Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни
методическая разработка

Ершова Ирина Александровна

Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

    ВВЕДЕНИЕ

Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков, родителей, вопросы, связанные с проблемами здоровья детей - подрастающего поколения нашей страны. Этот вопрос актуален не только для жителей России, жителей стран ближнего зарубежья, а для всех жителей планеты. В эпоху компьютерных технологий, изобретения все новых машин, освобождающих человека от бытовых проблем, наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.

Здоровье населения - высшая национальная ценность в любой развитой стране.

Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека, делом не только личным, но и общественным. Нельзя рассматривать здоровье как отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия».

Для ребенка быть здоровым, значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию неблагоприятных факторов внешней среды.

Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом.

Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от качественного взаимодействия семьи и ДОУ. Формируя отношение ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе педагогов, всего персонала ДОУ и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада ДОУ и семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения детей дошкольников и их родителей к собственному здоровью.

Ключевым вопросом государственной политики является существенное повышение качества жизни граждан России, все это отражено в национальной программе «Здоровое поколение XXI, в Приоритетных национальных проектах. Главной задачей в реализации поставленных задач является сохранение, укрепление здоровья воспитанников в совместной деятельности с семьей.

Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах И.И. Брехмана, Э.Н. Вайнера, Л. Волошиной, М.П. Дорошкевич, Г.К. Зайцева, Т.С. Казаковцевой, Н.В. Тверской и др. Однако методы работы ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей почти не рассматриваются в литературе.

                                         Актуальность

Актуальность работы обусловлена потребностью разработки методических материалов для взаимодействия воспитателей и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Цель исследования: разработка и апробация различных форм работы для семьи по вопросам организации здорового образа жизни дошкольников.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- изучить основы здорового образа жизни в современном обществе;

- рассмотреть условия и компоненты формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста ;

- проанализировать аспекты совместная деятельности ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей;

- разработать и апробировать набор методических рекомендаций для родителей по формированию здорового образа жизни дошкольников;

- определить результаты  проделанной работы.

Объект данного исследования: процесс формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Предмет работы: организация работы с родителями по формированию здорового образа жизни дошкольников.

В соответствии с поставленными задачами в исследовании использовались следующие методы:

теоретический – анализ научной, методической, дидактической литературы; изучение педагогического опыта; метод логических обобщений;

эмпирический – наблюдение.

Практическое значение работы обеспечивается разработкой родительских собраний и рекомендаций по теме исследования.

по данной тематике.

 

 Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание физического и психического развития ребенка-дошкольника. В частности, в условиях системного рассогласования отношений человека с внешней природной средой необходим пересмотр педагогических путей и условий валеологического воспитания детей. В силу этого возникает потребность в создании гибких социально-педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях государственных воспитательно-образовательных учреждений. Использование педагогами данных технологий позволит сформировать основы здорового образа жизни, развить у ребенка чувство сопереживания другим людям, определенные навыки саморегуляции, позволяющие предупреждать девиантное поведение .

Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

Семья является источником и важным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Проблемой работы с родителями в системе ДОУ занимались Н.Ф. Виноградова, Л.В. Загик, В.М. Иванова, Т.А. Куликова, О.Н. Урбанская, Я.И. Ковальчук и др. Факторы, обеспечивающие значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка изучали Ю.П. Азаров, И.В. Гребенников, Т.А. Маркова, А.В. Петровский, А.Г. Харчев; игровую деятельность младшего дошкольника в семье - В.М. Иванова; педагогические условия трудового воспитания дошкольника в семье - Д.О. Дзинтере. Данными учеными исследовалось взаимодействие образовательного учреждения и семьи по отдельным направлениям обучения и воспитания ребенка: трудовое, игровое, нравственное и др., но активное участие родителей в образовательном процессе не рассматривалось.

В дальнейшем продолжает меняться позиция ДОУ в работе с семьей. Становится очевидной важность дальнейшего совершенствования содержания, форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи для всестороннего развития ребенка. Если раньше говорилось о сотрудничестве ДОУ с семьей, а в 80 - 90г. просматривалась тенденция к индивидуальной работе с семьей, с детьми, не посещающими ДОУ, определялось положение ребенка в семье, психологический климат семьи, стиль и фон семейной жизни, социальный статус, воспитательный климат, то сегодня закон «Об образовании» определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка.

Исследователи семейных отношений выделяют следующие факторы семейного воспитания, делающие его приоритетным по сравнению с другими воспитательными институтами (ДОУ, школа и др.):

•глубоко эмоциональный, интимный характер семейного воспитания

•постоянство и длительность воспитательных воздействий родителей

•наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную и воспитательную деятельность семьи .

Одним из важнейших условий развития личности ребенка, достижения им социальной зрелости является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и воспитателей. Для того чтобы эта совместная работа была плодотворной и реально способствовала социальному развитию ребенка, необходима специальная организация взаимодействия работников дошкольных учреждений и семей воспитанников. Семья - важнейшая составляющая социальной ситуации развития ребенка, его ближайшее окружение. Помочь семье ориентироваться на психологию ребенка и создать полноценные условия для его развития, осознать проблемы в межличностных отношениях ребенка со взрослыми и детьми дома и найти пути их решения - одна из важнейших проблем современности.

Целью воспитания родителей является не передача им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них «педагогической компетенции» и «педагогической рефлексии» или коррекция их педагогической позиции, позволяющих понимать своего ребенка, строить правильно общение с ним и совместную деятельность.

«Педагогическая компетентность» - это способность понять потребности детей и обеспечить возможность удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка .

«Педагогическая рефлексия» - это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации .

Основой педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • создать развивающую среду - пространство самореализации;
  • помочь ребёнку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;
  • сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;
  • стимулировать дошкольника включиться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать его к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;
  • направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма ребенка;
  • формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.

Организация здоровьесберегающего образования достигается также посредством использования в педагогическом процессе технологий, обеспечивающих, с одной стороны, решение задач сохранения здоровья учащихся, а с другой, способствующих эффективной реализации образовательных и воспитательных задач .

Социально-педагогическая технология взаимодействия образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни - это «элемент специальным образом организованного педагогического процесса, целенаправленно и гарантированно обеспечивающего становление, то есть сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов в единстве всех его составляющих в ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях со стороны всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов». В данном понимании педагогическая технология взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни складывается из последовательности определенных действий, образующих технологический процесс, гарантированно обеспечивающий достижение ожидаемого результата, включающих три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.

Алгоритм взаимодействия:

Самосовершенствование педагогов предполагает перестройку мышления на здоровый образ жизни, пополнение собственного багажа теоретических знаний по анатомии, физиологии, психологии, теории и методике физического воспитания, гигиене и др., овладение оздоровительными системами и технологиями в области физической культуры, приобретение и закрепление практических навыков здорового образа жизни: зарядка, водные закаливающие процедуры, регулярные пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений и т. п.

Работа с родителями включает проведение теоретико-практических семинаров по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, релаксация, дыхательные системы и т.д.), практических занятий, семейных соревнований «Папа, мама, я - спортивная семья», дней открытых дверей и других мероприятий.

Работа с дошкольниками по здоровьесбережению направлена на формирование у них адекватных представлений об организме человека (о строении собственного тела), на осознание ими ценности своей жизни и жизни другого человека, на формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни, на привитие навыков профилактики и гигиены, на формирование умения предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков, оптимистического миро- и самоощущения, умения сочувствовать, сопереживать .

Таким образом, исследования ученых, подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Без активного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - педагог» невозможно эффективное развитие ребенка.

     Разработка содержания и проведение серии мероприятий   для родителей по организации здорового образа жизни ребенка

Систематическая работа предназначена на организацию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста посредством работы с родителями.

В своей деятельности воспитатель может использовать следующие формы работы: массовые мероприятия, тренинги, семинары, мастер классы, индивидуальные консультации, родительские собрания.

Целью такой работы мы видим в следующем:

  • Формирование здорового образа жизни дошкольников через взаимодействие с семьей.

Задачи:

  • консультирование родителей по данному вопросу,
  • проведение индивидуальных консультаций с теми родителями, чьи дети уже приобщены к неправильному образу жизни;
  • проведение родительского собрания;
  • разработка методического пособия по формированию здорового образа жизни дошкольников;
  • оформление информационного уголка в группе детского сада;
  • поддержка детско-родительских отношений и взаимодействия родителей с воспитателями ДОУ.

Мы провели следующие мероприятия:

Родительское собрание в старшей группе детского сада. Тема: «Здоровый образ жизни».

Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.

В начале собрания были обнародованы результаты анкетирования, теста и беседы с детьми. Многие родители не ожидали подобных итогов. Далее работа шла в лекционном порядке, родителям рассказывалась информация о понятии «здорового образа жизни», его компонентах, а также причинах и последствиях несоблюдения здорового стиля жизни для старшего дошкольного возраста. Затем была беседа о вопросах, которых волнуют родители и путей выхода из сложившейся ситуации. Итогом собрания было принято решение о профилактических мероприятиях по поводу насущной проблемы через непосредственное взаимодействие родителей с детьми.

Родители знакомились с оздоровительными ресурсами ДОУ и оздоровительными мероприятиями, в которых ежедневно принимают участие их дети. Знакомились с соблюдением режимных моментов в детском саду и особенностями сбалансированного питания детей в ДОУ. Родители воочию и на собственном опыте узнавали особенности среды обитания, которая организована сотрудниками ДОУ и педагогами группы для их детей. Получили возможность сравнить среду обитания своего ребенка в ДОУ и в семье. Некоторые взяли на заметку важные для себя моменты жизни детей в ДОУ с тем, чтобы реализовать их у себя дома. А разница, которую замечали родители (иногда с помощью педагога) между тем, с какой легкостью их ребенок выполняет оздоровительные, гигиенические процедуры, и с каким порой нежеланием он выполняет подобные требования дома, рождали вопросы к специалистам. В итоге возникала потребность родителей в получении консультаций по вопросам, связанным с формированием навыков ЗОЖ своего ребенка.

        Был разработан график индивидуальных консультаций, на которые родители могли приходить в удобное для них время.

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме формирования здорового образа жизни детей, а также найти выход из данной проблемы, так как в последнее время участились случаи обращения родителей к специалистам по поводу проблем со здоровьем дошкольников, связанных с неправильным питанием детей и пренебрежением вести активную физическую активность. В процессе изучения проблем данных семей выявляется причина проблем, которая заключается в том, что родители мало заботятся о здоровом питании своих детей, их досугом и привычками. Родители жалуются на то, что очень часто сами идут на поводу своих детей, покупая им что-то или разрешая проводить много времени за просмотром телевизионных каналов и игрой в современные гаджеты.

Данные консультации проводились с участием психолога детского сада. На индивидуальных беседах собиралась информация о ребенке: выяснялись индивидуально-личностные привычки, соблюдение режима, а главный вопрос, о котором можно было узнать из слов одного из родителей, это формирование здорового образа жизни дошкольника в семье.

Нами были предложены пути решений проблемы по вопросам, связанными с формированием ЗОЖ у дошкольников. Все члены семьи должны всегда соблюдать следующие правила и советы:

  • Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте;
  • Необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды;
  • Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье;
  • Правильно организованный режим дня;
  • Прогулки;
  • Полноценное питание;
  • Различные игры.

Хочется отметить то, что к несомненным достоинствам таких консультаций следует отнести:

  • наличие контакта с собеседником, то есть к родителю, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора;
  • на устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный ответ;
  • собеседники более серьёзно относятся к вопросам.

Далее немаловажным мероприятием было проведение спортивного праздника. К моменту проведения семейно-спортивного праздника, посвященного «ДНЮ СЕМЬИ» и родители были уже увлечены формированием здорового образа жизни своего ребенка и поддержкой его стремления к укреплению собственного здоровья. Поэтому на радость детям и педагогам ДОУ проблем с их участием в данном мероприятии не возникло. Мероприятие прошло весело и задорно, послужив укреплению позитивных отношений между детьми и родителями.

Цель праздника: создать условия для творческого, совместного сотрудничества детей, родителей и сотрудников детского сада.

Задачи:

• Развитие интереса у детей к совместным двигательным упражнениям с родителями.

• Развитие умения сопереживать и помогать друг другу.

• Развитие наблюдательности, внимания, памяти, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать себя и других людей.

Чтобы родители не забывали о насущных вопросах в жизни ребенка, нами были также подготовлены материалы, такие как: информационный уголок и стенгазета, которые отражали в себе важные аспекты заявленной темы исследования.

Информационный стенд. В кратком и красочно оформленном виде родителям предлагались рекомендации следующего содержания. Игры и упражнения, по оздоровлению и формированию здорового образа жизни ребенка, которые можно организовывать дома. Как с пользой провести выходной день с ребенком. Антропометрия - измерения массы и длины тела, окружности груди, динамометрия, спирометрия.

Стенгазета «Мама, папа, я - спортивная семья». В газете в шутливой и серьезной форме, в и прозе была представлена основная информация об одном из важнейших направлений формирования здорового образа жизни ребенка - активном образе жизни его семьи.

           Анализ результатов проделанной работы

В связи с ограниченностью во времени в рамках преддипломной практики не все возможные ресурсы работы с родителями были использованы для формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста. Однако было отмечено следующее: с помощью организационно-воспитательных мероприятий по вопросам организации ЗОЖ восприятие родителей к основам правильного образа жизни существенно изменилось.

Родители начали проявлять больший интерес к проблеме формирования здорового образа жизни своих детей. Их стали интересовать проблемы физического воспитания, профилактики заболеваний, оздоровления ребенка, его психофизиологического развития, вопросы приобщения детей к культурным ценностям. Показатель количества заинтересованных в решении данных вопросов родителей на сегодняшний день достиг высокого уровня.

Интерес к совместной работе с детьми вырос, родители понимают важность совместного правильного досуга со своими детьми.

По словам родителей, они стали вести активный образ жизни, подавая пример детям.

Более того, взрослые стали часто задавать вопросы по поводу питания и закаливающих процедур в домашних условиях. Изъявлять желание услышать рекомендации специалистов (старшей медсестры, врача) по укреплению здоровья детей. Интересоваться методической литературой по сохранению здоровья.

Родители стали соблюдать режим дня в ДОУ - приводить детей в определенное время до 8.00, благодаря чему практически все дети посещают утреннюю гимнастику. В выходные дни поддерживают режим дня ДОУ и сбалансированное питание детей. Родители с детьми стали чаще посещать парки, выезжать за город, вести активный образ жизни - кататься на коньках, лыжах, плавать в бассейне, играть в футбол, теннис и т.д.

В качестве особого достижения можно отметить, что в результате проведенной работы часть родителей отказалась от вредных привычек в пользу здоровья детей (перестали курить в их присутствии, а 6 % вовсе отказались от курения).

Дети стали заметно более подвижны, инициативны, самостоятельны. У них расширился кругозор, они обогатились представления об объектах и явлениях окружающей действительности. Они сравнивают предметы, классифицируют их, опираясь на существенные признаки, делают обобщения не только на основе представления об одновременном участии предметов в житейской ситуации, но и по понятийному признаку.

В рамках проделанной работы дети стали приобретать больше знаний в процессе непосредственного общения с родителями, исследовательской и презентационной деятельности. Вследствие чего у них стала быстрее развиваться грамотная связная речь. В речи они используют не только простые, но и сложные предложения. Охотно пересказывают сказки, рассказы, активны в общении. Слышат и выделяют звук в слове, развивается фонематический слух. Дети овладели такими видами связных высказываний, как рассказывание из опыта и творческое рассказывание.

Если раньше дети слабо ориентировались в вопросах укрепления здоровья и не могли назвать причины его ухудшения и поддержания, то в настоящее время ситуация изменилась. Дети приобрели соответствующие своему возрасту необходимые знания, навыки и умения для укрепления собственного здоровья. Ребята свободно ориентируются в вопросах гигиены, закаливания, строения человека. Имеют основные представления о безопасной среде обитания. Владеют навыками проведения оздоровительных минуток, умением правильно принимать пищу (тщательно пережевывать, разумно относиться к приему жидкости). С удовольствием используют простейшие методы закаливания (хождение по дорожкам Здоровья, контрастное ножное водное закаливание в теплое время года).

В ходе проведенной работы выяснилось, что использование различных методов работы с семьей повышает активность родителей в совместной с педагогом деятельности по формированию здорового образа жизни детей.

Повысился не только формальный уровень посещения родителями мероприятий, проводимых в традиционной форме (родительских собраний, педагогических бесед и т.д.), но и заметно возросла их готовность к применению полученных знаний. В частности к выполнению требований педагога, способствующих оздоровлению детей и поддержанию режимных моментов ДОУ.

Родители стали более активными участниками жизни группы и ДОУ. Они действительно стали единомышленниками и партнерами в деле формирования и развития здорового образа жизни детей.

Таким образом, представляется возможным утверждать, что работа ДОУ повышение ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни дошкольников будет эффективной, если 

- она будет строиться на основе сотрудничества;

- методы работы с родителями будут способствовать их личной заинтересованности в её результатах.

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение человеком своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. ЗОЖ выражает направленность личности на формирование, сохранение и укрепление, как и индивидуального, так и общественного здоровья. Поэтому важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей для педагогов ДОУ, которые организуют разностороннюю деятельность, направленную на сохранение здоровья детей, реализацию комплекса воспитательно-образовательных, оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий по разным возрастным ступеням.

Работу по формированию ЗОЖ ДОУ проводит вместе с родителями. Исследования ученых, подтверждают необходимость связи семейного и общественного воспитания как двух взаимодополняющих социальных институтов. Без активного взаимодействия в системе «ребенок - родитель - педагог» невозможно эффективное развитие ребенка.

Социально - педагогическая технология взаимодействия образовательного учреждения и семьи в формировании основ здорового образа жизни - это элемент специальным образом организованного педагогического процесса, целенаправленно и гарантированно обеспечивающего становление, то есть сохранение, поддержание, укрепление и наращивание здоровья его субъектов в единстве всех его составляющих в ходе их взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях со стороны всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов. В данном понимании педагогическая технология взаимодействия образовательного учреждения и семьи по формированию основ здорового образа жизни складывается из последовательности определенных действий, образующих технологический процесс, гарантированно обеспечивающий достижение ожидаемого результата, включающих три взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: взаимодействие с педагогами, с родителями и с детьми в данном направлении.

Целью нашей выпускной квалификационной работы являлась разработка и апробация серии различных мероприятий для родителей по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста. Поставленная цель и выдвинутые к ней задачи в исследовании были достигнуты.

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 От рождения до школы. Васильева,М.А. «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» [Текст] / ред. М.А. Васильева, Н.Е. Варакса, Т.С. Комарова. – 3-е изд.  испр. и доп. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

2 ФГОС: дошкольное общее образование. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: - М.: Москва, 2013.

3 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПин 2.4.1.3049 –13. [Текст]/– М: У11 перспектива, 2013.

4 Арнаутова,  Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: Зачем? Как? / Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова. - М., 2003. - 208 с.

5 Арнаутова,  Е.П. В гостях у директора: беседы с рук. дошк. учреждения о сотрудничестве с семьей/ Е.П. Арнаутова.- М.: Линка-Пресс, 2014.- 206 с.

6 Гундаров, И.А. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ [Текст]  / И.А. Гундаров, Н.В. Киселев, О.С. Копина. - М.: Академия, 2009. - 120 с.

7 Головей, Л.А. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебное пособие / Л.А. Головей: М.: Юрайт, 2016. - 413с.

8 Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход [Текст]   / О.И. Давыдова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. -144 с.

9 Дубровский, В.И. Валеология здорового образа жизни / В.И. Дубровский. - М.: Флинта; Retorika., 2006. - 137 с.

10 Зацепина, М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. [Текст] /  М.Б. Зацепина. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 150 с.

11 Зверева, О.Л.Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста / О.Л. Зверева. - М.:ТЦ Сфера, 2000. - 256 с.

12 Зедгенидзе, В.Я. Формирование здоровья ребенка. [Текст]  / Зедгенидзе В.Я. -  Современный детский сад. - 2007. - 1. - 64 с.

13 Изотова,  Е. И. Психология дошкольного возраста. [Текст] / Изотова Е. И. – Цифровая книга.  2016. - 139 с.

14 Карепова, Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы [Текст]  / Т.Г. Карепова. - Волгоград: Учитель, 2010. - 170 с.

15 Коростелёв, Н.В. От А до Я детям о здоровье. [Текст] / Н.В. Коростелёв -    М. Медицина , 1997. - 225 с.

16 Кон. И.С. Ребенок и общество. [Текст] / И.С. Кон. –  М.: Издательство Академия, 2003.-210 с.

         17 Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребёнка. Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. [Текст] / М.Д. Маханева  – М.:АРКТИ, 1999. – 93 с.

18 Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина. – М.: «Академия», 2005.- 456с.

19  Реан, А.А. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие. / Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И.: СПб: «Питер»,  2010. – 432 с.

20 Смирнова, Е.О. Развитие личности ребёнка от пяти до семи лет. [Текст]: учебное пособие / Е.О. Смирнова, Белошистая А.В, Монина Г.В.: М.: Генезис, 2016. – 356с.

21 Соловьев, Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г.М. Соловьев. – Ставрополь: СГУ, 2017. – 111 с.

22 Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А.Г. Сухарев. – М.: Медицина, 2013. – 270 с.

                                      ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Ваше активное участие в анкетировании позволит нам оптимизировать учебно-воспитательный процесс и эффективно проводить работу по оздоровлению Вашего ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности.

Пожалуйста, в каждом вопросе выберите и подчеркните нужный вариант ответа.

  • Фамилия, имя ребёнка, дата рождения_________________________________________

  • Дорога до детского сада:
  • пешком (сколько времени)_____________________________
  • на транспорте (сколько времени)________________________

3.  Гуляет ли Ваш ребёнок в выходные дни:

  • нет
  • да – 1 раз в день, 2 раза в день.

4.  Режим сна:

  • ребёнок вечером ложится спать в рабочие дни в_____ ч, поднимается в  _____ч;
  • в выходные дни ложится спать в _____ ч, поднимается в ______ ч.

5.  Спит ли ребёнок днём в выходные дни:

  • да (указать продолжительность сна);
  • нет.

6.  Делает ли ребёнок дома утреннюю гимнастику?

  • нет;
  • иногда;
  • только в выходные дни;
  • да, всегда.

7.  Сколько времени в день ребёнок:

  • смотрит телевизор в рабочие дни _____ч;
  • в выходные дни _____ ч;
  • проводит у компьютера в рабочие дни _____ ч;
  • в выходные дни _____ ч.

8.  Где ребёнок был летом?

  • дома;
  • за городом;
  • на море;
  • другое ________________________________________________________________

9.  Знаете ли вы меню детского сада?

  • да, всегда;
  • иногда;
  • не интересуюсь.

10.Какие продукты питания не ест Ваш ребёнок? _________________________________

11.Как часто ребёнок употребляет следующие продукты питания (нужное отметить):

  • консервы (исключая консервы для детского питания);
  • грибы;
  • чипсы, сухарики;
  • газированные напитки;
  • импортные сладости (сникерсы, сладкие плитки, сосательные конфеты и др.)

Отметить для каждого из пунктов:

  • А – часто (ежедневно или несколько раз в неделю);
  • Б – иногда (1 раз в неделю);
  • В – редко (1-2 раза в неделю)

12. Стараетесь ли Вы в выходные дни соблюдать режим питания, к которому ребёнок привык в детском саду?

  • да, всегда;
  • иногда;
  • нет.

13. Ваша оценка состояния здоровья ребёнка:

  • хорошее;
  • удовлетворительное;
  • плохое (указать причину) __________________________________________________

14. Какие профилактические мероприятия Вы проводите с ребёнком дома в связи с эпидемией ОРЗ, гриппа? ______________________________________________________

15.Какими средствами народной медицины Вы пользуетесь во время болезни ребёнка? ___________________________________________________________________

16. Какие, на Ваш взгляд, оздоровительные мероприятия наиболее эффективны в детском саду? __________________________________________________________________

Дата заполнения анкеты:_________________________________

Благодарим Вас за участие в опросе и искренние ответы.

Сценарий семейно-спортивного праздника

Цель: создать условия для творческого, совместного сотрудничества детей, родителей и сотрудников детского сада.

Задачи:

  • Развитие интереса у детей к совместным двигательным упражнениям с родителями.
  • Развитие умения сопереживать и помогать друг другу.
  • Развитие наблюдательности, внимания, памяти, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать себя и других людей.

Под музыку входят болельщики и занимают свои места. Под аплодисменты зрителей и болельщиков входят команды, состоящие из родителей и их детей.

Ведущий: «Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть всех на нашем спортивном празднике. Мы благодарим вас, за то, что вы откликнулись на наше приглашение. Этот праздник - лишний повод убедиться какие у нас в саду дружные семьи, какие ловкие, умелые, смелые папы и мамы, и конечно же наши юные спортсмены.

1-й ребенок:

Чем жива семья сегодня?

Всех проблем не одолеть.

И порою забываем,

Что в заботах и тревогах

Главное семью сберечь.

2-й ребенок:

Дом, в котором мы живем,

Самый лучший в мире дом.

Память добрую о нем

Мы всю жизнь в сердцах несем.

Пусть тепло и добрый свет

Будет в нем на тысячу лет!

Ведущий: «Вы все знаете, как полезно заниматься физкультурой, как необходимо закаляться, делать зарядку, бывать на воздухе, но как трудно бывает иногда пересилить себя, встать пораньше, сделать несколько упражнений, облиться холодной водой. Мы откладываем все это на «потом». А что, если попробовать заниматься вместе, всей семьей?

3-й ребенок:

Дом, в котором мы живем,

Это очень шумный дом.

После разных дел с утра

В нем всегда идет игра!

4-й ребенок:

Папа, мама, словно дети,

Сами ждут минуты эти

Им на игры, право слова,

Не хватает выходного.

5-й ребенок:

А на празднике, друзья,

Нам без игр никак нельзя

Больше страсти, больше смеха,

Пусть вовсю идет потеха!!!

Ведущий: «В спортивном празднике принимают участие 2 команды. Команда группы 8 «Солнышко» и сборная команда из 10 и 12 группы «Непоседы». Каждая из команд приготовила девиз».

Девиз команды «Солнышко»:

Пусть всегда будет солнце.

Пусть всегда будет небо.

Пусть всегда будет папа,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда будем мы!

Девиз команды «Непоседы»:

Непоседы, непоседы,

Не сидим без дела.

Победим сегодня всех

Дружно и умело!

Ведущий: «Оценивают выступление жюри: методист детского сада, м/с, заведующая хозяйственной частью. И так мы начинаем соревнования!

 Эстафета «Гусеница».

Каждая команда становится в две колонны. Между колоннами протянуть скакалку, за которую держаться все участники команды. По сигналу «гусеница», команда, бежит до ориентира, обегает его и возвращается к линии старта. Побеждает команда, первой пришедшая к финишу.

Эстафета «Кенгуру».

Первый игрок, зажав мяч между ног и держа в руках 1 мяч, прыжками достигает ориентира, обегает его, возвращаются в команду и передает мячи следующему игроку. Выигрывает команда быстрее справившаяся с заданием (участвуют и дети и родители). Подведение итогов.

Эстафета «Вдвоем на трех ногах».

Надеть резинку на ноги следующим образом. Ребенок вставляет правую ногу в резинку, а родитель левую. Взяться за руки. По команде «Марш» добежать до ориентира, обогнуть его, вернуться в команду и передать резинку следующей паре. Побеждает команда быстрее справившаяся с заданием. Подведение итогов.

Эстафета «Прыжки в мешках».

Участвуют дети и родители. Подведение итогов.

Аттракцион «Мишки и шишки».

Рассыпать на земле шарики (шишки). Раздать каждой команде пару боксерских перчаток. По команде «начали» первый родитель надевает боксерские перчатки своему ребенку. Ребенок бежит, подбирает «лапами медведя», «шишки» возвращается в команду «шишку» кладет в корзину и передает перчатки следующей паре участников. Побеждает команда, которая соберет полную корзину первой. Подведение итогов.

Аттракцион «Хомяки».

На середине игрового поля ставится бассейн с надувными шариками. От каждой команды выбрать двух участников папу и маму. По команде «марш» дети этих родителей бегут до бассейна, берут шарики, сколько могут унести и бегут к своим родителям. Мама и папа прячут шарики под одежду. Игра продолжается до команды «Стоп игра». Побеждает та команда, у которой больше шаров. Лопнувшие шары не считаются. Подведение итогов.

Аттракцион для родителей «Перетягивание каната».

Подведение итогов.

Подведение итогов праздника (грамоты). Загадки про спорт - отгадывают все.

Награждение участников (грамотами и подарками).

Слово методисту ДОУ.

В заключение нашего праздника давайте все вместе (хором) прочитаем стихотворение:

Пусть все это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо - семья!

Храните ее, берегите ее!

Нет в жизни важнее цели!!!

Ведущий: На этом наш праздник подошел к концу. До свиданья!

Выход участников и болельщиков со спортивной площадки.

Сценарий семейно-спортивного праздника

Цель: создать условия для творческого, совместного сотрудничества детей, родителей и сотрудников детского сада.

Задачи:

  1. Развитие интереса у детей к совместным двигательным упражнениям с родителями.
  2. Развитие умения сопереживать и помогать друг другу.
  3. Развитие наблюдательности, внимания, памяти, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать себя и других людей.

Под музыку входят болельщики и занимают свои места. Под аплодисменты зрителей и болельщиков входят команды, состоящие из родителей и их детей.

Ведущий: «Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть всех на нашем спортивном празднике. Мы благодарим вас, за то, что вы откликнулись на наше приглашение. Этот праздник - лишний повод убедиться какие у нас в саду дружные семьи, какие ловкие, умелые, смелые папы и мамы, и конечно же наши юные спортсмены.

1-й ребенок:

Чем жива семья сегодня?

Всех проблем не одолеть.

И порою забываем,

Что в заботах и тревогах

Главное семью сберечь.

2-й ребенок:

Дом, в котором мы живем,

Самый лучший в мире дом.

Память добрую о нем

Мы всю жизнь в сердцах несем.

Пусть тепло и добрый свет

Будет в нем на тысячу лет!

Ведущий: «Вы все знаете, как полезно заниматься физкультурой, как необходимо закаляться, делать зарядку, бывать на воздухе, но как трудно бывает иногда пересилить себя, встать пораньше, сделать несколько упражнений, облиться холодной водой. Мы откладываем все это на «потом». А что, если попробовать заниматься вместе, всей семьей?

3-й ребенок:

Дом, в котором мы живем,

Это очень шумный дом.

После разных дел с утра

В нем всегда идет игра!

4-й ребенок:

Папа, мама, словно дети,

Сами ждут минуты эти

Им на игры, право слова,

Не хватает выходного.

5-й ребенок:

А на празднике, друзья,

Нам без игр никак нельзя

Больше страсти, больше смеха,

Пусть вовсю идет потеха!!!

Ведущий: «В спортивном празднике принимают участие 2 команды. Каждая из команд приготовила девиз».

Девиз 1 команды «Солнышко»:

Пусть всегда будет солнце.

Пусть всегда будет небо.

Пусть всегда будет папа,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда будем мы!

Девиз команды «Непоседы»:

Непоседы, непоседы,

Не сидим без дела.

Победим сегодня всех

Дружно и умело!

Ведущий: «Оценивают выступление жюри: методист детского сада, м/с, заведующая хозяйственной частью. И так мы начинаем соревнования!

 Эстафета «Гусеница».

Каждая команда становится в две колонны. Между колоннами протянуть скакалку, за которую держаться все участники команды. По сигналу «гусеница», команда, бежит до ориентира, обегает его и возвращается к линии старта. Побеждает команда, первой пришедшая к финишу.

Эстафета «Кенгуру».

Первый игрок, зажав мяч между ног и держа в руках 1 мяч, прыжками достигает ориентира, обегает его, возвращаются в команду и передает мячи следующему игроку. Выигрывает команда быстрее справившаяся с заданием (участвуют и дети и родители). Подведение итогов.

Эстафета «Вдвоем на трех ногах».

Надеть резинку на ноги следующим образом. Ребенок вставляет правую ногу в резинку, а родитель левую. Взяться за руки. По команде «Марш» добежать до ориентира, обогнуть его, вернуться в команду и передать резинку следующей паре. Побеждает команда быстрее справившаяся с заданием. Подведение итогов.

Эстафета «Прыжки в мешках».

Участвуют дети и родители. Подведение итогов.

Аттракцион «Мишки и шишки».

Рассыпать на земле шарики (шишки). Раздать каждой команде пару боксерских перчаток. По команде «начали» первый родитель надевает боксерские перчатки своему ребенку. Ребенок бежит, подбирает «лапами медведя», «шишки» возвращается в команду «шишку» кладет в корзину и передает перчатки следующей паре участников. Побеждает команда, которая соберет полную корзину первой. Подведение итогов.

Аттракцион «Хомяки».

На середине игрового поля ставится бассейн с надувными шариками. От каждой команды выбрать двух участников папу и маму. По команде «марш» дети этих родителей бегут до бассейна, берут шарики, сколько могут унести и бегут к своим родителям. Мама и папа прячут шарики под одежду. Игра продолжается до команды «Стоп игра». Побеждает та команда, у которой больше шаров. Лопнувшие шары не считаются. Подведение итогов.

Аттракцион для родителей «Перетягивание каната».

Подведение итогов.

Подведение итогов праздника (грамоты). Загадки про спорт - отгадывают все.

Награждение участников (грамотами и подарками).

Слово методисту ДОУ.

В заключение нашего праздника давайте все вместе (хором) прочитаем стихотворение:

Пусть все это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо - семья!

Храните ее, берегите ее!

Нет в жизни важнее цели!!!

Ведущий: На этом наш праздник подошел к концу. До свиданья!

Выход участников и болельщиков со спортивной площадки.

Родительское собрание в старшей группе детского сада.

Тема: «Жить здорово!».

Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.

Задачи:

Познакомить родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.

Формировать привычку правильно питаться и вести активный образ жизни.

Создать условия для обмена семейным опытом по формированию здорового образа жизни.


Ход собрания:

Дорогие родители! Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле — здоровый дух».

Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским народом. Например, такие: «Здоровье дороже золота» или «Здоровье ни за какие деньги не купишь».

Задумывались ли вы о том, что у нашего здоровья немало добрых и верных друзей?

Давайте вместе подумаем, что помогает человеку быть здоровым.

Правильно! Прохладная чистая вода, которой мы умываемся, обливаемся или обтираемся по утрам. Она закаляет наш организм, прогоняет сон, очищает кожу, смывая с нее грязь, пот и болезнетворные микробы. Ведь и немытые руки, и грязь под ногтями могут стать причиной многих опасных заразных болезней — желтухи или дизентерии: Эти болезни так и называют — «болезнями грязных рук».

А что помогает еще нам смыть грязь с рук? отгадайте загадку:

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.    (мыло)

А вы умеете правильно намыливать свои руки? а ручки своего ребенка?

Мы приглашаем Вас принять участие в соревновании со своими детьми

конкурс «Кто быстрее наденет мыльные перчатки»

Перед родителями и детьми ставятся тазики с чистой водой, мыльницы с мылом, полотенца. По сигналу каждый участник намыливает руки, создавая из мыльной пены «перчатки», затем демонстрирует их сопернику. Ведущий хвалит родителей, демонстрирует умение детей намыливать ручки. В конце все тщательно промывают ладошки в чистой воде и вытирают полотенцем.

Что случилось? Малыш утром встал с постели,

А завтракал он еле –еле,

Сел в игрушки поиграть –

Стал тихонечко дремать.

Кто ответит, что забыл

Малыш сделать, чтоб набраться сил?

Верно! Второй наш друг — это утренняя зарядка.

Под звуки бодрой ритмичной музыки мы идем быстрым шагом, бежим, приседаем, делаем наклоны назад, вперед, вправо и влево, берем мяч, обруч или скакалку.

После утренней зарядки повышается настроение, появляется аппетит, ведь зарядка, регулируя работу всех органов, помогает включиться в дневной ритм. Вы не верите? Так давайте проверим.

Дружно поднимаемся – вместе занимаемся!

Физминутка  

Мы поспали, отдохнули, потянулись, улыбнулись.

Руки вверх мы поднимаем, а потом их опускаем,

А потом их разведем и к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей хлопай, хлопай веселей.

Ручки высоко подняли, быстро – быстро помахали.

А теперь прыжки на ножках и походим по дорожке.

Приседаем и встаем и ничуть не устаем.

Ручками похлопали, ножками потопали.

Как вы думаете, что еще помогает нам быть здоровыми?

Верно! Теплые солнечные лучи и свежий воздух. Особенно полезный воздух в хвойных, сосновых и еловых борах. Этот воздух — настоящий целительный настой, благоухающий ароматами смолы и хвои.

И в лиственных лесах, и в борах в воздухе содержится много фитонцидов — особых летучих веществ, убивающих вредных микробов. Фитонциды — тоже паши друзья!

Но самое главное – это правильно одеться на прогулку – одежда должна быть комфортной, не стеснять движений, телу не должно быть жарко.

Приглашаем самых смелых поучаствовать в конкурсе

 «Выбери вещи для осенней прогулки»

Родителям предлагаются серии картинок с изображением одежды, они должны выбрать те картинки, на которых одежда соответствует осеннему сезону. Воспитатель затем комментирует, правильный ли выбор сделан и раздает родителям памятки «Как справиться с одеждой самостоятельно»

Представьте себе лентяя, который редко моет руки, не стрижет ногти. Дома у него ПЫЛЬНО и ГРЯЗНО, На кухне — горы немытой посуды, крошки и объедки. Как вы считаете, заботится ли этот человек о своем здоровье?

Верно! Не заботится!

А вот наши ребята умеют быстро наводить порядок, даже закрыв глаза, они смогут найти любую игрушку!

Конечно, вы поняли: чтобы быть здоровым, нужно следить за чистотой, умываться и мыть руки с мылом, чистить зубы и стричь ногти. Убирать свою комнату и мыть посуду. Ведь недаром говорится: «Чистота — залог здоровья».

Отгадайте загадку и узнаете еще одного помощника чистоты и здоровья

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам и волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

Мы ею пользуемся часто,

Хоть она, как волк, зубаста.

Ей не хочется кусаться,

Ей бы зубки почесать.  (Расчёска)

Конкурс «Кто быстрее заплетет косичку для дочки»

желающим родителям предлагаются расчески их детей и они демонстрируют умения аккуратного и быстрого плетения косичек. 

Я знаю немало взрослых, которые не любят соблюдать режим дня. До поздней ночи они сидят перед экраном телевизора или компьютера, а утром встают вялыми, бледными, невыспавшимися, забывая замечательное правило: «Рано в кровать, рано вставать — горя и хвори не будете знать!»

А ведь режим дня — прекрасный друг нашего здоровья! Если мы всегда в одно и то же время встаем с кровати, завтракаем, обедаем, ужинаем, ходим на прогулку, ложимся спать, то у нашего организма вырабатывается определенный биологический ритм, который помогает сохранять здоровье и бодрость.

Родителям раздают памятки «Жизнь по правилам: С добрым утром»

Еще один друг нашего здоровья – это правильное и здоровое питание.

Давайте проверим – умеют  ли наши дети выбирать полезные продукты?

Но мы с вами забыли еще об одном нашем преданном друге — о движении.

Давайте подумаем, может ли быть здоровым человек, который ведет неподвижный образ жизни и большую часть времени сидит в кресле или лежит на диване?

Верно! Не может!

А почему? Его мышцы, сердце не тренируются. Он не дышит свежим воздухом, ему не хватает солнечных лучей и кислорода.

Малая подвижность ослабляет здоровье!

А движение, особенно на свежем воздухе, делает нас сильными, ловкими, закаленными!

Велосипед, самокат, роликовые коньки... Как чудесно мчаться на них по дорожкам, вдоль цветов и густой травы.

Лето дарит нам не только тепло и солнечный свет, но и возможность купаться в речке или озере, играть в футбол, волейбол и другие подвижные веселые игры на улице.

А зимой, когда все белым-бело, деревья и кусты наряжаются в пушистые снежные тулупы, можно кататься на лыжах и санках, играть в хоккей или кружиться на коньках вокруг сияющей огнями ели.

Физические упражнения в детском саду, занятия физкультурой в школе, посещения спортивных секций помогают нам укреплять здоровье, закаляют тело и волю, делают нас смелыми и сильными.

Идет показ слайдов, как проходит двигательная активность детей в детском саду.

На улице сейчас осень в полном разгаре: дуют холодные ветра, слякоть, сырость. И поддержать иммунитет организма Вам поможет точечный массаж при простудных заболеваниях.

Идет презентация, в ходе которой совместно с воспитателем (медсестрой) родители знакомятся с точками массажа и учатся их правильно массировать.

Сегодня на собрании мы с вами вспомнили друзей нашего здоровья и давайте поклянемся про них никогда не забывать и простые правила здоровья обязательно соблюдать.

Всем большое спасибо. До свидания.

Родительское собрание в старшей группе детского сада

«Здоровый образ жизни»

Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей.

Задачи:

Познакомить родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.

Формировать привычку правильно питаться и вести активный образ жизни.

Создать условия для обмена семейным опытом по формированию здорового образа жизни.

Ход собрания

Звучит песня «Закаляйся». Музыка Соловьёва-Седова, слова Лебедева-Кумача.

Здравствуйте, уважаемые родители. Цель нашей сегодняшней встречи - узнать, что такое здоровый образ жизни и как он влияет на развитие наших детей. Проанализировав Ваши ответы на вопросы анкет, мы составили план нашей сегодняшней встречи с их учётом. Надеемся, что сумеем ответить на все интересующие Вас вопросы и Вы узнаете много интересного для себя.

Выступление врача-педиатра. Заболеваемость детей. Анализ групп здоровья детей. Советы по укреплению здоровья. Здоровье и пища. Здоровье и привычки.

Узнайте, что думают Ваши дети о здоровье. Аудио запись с ответами детей на вопросы.

Уважаемые родители, а Вы готовы ответить на наши вопросы?

Надувные шары. В каждом шарике записка с вопросом для родителей.

Воспитатель бросает воздушный шарик родителям. Поймавший, прокалывает шарик и отвечает на вопрос.

Что значит здоровый человек?

Что такое «здоровый образ жизни»?

Какие вредные привычки детей плохо влияют на их здоровье?

Какие положительные привычки необходимо воспитывать у детей, чтобы они были здоровы? и т.п. Другие родители могут дополнять и высказывать своё мнение по заданному вопросу.

4. Выступление психолога.

Здоровье человека заключается в гармонии духовного, душевного и физического.

Игра с родителями «Слово-эстафета»

Родители садятся в круг. Игрушка-кукла передаётся по кругу. Взяв игрушку в руки, родители продолжают начатое ведущим предложение «Мой ребёнок будет здоровым, если я….»

Заключение. Родители делятся мнениями о собрании. Высказывают свои предложения на будущее. Каждому родителю вручаются памятки.

Решения собрания

Пусть в каждой семье господствует дух здоровья, культ здоровья.

Хотите ли ВЫ, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том, что

Прежде всего, мы - родители,

А всё остальное - потом!

Соблюдать дома рекомендации, полученные от врача и психолога.

Вести в семье здоровый образ жизни, отказавшись от вредных привычек самим и поддерживать у детей стремление к здоровому образу жизни.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как управляться с одеждой самостоятельно?

Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застёжек и пуговиц, обувь на липучках или на молниях. Освоить шнурки ребёнку трудно, поэтому пусть учится завязывать их дома без спешки. Шарф лучше заменить капюшоном – и в шею не надует, и надевать намного проще. Вместо рубашки приготовьте водолазку, вместо кофты – свитер.

Чтобы ребёнку было легко убирать свои вещи, позаботьтесь о петельках на одежде, удобных для ребёнка. Сделайте маркировку одежды. Целесообразно указать условный символ (цветок, бабочка, шарик, мяч и т.п.), познакомить с ним малыша, чтобы он легко узнавал свою одежду. Дома организуйте вешалку для верхней одежды так, чтобы она была доступна малышу, и он сам мог самостоятельно после прогулки вешать свои вещи. Не делайте этого за ребёнка, но наблюдайте за выполнением требования, помогайте ему, напоминайте, хвалите за то, что он сам, без напоминания убирает свои вещи на место.

Перед сном поставьте рядом с кроваткой ребёнка стульчик для одежды. Приучайте его снимать одежду самостоятельно и складывать её на стульчике, а утром надевать чистую одежду, которую вы приготовили. Стремитесь, чтобы ребёнок знал название одежды, правильно указывал на неё. Когда ребёнок одевается или раздевается, постарайтесь находиться рядом с ним. Поощряйте, используйте игровые приёмы (мишка смотрит, как ты сам одеваешься, хочет у тебя научиться). При необходимости помогайте ребёнку советами, выраженными в спокойном тоне. Не торопите ребёнка, сохраняйте спокойствие: навык самообслуживания требует усилий, терпения и многократных упражнений. Предоставьте ребёнку возможность овладевать необходимыми навыками. 

Лечебный точечный массаж при простуде, насморке, гриппе.

Практически никто не может избежать простуды, возникающей при переохлаждении тела, например во время сна, когда организм снижает свою внутреннюю температуру, а капилляры кожи остаются расширенными. Поскольку возникающий дисбаланс делает организм уязвимым к холоду, укрываться ночью важно даже в теплое время года. Индивидуальная степень подверженности простуде в значительной степени определяется конституцией и защитными силами организма.

При простудных заболеваниях массаж активизирует иммунную функцию организма. Особенно эффективен массаж на первых этапах заболевания простудой. Сначала двумя пальцами(указательным и средним) медленно и плавно совершаем круговые движения. Постепенно усиливаем воздействие на массируемую область. Затем опять ослабляем надавливание, чередуя интенсивное воздействие с мягким надавливанием. Каждую зону(точку) необходимо массировать около 5 минут. При простуде эффективно проведение массажа 3 раза в день. Обычно хватает 10 процедур в курсе лечения.

При лечении простуды методом точечного массажа существует 7 массируемых зонЛечебный точечный массаж при простуде, насморке, гриппе.

1) Зона располагается по центру лба. Массаж этой зоны помогает при гриппе и простуде, а также стрессе.   

2) Зона располагается посередине между бровями. Снимает заложенность носовой пазухи.

3) Эта зона находится между бровями в точке, где сходятся брови и переносица. Эффективен массаж при насморке и ОРЗ. Эта зона располагается с правой и левой стороны лица. Массируют эту зону с обеих сторон лица. 

4) Эта зона находиться возле ноздрей. Массаж этой зоны помогает решить проблему заложенного носа. Зона также является симметричной.

5) Вторая зона располагается в районе скулы, на одной прямой со зрачком. Эта зона также располагается с обеих сторон лица. Массируют ее также одновременно. 

6) Данная зона является симметричной, ее массировать необходимо с двух сторон тела. Находиться она между ключицей и грудинной костью. Массаж зоны поможет при болях горла и кашле. 

7) Зона находится у основания черепа в ямке. Массаж зоны лечит боль в шеи и головную боль.

Противопоказания к точечному лечебному массажу.

Точечный массаж исключен при беременности, гнойнички  на коже, родинки, бородавки , новообразования.

Точечный массаж + пальчиковая гимнастика

Крылья носа разотри – раз, два, три

И под носом себе утри – раз, два, три

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять

Вытри пот теперь со лба – раз, два

Серьги на уши повесь, если есть.

Заколкой волосы скрепи – раз, два, три

Сзади пуговку найди и застегни

Бусы надо примерять, примеряй и надевай.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.

А сюда браслетики, красивые манжетики.

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.

Вот как славно потрудились и красиво нарядились

Осталось ноги растереть и не будем мы болеть

Памятка для родителей

по формированию здорового образа жизни у своих детей

1. Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки, массажа.

2. Соблюдайте режим дня. 

3. Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора или игра у компьютера.

4. Любите своего ребенка, он — ваш. Уважайте членов своей семьи, они — попутчики на вашем пути.

5. Обнимать ребенка следует не менее четырех раз в день, а лучше — 8 раз.

6. Положительное отношение к себе — основа психологического выживания.

7. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки: ругаем не ребенка, а его неправильное поведение, обязательно заканчивая словами: «Я верю в тебя, ты так больше не будешь».

8. Личный пример по здоровому образу жизни — лучше всякой морали.

9. Используйте естественные факторы закаливания — солнце, воздух и воду.

10. Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.

11. Лучший вид отдыха — прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка — совместная игра с родителями.

Консультация для родителей: «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до семи лет идёт интенсивное развитие организма. В становление функциональных систем организма закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей знания и практические навыки здорового образа жизни. Приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также устои и потребности в регулярных занятиях. Следует отметить отсутствие у детей физических качеств ( усидчивости, умение я напрягаться без ущерба здоровью, элементарно корректировать своё эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности , в образовательную, что в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребёнка.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
Двигательная деятельность, прогулки.
Рациональное питание, соблюдение правил гигиены. Правильное
питание обеспечивает нормальное телосложение и развитие организма.
 Следующий фактор здорового образа жизни – закаливание. И действительно использование естественных сил природы приводит к тому, что человек делается закалённым, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды.
Дать представление о человеке: о себе, мальчиках и девочках, близких родственниках.
Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, руки, ноги, глаза, уши ит.д.). Каждая часть тела выполняет определенные функции.
Учить детей мыть руки перед едой, после загрязнения, следить за чистотой лица, учить чистить зубы, содержать в порядке нос.
Учить пользовать индивидуальным полотенцем, носовым платком, зубной щеткой, расческой, соблюдать опрятность в одежде, обуви.
Учить тщательно, пережевывать пищу, не разговаривать во время еды, пользоваться салфеткой, сохранять правильную осанку за столом.
Учить детей при появлении болей обращаться за помощью к взрослому.
Разъяснять детям важность для здоровья сна, питания гигиенических процедур, движений, закаливания.
Отмечать значение тренировки мышц для здоровья человека.
Знать подбор упражнений для того, чтобы сталь ловким, сильным, выносливым, быстрым, гибким.
Знать правила сохранения правильной осанки и подбор упражнений для укрепления мышц спины, плечевого пояса, позвоночника.
Знать упражнения для предупреждения плоскостопия.
Учить детей отворачиваться при чихании кашле, пользоваться при этом салфеткой или носовым платком.
Проявление осторожность в общении с незнакомыми людьми.


Для сохранения психического здоровья необходимо заботится о профилактике неврозов у детей.
Важными факторами профилактики невроза являются здоровый психологический климат в семье и в ДОУ, благожелательная психологическая атмосфера в межличностных отношениях и соблюдение правильно организованного гигиенического режима (гигиена сна, утренняя гимнастика, утренняя водная процедура, регулярный прием пищи, ежедневные прогулки).

Одно из главных условий –
нормальный ночной сон. Чтобы его организовать необходимо, придерживаться следующих правил:
Ребенка необходимо приучать ложиться в одно и то же время.
За час-полтора до отхода ко сну следует уменьшить поток впечатлений (телевизор, радио т.т.)
За 30-40 минут до сна можно спокойно погулять.
Перед сном рекомендуется принимать теплые ванны продолжительностью 8-10 минут.
Помещение, в котором спит ребенок, должно быть хорошо проветрено.

Родителям не стоит забывать о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни у детей.

Основой педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервн...

Проект «Совместная деятельность с родителями по формированию здорового образа жизни во второй младшей группе»

Проект «Совместная деятельность с родителями по формированию здорового образа жизни во второй младшей группе»...

Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей

Основой педагогической модели взаимодействия ДОУ и семьи по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервн...

Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по формированию здорового образа жизни детей «Путешествие по городу Здоровье»

Конспект совместной деятельностив подготовительной группе по формированию здорового образа жизни детей «Путешествие по городу Здоровье»Образовательная область:«Социально–коммун...

ПРОЕКТ «Совместная деятельность ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность.«Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдёшь до самой старости»; - так гласит народная мудрость.Известно также, что состояние здоровья детей дошкольног...