Мастер - класс "Использование русских народных игр как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста"
методическая разработка (средняя группа)

Коновалова Ольга Константиновна

Цель данного мастер - класса повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения  русских народных подвижных игр как средство повышения двигательной активности   детей  дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер- класс:  « Использование русских народных  игр как средство повышения  двигательной  активности  детей дошкольного возраста »

     

                               

Цель: повысить профессиональную компетентность коллег в вопросах внедрения  русских народных подвижных игр как средство повышения двигательной активности   детей  дошкольного возраста.

 

Задачи:

1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными подвижными играми.

2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.

Оборудование:  мяч , колокольчик, бубенцы , помело , 2 носа или шапочки Морозам.

 

Ход  мастер-класса.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящен русским народным подвижным играм , как средству  повышения двигательной активности детей дошкольного возраста.

 - Скажите громко и хором, друзья,

- Деток вы любите? (Нет или да)

- Пришли вы учиться, иль сил совсем нет? (Да)

- Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

- Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

- Последний вопрос, ответьте, друзья активными будете? (Нет или да)

 

Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры?

 На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.

Тема моего мастер-класса «Русские народные подвижные игры - средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

И прежде чем начать, я хочу рассказать Вам одну притчу.

 Давным – давно  на горе Олимп жили - были боги.

Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.

Стали думать: каким должен быть человек ?  Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным».

А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам».

И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье.

Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека! Пусть он его поищет».

Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.

Только вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!

 Помочь ребёнку найти этот дар, сохранить и укрепить должен воспитатель!   Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

 От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

     Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети много времени   уделяют компьютерным играм. А как мы знаем, долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей.

       Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.

       Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам встать в круг, передавая мячик, друг другу, поделитесь секретами сохранения и укрепления своего здоровья (Участники мастер – класса выполняют задание)

        А теперь расскажите, как вы заботитесь о здоровье своих воспитанников? (Участники мастер – класса выполняют задание)

          Уважаемые коллеги!

    Я хочу обратиться к истории русских народных игр.

    Русские народные подвижные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

   Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-забавах,  связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших детей бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для ребят зачины, певалки, считалки. В русских народных играх сохранились особенные черты русского характера.

 Знакомя детей с русскими народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном творчестве, традициях, развиваем в них патриотизм.

 В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора.

      Движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками , что делает эти игры привлекательными для детей и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

 Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть и воспитательное значение .  

     В народных играх имеется огромный потенциал для физического развития ребенка таких качеств как: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости.

 Они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляют сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки .

Народные подвижные игры включают  в себя  образовательные задачи :

-совершенствование техники выполнения движений,

-формирование осознанного использования приобретённых навыков в различных условиях,

-целенаправленное развитие физических качеств,

-развитие самоконтроля и самооценки в процессе организации различных форм двигательной  активности,

-поддержка стремления детей к улучшению результатов выполнения физических упражнений.  

     В настоящее время недостаточное количество времени уделяется взрослыми организации народных игр для детей, поэтому задача педагога сделать этот вид деятельности частью жизни детей.

 Многие русские народные игры и их варианты доступны детям дошкольного возраста. Их можно с успехом использовать в работе с детьми во время прогулок, динамических минутах, а также на занятиях физической культурой.

     

Русские народные подвижные игры  условно, их можно поделить на четыре раздела:

1.     Игры, которые дают возможность померяться силой и ловкостью.   Игры, в которых отражается стремление детей стать сильнее, победить всех.

2.     Игры, отражающие отношение человека к природе .Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

3.   Игры, отражающие «быт русского народа». Это народные игры, отражающие повседневные  занятия наших предков.

4.     Игры сверстников прошлых столетий. С большим интересом современные дети знакомятся с играми сверстников прошлых столетий.

Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.

 

 Уважаемые педагоги! Я предлагаю вам составить картотеку русских народных подвижных игр, мне понадобится ваша помощь. Необходимо распределить русские подвижные игры на группы:

1Русские народные подвижные игры, которые дают возможность померяться силой и ловкостью "Гуси" ,  " Растеряхи", " Родничок, "Достань камешек", "Перетяни за черту", , "Цепи кованы", "Перетягивание каната", , "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок", "Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные варианты)

2. Русские народные  подвижные игры, отражающие отношение человека к природе (  "Аисты и лягушки", " Пчелы.", " Жаворонок.", "Волк и овцы", "Вороны и воробьи", "Змейка" , "Зайцы в  огороде" , "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки" , "У медведя во бору", "Коршун и наседка" , "Стадо" , " Хромая лиса" , "Филин и пташки". "Лягушата", "Ящерица",  "Оса" и их различные варианты.)

3. Русские народные  подвижные игры, отражающие быт русского народа, повседневные занятия наших предков. "Огородник", " Капуста.", "Дедушка-рожок", "Ворота", "Корзинки", "Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись, рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка","Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", а также различные их варианты.)

4. Русские народные  подвижные игры сверстников прошлых столетий "Ляпка" Горелки", " Чурилки.", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Пятнашки", "Платочек-летуночек,"Третий - лишний", "Чижик", "Чехарда", , "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.)

 

(Участники получают карточки с названием и описанием русских народных подвижных игр и распределяют по выделенным группам)

(Участники – мастер- класса  объясняют выполнение своего задания)

Уважаемые коллеги! Я думаю, что вы уже справились с заданием и готовы рассказать, какие игры вы отобрали.

     Мы с вами поиграем в эти русские народные подвижные игры «Дедушка-Рожок», «Жаворонок».

«Дедушка-Рожок»

Играющие делятся на две группы и занимают места на противоположных сторонах площадки. Дедушка-Рожок сидит в домике и из него же спрашивает: «Кто боится меня?» Дети отвечают: «Никто». Затем дразнят: «Дедушка-Рожок, съешь с горошком пирожок! » и начинают перебегать из одного дома в другой. Дедушка-Рожок ловит их.

«Жаворонок»

Дети стоят в кругу, поют

В небе жаворонок пел,

Колокольчиком звенел.

Порезвился в тишине,

Спрятал песенку в траве.

. Жаворонок – водящий ребенок с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год». Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. Игра повторяется.

    

Методика обучения народным подвижным играм.

  Специфика народной подвижной игры состоит в мгновенной ответной реакции ребенка на сигналы «лови!», «беги!» «стой!» и др.

В любой игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и скороговорки.

 Водящего можно также выбрать жеребьевкой. Проводится она иначе, чем считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии. В практике дошкольного воспитания народные игры встречаются редко т.к. они настолько изменены, что теряют народные традиции (отсутствие зачинов, закличек…)

Особенности организации народных подвижных игр.

- Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. 

 При проведении игры должны учитываться  количество детей и условия проведения.

-   При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила. Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры, уточняет то, что недостаточно дети запомнили.

-  Если игра хорошо детям знакома, то педагог предоставляет им самим вспомнить правила игры, обращает внимание лишь на важные моменты.

- В младших группах при разучивании новой игры роль водящего педагог берёт на себя.

- Правила игры педагог должен излагать кратко, ясно, так как дети стремятся начать быстрее играть.

- При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты, интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать атмосферу радости.

-  Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды провести жеребьёвку.

-  В процессе игры педагог следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём ошибка.

-  Руководя игрой, педагог воспитывает нравственные качества ребёнка: формирует у него правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умении  прийти на выручку, учит преодолевать трудности.

-  Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и самостоятельно.

 А сейчас, уважаемые участники! Мы с вами снова поиграем в русскую народную подвижную игру

( «Дедушка Мазай» , «Чурилки»).

                                                  

  «Дедушка Мазай».
Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначающие работу, будут ему показывать (молотьбу, жатву и т.д.) они подходят к дедушке Мазаю и поют:
Здравствуй, дедушка Мазай,

Из коробки вылезай!
Где мы были – мы не скажем,
А что делали – покажем!
После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка Мазай отгадывает, дети разбегаются и он их ловит. Кого первого поймает, тот становится новым дедушкой Мазаем и игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу.

                                                             «Чурилки».

Играющие выбирают двоих. Одному завязывают глаза платком, другому дают бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод:

Трынцы – брынцы бубенцы,

Позолочены концы.

Кто на бубенцах играет –

Того жмурка не поймает!

После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка стараться его поймать. Как только жмурка его поймает, их заменяют другие игроки, и игра продолжается. 

 

  Характерная особенность русских народных подвижных игр -  это движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры .

 Чтобы народные игры всегда были интересны детям, нужно:

- никогда не заставлять детей играть, а только приглашать к игре,

- использовать яркие заставки к игре (зазывалки , загадки, потешки , игрушки),

- создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка,

-  быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом,

- не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи,

- участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой.

Уважаемые участники собираю снова вас на игру! («Бабка-Ежка», «Два мороза»)

«Бабка-Ежка»

Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело».

Вокруг неё дети водят хоровод и поют: 
                   Бабка Ежка  - Костяная Ножка

                   С печки упала,

                   Ногу сломала,

                  А потом и говорит:

                  У меня нога болит.

 После слов «у меня нога болит» Бабка -Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Все разбегаются. К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает.

Правила игры : «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных»  станет много.

Вариант: пойманный становится Бабкой -Ёжкой..

«Два мороза»

На противоположных сторонах спортивного зала мелом или лентами – «липучками» обозначаются две линии. Играющие становятся за одной из линий.

По считалке выбираются два водящих: Мороз – Красный Нос и Мороз – Синий Нос(.Инвентарь: 2 круглых носа из поролона (d =5 см) на резинках, один нос красного цвета, другой синего, кусочек мела или 2 ленты – «липучки» (длиной 6-8 см). Они становятся в центре зала посередине между двумя линиями. По сигналу педагога они произносят:

Мы два брата молодые, 
Два Мороза удалые! 
Я – Мороз — Красный Нос, 
Я – Мороз — Синий Нос. 
Кто из вас решится 
В путь-дороженьку пуститься?!

Все дети хором отвечают:

Не боимся мы угроз, 
И не страшен нам Мороз!

После слова «мороз» все игроки перебегают на противоположную сторону зала, стараясь как можно быстрее оказаться за второй линией, а водящие стараются их догнать и «заморозить» – дотронуться до кого-либо рукой.

 

   Благодаря знакомству с русскими народными подвижными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное  и физическое здоровье наших детей.

ВЫВОД : Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов . В результате применения подвижных народных игр повышается уровень физического развития дошкольников.

          Наше мероприятие подошло к концу. Я хочу поблагодарить, участников мастер- класса .  

Предлагаю вам заключительную игру,  в которой нужно просто добавить нужное слово.

«Доскажи словечко».

Мы сегодня не устали,

Потому что ………….. (поиграли).

Много нас собралось вместе,

Было очень …………… (интересно).

Игры нам разные … показали.

Новых много мы………(узнали).

Русские народные

Игры хороводные.

Не хотим мы забывать.

Будем чаще в них………(играть).

Большое спасибо за внимание!

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОСУГИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

В последние годы заметно увеличилось количество физически ослабленных детей. Проблемы экологии, некачественне питание, низкий уровень двигательной активности, а также занятость родителей, - все это вл...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОТРЕНИНГА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ НОРМАТИВОВ ГТО В ДО

В статье говорится  о  важности нахождения  таких методов и приемов обучения воспитанников, которые бы способствовали развитию двигательных навыков с задействованием  всех сенсорны...

Мастер-класс с воспитателями: «Спортивные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Мастер-класс с воспитателями:«Спортивные подвижные игрыкак средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста» Притча:Давным-давно, на горе Олимп жили–были бо...

Игра как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста при обучении плаванию

Для обеспечения нормального физического развития ребенка необходима двигательная активность с первых дней его жизни. Специфика детского возраста создает неограниченные условия для закладки возможно бо...

Методическая тема : Подвижная игра, как средство повышенной двигательной активности детей дошкольного возраста

В методической теме рассматривается предполагаемая работа по формированию и укреплению определенных физических навыков детей старшего и подготовительного возраста: укреплению мышц верхней части тела,с...

Мастер-класс для студентов и инструкторов по физической культуре «Подвижные игры и упражнения с мячом как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста».

Текст к презентации №1Данный мастер-класс был проведен для студентов "Канского педагогического колледжа", а так же с инструкторами по физической культуре г.Канска и с воспитателями...

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр «Народные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет молодым  педагогам детского сада познавательно   и интересно организовать и провести  народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста....