О воспитании культуры здорового питания в детском саду
статья

Система методов, средств и форм работы с детьми по воспитанию культуры здорового питания в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О воспитании культуры здорового питания  в детском саду

         Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной и находит свое отражение в  ряде правительственных документов. Реализация мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у детей, внедрение здоровьесберегающих технологий определены  в плане основных мероприятий до 2020 года, федеральной программы  Десятилетие детства, утвержденной Правительством Российской Федерации. Воспитанию у детей элементарных полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию звучит и в  федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Теме здорового питания  посвящен один из национальных проектов Российской Федерации  «Здоровое питание», который реализуется Роспотребнадзором.

 Навыки здорового питания формируются с детства. Питание представляет собой один из ключевых факторов, определяющих условия роста и развития ребенка. Работая в детском саду,  не один год,   и наблюдая за детьми, беседуя с ними, было замечено, что большинство детей отдает предпочтение таким блюдам как макароны с сыром или с сосисками, котлетам, картофельному пюре, и наоборот плохо едят молочные блюда, блюда из круп, овощей, отказываются от кисломолочных продуктов и даже от фруктов.

         . Невнимание взрослых к вопросу правильного питания с одной стороны и настойчивая реклама различных вредных продуктов и напитков - с другой, обостряют эту проблему.

В зависимости от имеющихся проблем в каждой группе  (дети плохо едят на завтрак кашу, не любят пить молоко, отказываются, есть суп и овощи и др.)  были определены темы образовательных проектов: «Вкусная каша», «Пейте дети молоко - будете здоровы» , «Овощи и фрукты – полезные продукты»,. «Азбука здорового питания»,

 Основная цель разработанных проектов – это формирование представлений у детей                   и родителей о здоровой пище, о вредных и полезных продуктах питания, о культуре питания,         о влиянии правильного питания на здоровье человека.

В соответствии с поставленной целью были определены задачи:

  • расширять знания детей о продуктах здорового и нездорового питания,
  • формировать у детей интерес к соблюдению правил рационального                                       и здорового питания;
  • установить взаимосвязь, что здоровье зависит от правильного питания
  • уточнить и обогатить знание детей и родителей о пользе витаминов
  • способствовать созданию активной позиции родителей
  • воспитывать у детей и родителей правильное отношение к питанию

         Каждый проект объединял всех участников образовательных отношений – детей, педагогов и. родителей и предполагал  создание методической базы, развивающей среды, разработку электронных образовательных  организацию различных видов деятельности и взаимодействия с родителями воспитанников, специалистами ДОУ и социальными партнерами.

         Создание определенной методической базы  позволило педагогам изучить теоретические основы организации детского питания, возможные причины нарушения аппетита, а также факторы повышающие аппетит детей.

 В целях решения главной задачи – повысить аппетит и приобщить детей к здоровому питанию, педагогами использовался большой спектр методов, приемов и технологий.

Для расширения представлений детей о полезных продуктах питания  воспитатели вместе с детьми создавали мини-музеи, лаборатории в группах, например «Крупенечка», «Овощное ассорти»,  в условиях которых дети могли услышать рассказ воспитателя или специально сочиненную сказку и одновременно рассмотреть крупы, овощи из которых будет приготовлена сегодня каша, запеканка, сварен суп на обед.

Занимательное пособие «Здоровое питание» с вращающимися деталями вызвало у детей большой интерес: дошкольники старались правильно подобрать название и изображение крупы, из которой была приготовлена каша  на завтрак, подобрать иллюстрации овощей, которые были использованы в приготовлении первого                                     и вторых блюд на обед.

В целях развития у детей осознанного отношения к процессу питания, формирования привычки здорового питания воспитатели проводили с воспитанниками разнообразные игры:

Сюжетно-ролевые «Магазин «Молоко», игры с иллюстративным материалом, настольными фигурками, а также «Где живут витамины?», «Накорми витаминку», «Азбука витаминов», «Маленькие поварята», «Кто живет в стране Молочной?», «Покупаем  молочные продукты» , «Полезное молоко».

 Для закрепления полученной информации, и мыслительной деятельности  применялись специально созданные электронные образовательные ресурсы – презентации, интерактивные игры: «В гостях у гнома-Здоровейки», «Укрась кашу», «Как утолить жажду?», «Режим дня».

        Педагогами разрабатываются различные видеозанатия, которые могут применяться родителями в процессе организации занятий с детьми дома, например «Все о хлебе и хлебобулочных изделиях»

   Театрализованные игры,  изобразительная деятельность, создание книжек-самоделок, коллажей способствует развитию познавательных интересов, умению анализировать и  сравнивать, а также закреплению представлений о полезных продуктах,  возникновению понимания связи питания и здоровья человека.

Для более прочного и успешного освоения знаний воспитатели вместе с детьми регулярно обращались к художественной литературе. В группах созданы картотеки пословиц и поговорок о пользе здорового питания, совместно с сотрудниками детской библиотеки было подготовлено и проведено мероприятие  «Путешествие в страну столового этикета».

Формированию культуры здорового питания способствует и правильная сервировка стола, организация дежурства детей.

Беседы с детьми о здоровом питании с участием инструктора по физической культуре, повара детского сада позитивно влияют на понимание детьми пользы блюд из овощей, круп, молока.

Экскурсии на пищеблок детского сада позволили наглядно продемонстрировать детям процесс приготовления пищи, повысить желание попробовать приготовленные там блюда, тем самым сделать первый шаг к развитию вкусовых предпочтений детей.

Тематические и досуговые мероприятия, затрагивающие тему здорового питания способствуют обобщению представлений детей, умению активно применять имеющиеся знания, таким образом знания приобретают практический характер.

Как известно основное воспитание детей идет в семье, поэтому одним из важных условий успешного решения поставленных задач, являлось вовлечение родителей.  В целях повышения уровня знаний родителей в области здорового питания  педагогический коллектив использовал различные формы и методы работы с семьей:

  • анкетирование «Необходимость работы с детьми по формированию первоначальных представлений о здоровом питании»;
  • оформление стендов, рекомендаций
  • проведение родительского собрание на тему: «Организация в детском саду работы с детьми по теме «Разговор о правильном питании»;
  • размещение информации на сайте ДОУ
  • использование такой формы как «Сундучок полезных рецептов»
  • дистанционная консультация для родителей с участием шеф-повара детского сада «Как вкусно,  а главное полезно накормить ребенка дома», «Как приготовить блюда меню детского сада»;
  • участие в творческих конкурсах, например в период карантина, проходил конкурс «Кулинарные шедевры», в ходе которого родители обменивались рецптами не только вкусных блюд, но и вкусных и полезных.

Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками и помощниками                                в приобщении детей к здоровому питанию.

Подводя некоторые итоги реализации проектов, можно сказать, что в воспитании положительного отношения детей к здоровому питанию метод проекта эффективен.              

Повысился процент детей, которые стали охотнее есть овощные блюда, каши, творожную запеканку, пить молоко.

У детей и их родителей появился интерес к здоровому питанию, дети стали понимать, что еда должны быть не только вкусной, но и полезной.

В процессе реализации проектов в ДОУ было  создано единого информационного пространства для обучения основам здорового питания, формирование мотивации к нему как у детей, так и у родителей.

 Кроме того у детей появились осознанные  представление о необходимости заботы о своем здоровье, бережном отношении к своему организму; родители стали больше внимания уделять организации питания дома, обращать внимание на рацион своих детей и даже изменили детское  меню, сделав его более витаминизированным и полезным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общем родительском собрании на тему: "Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников". "Применение здоровье сберегающих технологий в повседневной жизни ребенка. Валеологические песенки-распевки".

В статье подняты вопросы здоровье сбережения, воспитания привычки"здорового образа жизни". Даны варианты валеологических песенок-распевок, которые родители могут использовать дома....

«Сотрудничество детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников»

Сотрудничество детского садаи семьи в воспитании культуры здоровья дошкольников В настоящее время большинство родителей не являются субъектами педагогического процесса детского сада. Это св...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ...

Родительский клуб "Воспитание культуры труда в детском саду и в семье"

Методические рекомендации для родителей на тему  "Как приучить ребенка к труду"...

Консультация "Воспитание культуры поведения в детском саду, общественных местах и дома".

   Воспитание культуры поведения у дошкольника не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию ...

«Методы и приемы воспитания культуры здорового питания»

Рациональное питание детей дошкольного возраста – необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития. Правильно организованное питание формирует у детей полезн...

Консультация "Воспитание культуры поведения в детском саду, общественных местах и дома".

Воспитание культуры поведения в детском саду,общественных местах и дома.      Воспитание культуры поведения у дошкольника не может рассматриваться только в рамках детского сад...