Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал

Система методов и приемов  по формированию культурно-гигиенических навыков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Таблица нарастания объема и усложнения содержания навыков на протяжении дошкольного возраста

Наименование групп навыков

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела

Учить детей засучивать рукава при умывании, мыть руки и лицо, не разбрызгивая воду, правильно пользоваться мылом, сухо вытирать руки и лицо полотенцем, вешать его на место; пользоваться носовым платком по мере надобности

Научить детей самостоятельно засучивать рукава, мыть руки и лицо, правильно пользоваться мылом, не мочить одежду, сухо вытирать лицо и руки, вешать полотенце на отведенное место.

Учить своевременно пользоваться носовым платком, туалетом; соблюдать опрятность, устранять самим или с помощью взрослых непорядок

Научить детей самостоятельно умываться, следить за чистотой своих рук, мыть их по мере необходимости и после туалета с мылом. Учить правильно чистить зубы, причесываться, при кашле отворачиваться, прикрывать рот носовым платком

Развивать самоконтроль при выполнении правил и навыков личной гигиены. Учить детей следить за чистотой рук и лица, ногтей и ног, мыть их по мере загрязнения, самостоятельно устранять непорядок в прическе, одежде.

Побуждать замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично подсказывать товарищу о неполадках в его костюме, обуви, помогать устранять их

Навыки культурной еды

Приучать детей есть самостоятельно и аккуратно, тщательно пережевывать пищу, держать ложку в правой руке

Формировать навыки аккуратной еды у детей: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не проливать суп, чай, правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу 4-го года), салфеткой

Совершенствовать навыки аккуратной еды. Учить детей принимать правильное положение за столом и сохранять его. Приучать правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, нож); пищу брать понемногу, есть бесшумно, по мере необходимости пользоваться салфеткой, после еды полоскать рот

Учить детей свободно пользоваться вилкой, ножом, есть аккуратно, во время еды сохранять правильное положение, по окончании благодарить взрослых. Приучать детей садиться за стол в опрятном виде

Навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования

Побуждать детей к самостоятельности в процессе одевания, умывания. Учить сначала с помощью взрослого, затем под его контролем надевать, снимать и  складывать на место одежду, обувь. Учить ребенка замечать неопрятность в своей одежде, обращаться ко взрослому и с его помощью приводить себя в порядок

Учить одеваться и раздеваться в определенной последовательности: одежду снимать, надевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону; пуговицы застегивать, расстегивать, завязывать шнурки ботинок.

Формировать самостоятельность в раздевании, одевании.

Воспитывать опрятность у детей. Учить замечать непорядок в одежде (расстегнулась пуговица, завернулся воротничок и т.п.) и самостоятельно его устранять или обращаться за помощью ко взрослым

Воспитывать у детей большую, чем в младшей группе, самостоятельность, организованность, желание быть всегда аккуратными, опрятными. Дети должны овладеть навыками одевания, раздевания, соблюдать установленную последовательность действий (зашнуровывать ботинки, застегивать пуговицы); аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого, своевременно приводить ее в порядок (чистить, просушивать и пр.)

Научить детей быстро одеваться и раздеваться, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, учить своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, чистить)

Навыки поддерживания порядка в окружающей обстановке

Привлекать детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду. Учить вначале с помощью воспитателя, затем под его контролем ставить стулья к столам, раскладывать ложки на столе, ставить тарелки для хлеба, салфетницы, раскладывать карандаши, доски, тряпочки для занятий, убирать игрушки после игры, картинки, книги, мыть полку для птиц, давать корм рыбкам, птице, поливать растения, вместе с воспитателем выносить на участок игрушки, принимать участие в уборке участка (собирать листья, палочки, камешки)

Побуждать детей к выполнению элементарных поручений в хозяйственно-бытовом труде: раскладывать ложки, салфетки, расставлять хлебницы, тарелки, раскладывать материалы к занятиям и убирать их; убирать после игр игрушки, собирать листья, сор на своем участке, расчищать дорожки от снега, очищать от него скамейки. Приучать детей соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада, выполнять поручения взрослого по поддержанию порядка

Приучать детей поддерживать порядок в групповой комнате: самостоятельно убирать на место строительный материал, игрушки, мыть их, не ломать, стирать кукольное белье, подклеивать вместе с воспитателем книги, чинить коробки из-под настольных игр; протирать пыль со стульев, стола, стеллажей. В весенне-осенний период приучать убирать участок от мусора (камней, палок, листьев), в зимний – от снега; подметать веранду, перекапывать песок в песочном дворике, периодически мыть выносные игрушки, приводить в порядок стеллажи для них, протирать скамейки, столы на участке, зимой сметать с них снег. Учить детей выполнять обязанности дежурных по столовой и по занятиям (со второй половины года)

