Проект "Воспитание культуры здорового образа жизни"
методическая разработка (подготовительная группа)

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

 «Воспитание культуры здорового образа жизни»

Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье.   «Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто», - говорил мудрый Сократ.

Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию  к ухудшению. И речь идёт не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Таким образом, тема здоровья особенно актуальна в наше время, ведь  любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Формируя у детей представление о том, что здоровье – одна из главных ценностей жизни, мы учим их беречь и укреплять своё здоровье

Участники: воспитанники старшей – подготовительной группы детского сада, педагоги, родители.

Продолжительность проекта:  долгосрочный.

Цель   -  создание максимально благоприятных условий для формирования первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

 Задачи:

Образовательные:

  • дать детям понятие о здоровье, здоровом образе жизни;
  • формировать у детей ответственность за своё здоровье;
  • способствовать педагогическому просвещению родителей воспитанников по вопросам ЗОЖ;

Развивающие:

  • развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций.

Воспитательные:

  • воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Этапы реализации проекта

Для достижения поставленной цели были разработаны следующие этапы работы над темой:

I Подготовительный этап.

- Мониторинг развития представления о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста на I полугодие 2021 – 2022 уч.г;

- Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни моей семьи».

- Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме:

  • Голицина Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей».
  • Лободин В.Т., Федоренко А.Д., Александрова Г.В. «В стране здоровья».
  • Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье».

II Организационный этап.

  • Работа с детьми:

Познавательное развитие:

Беседы с детьми:

  • «Что такое здоровье?»,
  • «Правила личной гигиены»,
  • «Таблетки растут на грядке»,
  • «Береги здоровье смолоду»,
  • «Чистота залог здоровья»,
  • «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок»,
  • «Знакомимся со своим организмом»
  • «Наши верные друзья»,
  • «Скелет – наша опора»,
  • «Здоровье – главная ценность человеческой жизни»,

Опытно – экспериментальная деятельность:

  • Опыты с кока-колой,
  •  «Почему нельзя есть снег?»,
  •  «Наши помощники – органы чувств»,
  •  «Фруктовая лаборатория»

  • Мультсеансы:
  •  «Мойдодыр», «Айболит»;
  • «Смешарики» из серии «Азбука здоровья»:
  •  «Распорядок», «Быть здоровым здорово»,
  •  «Личная гигиена», «Кому нужна зарядка»,
  •  «Горький вкус справедливости»,
  •  «Скажи микробам «Нет!»,
  •  «Если хочешь быть здоров»;
  • «Королева зубная щётка»,
  •  «Здоровый образ жизни»,
  •  «Митя и микробус».

Речевое развитие.

  • Составление  рассказов на тему
  •  «Чтобы быть здоровым…», 
  • «Как моя семья выезжала на отдых».

Чтение художественной литературы:

  • Г. Зайцев «Приятного аппетита»,
  • М. Безруких «Разговор о правильном питании»,
  • М. Безруких «Разговор о правильном питании»,
  • Н. Рыжкова «Как люди речку обидели»;
  • В.П. Катаев «Грибы»;
  • К.И. Чуковский «Айболит», Г. Остер «Про Петьку – микроба».

 

  •  К.И. Чуковский «Айболит», Г. Остер «Про Петьку – микроба».
  • Пословицы и поговорки о здоровье.
  • Загадывание и разгадывание загадок по теме, придумывание своих загадок

Художественно – эстетическое развитие:

Рисование:

  • «Мой полезный завтрак»,
  • «Я дружу со спортом»,
  •  «В нашем саду растут витамины»,
  •  «Микробы на ладошках»,
  •  «Человек»,
  •  «Лекарственные травы»,
  •  коллективная работа «Парад полезных продуктов»;

Лепка:

  • «Овощи и фрукты – полезные продукты»,
  • «Чемоданчик доктора Айболита».

Аппликация:

  • «Наши органы»,

 коллективная работа:

  • «Большая книга об овощах и фруктах»,
  • «Веселая зарядка»,
  • «Витаминная корзина для Дяди Фёдора»,

Конструирование:

  • «Спортивная площадка»,
  • «Каток»,
  • «Фрукты»,
  • «Огород».

Физическое развитие:

Оздоровительные упражнения:

  • «Дирижёр»,
  • «Птичка»,
  • «Подсвечник»,
  •  «Посмотри на часы»,
  •  «Кто сумеет»,
  •  «Ноги за голову»,
  •  «Ножницы»,
  •  «Собирание предметов»,
  •  «Марионетка»,
  •  «Собачка такса»,
  •  «Ласточка»,
  •  «Аист».

Физкультминутки, музыкальные минутки, релаксация.

Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения.

Дыхательная гимнастика (по методике А. Н. Стрельниковой):

  • «Ладошки»,
  • «Погончики»,
  • «Насос» и др.

Пальчиковая гимнастика:

  • «Я хочу построить дом»,
  •  «Наши друзья», и др.

Массаж и самомассаж (массаж активных точек, ходьба по массажным коврикам, упражнения с массажными мячиками, и др).

  • «Здоровый малыш»,
  •  «Лабиринты здоровья»,
  •  «Чудесный мешочек»,
  •  «Назови правильно»;

Театрализованные игры:

  • «Айболит»,
  •  «Мойдодыр»,
  •  «В сказку за здоровьем»,

Подвижные игры:

  • «Выше ноги от земли»,
  •  «Ловля обезьян»,
  •  «Бездомный заяц»,
  •  «Ручеек»;

 Совершенствование предметно – пространственной среды:

  • Оборудование уголка здоровья.
  • Оформление картотек: дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики мозга, утренней гимнастики и гимнастики пробуждения.
  • Подбор иллюстраций и картин, имеющих отношение к здоровью (микробы и вирусы, строение тела человека, полезные и вредные продукты и др).
  • Изготовление макета тела человека.

Работа с родителями воспитанников:

  • Папки-передвижки:
  •  «Соблюдаем режим дня – сохраняем здоровье!», «10 правил здорового образа жизни».
  • Консультации:
  •  «Как заставить ребенка есть фрукты и овощи», «Компьютер - плюсы и минусы»,  «Закаливание, методика, противопоказания», «Больше внимания  осанке»; консультация-практика «Двигательные игры-разминки», «Если ребенок носит очки».
  • Буклеты:
  •  «Сказка ложь – да в ней намёк» (терапевтическое значение сказок), «Комплекс зрительной гимнастики на каждый день», «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия».
  • Фотовыставка
  •  «Со спортом дружить – здоровым быть», «Я люблю овощи и фрукты!», «Мой активный отдых».
  • Конкурс «Нестандартное физкультурное оборудование».
  • Родительские собрания
  •  «Мы то, что мы едим», «Здоровый образ жизни – хорошая привычка», «Ценности здорового образа жизни», «Забота о здоровье ребенка», «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни», «Сохранение здоровья — важнейшая составляющая защиты детей».
  • Развлечения: «Веселые старты»,  «В гостях у Витаминки», «Нам болезни ни по чем», «Петрушка Веселушка», «В поисках здоровья», «Будущие олимпийцы – ходят в детский сад».
  • Организация пешей прогулки по определенному маршруту (терренкур).

III Заключительный этап.

  • Мониторинг развития представления о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста на II полугодие 2021 – 2022 уч.г.
  • Итоговые мероприятия : «Путешествие в страну Здоровья», , участие в городском «ГТО», «Веселые старты», спортивные развлечения

  • Обобщение результатов работы на заседании педагогического совета МАДОУ (в виде отчета-презентации).

Заключение

Здоровье человека – жизненно важная ценность. Чтобы сохранить и укрепить здоровье, необходимо научиться управлять своим организмом. Но для того, чтобы управлять организмом, надо, прежде всего, знать его: как он устроен, как работает, что для него полезно, а что вредно, понимать его ценность.

В настоящее время и воспитатели, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. Очень важным является формирование у ребёнка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни. Как это сделать? Как нацелить ребёнка на то, что нужно ухаживать за своим телом, своей кожей, беречь глаза, уши, зубы, руки и ноги? Как научить его следовать определённому режиму дня, заботится о сне, о питании? Как помочь ему уберечь себя в мире, полном опасностей и неожиданностей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни «Наша традиция – быть здоровыми!»

Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни....

Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни «Наша традиция – быть здоровыми!»

Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни....

Презентация проекта по формированию культуры здорового образа жизни на тему: "Хочу быть здоровым!"

Презентация проекта по формированию культуры здорового образа жизни....

Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников "Быть здоровыми хотим!"

В современном мире такие понятия как "здоровьесберегающие технологии" и "формирование здорового и безопасного образа жизни"  прочно входят в жизнь каждого человека, а также в образовательный проц...

Семинар- практикум для родителей: «Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни»

Расширять представления о составляющих здорового образа жизни. Показать зависимость здоровья человека от правильного питания, соблюдения гигиены и режима дня, формировать у родителей ответственность з...

Мастер-класс по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников «Быть здоровыми хотим!»

Советы воспитателям. Самомоссаж,динамическме паузы, психогимнатика, этюды,  релаксирующие упражнениея....

« Дневник здоровья» - как форма работы по формированию культуры здорового образа жизни.

laquo;Дневник  здоровья» – это вид совместной работы родителей с детьми, не только по ведению здорового образа жизни, но и другого вида деятельности. В своих дневниках родители расск...