Проект "Мы за здоровый образ жизни"
проект (подготовительная группа)

Зайцева Вера Юрьевна

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку). Проект направлен на укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни и физкультурных навыков, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_za_zdorovyy_obraz_zhizni.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Долгосрочный проект

в подготовительной к школе группе

Тема: «Мы – за здоровый образ жизни» 

                                                                 Разработала Зайцева В.Ю.

Участники проекта:  воспитатели, родители, дети подготовительной к школе группы

Тип проекта:  долгосрочный, декабрь 2020 -  март 2021 года

Пояснительная записка

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. Ведь именно в дошкольном детстве человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Проблема: 

«Знают ли ребята как сохранить свое здоровье?

Актуальность проблемы:

Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации, из уст педагогов, медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны. Эти вопросы актуальны, прежде всего, потому, что идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».

Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.

Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с дошкольного возраста, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим.

Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного процесса на сегодняшний день – помочь дошкольникам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.

Кроме того, особенно остро встает вопрос здоровья в зимний период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.

Цель проекта:

сохранение и укрепление здоровья детей, привитие им навыков здорового образа жизни

Задачи проекта: 

  • повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы работы;
  • продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
  • повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
    сохранения и укрепления здоровья ребенка;
  • мотивация к ведению здорового образа жизни в рамках проекта и вне его;
  • воспитывать желание следить за своим здоровьем, вести активный образ жизни, создавать позитивный эмоциональный фон, соблюдать правила личной гигиены и употреблять в пищу полезные продукты

Ожидаемые результаты проекта:

  • расширение у детей представлений о здоровом образе жизни, их кругозора, обогащение социального опыта дошкольников
  • благотворное влияние на развитие речи
  • выработка форм поведения детей, помогающая избежать опасности для жизни и здоровья детей
  • понимание  детьми  значимости  здоровья  в  жизни  каждого человека
  • проявление заботы и уважения к своему здоровью и здоровью окружающих
  • снижение заболеваемости среди воспитанников
  • вовлечение  родителей  (законных  представителей) воспитанников в единое пространство «семья –детский сад»

Реализация проекта

   

1 этап проекта – подготовительный:

  • проанализировать имеющиеся в научной литературе подходы к формированию у дошкольников здоровье сберегающего поведения
  • выявить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у участников проекта

Подготовка РППС:

  • подбор наглядного и демонстрационного материала: презентации, иллюстрации, фотографии
  • оформление библиотеки книг о ЗОЖ

2 этап - основной

 

Тема недели

Содержание

7-11 декабря

«Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель»

- беседа «Что мы делаем,

 чтобы быть здоровыми?»

- чтение А.Гришин «Про здоровье»

- игровая ситуация «Я дарю      тебе улыбку»

- беседа «Почему здоров

Неболейка?»

- дидактическая игра  

«Съедобное –       несъедобное»  

Познакомить детей с понятием «здоровье», формировать положительную мотивацию к ЗОЖ. Закрепить умения детей отвечать кратко и распространенно, точно следуя содержанию  вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы своих товарищей. Закреплять культурно-гигиенические  навыки детей.

 

Формировать представления о различных эмоциональных состояниях детей и взрослых; развивать умение общаться со взрослыми и сверстниками; воспитывать желание дарить радость и хорошее настроение.

Продолжать формировать у детей понятие о том,  как важны для здоровья правильное питание и правильный питьевой режим; воспитывать желание есть только полезную пищу. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.

14-18  декабря

«Посуда. Виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда»

- беседа «Где прячутся микробы?»  

- чтение сказки Г.Остера  «Петька-микроб»

- рассматривание иллюстраций в энциклопедиях

- сюжетно-ролевая игра «На приеме у врача»

- раскрашивание «фотографий» микробов

Закрепить навык ухаживания за руками, формировать умение постригать ногти, ухаживать за ушами, зубами.

Формировать навык пользования носовым платком, приучать детей при чихании и кашле прикрывать рот носовым платком, если кто-нибудь находится рядом.

Развивать ролевой диалог, ролевые взаимодействия.

Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах и вирусах).

21-25  декабря

«Новый год»

- беседа «Зимние виды спорта вместо лекарств»

- упражнение «Чистюля»

- рисование «Как я занимался   спортом»

- рассматривание иллюстраций на тему  «Игры во дворе»

- чтение А.Вишневская «Зимние забавы»

- подвижная игра «Два Мороза»

Формировать представления о необходимости укрепления защитных сил организма, прививок, занятий физкультурой и спортом.

Рассказать детям, как связаны здоровье и чистота.

Развивать речь как средство общения

28-31  декабря

«Новый год»

- беседа «Витамины и полезные продукты для здоровья»

- дидактическая игра «Угадай на вкус»

- рисование «Питаемся правильно и вкусно»

- подвижная игра «Санный поезд»

Учить осознанно относиться к своему питанию, показать разнообразие пищи, рассказать о составе полезной пищи; формировать умение отличать полезные продукты от вредных.

Развивать умение четко и грамотно отвечать на вопросы.

11-15  января

Свободная деятельность

- беседа «Морковкина копилка»

- чтение Д. Орлова

 «Непослушный Стобед

 решил закаляться»

- д/и «Подбери одежду по    сезону».

- игра-экспериментирование «Теплая или холодная вода»

Рассказать о роли витамина «С» для укрепления защитных сил организма; закреплять представления детей о здоровой пище, о пользе для здоровья человека овощей и фруктов.

Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Формировать привычку к ЗОЖ, закреплять знания о здоровье, частях тела, продолжать учить слышать произведение, уметь отвечать на вопросы

18-22   января

«Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте. Трудовые действия»

- беседа «О полезных и вредных привычках»

- чтение сказки Т.Шорыгиной  «Денис и медвежонок Денни»

- игровое упражнение «Вредная-полезная»

- подвижная игра «Стоп»

- сюжетно-ролевая игра «Шоферы»

Формировать сознательный отказ от вредных привычек; расширять представления о том, что полезно и что вредно для здоровья, помочь осознать влияние привычек на общее состояние здоровья человека; воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам, желание вести здоровый образ жизни.

Продолжать учить детей строить и использовать в речи сложноподчинённые предложения.

25-29  января

«Профессии взрослых. Трудовые действия»  

- беседа «Я и моё тело»  

- сюжетно-ролевая игра «Расскажем Мишке, как нам измеряли рост»

- чтение С.Маршак «Почему у человека две руки и один язык»

Обобщить имеющиеся у детей знания о функции  органов; сформировать представление о том, что каждая  часть тела человека и каждый орган имеют большое  значение для него.

Стимулировать положительные эмоции,  интерес к изучению своего организма. Формировать представление о связи двигательной  активности и здоровья.  Расширять объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей

1-5    февраля

«Труд на селе зимой» Орудия труда. Инструменты»

- беседа «Гуляем и играем»

- изготовление коллажа «На прогулке мы играем и здоровье укрепляем»

- рассматривание картины «Дети на прогулке»

- отгадывание загадок о зимних забавах, зиме

Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни. Сохранять и укреплять здоровье детей. Воспитывать волевые качества, выносливость, желание пребывать на свежем воздухе. Развивать умение четко и грамотно отвечать на вопросы.

8-12    февраля

«Животные жарких стран, повадки, детеныши»

- беседа «Болезни грязных рук»

- экспериментирование «Найди микробы»

- рассматривание буклетов «Коронавирус. Что надо знать»

Воспитание бережного отношения к своему телу, своему здоровью, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным.

Формирование умения вести диалог с педагогом. Слушать и понимать задаваемый вопрос, понятно отвечать на него.

Формировать представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что «чистота», «красота», «здоровье» – это неразделимые понятия.

15-19    февраля

«Комнатные растения, размножение и уход»

- беседа «Режим дня»

- чтение Т.Шорыгина «Зачем соблюдать режим?»

- изготовление книжки-раскладушки «Наш режим дня»

- сюжетно-ролевая игра «Экологи»

Сформировать представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. Закрепить последовательность действий утром, днём и вечером.

Воспитывать желание соблюдать режим дня.

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами

22- 26   февраля

«Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы»

- беседа «Не всегда

вкусное - полезное»

- д/и «Где растёт каша?»

- игра-фантазирование «Что будет, если…»

- подвижная игра «Караси и щука»

Учить осознанно относиться к своему питанию, показать разнообразие пищи, рассказать о составе полезной пищи; отличать полезные продукты от вредных.

Совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

1-5   марта

«Ранняя весна. Мамин праздник»

- беседа «Спорт - лучшее лекарство»

- лепка «Футболист»

- дидактическая игра «Отгадай вид спорта по описанию»

- конструирование «Трибуны стадиона»

Формировать у детей отношение к спорту как средству физического развития и сохранения здоровья. Расширение кругозора в вопросах спортивной жизни.  Воспитывать потребность в здоровом и активном образе жизни. Развивать умение четко и грамотно отвечать на вопросы.

9-12  марта

«Весенние месяцы. Первые весенние цветы.»

- беседа «Как  природа помогает нам здоровыми быть»

- чтение Н.Чуприна «Маша и фруктовый сад»

- рассматривание альбома «Закаляйся - если хочешь быть здоров»

- подвижная игра  «Пустое место»

Закрепить представления о значении для здоровья природных факторов окружающей среды. Расширить представления детей о лекарственных растениях, о взаимосвязи растительного и животного мира.

        Воспитывать бережное отношение к миру природы.

Формировать умение вести простой диалог с взрослым и сверстниками

15-19   марта

«Наша Родина – Россия»

- беседа «Что такое чистота и зачем ее соблюдать?» 

- чтение К.Чуковский

«Мойдодыр»

- рассматривание картинок на тему «Без воды нам жить нельзя»

- рисование «Наши помощники»

- подвижная игра  «Гори, гори ясно»

Знакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями, необходимости бережного отношения к своему телу, соблюдению КГН.

Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

22-25  марта

«Москва – столица России»

- беседа «Ласковое и неласковое солнце»

- аппликация « Солнышко лучистое ярче с каждым днем»

- игровая ситуация «Расскажи инопланетянину что и когда мы надеваем»

- сюжетно-ролевая игра «Путешествие в Москву»

Продолжать знакомить детей с закаливающими средствами и их ролью в укреплении здоровья детей, мерами предосторожности во время пребывания на открытом солнце; воспитывать желание закаливать свой организм.  

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.

Работа с родителями:

- папка – передвижка «Что такое ЗОЖ?»

- памятка «Оптимизм и здоровье»;

- консультация «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

- консультация «Ребенок и компьютерные игры: как сохранить зрение»

- буклет «Очень витаминные продукты-овощи и фрукты»

- индивидуальная беседа «Культурно-гигиенические навыки детей»

- информационный стенд «Одежда детей в разные сезоны» 

- семинар «Организация физических упражнений дома»

- рекомендации «Культура еды»

- беседа «Значение режима дня в жизни дошкольника»

- выставка рисунков «Как я занимаюсь спортом»

- фотоотчет «Режимные моменты в нашей группе»

3 этап – Заключительный:

  • Выставка детско-родительских коллажей «Еда полезная – еда вредная»
  • Оформление стенгазеты «Твое здоровье – в твоих руках»
  • Игра «Что? Где? Когда?»
  • Презентация для педагогов «Мы -  за здоровый образ жизни»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...

Формирование здорового образа жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Приемы его формирующие.

Дать детям понятие о здоровом образе жизни. Научить основным приемам его формирования.Объяснить огромное значение правильного отношения к своему здоровью.Понятие здоровья и здорового образа жизни...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?...

«Что такое здоровье? Значение здорового образа жизни». «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в воспитании здорового образа жизни дошкольников».

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Наша работа будет эффективна при вашей поддержке, родители!Родители должны поощрять детей в спортивных занятиях, обязательно подбадривать их, тем самым вселяя уверенность в полезности занятий физкульт...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Разработала: воспитатель МДОУ  ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской областиСнегирева Татьяна Ивановна...