Приучать детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в окружающей обстановке, самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. Приучать вытирать пыль со шкафов в раздевальной, групповой, умывальных комнатах, с подоконников, протирать игрушки и пособия; мыть игрушки, строительный материал, ремонтировать книги, игрушки, протирать пол после умывания. Приучать детей на участке детского сада подметать и расчищать дорожки от мусора, зимой от снега, перекапывать и поливать песок на участке детского сада, помогать няне в раскладывании комплектов белья, развешивании полотенец, после сна самостоятельно убирать постель. Формировать чувство удовлетворения от чистоты и порядка в комнате, на участке

Навыки культурного поведения и положительных взаимоотношений

Учить детей здороваться и прощаться со взрослыми, воспитателем, няней своей группы, употреблять слова, выражающие просьбы, благодарность («спасибо», «пожалуйста»); отвечать на вопросы взрослого. Формировать  у детей первичный практический опыт морального поведения в окружении сверстников. Побуждать проявления внимания и сочувствия, желания уступить, поделиться, помочь.

Воспитывать отрицательное отношение к проявлениям грубости, жадности.

Учить соблюдать правила культурного поведения на улице, в детском саду, дома (говорить спокойным, естественным голосом, вытирать при входе в помещение ноги, соблюдать аккуратность в туалете, умывальной комнате и пр.). Вызывать чувство удовлетворения от чистоты и порядка, учить быть внимательными к указаниям взрослых, охотно выполнять их просьбы

Приучать детей здороваться и прощаться с воспитателем, нянями и другими сотрудниками детского сада, со словами приветствия называть их по имени и отчеству. Учить благодарить взрослого и сверстника за оказанную помощь, внимание; делиться игрушками, поднимать упавшую вещь, уступать место, четко и внятно выражать свою просьбу, пользоваться словами «спасибо», « пожалуйста», «извините». Учить соблюдать правила организованного поведения: в детском саду, на улице и в общественных местах говорить естественным голосом, без напряжения и крика, вести себя спокойно. Формировать у детей гуманные чувства и элементарные представления о доброте, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании ко взрослым и сверстникам. Побуждать к взаимодействиям друг с другом (в объединениях по 2-3 ребенка), разговаривать друг с другом в приветливой форме, оказывать помощь по просьбе другого ребенка, обращаться к сверстнику, называя его по имени, отвечать на его  вопросы. Учить детей замечать проявление сверстниками дружелюбия, доброты, взаимопомощи

Воспитывать у детей потребность вести себя в группе, на улице, в общественных местах соответственно установленным правилам культурного поведения; быть приветливыми со взрослыми, сверстниками, без напоминания здороваться и прощаться; обращаться к воспитателю, няне по имени и отчеству; вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную помощь; не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего, в тактичной форме выражать отказ, несогласие. Формировать представления детей о нравственных нормах отношения к окружающим; доброжелательности, заботливости, честности, правдивости.

Воспитывать гуманные чувства: чуткость, отзывчивость (умение предложить свои услуги, помощь, посочувствовать, уступить), справедливость (при распределении ролей, игрушек, обязанностей учитывать интересы сверстников, правильно оценивать поступки своих товарищей), честность (признаться в своей вине, не перекладывая ее на других, говорить правду).

Учить входить в доброжелательное общение с незнакомыми ровесниками, младшими и старшими детьми, со взрослыми

Побуждать детей соблюдать установленные правила культуры поведения в детском саду и общественных местах, выполнять их без напоминания и при отсутствии взрослых. Формировать гуманные чувства и представления о доброте, отзывчивости, чуткости, справедливости, представления о добре и зле, смелости и трусости, скромности и зазнайстве. Воспитывать заботливое отношение к людям, умение замечать обиду, огорчение, затруднение, стремление помочь, встать на защиту слабых. Воспитывать доброжелательность в отношениях с окружающими людьми, дружеские товарищеские взаимоотношения со сверстниками. Побуждать детей выражать свое отношение к поступкам сверстника, давать объективную и доброжелательную оценку, справедливо обосновывать свои требования, предложения; помогать правильно оценивать собственные поступки. Учить детей ставить общую цель в совместных играх, труде, художественной деятельности и  т.п. и  реализовывать ее, соблюдая правила взаимоотношений гуманной, коллективистской направленности. Усилить внимание к формированию основ нравственно-волевых качеств личности ребенка: организованности, самостоятельности в поведении, отношениях и совместной деятельности, ответственности в достижении положительных целей

Примечание. Указанную таблицу рекомендуется использовать при проверке усвоения детьми «Программы воспитания и обучения детей в детском саду» в разных возрастных группах и для анализа и оценки работы воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры.

Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры....

Необходимость формирования вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста

Песенное творчество – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр....

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование социально – коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Методические рекомендации направлены на помощь в развитии у детей дошкольного возраста социально-речевых умений, самостоятельности мышления, умении активизировать самостоятельную и творческую деятельн...

формирование культурно-гигиеничческких навыков у детей дошкольного возраста

консультация для педагогов по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста...

Формирование вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и г...

Формирование первоначальных произносительных навыков у детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития

В работе отражены специфические особенности коррекционной работы по формированию первоначальных произносительных навыкову детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития....