна- ния дошкольни- ков.

Дидактические игры: «Мы все раз- ные», «Путаница», «Цветик – семицве- тик», игра «Да-нет-ка» (по правам и обязанностям),

Коммуникативная деятельность: Экс- пресс- интервью: «Что такое права че- ловека? У ребенка бывают права?»

Беседы с опорой на иллюстрации Кон- венции о правах ребенка («Право ребён- ка на получение информации», «Право ребёнка на образование», «Право на тайну переписки», «Если вдруг тебя обидят», «Право ребёнка на охрану ду- ховного и нравственного здоровья» и т. д.), беседа по вопросам «Что такое обя- занности?», Викторина «Ваши права, дети!»

Восприятие художественной литера- туры и фольклора: Ш. Перро «Золуш- ка», Г.-Х Андерсен «Снежная короле- ва», «Гадкий утёнок», А.Линдгрен «Ма- лыш и Карлсон, который живет на кры- ше»

Изобразительная деятельность: Рисо- вание «Я и мои права», «Это я умею сам»

Консультация

«Переживания детьми                        до- школьного воз- раста        физиче- ского                наказа- ния»

Памятка «Семь правил для взрослых»

Оформление

совместно с детьми «Книги прав и обязан- ностей»

(обязанности   ребенка).      Оформление

«Книги прав и обязанностей»

Двигательные формы развития: Еже- дневная утренняя гимнастика, образова- тельная деятельность, физкультминутки на тему проектов, гимнастика пробужде- ния, точечный массаж. Игры с мячом в кругу «Я имею право...», «У меня есть обязанности...»

Самостоятельная работа: рассматрива- ние альбомов: «Права ребенка», «Мои обязанности», «Это мы можем»

Мини- проект

«Я

граж- данин Рос-

сии»

Формирование основы духовно- нравственной личности с актив- ной жизненной

позицией и творческим по- тенциалом, спо- собной к самосо-

вершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Дидактические игры:

«Собери узор»

«Российский флаг»

«Собери богатыря»

«Чей это флаг»

Коммуникативная деятельность

Беседы: «Наша Родина – Россия»

«Государственная символика»

«Президент России» «Москва – столица нашего Отечества»

Поисково-исследовательская дея- тельность: Составление герба и флага группы. Детский проект «Если бы я был президентом…»

Изобразительная деятельность.

«Поэты и художники России»

Музыкальная деятельность.

Разучивание гимна РФ, песен о России

Самостоятельная работа

Рассматривание альбомов:

«По народным промыслам»

«Символика России»

«Русские народные праздники»

«Защитники древней Руси и современ- ной России»

Торжественный праздник «День По- беды»

Консультация

для        родителей

«Как воспитать маленького патриота»

Диа- гно- стика

Выявить уровень правовой культу- ры дошкольни- ков.

  1. Организация работы по формированию основ правовой культуры

В соответствии с разработанным планом в качестве подготовительной работы перед реализацией проектов организуется образовательная деятель- ность на тему «Что такое право?»

Цель: знакомство детей с их важнейшими правами (право на семью, на жизнь в нормальных условиях, право на имя, на собственное мнение, на ра- венство и особую защиту и т. д.) и обязанностями (посильное участие в жиз- ни семьи и общества).

Содержание деятельности ориентировано на развитие интереса к соб- ственным правам и обязанностям, формирование навыков социального пове- дения.

Мероприятие разработано для детей старшего дошкольного возраста. Для повышения эффективности усвоения материала правовой культу-

ры, с детьми проведена предварительная работа: беседа о социальных доку- ментах “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”, читали сказки “Воробьишко” М. Горького, “Золушка Ш. Перро, “Морозко» русскую народ- ную сказку, “Кукушка» ненецкую сказку с последующим обсуждением, ра- зучивали стихи о семье.

Образовательная деятельность носит комплексный характер.

Она построена с учетом гуманистических принципов на доверительном отношении между ребенком и педагогом. Дети свободно выражали свои све- дения о семье и о правах.

Для осуществления поставленных задач были использованы следую- щие методы обучения: наглядный (плакаты о правах ребенка, иллюстрации, документы “Декларация прав ребенка”, “Конвенция прав ребенка”), словес- ный, игровой, методы проблемного обучения, практическую деятельность.

Применялись следующие приемы: художественное слово, пословицы, моделирование, наглядно-зрительные, самостоятельное добывание знаний.

Для поддержания активности детей на протяжении всего времени че- редовались статичные виды деятельности с игровой и практической деятель- ностью.

Далее работа по формированию правовой культуры планируется осу- ществлять посредством мини-проектов: «Каждый имеет право на имя»,

«Моя семья», «Мой дом – моя крепость», «Я здоровым быть хочу», «Мы все разные, мы все равны», «Я гражданин России», «Права детей среди людей»

Работая над данными проектами, мы проделали большую работу. Была изучена нормативно-правовая и методическая литература, создана библиоте- ка для детей. В группе пополнена развивающая среда: создан уголок граж- данско-патриотического воспитания, пополнена картотека игр и демонстра- ционных пособий, подобрано большое количество аудио и видеоматериала. В уголке для родителей созданы стенды, где они могут поделиться опытом семейного воспитания, а также получить интересующую их информацию по правовому воспитанию.

Работу над проектами осуществляли в трёх направлениях: Работа с родителями;

Работа с педагогами; Работа с детьми.

С целью формирования правосознания родителей запланированы следу- ющие мероприятия:

  • оформление информационного стенда, знакомящего родителей со службами по охране детей и их телефонами, раскрывающего основные пра- вовые понятия;
  • организация библиотеки, в которой родители могут ознакомиться с основными нормативно-правовыми документами и литературой, содержа- щий материал по правовому воспитанию;
  • оформление буклетов «Правовое воспитание в семье», «Воспита- ние ответственности», «Защитим детей вместе», «Искусство быть родителя- ми» ширма «Права детей»;

  • проведение родительского собрания «Маленький гражданин», на котором раскроется содержание основных документов, гарантирующих за- щиту прав ребенка, содержание основных прав и свобод ребенка;

И, конечно, предполагаются формы работы, организованные сов- местно с родителями и детьми:

  • Это организация выставки рисунков и поделок «Моя мечта», вы- ставки рисунков «Мы тоже имеем права»,
  • Оформление книги «Самое интересное о наших именах»
  • Оформление семейных гербов, генеалогического древа,
  • Оформление альбомов: «Жилища народов планеты Земля»
  • Создание книжки-гармошки «Юные друзья Айболита»
  • Оформление выставки кукол в национальных костюмах
  • Создание «Книги прав»
  • конкурса «Звездная семья года» где дети и родители представят свою семью, свои таланты, проявят чувство сплоченности между членами семьи,
  • развлечения «Если хочешь быть здоров», викторины «Знаем ли мы свои права»,
  • проведение развлечений «Я – гражданин России», организован- ное с помощью музыкального руководителя, где семьи разных национально- стей представили культуру своей страны – национальный костюм или его элементы, познакомят с достопримечательностями страны, прочитают стихи или споют песни на родном языке и т. д.

Ознакомление детей и родителей с правами невозможно осуществлять только в ходе организованной образовательной деятельности и развлечений, поэтому данную работу я планирую в различных видах деятельности. Это рассматривание различных иллюстраций, характеризующих то или иное право или его нарушение. При этом детям предложено самим подумать, ка- кое право изображено здесь или какое право нарушено, доказать почему они так думают. Кроме собранного наглядного материала, мы планируем офор-

мить с детьми всеобщую «Книгу прав». Для этого будут подобраны иллю- страции к известным сказкам или иллюстрации, просто подходящие для ознакомления с правом, и после обсуждения раскрасим их. Также некоторые дети смогут сами нарисовать иллюстрацию, характеризующую ту или иную статью Конвенции. Проделывая такую работу, каждый ребенок сможет про- чувствовать правовое содержание иллюстрации, внести свой вклад в изго- товление книги и тем самым ощутить свою значимость. Это все облегчит об- суждение нравственных понятий, представлений о добре и зле, поведения человека, его прав и обязанностей. Цель такой работы – помочь детям осо- знать, что нравственные нормы и представления о естественной справедли- вости как раз и составляют основу неотъемлемых естественных прав челове- ка.

Через конструирование мы познакомимся с правом на жилье и его неприкосновенность. Детям будет предложено построить свой дом, который характеризовал бы его хозяина и был именно таким, каким хочет видеть его ребенок. Также в ходе этого вида деятельности мы обсудим право на непри- косновенность жилья, право каждого на отдых и игры, обязанность помогать взрослым в поддержании чистоты в доме.

После того, как ребенок приобрел какой-то опыт, говорил К.А. Гельве- ции, надо научить его рассуждать, заставить рассуждать о том, что его инте- ресует лично. Поэтому беседы по ознакомлению с правами детей – это не обычные занятия. Это откровенные и задушевные беседы, касающиеся лич- ности ребенка, его отношения к другим людям, отношения окружающих к нему. Это требует особой подготовки воспитателя, создания атмосферы доб- рожелательности, откровенности, взаимоуважения и доверия. Для развития способности оценивать свои и чужие поступки воспитатель формирует у де- тей восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отноше- ние к плохим. Он побуждает их к оценочным суждениям своих поступков:

«Я вел себя хорошо» или «Своим поступком я огорчил товарища».

Большое значение в правовом воспитании, по моему мнению, имеют сюжетно-ролевые игры. Игра – важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. А это все является составляющими правового поведения. С помощью игр мож- но руководить поведением детей, не испытывая их сопротивления. В сюжет- но-ролевой игре «Семья» дети в своих действиях и репликах очень отчетливо отображают характер взаимоотношений в своих семьях. И, к сожалению, это не всегда идеальный вариант уклада жизни внутри семьи – ребенок, встреча- ясь в жизни с отрицательными явлениями, переносит их в игру. При отрица- тельном характере игры (дети изображают дерущихся, сорящихся людей) нужно незаметно направить ее в другое русло, придав положительное содер- жание. Ведь игра ценна именно тем, что ребенок в ней проявляет способ- ность к самовоспитанию: он намеренно ведет себя так, как этого требует роль. Но это не обязательно должен быть сюжет, основанный на семейных отношениях. Правовую сторону отношений можно проследить и в таких иг- рах, как «Почта», «Магазин», «Больница», «Школа». В них можно просле- дить поведение детей, основанное на знании и уважении права на воспитание в семейном окружении, на бесплатное образование, медицинское обслужива- ние, права на выбор, на тайну переписки. Перед игрой во время распределе- ния ролей, можно научиться уважать право каждого ребенка на игру, выра- жение своих мыслей и идей. Если возникнут споры, их можно решить с по- мощью жеребьевки или считалок, договариваться между собой. После игры необходим анализ хода и содержания игры, обсуждение, все ли дети посту- пали хорошо с точки зрения норм права. Детям нужно подумать, как можно было развернуть игру, чтобы учитывались права всех играющих. Макси- мальное использование игровых форм создает благоприятные условия для понимания и усвоения нравственных норм в естественных для детей игровых действиях.

Кроме сюжетно-ролевых игр, в своей работе по правовому воспитанию я планирую игры-беседы, направленные на закрепление правовых знаний де-

тей. Такие игры-беседы помогают воспитать в детях гуманные и уважитель- ные отношения друг к другу, понимание значимости имени и индивидуаль- ности каждого, необходимости исполнения своих обязанностей. Например, игра-беседа «Как тебя назвать?» способствует формированию уважительного отношения детей к имени человека, отрицательного – к обзыванию и клич- кам. «Круговая беседа» помогает развивать у детей чувство индивидуально- сти, значимости каждого из них.

Приведем пример игры-беседы «Все мы разные». Воспитатель сообща- ет: «Каждый человек и ребенок имеет право на индивидуальность. И каждый заслуживает уважения, даже если он не такой как все. У нас у каждого есть свои особенности. И этим мы должны гордиться. А особенности других мы должны уважать. Давайте сейчас мы назовем свои особенности, расскажем о своих достоинствах». (Дети по очереди, передавая мяч друг другу, называют свою замечательную особенность, например, «я умею танцевать»).

Экскурсии помогут подвести детей к знакомству с правом на граждан- ство. Главной темой экскурсии в библиотеку станет знакомство детей с исто- рией нашего города, его символикой. Рассматривая право детей на медицин- скую помощь, мы побываем в центральной аптеке, медицинском кабинете. Экскурсия в школу познакомит детей с правом на образование. В группе со- здана мобильная библиотечка. Дети с большим вниманием рассматривают иллюстрации, которые знакомят их с окружающим миром - так выполняется право детей на получение информации (Конвенция ООН о правах ребенка ст. 13, ст. 17) Знакомя их с содержанием сказки, обязательно акцентирую вни- мание детей на то, какое право было нарушено. Ребята и родители с удоволь- ствием выбирают книги для чтения дома. Таким образом, библиотечка помо- гает мне познакомить детей с правовыми нормами, создать дружескую атмо- сферу и стать ближе друг к другу.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважении и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Были вы-

браны основные для дошкольников виды деятельности: игровую и художе- ственно-продуктивную. В своей работе использую дидактические игры, та- кие как:

«Я имею право...»

Цель: дать правовые знания. (Дети поочередно выбирают картинки, ко- торые соответствуют статьям Конвенции, затем объясняют свой выбор).

«Я не должен...»

Цель: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершен- ствовать знания детей о социальных нормах. (Дети раскладывают картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, предметным миром, затем объясняют свой выбор).

«Волшебный сундучок»

Цель: Закрепить правовые знания детей.

«Придумай правовой конец сказки»

Цель: способствовать творческому развитию детей, умению четко вы- ражать свои мысли, использовать полученные знания.

«Как поступить правильно».

Цель: формировать представление о положительных и отрицательных поступках, правильно оценивать себя и других.

Проводятся психологические тренинги.

«Все будет хорошо».

Цель: обучать приемам, помогающим снять эмоциональное напряже-

ние.


«Птичка»

Цель: это упражнение помогает выразить свою любовь и подарить

кому-нибудь теплоту и нежность своего сердца. Упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.

«Поводырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека, воспи- тывать доверительное отношение друг к другу.

«Помоги себе сам»

Цель: обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.  И др.

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, используются произведения фольклора: сказки, пословицы, пого- ворки.

По нашему мнению, права ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его обязанностей. Поэтому, если мы знакомим дошкольников с их правами, то необходимо требовать от них и исполнения обязанностей. Если мы будем знакомиться с правом на имя, то во время этого же разговора мы будем гово- рить о том, что каждый из нас должен уважать имя находящихся с нами лю- дей – не придумывать клички, не обзываться, а обращаться ко всем по имени. При рассмотрении права на отдых, обратим внимание детей на то, что они не должны мешать окружающим шумом и криком.

Только таким образом у детей может быть сформировано чувство от- ветственности. А каким должен быть ответственный человек? Ответствен- ность – возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчи- тываться в своих действиях и принять на себя вину за возможные послед- ствия. Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, он готов отвечать за то, к чему приведет выполнение им каких- нибудь дел и обязанностей. Конечно, чувство ответственности – это характе- ристика зрелой личности. Но заложить это чувство мы должны именно в дет- ские годы. Дошкольный возраст – это время, когда должны быть «посеяны все зернышки». Поэтому в процессе правового воспитания большое внима- ние уделяется знакомству детей с их обязанностями, с необходимостью их выполнения, и формированию чувства ответственности.

  1. Планируемые результаты:

  • Сформированность у детей полных представлений о событиях соци- альной действительности и нравственно-правовых представлений о личных, гражданских, социальных и культурных правах человека.
  • Проявление детьми эмоционально-позитивного отношения к событиям социальной действительности.
  • Сформированность умения дошкольников высказывать нравственно- правовые суждения о социальной действительности, личных, граждан- ских, социальных и культурных правах человека самостоятельно.
  • Осознание детьми нравственно-правовых ценностей, использование их в оценке происходящих событий.
  • Умение детьми самостоятельно согласовывать свои действия с дей- ствиями других детей.
  • Способность детей разрабатывать новые правила поведения и изменять их, ориентируясь на происходящие события.
  • Сформированность умения замечать нарушения правил в своём пове- дении и поведении сверстников
  • Способность определить причину конфликта и предложить способ его решения.
  • Способность вступить в защиту сверстника, чьи интересы нарушаются.

Выводы

Анализ литературы и практический опыт работы показывают, что одним из возможных способов формирования у детей старшего дошкольного возрас- та самостоятельного и ответственного поведения в обществе взрослых и сверстников, является организация правового воспитания в условиях ДОУ, ко- торое включает в себя не только сообщение детям знаний, но и формирование эмоционально-оценочного отношения к социальным фактам и событиям, а за- тем применение этих знаний в практической деятельности.

Таким образом, комплексная реализация мероприятий по правовому образованию через организацию проектной деятельности способствует росту профессионализма воспитателя, реальным достижениям в работе с детьми и родителями, а также помогает взрослым и детям стать ближе, научила при- слушиваться друг к другу и понимать друг друга.

Литература

  1. Антонов В. Изучаем права человека. - М.: Вита, 1997.
  2. Бабаева Т. И. Образовательная область «Социализация». Методический комплект программы «Детство». – СПб.: Детство-Пресс, 2013 г.
  3. Всеобщая декларация о правах человека. – М.: Права человека, 2006.
  4. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.

– М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

  1. Конвенция о правах ребенка. – М.: 1998
  2. Конституция Российской Федерации. – М,:1993
  3. Майданкина Н.Ю. Войди в мир права – Ульяновск: УИПКПРО, 2012
  4. Михайлова – Свиркая Л. В. Метод проектов в образовательной систе- ме детского сада. – М:,2015
  5. Прохорова С.Ю., Хижова Детский сад: Работа с родителями. – М: «Из- дательство СКРИПТОРИЙ», 2014
  6. Развитие социальных навыков детей 5 – 7 лет / авт.-сост. О.Р. Меремь- янина. - Волгоград: Учитель, 2012.
  7. Харитончик Т.А. Правовое воспитание. Организация работы с педаго- гами, детьми и родителями. Волгоград, “Учитель”, 2011.
  8. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – ТЦ “Сфера”, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование основ ЗОЖ у дошкольников в условиях семейного воспитания через информационные источники»

«Формирование основ ЗОЖ у дошкольниковв условиях семейного воспитаниячерез  информационные источники»...

Исследовательский проект Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников

Данный эксперимент раскрывает механизм поэтапного преобразования системы воспитания экологической культуры  дошкольников  в МБДОУ «Детский сад «Снежинка», содержащий систем...

Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...

Педагогический проект "Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников".

          Данный проект раскрывает механизм поэтапного преобразования системы экологического воспитания дошкольников  в МБДОУ «Детский сад «Снежинка&ra...

Исследовательский проект Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников

Исследовательский  проект Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников....