Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
проект (младшая группа)

Сохранение и укрепление здоровья детей,через использование здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx756.38 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

в работе с детьми 2 младшей группы


                                                                 Пояснительная записка

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил…и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота с гармоничной полнотой всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

В. А. Сухомлинский

Чаще всего у дошкольников встречаются склонность к частым простудным заболеваниям, утомление и невротические расстройства, нарушение осанки, сколиозы, плоскостопие и т. д. Дети дошкольного возраста склонны к так называемой группе риска – второй группе здоровья. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков ЗОЖ. Именно поэтому становится понятной значимость всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период жизни ребенка.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, через использование здоровьесберегающих технологий с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Задачи:

  1. Воспитание у детей культуры здоровья, осознания необходимости заботы о своем здоровье;
  2. Формирование знаний, умений и навыков, которые необходимы для сохранения и укрепления здоровья;
  3. Формирование привычки к ЗОЖ, т.е. желания вести ЗОЖ и быть здоровыми;
  4. Создание здоровьесберегающей среды в группе;
  5. Организация рационального двигательного режима для развития двигательных навыков детей и увеличения работоспособности организма;
  6. Повышение защитных сил организма и устойчивости к различным заболеваниям посредством системы закаливания;
  7. Создание оптимальных условий для всестороннего полноценного психофизического развития детей и укрепления их здоровья;
  8. Проведение мониторинга состояния здоровья детей в группе и анализ его результатов;

Ожидаемые результаты:

  • улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
  • благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года);
  • оптимальное функционирование организма;
  • формирование необходимости заботиться о своем здоровье, желания и стремления вести здоровый образ жизни;
  • сформированность основ ЗОЖ, необходимых знаний, умений и навыков, полезных привычек;
  • повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;

Показатели, по которым отслеживается эффективность деятельности:

• улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;

• благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года);

• оптимальное функционирование организма;

• формирование необходимости заботиться о своем здоровье, желания и стремления вести здоровый образ жизни;

• сформированность основ ЗОЖ, необходимых знаний, умений и навыков, полезных привычек;

• повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;

Термины и понятия

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его.

Виды здоровьесберегающих технологий:

  • технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • технологии валеологического просвещения родителей;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ;
  • обеспечение социально-психологического благополучия ребенка;
  • физкультурно-оздоровительные технологии;
  • медико-профилактические технологии.

Режим двигательной активности детей в течение года.

1. Утренняя гимнастика- 5 мин

2. Физкультурное занятие -10-15 мин.

3. Музыкальное занятие - 10-15 мин.

4. Физкультминутки 1-3 мин- 3р в день

5. Организованная деятельность на прогулке: подвижные игры, медленный бег, упражнения со спортивным инвентарем, игры со снегом, песком, водой, спортивные игры и т.д. -15-30 мин

6.Самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке с выносным материалом, на спортивном оборудовании, со спортинвентарем, творческие игры.

7. Гимнастика после дневного сна.

8.Организованная двигательная деятельность детей после полдника: хороводные игры, подвижные игры, упражнения со спортинвентарем и др.

9.Самостоятельная деятельность детей: с/р игры, творческие игры, игры с атрибутами, спортивные игры, игры с двигательными и строительными игрушками и др.

10.Спортивные развлечения- 1р. в неделю

11.Спортивный праздник- 2р. в год

14.Неделя здоровья- 2р. в год

                                 Здоровьесберегающие технологии во 2 младшей группе

Гимнастические упражнения для детей 3-4 лет совершенствуют функции сердечнососудистой и дыхательной систем, нервно-мышечного аппарата, улучшают обмен веществ. Помогают функциональному развитию центральной нервной системы.

1.Утренняя гимнастика

Так как день у детей начинается с утренней гимнастики, она является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Я использую различные формы утренней гимнастики:

– традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;

– сюжетная гимнастика;

- гимнастика с применением методов снятия психоэмоционального напряжения;

– гимнастика с применением элементов ритмической гимнастики, хороводов;

– гимнастика с применением элементов корригирующей гимнастики.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком в физкультурном зале или в группе.

2.Дыхательная гимнастика

C:\Users\djvla\Desktop\Новая папка (2)\.trashed-1644746385-IMG20220114145741_01.jpgC:\Users\djvla\Desktop\Новая папка (2)\.trashed-1644746391-IMG20220114145811_01.jpgC:\Users\djvla\Desktop\Новая папка (2)\IMG20220114151801_01.jpg

Я поддерживаю мнение многих физиологов, которые утверждают, что дышать правильно надо учить! Для этого необходимо научить ребёнка глубокому выдоху для хорошей очистки лёгких и улучшения их снабжения кислородом. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно через нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребёнка, профилактическое средство против респираторных заболеваний. Не менее важно в обучении правильному дыханию, является научить ребёнка сморкаться не через обе ноздри, а поочерёдно. Во время прогулок полезно учить ребёнка медленно вдыхать и ещё медленней выдыхать носом, а также при быстрой ходьбе и медленном беге.

Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников.

Для успешного овладения этой гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:

  • дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;
  • необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное воздействие;
  • дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом;
  • выполнять каждое упражнение не дольше, чем оно доставляет удовольствие;
  • дышать надо носом;
  • все упражнения выполнять естественно, без усилий и напряжения;
  • привести свой организм в состояние глубокого расслабления;
  • воздух должен входить и выходить из лёгких одной непрерывной струёй.

Дыхательная гимнастика проводится ежедневно, в перерывах между занятиями или режимными моментами.

3.Гимнастика для глаз

C:\Users\djvla\Desktop\detsad-252483-1421070988.jpgC:\Users\djvla\Desktop\улиточка.jpgC:\Users\djvla\Desktop\detsad-251176-1471499334.jpg

Исследования показывают, что 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью глаз. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем, а детям особенно.

Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям. Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного яблока, снятия глазного напряжения и для профилактики близорукости.

Гимнастика для глаз проводится мной ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки.

4. Пальчиковая гимнастика -В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев- исследования В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева,доказали влияние манипуляций рук на функции  высшей нервной деятельности, развитие речи. 

C:\Users\djvla\Desktop\Новая папка (2)\hello_html_m2c6c3be6.jpgC:\Users\djvla\Desktop\Новая папка (2)\img9.jpg

Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Третья часть всей двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.

Пальчиковую гимнастику провожу ежедневно индивидуально или с подгруппой, в любой удобный отрезок времени в течение дня: во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Особенно важно проводить гимнастику с детьми, имеющими речевые проблемы.

Наиболее часто использую в работе пальчиковую гимнастику стихотворного ритма, которая помогает поставить правильное дыхание, развить речевой слух. Больше всего детям нравятся упражнения под названием «Семья», «Мы во двор пришли гулять», «Мы делили апельсин», «Пальчик-пальчик где ты был?» и пр.

5.Игрововой массаж и самомассаж.

C:\Users\djvla\Desktop\Новая папка (2)\IMG20220114095158.jpgC:\Users\djvla\Desktop\Новая папка (2)\IMG20220114095057_01.jpg

В современных условиях возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений является массаж и самомассаж. Как лечебное средство они были известны ещё в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга.

С детьми мы выполняем массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание, пощипывание, похлопывание. Различные упражнения: катание одного шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Я использую в работе игровой массаж по методике А. Уманской и К. Дейнеки. Массаж и самомассаж я провожу 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках, самостоятельной деятельности детей.

После каждого упражнения, следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук. Подобранные упражнения могут комплексно влиять на развитие речи и интеллектуальные способности детей. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ. Начинать следует с прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.

Артикулярный массаж- массаж ушных раковин показан детям с самого раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, улучшает интеллектуальные способности.

Самомассаж лица

Ф.Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике самомассаж лица, который направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи.

Регулярное применение этого массажа помогает повысить интеллект ребёнка на 75%.

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Проводится 2—3 раза в день.

Массаж рук

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Массаж волшебных точек ушек

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Проводится в игровой форме 2—3 раза в день. Комплекс упражнений представлен в Приложении № 5.

6.Гимнастика после сна

C:\Users\djvla\Desktop\.trashed-1644748330-IMG20220114144135_01.jpgC:\Users\djvla\Desktop\Новая папка (2)\IMG20220114144512_01.jpg

Одной из главных особенностей нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояние в другое, чему способствует несформированность нервных процессов. Именно поэтому после дневного сна я провожу с детьми специальные упражнения, позволяющие им постепенно перейти к бодрому состоянию.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными ваннами, закаливанием помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стоп.

Гимнастику пробуждения выполняем лежа в кроватях. Сначала дети вытягиваются: прогибают спину, вытягивают вверх руки, переворачиваются с боку на бок. После чего делают упражнения. После гимнастики дети проходят босиком по массажным дорожкам , что усиливает оздоровительный эффект и является профилактикой плоскостопия.

Важно помнить, что темп пробуждения у детей разный, разная и степень выраженности эмоционального реагирования. Поэтому я улавливаю настроение детей, подбадриваю тех, у кого фон настроения после сна снижен. Слова упражнения проговариваю в спокойном темпе, с радостными интонациями.

Важность гимнастики пробуждения нельзя недооценивать. Она развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает кровообращение в легких, деятельность сердечно - сосудистой системы, укрепляет мышцы спины, стопы, повышает концентрацию внимания.

7. Динамические паузы и физминутки

Динамическая пауза и физкультурная минутка предупреждают утомление и помогают сохранить работоспособность в течение дня. Комплексы упражнений здесь подбираются в зависимости от интенсивности нагрузки и состоят из 2—3 упражнений (физкультурная минутка) или 6—8 упражнений (динамическая пауза). Применяю простые, наиболее доступные упражнения, провожу в начале, середине или конце занятия, по мере утомляемости детей.

Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой, их основная задача - позволить ребёнку сменить позу, расслабиться. А короткая, но интенсивная нагрузка приведёт лишь к обратному эффекту. Я провожу для детей в качестве профилактики утомления плавные «растягивающие» движения, которые снимают мышечное напряжение, повышают уровень работоспособности, именно поэтому в начале разминки уделяю большое внимание дыхательным упражнениям в сочетании с различными движениями тела. Это способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия.

В упражнения включаю элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики в зависимости от вида занятия.

В практических занятиях использую физминутки по стихотворному тексту, но обращаю внимание на следующие правила при подборе стихотворений к конкретному занятию:

  • содержание текста должно сочетаться с темой занятия, его программными задачами;
  • стихи должны быть с чётким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;
  • сам воспитатель произносит текст, так как при произношении текста с детьми у них может сбиться дыхание.

8.Игры, комплексы упражнений, гимнастика для профилактики нарушений осанки и плоскостопия

Осанка – это приобретённое человеком в ходе роста привычное, непринуждённое положение тела во время покоя и в движении. Красивая прямая спина – это и внешняя привлекательность, и внутреннее здоровье.

У детей дошкольного возраста мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, обычно развиты слабо. Поэтому, если не приучить ребёнка сохранять правильную осанку в повседневной жизни до школы, неправильная, вынужденная поза во время школьных занятий будет способствовать прогрессированию нарушений опорно-двигательного аппарата.

Как и во всех других случаях, предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить.

Профилактику нарушений осанки необходимо осуществлять в двух направлениях:

  • создание оптимальных гигиенических условий
  • проведение воспитательной работы, направленной на осознанное закрепление правильного положения своего тела.

Игры, которые я провожу в своей группе, направлены на общее оздоровление ослабленных детей, укрепление их опорно-двигательного аппарата, мышечного корсета позвоночника, улучшение работы органов дыхания и кровообращения. При проведении игр важно добиться правильной постановки головы и туловища в положениях « стоя», «сидя» и в движениях.

Профилактика плоскостопия проводится мной после дневного сна детей (ходьба босиком по массажным коврикам и дорожкам), а игры и упражнения по профилактике осанки можно проводить как в первой так и во второй половине дня, в зависимости от нагрузки .

Система закаливания детей

Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний важную роль играет охлаждение организма (болезни верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т.п.).

Цель закаливания — выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора (холод, тепло и т.п.) и постепенного повышения его дозировки.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Требования к проведению закаливания:

  1. учет индивидуальных особенностей ребенка;
  2. положительные реакции ребенка на закаливание;
  3. непрерывность закаливания;
  4. наблюдение медперсонала за ответными реакциями , постоянные консультации с педиатром;
  5. согласие родителей.

Закаливающие мероприятия (2 младшая группа)

В.А. Сухомлинский считал: «Укрепить здоровье человека в детстве, не допустить, чтобы ребенок вступал в юность хилым и вялым -значит дать ему всю полноту жизненных радостей»

Здоровьесберегающая среда.

Предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, а также создать эмоционально-положительную обстановку. Она не только позволяет проводить игры и занятия, но и приучает детей к самостоятельным играм.

Здоровьесберегающая среда в нашей группе включает в себя:

      1.Уголок двигательной активности детей (физкультурный уголок)

В этом уголке размещаются следующие пособия:

- кегли для сбивания мячиком,

- мячи,

- обручи,

- массажные коврики и дорожки (для профилактики плоскостопия и ходьбы ладошками и ступнями одновременно),

- массажные шарики,

- ленточки,

- дуга для подлезания,

- ростомеры, которые служат также для профилактики нарушений осанки,

- мишень на стене для попадания в цель,

- кольцеброс,

- тренажер для развития ловкости и быстроты (палочки с веревками разных цветов для скручивания),

-пособия для развития глазомера на стене.

Также в группе имеются пособия:

- для развития мелкой моторики рук: разнообразные «шнуровки», «бусы»,

- комплексы по утренней гимнастике, дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, гимнастике после сна, пальчиковой гимнастике,

В уголке здоровья имеются наглядные консультации для родителей на тему «Здоровье»: «Профилактика гриппа», «Витамины», «О пользе прогулок», «Правильное питание», «Физическое развитие дошкольников» и т.д.

Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни

Необходимость воспитания валеологической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% - от его образа жизни. В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Становление культуры человека обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

Культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:

  1. осознанного отношения к здоровью и жизни человека;
  2. знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его;
  3. компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи.

Воспитание культурно-гигиенических навыков

Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.

Большой упор в личной гигиене делается на мытье рук перед едой, после любой работы, прогулок, при утреннем и вечернем туалете, поскольку именно через руки в ротовую полость попадает подавляющее большинство болезнетворных микроорганизмов.

После каждого приема пищи мы с детьми полоскаем рот кипяченой водой комнатной температуры.

Для реализации данной задачи предполагается продолжение целенаправленной работы по воспитанию культуры здоровья, формированию привычек к здоровому образу жизни.

Комплексно-тематический план  по валеологическому воспитанию детей во 2 младшей группе

Сентябрь

1.Тема: «Это – Я и мои друзья».

О.Ц.: дать представления о человеке: о себе, мальчиках и девочках, близких родственниках, познакомить с частями тела человека (голова, туловище, руки, ноги);

2.Тема: «Мишка Топтыжка, знакомится с ребятами».

О.Ц.:формировать умение называть сверстников по именам; действовать согласовано в игре; способствовать сближению детей, установлению доброжелательных отношений, проявлению интереса к взрослым, их действиям; развивать интерес у детей друг к другу, потребность в общении со взрослыми, доброжелательность к ним;

3. Игротерапия «Знакомство друг с другом» объединение детей в группы;

Октябрь

1.Тема: «Водичка, водичка».

О.Ц.: Приучать детей самостоятельно мыть руки, лицо, полоскать рот после еды, чистить зубы, расчёсываться, пользоваться носовым платком;

2.  Дидактическая игра- «Умоем куклу».

О.Ц.: перенести полученные навыки умывания в игровые действия; поддерживать положительные чувства к процессу умывания;

3.Чтение художественной литературы-тема: «Утром, чистя зубы, помни про себя, что зубная щётка только для тебя…» О.Ц.: закреплять знания детей о предметах личной гигиены;

Ноябрь

1.Тема:« В гостях у доктора Айболита», экскурсия в медицинский кабинет.

О.Ц.: Познакомить с профессиями врача, медсестры; показать как врач заботится о детях; расширить игровой опыт детей; воспитывать уважение к труду взрослых;

2. Игра – инсценировка «Айболит и Маша»

О.Ц.: выделять и называть части тела, предметы одежды куклы, учить соотносить со словом игровые действия с куклой;

3. Кукольный театр «Мишка заболел»

О.Ц.: Закрепить полученные знания о работе медперсонала; вызвать чувства сострадания к больному; воспитывать заботливое отношение к близким;

Декабрь

1. Дидактическая игра- «Оденем куклу Таню на прогулку» О.Ц.: познакомить с сезонными видами одежды и её назначением по сезонам; развивать потребность в обращении с вопросами и просьбами к взрослому; воспроизводить игровые действия; закрепить название предметов одежды;

2. Кукольный театр- «Как Маша с Ваней в гости собирались» О.Ц.: закрепить ранее полученные знание (навыки последовательного надевания верхней одежды на куклу); доставить детям радость;

3. «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья», цикл прогулок О.Ц.: рассказать детям о пользе прогулок, о необходимости правильно одеваться на прогулку, связать понятие о времени года с разнообразием сезонной одежды людей;

Январь

  1. Сюжетно-ролевая игра-«Баю,баюшки, баю…».

О.Ц.: Познакомить с новой игровой цепочкой действий (положить матрац на кровать, застелить простынкой, положить подушку, уложить куклу, накрыть её одеялом); научить ласково обращаться с куклой;

   2.Дидактическая игра-«Кукла Маша проснулась».

О.Ц.: учить одевать на куклу одежду – девочку, соблюдая последовательность с небольшой помощью взрослых; закрепить названия одежды;

     3.Тема: «Сонные сказки».чтение художественной литературы, чтение сказок, стихов, потешек на тему «Здоровый сон»;

О.Ц.:учить детей спокойно и тихо ложиться в кровать, не мешая другим детям,формировать правила культуры поведения во время режимных процессов;

Февраль

Витамины

           1. Беседа,рассматривание наглядного пособия-«О пользе витаминов».

О.Ц.:дать детям понятие о витаминах, а также о продуктах полезных для здоровья;

           2.Дидактическая игра-«Где живут витамины».

О.Ц.:закрепить в игровой форме знания, полученные ранее на занятиях и в беседах;

          3. Комплексное занятие-игра-«Витаминки для Иринки».

 О.Ц.: закрепить в игровой форме знания, полученные ранее;

  Март

   1.Беседа, дидактическая игра-«Как Катя готовит обед».

О.Ц.: Учить называть качества продукта и действия, совершаемые с ним (разрезать, посолить, перемешать); обогащать и активизировать словарь за счет названий обеденных блюд (суп, макароны, котлеты, компот и др.) ; отражать в речи правила поведения (перед приготовлением еды – помыть руки, помыть продукты и др.);

     

 2.Беседа,дидактическая игра-«Фрукты или овощи»;

О.Ц.: учить различать фрукты и овощи по внешнему виду и по месту произрастания, закрепить знания детей о полезных продуктах;

      3. «Пейте, дети, молоко будете здоровы», рассказ воспитателя. О.Ц.: рассказать детям о пользе молочных продуктов;

     4. Обобщающая беседа-«Что надо кушать, чтобы быть здоровым?», О.Ц.: обобщить знания детей о полезных продуктах;

Апрель

Спорт – наш друг.

      1.Беседа- «Как стать сильным здоровым?» О.Ц.: уделить особое внимание подготовке к утренней гимнастике и физкультурным занятиям, рассказать детям о необходимости заниматься спортом;

     2.Кукольный театр-«Зачем надо заниматься спортом?»О.Ц.: Посредствам кукольного театра продолжать рассказывать детям о пользе спортивных занятий. Воспитывать интерес к спорту;

    3. Беседа, Утренняя гимнастика.

О.Ц.: рассказать детям о пользе зарядки;

Май

     1. Беседа-«Раз, два, три, четыре, пять – собираемся гулять…».

О.Ц.: Создание интереса к прогулкам, использование игровых приемов, мотивация деятельности детей на прогулке;

     2. Кукольный театр-«Что такое хорошо, что такое плохо…» О.Ц.: посредством кукольного театра рассказать детям о правилах поведения на прогулке (не находиться долго на солнце, не забывать надевать головной убор и др);

      3.Физкультурный праздник- «Сильные, умелые ловкие и смелые» О.Ц.: создание хорошего настроения, вызвать интерес к спортивному мероприятию. Воспитывать желание вести активный образ жизни;

Приложение 1

Комплекс с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения «В гостях у солнышка»

1.Вводная часть

Дети входят в зал

Игра «Солнечный зайчик».

Ходьба врассыпную за солнечным зайчиком (15 с)

Бег врассыпную (15 с ).

Ходьба в колонне по одному (15 с)

Построение в круг

2.Основная часть.

Упражнение: «Улыбнись солнышку», и .п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки на плечах, поднять правую ногу и вытянуть правую руку вперед ладошкой вверх, улыбнуться. Вернуться в и.п.,те же движения повторить левой рукой и ногой;

Упражнение: «Играем с солнышком»,и.п.: сидя, ноги согнуты в коленях, руками обхватить колени, поворот сидя переступая ногами, на 360 градусов. Вернуться в и.п., повторить 5 раз.;

 Упражнение: «Играем с солнечными лучами»,и.п.: сидя, ноги вместе, руки опущены, ноги развести в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в и.п., повторить 6 раз;

Упражнение: «Отдыхаем на солнышке». и.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди, перекатиться на правый бок. Вернуться в и.п.,перекатиться на левый бок. Вернуться в и.п. Выполнить по 3 р., в каждую сторону;

Упражнение: «Ребятишкам радостно», и.п.: ноги вместе, руки на поясе 10 прыжков чередовать с ходьбой,повторить 3 раза;

3.Заключительная часть

Ходьба по залу в колонне по одному (15 с)

п.и. «Солнышко и дождик»

Дыхательное упражнение «Дуем на солнышко» 15 с)

Дети прощаются с солнышком и возвращаются в группу.

Комплекс утренней гимнастики «Весёлые медвежата»

Воспитатель: Дети, мы пришли в лес на красивую поляну, а кто здесь живёт, вы попробуйте отгадать.

Я хозяин леса строгий, спать люблю зимой в берлоге,

И всю зиму на пролёт – снится мне душистый мёд.

Страшно я могу реветь. Кто же я скажи… (медведь)

Воспитатель: Правильно! Ребята, а сейчас мы с вами превратимся в медвежат. Раз, два, три, мы закружились, В медвежат мы превратились. Сейчас медвежата сделают зарядку.

Утром мишенька проснулся, мишка к солнцу потянулся. Вот так, вот так мишка к солнцу потянулся.

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили. Вот так, вот так, головой своей крутили.

Медвежата мёд искали, дружно дерево качали. Вот так, вот так, дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили и из речки воду пили! Вот так, вот так и из речки воду пили.

Мишкам весело играть, мишкам хочется сказать. Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.

Воспитатель: Стоп, закончилась зарядка.

Вдох и выдох для порядка.

До свиданья, добрый лес!

Полный сказок и чудес!

Раз, два, три – мы закружились

И в ребяток превратились.

Сюжетный комплекс «Курочки»

I. Ходьба и бег друг за другом (2р по 10сек), ходьба на носках. Построение в круг.

II. ОРУ

«Курочки машут крыльями».И.п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Поднять руки в стороны, помахать ими, сказать «ко-ко», опустить. Д-6 раз.

«Курочки пьют воду».И.п. ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклониться вперед, руки отвести назад, выпрямиться. Д-6 раз.

«Курочки клюют зерна»И.п. ноги слегка расставлены, руки внизу. Присесть, постучать пальцами по коленям, встать. Д-6 раз.

«Курочки ищут червячка».И.п. сидя, ноги врозь, руки на поясе. Наклониться вперед, руки вытянуть вперед, ищем червячка, выпрямиться. Д-6 раз.

«Сильные крылья». И.п. ноги слегка расставить, руки вниз. Руки в стороны, взмах всей рукой и кистью – большие крылья, опустить. Д-6 раз.

«Курочкам весело»И.п. ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на месте на 2-х ногах в чередовании с ходьбой. Д- 2 раза по 6 раз.

III. Перестроение из круга. Бег быстрый. Игровое упражнение «Найдем цыпленка» (Воспитатель заранее прячет игрушку и предлагает детям найти ее),

Приложение 2

Комплекс дыхательной гимнастики 

Дыхательная гимнастика «Снежинка»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на ниточку снежинку, предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

Дыхательная гимнастика «Качели»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох), Качели вниз (выдох), Крепче ты, дружок, держись.

Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Дыхательная гимнастика «Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Дыхательная гимнастика «Листопад»

 Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Дыхательная гимнастика «Гуси летят»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

Дыхательная гимнастика «Жук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Дыхательная гимнастика «Петушок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

Дыхательная гимнастика «Ворона»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

Дыхательная гимнастика «Паровозик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

Дыхательная гимнастика «Часики»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

Дыхательная гимнастика «Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

Дыхательная гимнастика «Пузыри»

Цель: формирование дыхательного аппарата

И.П. сидя, за столом, ребенок сделает глубокий вдох через нос, перед ним стакан с водой, и медленно выдыхает(выдох), через трубочку(пузыри). Повторить 2 – 3 раза.

Дыхательная гимнастика «Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Дыхательная гимнастика «Регулировщик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

Дыхательная гимнастика «Ножницы»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Дыхательная гимнастика «Снегопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

Дыхательная гимнастика «Трубач»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

Дыхательная гимнастика «Поединок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

Дыхательная гимнастика «Пружинка»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

Дыхательная гимнастика «Кто дальше загонит шарик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.

Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Дыхательная гимнастика «Бегемотик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос.
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох), то животик опускается (выдох).

Дыхательная гимнастика «Курочка»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

Дыхательная гимнастика «Парящие бабочки»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Дыхательная гимнастика «Аист»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

Дыхательная гимнастика «В лесу»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.

Дыхательная гимнастика «Волна»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.

Дыхательная гимнастика «Хомячок»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.

Дыхательная гимнастика «Лягушонок»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.

Приложение 3

Комплекс гимнастики для глаз.

Сентябрь (1 – 2 неделя) «Пчела — оса».

И.П.: стоя или сидя.

      По звуковому сигналу «Пчела!» воспитатель поднимает пчелу, дети переводят на нее взгляд. На сигнал «Оса!» дети смотрят на осу. Оса расположена дальше от детей, чем пчела. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.

     (3 – 4 неделя) «Маятник».

      В руках воспитателя – яркая игрушка, дети следят за игрушкой глазами, переводят глаза слева направо и наоборот.

Октябрь.

     (1 – 2 неделя) «Далеко-близко».

И.П.: стоя или сидя.

   Вытянуть правую руку вперед и смотреть 5 сек. на большой палец руки, затем переводим взгляд вдаль и смотрим 5 сек. на любой предмет (повторить 3 раза).

     (3 – 4 неделя) «Рисуем».

И.П.: стоя или сидя.

    Воспитатель показывает фигуры, дети «обводят» их глазами.

 Ноябрь.

      (1 – 2 неделя) «Вправо-влево смотрит кошка».

И.П.: стоя или сидя.

      В руках воспитателя – игрушка, кошка,ёе голова поворачивается, дети следят слева направо и наоборот.     

     (3 – 4 неделя) «Рисуем цифры глазами».

И.П.: стоя или сидя.

      Воспитатель показывает цифры, дети «обводят» их глазами.

 Декабрь.

      (1 – 2 неделя) «Вверх ты руку подними, на нее ты посмотри…».   

И.П.: стоя или сидя.                          

      Поднимаем медленно поочередно правую и левую руки, следим глазами за ними.

      (3– 4 неделя) «Солнышко и тучки».  

И.П.: стоя или сидя.

        Солнышко с тучками в прятки играло.

        Солнышко тучки-летучки считало:

        Серые тучки, черные тучки.                (смотреть глазами вправо — влево)                    

        Легких — две штучки,

         Тяжелых — три штучки.                         (смотреть глазами вверх — вниз)

     Тучки попрятались, тучек не стало.    (закрыть глаза ладонями)

      Солнце на небе вовсю засияло.          (поморгать глазками)

 Январь.

       (1 – 2 неделя) «Вверх снежинку подними».

И.П.: стоя или сидя.

      Поднимаем медленно поочередно правую и левую руки, держим в руках бумажные снежинки, следим глазами за ними. Аналогично передвигаем поочередно правой и левой вытянутыми руками слева направо.

        (3– 4 неделя) «Восьмерки».

И.П.: стоя или сидя.

      Рисуем глазами вертикальные и горизонтальные восьмерки (используется демонстрационная таблица). Плавные движения глаз вырисовывают восьмерку. Исходное положение – глаза закрыты. Далее их открываем. Как только восьмерка закончилась, то снова закрываем глаза на несколько секунд. Медленный счет до восьми.

         Рисуй восьмерку вертикально и головою не крути, а лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
         (Закончилась первая восьмерка – вертикальная, глаза закрыли на несколько секунд.)
         Теперь следи горизонтально и в центре ты остановись, зажмурься крепко моментально.

         Давай, дружочек, не ленись!
        (Закончилась вторая восьмерка – горизонтальная, глаза закрыли на несколько секунд.)
         Глаза открой-ка наконец. Закончилась восьмерка, молодец! (легко моргают).

Февраль

      (1 – 2 неделя) «Маятник».

И.П.: стоя или сидя.

     Перемещаем взгляд с игрушки в руках (прямо перед глазами на расстоянии примерно 30 см) на игрушку на расстоянии приблизительно 3 метра.                                                                             

      (3 – 4 неделя) «Поморгаем глазами».

И.П.: стоя или сидя.

Март

      (1 – 2 неделя) «Оса».

        И.П.: стоя.

        Са-са-са — Прилетела к нам оса. (вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на его кончике,прослеживать взглядом движение пальца вправо-влево, голова остается неподвижной).    

        Су-су-су —Мы видели осу (проследить движение пальца вверх-вниз).

         Сы – сы- сы —Испугались мы Осы (описать в воздухе круг и проследить движение взглядом).

      (3 – 4 неделя) «Далеко – близко».

И.П.: стоя или сидя.

       Дети держат игрушку в руках, медленно вытягивают руки вперед и подносят обратно игрушку близко к глазам. Следят взглядом за игрушкой.

      Воспитатель показывает игрушку – дети смотрят, спрятала игрушку – моргают.

Апрель

        (1 – 2 неделя) «Далеко-близко».

И.П.: стоя или сидя.

   Вытянуть правую руку вперед и смотреть 5 сек. на большой палец руки, затем переводим взгляд вдаль и смотрим 5 сек. на любой предмет (повторить 3 раза).

        (3 – 4 неделя) «Солнышко и тучка».

И.П.: стоя или сидя.

      Дети смотрят на иллюстрацию – тучку в руках воспитателя, за тучкой солнышко, тучку убрали, видим солнышко – заморгали. Снова тучка – смотрим и т.д.     

Май.

        (1 – 2 неделя) «Оса-пчела».

И.П.: стоя или сидя.

      По звуковому сигналу «Оса!» воспитатель поднимает осу, дети переводят на нее взгляд ,на сигнал «Пчела!» дети смотрят на пчелу, пчела расположена дальше от детей, чем оса. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.

         (3– 4 неделя) «Восьмерки».

      И.П.: стоя или сидя.

 Рисуем глазами вертикальные и горизонтальные восьмерки (используется демонстрационная таблица).           Плавные движения глаз вырисовывают восьмерку, и.п. – глаза закрыты, далее их  открываем,как только восьмерка закончилась, то снова закрываем глаза на несколько секунд.

  Рисуй восьмерку вертикально и головою не крути, а лишь глазами осторожно, ты вдоль по линиям води.
  (Закончилась первая восьмерка – вертикальная. (глаза закрыли на несколько секунд).
  Теперь следи горизонтально и в центре ты остановись.
  Зажмурься крепко моментально, давай, дружочек, не ленись!
 (Закончилась вторая восьмерка – горизонтальная, глаза закрыли на несколько секунд).
   Глаза открой-ка наконец, закончилась восьмерка.  Молодец! (легко моргают).

Приложение 4

Комплекс пальчиковой гимнастики

1.Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

2.Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Мой весёлый круглый мяч, (Одной рукой бьём по воображаемому мячу.)

Щёки круглые не прячь! (Смена рук.)

Я тебя поймаю (Двумя руками, соединив одноимённые пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

3.Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

4.Пальчиковая гимнастика «Осень»

Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

5.Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)

6.Пальчиковая гимнастика «Овощи - фрукты»

В огороде много гряд, (сжимают и разжимают пальцы.)

Тут и репа, и салат, (загибают пальцы поочерёдно.)

Тут и свёкла, и горох, а картофель разве плох?

Наш зелёный огород (хлопают в ладоши.)

Нас прокормит целый год.

7.Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Я надену сапоги, (показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.

И на руку каждую (одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку (смена рук.)

8.Пальчиковая гимнастика «Обувь»

Обуваем ножки бегать по дорожке. (двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова: (сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два! (ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают (сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я – (загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья. («шагают» пальцами по столу.)

9.Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Из тарелок, как один, (ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим. (вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты, (указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты. («режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

10.Пальчиковая гимнастика «Зима»

Снег ложится на дома, (руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши. (руки «домиком».)

Тихо к нам идёт зима, (палец к губам «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы её не слышим… (рука за ухом.)

11.Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»

Что зимой мы любим делать? (поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть,

На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

12.Пальчиковая гимнастика «Новогодний праздник»

- Здравствуй, Дедушка Мороз! (ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.)

Что в подарок нам принёс? (руки вперёд ладонями вверх.)

- Громкие хлопушки, (хлопнуть в ладоши.)

Сладости, игрушки. (вертим кистями.)

13.Пальчиковая гимнастика «Части тела»

У меня есть голова, (слушаем стихотворение и указываем)

Грудь, живот, а там – спина,

Ножки – чтобы поскакать,

Ручки – чтобы поиграть.

14.Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»

Вот, убрав царапки, («моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки (круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке. (чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)

15.Пальчиковая гимнастика «Детёныши домашних животных»

Побежали вдоль реки (двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз.)

Котята наперегонки.

16.Пальчиковая гимнастика «Дикие животные наших лесов»

Заяц и ёжик навстречу друг другу (указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они. (стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони! (снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

17.Пальчиковая гимнастика «Детёныши диких животных»

Это зайчонок, это бельчонок, (сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок (вращают большим пальцем.)

Бурый, мохнатый,

Смешной медвежонок.

18.Пальчиковая гимнастика «Домашние и дикие животные»

Зайка – ушки на макушке – (руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке. (руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик, (переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса – (плавные движения руками перед собой.)

Рыжехвостая лиса.

19.Пальчиковая гимнастика «Дикие животные жарких стран»

Хобот носит только он – (рукой плавно двигаем перед собой – изображаем хобот.)

Лопоухий серый слон. (приставляем руки к ушам.)

20.Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»

Зёрна курочка клюёт, (обе ладошки вместе отклоняем от себя.)

И цыплятки тут как тут. (щепотки «клюют» по очереди.)

В воду уточка нырнёт, (ладошки вместе «ныряют» вперёд.)

А цыплятки не нырнут. (погрозили пальчиком.)

21.Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы и их детёныши»

Есть у курицы цыплёнок, (большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши – (перебирают пальцы по очереди.)

Все красивы, хороши.

22.Пальчиковая гимнастика «Дикие птицы»

Дятел дерево долбит: (одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» - кулачком стучите о неё.)

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит (смена рук.)

Стук-стук-стук.

23.Пальчиковая гимнастика «Наш дом»

Этот дом – одноэтажный. (разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.)

Этот дом – он двухэтажный.

А вот этот – трёхэтажный.

Этот дом – он самый важный,он у нас пятиэтажный.

Приложение 5

«Поиграем с носиком»

1.Организационный момент

а) «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

2.Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

в) «Носик гуляет»

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

г) «Носик балуется»

На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

д) «Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

е) «Носик поет песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

ж) «Погреем носик»

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом, делается как бы растирание.

3. Заключительный этап

з) «Носик возвращается домой» 3.

3.ЗаД Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

—Подходи ко мне, дружок,

   и садись скорей в кружок,

   носик ты быстрей найди,

    и Тете покажи.

— Надо носик очищать,

На прогулку собирать.

— Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

— Вот так носик-баловник!

Он шалить у нас привык.

— Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

— Хорошо гулять в саду

И поет нос: «Ба-бо-бу».

— Надо носик нам погреть,

Его немного потереть.

— Нагулялся носик мой,

Возвращается домой

1. Подготовительный этап «Поиграем с ручками» «Кролики» (самомассаж ладоней и пальцев рук)

Дети растирают ладони до приятного тепла.

2.Основная часть

 Мы на ферме побывали,

Белых кроликов видали. (Массирующей левой рукой гладить ласковыми, аккуратными движениями ладонь правой руки.)

Шустренькие кролики в проволочном домике (Пальцами левой руки надавливать на каждый палец правой руки и загибать его.)

Лапками стучали, (Каждым пальцем левой руки стучать по одноимённому пальцу правой руки.)

Весело пищали. (Растирать ладони друг о друга.) 

-«Барашек»

(массаж биологически активных зон)

Ты скажи, барашек наш, (Приложить ко лбу ладони ребром и растирать его от середины к краям.)

Сколько шерсти ты нам дашь? (Указательными пальцами энергично массировать крылья носа.)

Не стриги меня пока – (Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ими ушную зону.)

Дам я шерсти три мешка. (Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз.)

-«Гладь мои ладошки, ёж»  (массаж ладоней)

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж! (Педагог берёт 2 массажные щётки и проводит ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог.)

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить. (Потом педагог держит щётки «щетиной» вверх, а ребёнок гладит «ёжика» ладошками.)

-«Сидит белка на тележке» (массаж кистей рук)

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки (Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.)

 Лисичке-сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому. (Загибать по одному пальчику, начиная с большого, на одной руке, а затем на другой.)

-«Лечим медвежонка»  (массаж шеи и грудной области)

Медвежонок наш простужен,

Мёд ему сегодня нужен. Мы дадим ему на ужин. (Поглаживать шею от подбородка к грудному отделу.)

А потом, а потом мёдом грудку разотрём. (Поглаживать область грудной клетки дугообразными движениями рук сверху вниз и наоборот.)

 3. Заключительный этап

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают. Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

Эй, ребята, все ко мне. Кто стоит там в стороне? А ну быстрей лови кураж и начинай игру-массаж.

Разотру ладошки сильно, Каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми, никого не обойду.

С ноготками поиграю, друг о друга их потру.

 Плечи мягко разомну,затем руки я помою.

Пальчик в пальчик я вложу, на замочек их закрою,и тепло поберегу.

Вытяну я пальчики, пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.

Вот и кончилась игра, отдыхает детвора.

«Поиграем с ушками»

1. Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2.Основная часть

Упражнения с ушками.

а) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если меша¬ют волосы, их закалывают вверху).

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

в) «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного паль-цев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

г) «Покрутим козелком»

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок — выступ ушной раковины спереди. Захватив, таким образом, козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20—30 секунд.

д) «Погреем ушки»

Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

3.Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Действия можно сопровождать стихами:

— Подходи ко мне, дружок,

   и садись скорей в кружок.

— Ушки ты свои найди

И скорей их покажи.

— Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

— А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

— А потом, а потом

Покрутили козелком.

— Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

— Раз, два! Раз, два!

Вот и кончилась игра.

— А раз кончилась игра,

Наступила ти-ши-на!

Приложение 6

Комплекс гимнастики после сна

1. Побудка:

Мы спокойно отдыхали,сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!

2. Упражнения в кровати:

1) И.п.: лёжа на спине. Потянуться, напрягая мышцы, расслабиться (3-4р.).

2) И.п.: лёжа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох (3-4р.).

3) И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками и выпрямиться.(3-4р.).

4) И.п.: сидя на коленях, руки в стороны. Хлопок прямыми руками впереди. (3-4р.).

Комплекс гимнастики после сна с элементами корригирующей гимнастики «Дрессированная собачка»

В записи звучит лай собаки.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости кто-то идет. Отгадайте загадку и узнаете нашего гостя:

В будке спит, дом сторожит.

Кто к хозяину идет,она знать дает.(Собачка)

Воспитатель: Правильно! К нам в гости сегодня пришла дрессированная цирковая собачка. Она сейчас проведет с вами гимнастику(воспитатель одевает маску собачки).Вставайте с ваших кроваток.

Ходьба «змейкой», руки за спиной.

Ходьба на носочках.

Построение в круг.

Упражнение «Собачка приветствует гостей»

И.п.-стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены.

Наклонить голову вперед. Вернуться в и.п.

Повторить 4 раза.

Упражнение «Собачка рада детворе»

И.п.-стоя, ноги на ширине плеч, руки на плечах.

Свести локти перед грудью. Вернуться в и.п.

Отвести локти максимально назад. Вернуться в и.п.

Повторить 4 раза.

Упражнение «Собачка веселит гостей»

И.п.-сидя на ковре, ноги врозь, руки за спиной.

Наклониться вперед, коснуться руками носков ног, выпрямиться.

Вернуться в и.п.

Повторить 4 раза.

Упражнение «Собачка радует ребят»

И.п.-сидя на ковре,ноги согнуты в коленях, руки в упор сзади.

Повернуться на ягодицах на 360 градусов. Сначала в одну сторону, потом в др.

Повторить 3 р. в каждую сторону.

Упражнение «Собачка тренируется»

И.п.-лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.

Поднять правую ногу, затем опустить.

То же с левой ногой.

Повторить 3 р каждой ногой.

Упражнение «Собачка устала»

И.п.-лежа на спине, ноги вместе, руки вдоль туловища.

Поднять руки и ноги вверх. Хаотичные движения руками и ногами.

Повторить 4 р.

Дети благодарят собачку за гимнастику и идут одеваться. Собачка убегает.

Приложение 7

Игра на формирование правильной осанки

 Перейди через речку

Цели игры:

• тренировка равновесия;

• развитие координации движений;

• развитие чувства правильной позы при передвижении.

Необходимые материалы. Гимнастическая скамейка

Ход игры. Игроки по очереди

- проходят по скамейке;

- пробегают по скамейке;

- проходят по скамейке с мешочком песка на голове.

Ведущий следит за смыканием губ и осанкой, отмечает игроков, выполнивших задания правильно.

Список используемой литературы

1.Борисова Е. Н. Система организации физкультурно- оздоровительной работы с дошкольниками, 2006;          

2.Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста, 2007;

3.Каштанова Т. В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении (практическое пособие), 2006;

 4.Козырева О. В. Лечебная физкультура для дошкольников, 2005;

 5.Лосева В. С. Плоскостопие у детей, Профилактика и лечение, 2007;

 6.Никанорова Т. С., Сергиенко Е. М., Здоровячок, Система оздоровления дошкольников, 2006;

 7.Оздоровительная работа в ДОУ по программе «остров здоровья», 2009;

 8.Прищепа С. С., Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет, 2009;

 9.Полтавцева Н. В. , Гордова Н. А. ,физическая культура в дошкольном детстве, 2006;

 10.Харченко Т. Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду, 2009;

  11.Чеменева А. А. ,Горбунова Л. В., Кривдина Г. В. ,Методическое обеспечение инновационного процесса физкультурного образования дошкольников, 2008;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

"Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии».

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...