Укрепление здоровья детей и безопасность, как приоритетные направления работы при создании предметно-пространственной среды средней группы.
статья (средняя группа)

В настоящее время здоровье человека – это проблема достаточно актуальна для всех времён и народов и становится первостепенной. Существует более 300 определений понятия «здоровье».

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Наиболее доступное средство увеличения потенциала здоровья — физическая культура, двигательная активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ukreplenie_zdorovya_detey_i_bezopasnost.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Чеботарева Е.Н., воспитатель ГБДОУ детский сад №108

Укрепление здоровья детей и безопасность, как приоритетные направления работы при создании предметно-пространственной среды средней группы.

В настоящее время здоровье человека – это проблема достаточно актуальна для всех времён и народов и становится первостепенной. Существует более 300 определений понятия «здоровье».

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Наиболее доступное средство увеличения потенциала здоровья — физическая культура, двигательная активность.

Наблюдения показывают, что здоровые дети получают удовольствие от своего развития и движения вперед, обретения новых навыков и способностей.

А. Маслоу, основоположник гуманистической психологии, считает, что внутреннюю природу ребенка нужно всячески поощрять и давать ей выход наружу, а не подавлять. Положившись в воспитании и развитии на природные особенности личности малыша, мы тем самым помогаем ему обрести здоровье, успех и счастье. А если существование этого личностного стержня отрицается или замалчивается, ребенок заболевает — явно или скрыто, немедленно или через некоторое время. \Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения — приоритетная задача, стоящая перед педагогами ДОУ.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является, созданная в соответствии с требованиями ФГОС ДО , здоровьесберегающая предметно–пространственная развивающая среда.

Требования ФГОС ДО направлены на создание социальной ситуации развития для всех участников образовательного процесса, которая:

• гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

• обеспечивает эмоциональное благополучие детей, комфортность их пребывания в учреждении.

Переход на ФГОС внес значительные коррективы в создание организации предметно-развивающей среды с учетом здоровьесберегающей направленности детского сада.

Опираясь на требования ФГОС ДО, современную нормативно – правовую базу, научно – методические разработки, передовые оздоровительные технологии, наш коллектив создает свою модель здоровьесберегающего и здоровьеформирующего пространства .

При создании предметно-развивающей среды мы выделяем оздоровительную среду, которая стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья, помогает освоить способы сохранения здоровья.

Немаловажным является и состояние территории детского сада. Продуманность расположения игровых модулей, наличие физкультурного оборудования, эстетика и экологичность беседок для отдыха детей, необычное оформление участков, озеленение - все это способствует поддержанию радостного настроения у детей и сотрудников, повышает эффективность оздоровительной работы.

Предметно-развивающая среда на территории ДОУ организована с учётом необходимости сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Педагогами нашего учреждения уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. Прежде всего на территории д/сада и на участках групп выделено единое пространство физического развития, которое объединяет зоны, в наибольшей степени стимулирующие двигательную активность детей: сюда включаются специально выделенные зоны подвижных и спортивных игр на участках. Хорошее оснащение прогулочных участков, оборудованная футбольная площадка позволяет на высоком уровне укреплять здоровье детей, формировать основы здорового образа жизни, совершенствовать двигательные навыки и умения.

При создании предметно развивающей среды реализуется здоровьесберегающий подход:

• Безопасные условия.

• Санитарно – гигиенические требования.

• Возрастные и индивидуальные особенности.

• Федеральные государственные образовательные стандарты.

• Современный дизайн в интерьере детских помещений и т.д.

• Индивидуализация среды – это стержень, на который педагоги могут "нанизывать" используемые в настоящее время образовательные технологии.

Предметно – пространственная среда каждой группы оформлена таким образом, что для детей достаточно места для удовлетворения двигательной активности. Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Маленькие творческие мастерские и островки наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.

В каждой группе есть место для зон уединения, физкультурных , ПДД, игровых, театрализованных уголков, зон экспериментальной деятельности, экологических, национальных и других. Спальные помещения используются для самостоятельных занятий с нестандартным физкультурным оборудованием, для игр и упражнений малой двигательной активности.

В физкультурном зале есть необходимое оборудование для оздоровления, развития основных видов движений, формированию представлений о некоторых видах спорта. Наличие оборудования не только прививает детям привычку к ЗОЖ, но и формирует понятие о культуре здоровья человека, его ценности.

Так как физическое здоровье малышей неразрывно связано с их психологическим здоровьем, эмоциональным благополучием ,в группах организованы уголки уединения. Для ребёнка важно чувствовать себя защищённым, иногда наступает такой момент, когда необходимо уединиться. Методом уединения являются постройки домики-палатки, различные ширмы.

Во всех группах есть физкультурные центры, оборудование которых соответствует возрасту детей и удовлетворяет потребность дошкольников в движении и приобщает их к здоровому образу жизни: мелкий индивидуальный коррекционно-игровой инвентарь для игр с метанием, ловлей и прыжками; оборудование для спортивных игр, упражнений, утренней гимнастики.

Главное преимущество физкультурных центров в группе в том, что его оборудование объединяет физкультуру с игрой, создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.

На занятиях физического развития, на спортивных праздниках наряду с традиционным спортивным оборудованием используем и нестандартное, которое стимулирует интерес детей, желание двигаться, участвовать в играх, вызывает радость и положительные эмоции, является дополнительным стимулом активизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и родителями. Благодаря творчеству, выдумке и умелым рукам педагогов , детей и родителей бесполезные, на первый взгляд, предметы необычных форм и материалов (футляры от «киндер-сюрпризов», крышек , резиновые пробки, бобины из-под скотча и т.д.) обрели вторую жизнь и превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик, во всевозможные дорожки для ног и атрибуты для спортивных игр и упражнений.

Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребенка, родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для дома, советуем литературу, брошюры (фото рекомендаций).

Соответственно, для родителей оформляем в «Уголке здоровья» рекомендации, советы:

  • предлагаем папки-передвижки, фотогазеты;
  • рекомендуем ходить с детьми в походы, на экскурсии;
  • проводим анкетирования.

Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать и приобщить к здоровому образу жизни детей. У родителей и у нас теперь одна цель - воспитывать здоровых детей.

Созданные условия позволили нам обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы в группе.

Предметно - пространственная среда способствует:

1. обогащению социального опыта и приобретению качеств необходимых для жизни;

2. воспитанию и развитию ребенка в коллективе;

3. развитию опорно-двигательного аппарата;

4. развитию у детей организованности, инициативности;

5. умению поддерживать, дружеские взаимоотношения со сверстниками;

6. самостоятельному и творческому использованию физкультурного инвентаря и атрибутов для подвижных игр;

7. наполняемости нравственно - эстетическими ценностями;

8. развитию психофизических качеств: быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и д.р.;

9. формированию личности.

Хотя в нашем детском саду созданы достаточно хорошие условия для развития детей, однако они ещё не полностью удовлетворяют требования ФГОС. Поэтому нам предстоит ещё много работы по развитию здоровьесберегающего и здоровьеформирующего пространства. 

Список используемой литературы:

1. Гаврючина А.С. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» М.»Сфера» 2010г.

2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. «Твое здоровье». СПб. 1998г.

3. Кулик Г.И. «Школа здорового человека» Москва 2010г.

4.Интернет ресурсы. Автор и источник заимствования неизвестны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС»

В данной статье предстален матерал по созданию предметно-пространственной развивающей среды детского сада с учетом гендерного воспитания детей дошкольного возраста....

Консультация "Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада с учетом ФГОС".

Предметно-развивающая среда в ДОУ должна создавать условия для разнообразной деятельности детей - игровой, творческой, исследовательской. Она должна побуждать к игре, развивать воображение. Поэто...

Презентация «Создание предметно-пространственной  развивающей среды в группе «Ягодка»в соответствии с ФГОС ДО»

Предметная среда в моей группе «Ягодка» выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции и работает на развитие самостоятельности и самоде...

Презентация из опыта работы ДОУ "Создание предметно-пространственной развивающей среды на участке ДОУ"

Огромное значение для полноценного развития личности имеет окружающая среда. Её наполняемость, функциональность, эстетичность. Ребенок дошкольник, большую часть времени проводит в детском саду. Соотве...

Укрепление здоровья детей и безопасность как приоритетные направления работы при создании предметно-пространственной среды младшей группы

Попадая в социальную среду, мир ребенка стремительно наполняется новыми впечатлениями и эмоциями, а вокруг появляются множество новых предметов. Задача дошкольного учреждения – ответственно отне...

Укрепление здоровья детей и безопасность как приоритетные направления работы при создании предметно-пространственной среды группы

В настоящее время здоровье человека является проблемой, которая затрагивает все времена и народы и становится наиболее актуальной.Охрана здоровья детей, пожалуй, является высшим приоритетом общества в...