Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.
консультация (старшая группа)

Кошкарева Ольга Александровна

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Плоскостопие — это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода, в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы.

Наиболее распространено продольное плоскостопие, которое составляет более 55% всех деформаций стопы.  Поперечное плоскостопие встречается реже и у детей является следствием относительной слабости и недостаточ­ности мышечно-связочного аппарата стопы и голени.

По происхождению различают врожденное и приобре­тенное плоскостопие. В свою очередь, приобретенное пло­скостопие бывает рахитическим, паралитическим, травмати­ческим и статическим.

Врождённое плоскостопие.

Врожденная деформация стопы встречается у 3% детей. Причины: аномалии развития эмбриона, недоразвитие или отсутствие малоберцовых мышц и т. д. Одним из ранних кли­нических признаков плоскостопия можно считать отклонение пятки кнаружи, так как врожденное плоскостопие часто соче­тается с вальгусной деформацией стопы.

Последними исследованиями ученых доказано: утвержде­ние, что человек рождается плоскостопным и лишь впослед­ствии формируются своды стопы, оказалось несостоятель­ным. В результате исследования сводов стопы у эмбрионов, плодов и детей грудного и раннего возраста были сделаны следующие выводы:

признаки формирования сводчатой стопы выявляются у эмбрионов в 9—10 недель;

значительное увеличение угла свода стопы происходит в 17—20 недель;

величина свода стопы у плода превышает подобные зна­чения у детей грудного и раннего возраста. Преобладание повышенного тонуса мышц сгибателей у плодов до рождения играет определенную роль в значительной выраженности сводов стопы на этом этапе развития;

у детей раннего возраста несформированный мягкий свод стопы симулирует плоскостопие при плантографии. Заполнение подсводного пространства жировой клетчаткой увеличивает пло­щадь опоры конечностей, что является важным элементом пере­хода ребенка из горизонтального в вертикальное положение;

и у мальчиков, и у девочек в 2—3 года отмечено физио­логическое снижение сводчатости стопы, стабилизация кото­рой выявлена в возрасте 4,5—5 лет.

Таким образом, до 4,5—5-летнего возраста у большинства детей отмечается функциональное плоскостопие. У детей стар­ше указанного возраста наличие плоской стопы в сочетании с отклонением пятки внутрь или наружу является патологией.

Приобретенное плоскостопие

1. Рахитическое плоскостопие. Развивается у детей дошкольного возраста на фоне остаточных явлений II—III сте­пеней рахита при снижении плотности костной ткани и сла­бости мышечно-связочного аппарата.

2.    Паралитическое плоскостопие. Развивается при па­резах или параличах большеберцовых мышц на фоне пере­несенного полиомиелита, поражения спинного и головного мозга — при детском церебральном параличе. При этом функция других мышц голени может оставаться удовлетвори­тельной.

3.    Травматическое плоскостопие. Формируется вслед­ствие переломов различных костей стопы, при неправильно сросшихся переломах лодыжек. Для профилактики посттрав­матического плоскостопия после переломов и вывихов кос­тей стопы, за исключением повреждения пальцев, назначают ношение супинаторов в течение года после травмы.

4.    Статическое плоскостопие. Самый распространен­ный вид плоскостопия составляет 82—90% среди всех форм плоскостопия. Развивается в результате гипотонии мышц нижних конечностей, увеличения массы тела в течение корот­кого отрезка времени, длительного пребывания в статичес­ком положении при некоторых профессиях.

Диагностика состояния стоп у дошкольников.

Диагностика осуществляется врачом-ортопедом, который в свою очередь на основе анамнеза ставит диагноз.

Анамнез (опрос родителей или родственников) по следу­ющим приблизительным вопросам:

•      возраст ребенка;

•      условия жизни;

•      наличие жалоб на повышенную утомляемость и боли в нижних конечностях, их интенсивность (острые, тупые, но­ющие), локализация (голень, бедро, коленный, голеностоп­ный и тазобедренный суставы), продолжительность (количе­ство часов или минут), время появления (утром, днем, вече­ром). Исключаются боли при ненастной погоде, больше характерные для ревматизма;

•      перенесенные заболевания и травмы опорно-двигательно­го аппарата (вывихи и переломы, вид и длительность иммо­билизации, гемипарез или парез нижних конечностей и т. д.);

•      особенности родов: срочные роды, стремительные, кеса­рево сечение, ягодичное предлежание плода, размер плода, доношенный или недоношенный ребенок и т.д.;

•      активность ребенка (постоянно подвижен, больше сидит, рисует).

Анамнез может быть развернутым (включать более 200 вопросов) или сокращенным в зависимости от цели сбора данных.

Профилактические мероприятия в условиях дошкольного учреждения и дома.

Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем преду­предить развитие патологического процесса. В дошкольных учреждениях созданы все условия для систематического, на­чиная с первых лет жизни, профилактического влияния на ор­ганизм растущего ребенка.

Задачи оздоровительно-профилактических мероприятий:

1)   поддержание оптимального двигательного режима;

2)   укрепление мышечного корсета в целом;

профилактика хронических заболеваний и травматизма.

Указанные задачи решаются;

применением общеразвивающих упражнений, укрепляю­щих, в частности, и нижние конечности; ежедневным использованием утренней гимнастики,

занятия лечебной   гимнастикой длительностью 25—30 мин;

самостоятельные занятия;

дозированная ходьба;

терренкур;

плавание с включением таких упражнений, как бег, прыжки выпрыгивание.

Способ проведения занятий лечебной гимнастикой — мало групповой.

3)    теп­лых ванн (35—36°) (ноги опущены до колена), массажа; ношением обуви на каблуке не более 1—2 см. При такой высоте каблука уравновешивается нагрузка на передний и задний отделы стопы. Если высота каблука возрастает, про­исходит смещение нагрузки на передний отдел стопы, икро­ножные мышцы находятся в состоянии постоянного напряже­ния, изменяется угол наклона таза, деформируется осанка;

ношением обуви на 1 см больше самого длинного пальца (чаще первого, но может быть, второго, третьего);

обязательным выполнением требования: не донашивать обувь старших детей, так как в этом случае портится инди­видуальная форма стопы;

ношением обуви, которая не должна быть узкой или слиш­ком просторной, а ее подошва — толстой, поскольку снижа­ется естественная гибкость стопы;

использованием занятий в бассейне, горизонтальным пла­стическим балетом (Н. Н. Ефименко), массовым оздоровитель­ным спортом, спартанскими играми (О. В. Козырева) и т. д.;

постоянным вниманием за правильной установкой стоп при ходьбе. Носки следует держать незначительно разведенными.

Консервативное лечение плоскостопия

В коррекции различных видов плоскостопия преобладают функциональные методы лечения, среди которых ЛФК зани­мает ведущее место.

Задачи лечебной физкультуры при плоскостопии у детей Общие задачи:

1)     общее укрепление организма ослабленного ребенка;

2)   поддержание психомоторного развития на возрастном уровне;

3)   профилактика нарушений осанки.

Специальные задачи:

1)    исправление имеющейся деформации стопы (увеличе­ние свода, устранение пронации пятки и т. д.);

2)   укрепление мышц, формирующих свод стопы;

3)   формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.

Средства, используемые для решения поставленных задач.

1.     Лечебная физическая культура во всем своем многооб­разии.

2.   Физиотерапия.

3.     Ортопедическая коррекция.

Физические упражнения при плоскостопии, как общеразвивающие, так и специальные, необходимо проводить в раз­грузочном исходном положении (устраняющем статическую нагрузку) — лежа, сидя, особенно в начале курса ЛФК. По мере укрепления мышечно-связочного аппарата голени и стопы в основной части курса вводятся упражнения в исход­ном положении стоя, в ходьбе.

 

 

 

 

 

Специальные упражнения для формирования правильного свода стопы.

Специальные упражнения в исходном положении лежа

•      Руки за голову, отведение и приведение ноги, пятка пола не касается, носок на себя, стопа удерживается вертикаль­но. Повторить 4—6 раз каждой ногой, темп медленный, сред­няя амплитуда движения.

•      «Строим два моста — большой и маленький» — согнуть правую ногу и пальцы стопы, поставить на пол с опорой на пятку и пальцы. Средний отдел стопы не касается пола. Вер­нуться в и. п., то же другой ногой. Повторить 4—6 раз каж­дой ногой, темп средний, дыхание произвольное.

•       «Ловись, рыбка» или «Ловим рыбку на удочку» («велоси­пед» в обратную сторону) — руки вдоль туловища, правый но­сок на себя, согнуть правую ногу в тазобедренном суставе, затем в коленном и вернуться в и. п., то же левой ногой. По­вторить по 4 раза, темп средний, полная амплитуда движе­ния.

•      «Танец жука, лежащего на спине» — ноги согнуты в колен­ных и тазобедренных суставах, руки согнуты в локтях. Попе­ременное сгибание и разгибание кистей и стоп с произно­шением звука «ж-ж-ж». Повторить 3—4 раза, темп средний. Звуки произносить на выдохе.

•      «Паровоз» — лежа на боку. Сгибание и разгибание ноги, носок на себя. Повторить 6—8 раз на каждом боку, ускоряя и замедляя темп.

•      «Чей шарик больше?» — лежа на правом боку, правая но­га согнута, левая прямая. Не отрывая пятки от пола, рисовать круг в одну, затем в другую сторону только передним отде­лом стопы. Повторить по 8 раз каждой ногой, темп средний.

•      «Строим норку» — лежа на животе, пальцы под подборо­док, стопы стоят на носках, минимально сгибая колени, отгре­бать пальцами песок назад. Повторить 8 раз, темп средний.

•      «Я на солнышке лежу» — лежа на животе, ноги согнуты в коленях, руки под подбородком, попеременно сгибать и раз­гибать стопы. Повторить 8—10 раз, темп средний.

•       «Хвост самолета» — лежа на животе, руки под подбород­ком, согнуть ноги, колени в стороны, стопы соединить по­дошвами друг к другу. Вернуться в и. п. Повторить 6—8 раз, темп средний.

 

Специальные упражнения с мячом среднего диаметра — обычным или массажным

(постепенно от занятия к занятию диаметр мяч уменьшается)

•      «Шагающий на мяче» — лежа на спине с опорой на пред­плечья, стопы на мяче, попеременное перекатывание мяча стопами вперед и назад. Повторить 6 раз, темп медленный.

•      Удерживая мяч в голеностопных суставах, приподнять но­ги, согнуть и поставить на пол. Затем поднять, выпрямить и вернуться в и. п. Повторить 8 раз в среднем темпе.

•      Сжать мяч в голеностопных суставах, перекаты мяча че­рез ногу вправо и влево. Повторить 6—8 раз в каждую сто­рону, темп медленный.

•      Отбивать подвешенный на веревке мяч. Повторить 10—12 раз каждой ногой.

•      Ноги согнуты, стоят на мяче. Надавливая на мяч, выпол­нять круговые вращения в правую и левую сторону. Повто­рить 4—6 раз в каждом направлении. Все время удерживать стопы на мяче.

•      «Башня из кубиков» — ноги прямые, мяч в голеностопных суставах. Поставить правую ногу на мяч, носок на себя, на нее поставить левую ногу и спокойно вернуться в и. п. Повто­рить 6 раз, темп средний.

Специальные упражнения, выполняемые

в исходном положении сидя на полу,

руки в упоре сзади.

•      Носки на себя, согнуть ноги, поставить стопы только на пятки. Носки не касаются пола. Вначале выполнять попере­менно, затем одновременно. Повторить 8—10 раз, темп средний.

•      Платочки лежат на уровне коленей. Согнуть правую но­гу и взять платочек у левого колена, вернуться в и. п., то же левой ногой. Повторить 8 раз каждой ногой, темп сред­ний.

•      Ноги согнуты, стоят на полу. «Малая гусеница» — сгибая пальцы, плавно подтягивать пятку, передний и задний отде­лы стопы от пола не отрывать. Выполнять движение вперед и назад. Повторить 6—8 раз в медленном темпе.

«Большая гусеница» — максимально согнуть стопы, носки на себя, перекатиться на носки и подтянуть пятки. Повторить 8 раз, темп медленный.

•      Ноги прямые на ширине плеч, стопы вертикально, соеди­нить большие пальцы, развести в стороны, мизинцем кос­нуться пола. Повторить 3—4 раза.

•      Пальцы стоп широко расставить и сжать. Повторить 10—12 раз, темп средний.

То же, но удерживать согнутые пальцы на 6 счетов. Мето­дист проверяет степень работы всех пальцев. Повторить 4—6 раз, темп медленный.

•      Руки на пояс. Перед ребенком большой лоскут ткани, со­брать пальцами стоп ткань под средний отдел стопы и затем, отталкивая ткань, вернуть ее в и. п. Повторить 4 раза, темп средний.

•      Стопы вертикально, пятка на полу, ротационные движения передним отделом стопы. Повторить 8 раз, темп средний.

•      «Кто сильнее?» — взять пальцами стоп шарф (свои голь­фы, носки), поднять ноги и тянуть шарф в разные стороны. Повторить 3—4 раза, темп средний.

•      Упражнение с сопротивлением: правая стопа вертикально, левая нога давит на плюсневые кости, стараясь разогнуть правую ногу. Осуществлять усилие на 4 счета, затем смена положения ног. Повторить 4—6 раз каждой ногой, темп мед­ленный.

•      Пальцами одной ноги захватить карандаш и нарисовать на полу геометрическую фигуру (треугольник, круг, квадрат и т. п.). Затем то же другой ногой. Повторить 4 раза, темп средний.

•      Шарф перед стопами ребенка, другой конец у методиста, ребенок захватывает пальцами шарф и тянет к себе. Пятки пола не касаются. Повторить 6—8 раз, темп средний.

Специальные упражнения в исходном положении

сидя на стуле.

•     Руки на пояс, перекаты с пятки на носок. Большая ампли­туда. Повторить 10 раз, темп средний.

•     Одна нога выпрямлена вперед, другая под стулом, смена положения ног. Повторить 4—6 раз, темп средний.

•     Стопы стоят на полу, развести пятки в стороны, вернуть­ся в и. п. Повторить 4—6 раз, темп средний.

•     Стопы вместе, руки на наружной стороне коленей, стре­миться поставить стопы на наружный свод, руками оказывать незначительное сопротивление. Повторить 6 раз, темп мед­ленный.

•     Имитация подгребания песка пальцами, пятки стоят на полу. Движение выполняют все пять пальцев. Повторить 10—12 раз каждой ногой, темп средний.

То же, отгребание песка.

•    Массажный мяч между стопами, с надавливанием выпол­
нять массаж данной области. Повторить 10—12 раз, темп
медленный.

То же, одна нога на мяче, выполнять круговые движения стопой, массируя ее, затем смена положения ног. При дви­жении стопа надавливает на мяч. Повторить 10—12 раз каж­дой ногой, темп медленный.

•     «Карусель» — методист держит в руках один конец верев­ки, перед каждым ребенком другой конец веревки. Ребенок пальцами стопы поднимает веревку и начинает наматывать ее на передний отдел стопы. Повторить каждой ногой по 6—8 раз в каждую сторону, темп медленный.

•     Стопы «склеены» вместе внутренним сводом, поднимать и опускать пятки. Повторить 12 раз, темп средний.

•     Педалирование на мини-тренажере с усилием (заданная нагрузка) 2—3 мин.

•     Попеременное собирание карандашей и перенос их в об­руч, 8—12 карандашей каждой ногой."

•    Массаж стоп на маленькой массажной роликовой дорожке.
По мнению М.  Вайглхофера (1996), массажные ролики, воздействующие на стопу друг за другом, вызывают нефи­зиологические раздражения, воздействия на рефлекторные зоны в разных местах протекают слишком быстро, одно за другим, человек не успевает отреагировать, возникают нерв­ные раздражения. Поэтому при использовании массажных роликовых дорожек необходимо соблюдать следующее пра­вило: движения должны быть ритмичными, медленными, с давлением и чередоваться с паузами отдыха.

•    Поднять платочек одной ногой повыше, помахать им, под­
бросить и отпустить, затем другой ногой. Повторить 4—6 раз
каждой ногой.

Перекаты гимнастической палки, кисти на коленях, надав­ливают, усиливая воздействие. Повторить 10—12 раз.

Поднимать за веревку груз и удерживать его, пока он не коснется пола. Вес груза 200—300 г, длина веревки 25— 30 см. При выполнении упражнения высота груза над полом 5— 7 см. Повторить 1—2 раза каждой ногой.

Метод биологической обратной связи. Принцип мето­дики состоит в тренировке ослабленных мышечных групп в изометрическом режиме под контролем специального уст­ройства «Миотоник» с биологической обратной связью. Ребе­нок может контролировать активность тренируемой мышцы, поскольку при сокращении мышцы происходит перемещение светового и изменение звукового сигналов. Метод разрабо­тан специалистами Санкт-Петербурга и позволяет трениро­вать мышцы-супинаторы стоп, функциональная недостаточ­ность которых и вызывает деформацию стоп.

Собственно, экспериментальные исследования доказали наличие срочного тренировочного эффекта при использова­нии данной методики. Однако выявить отставной тренировоч­ный эффект нам не удалось. На наш взгляд, для дошкольни­ков целесообразно использовать данную методику как одно из средств тренировки мышц конечностей, но только в комп­лексе с активными физическими упражнениями.

Специальные упражнения в исходном положении стоя и в ходьбе.

Стоя, руки на пояс, перекаты с пятки на носок.

«Боковая прогулка» — подняться на носки, пятки опустить вправо, перекатиться на пятки, поднять носки, опустить их вправо и т. д. Идти в одну, затем в другую сторону. Пальцы и пятки поднимать как можно выше, туловище держать пря­мо.

•     Приседание,  руки  вперед,  нагрузка на передний отдел
стопы. Повторить 6—8 раз.

Ходьба приставными шагами по гимнастической палке. Палка под средним отделом стопы.

•      Ходьба в «сухом бассейне».

•      Лазанье по гимнастической стенке.

•      Ходьба пружинящим «гусиным» шагом.

•      Мяч в голеностопных суставах, ходьба в медленном тем­пе, стараться не уронить мяч.

•      Ходьба на носках, пятках, наружном своде стопы, «мед­вежьим» шагом.

•      Ходьба по наклонной плоскости.

•      Захватить пальцами платочки или карандаши и идти на пятках.

•      Ходьба спиной вперед, с перекатом с носка на пятку, вы­соко поднимая передний отдел стопы.

Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы рекомендуются:

в естественных условиях                          в зале, группе

ходьба в сосновом бору (корневая                   ходьба по ребристым доскам;

система расположена на поверхности);           ходьба в «сухом бассейне» по мас-

ходьба по гальке;                                                сажным коврикам;
ходьба по песку;                                                  ходьба по ортопедической

терренкур или ходьба по горам                         дорожке

                                                                               ходьба по наклонной плоскости

          

 

Дети на занятиях лечебной гимнастикой занимаются бо­сиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и зака­ливающее воздействие.

Противопоказано!

Ходить на внутренней стороне стопы (см. определение плоскостопия).

Соскоки, прыжки, бег, особенно по асфальту.

Выполнять упражнения при длительной статической на­грузке (и. п.— стоя).

Кроме физических упражнений в лечении плоскостопия широко применяется массаж как классический, так и рефлек­торных зон стопы.

Игры разной степени подвижности,

закрепляющие коррекционное воздействие

физических упражнений

В. Л. Страковская (1994) предлагает следующие игры: «Ловкие ноги». Дети сидят на полу, руки в упоре сзади. Между широко расставленными ногами палка. Справа у пал­ки носовой платок. Необходимо взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки и не уронив плат­ка. Правая нога возвращается в и. п. Затем то же самое вы­полнить левой ногой. Повторить 2—4 раза, последние 2 ра­за переносить обе ноги с платком вправо и влево. Выигры­вает тот, кто не задел платком палки и не уронил платок. При выполнении упражнения ребенок приговаривает:

Я платок возьму ногой,.   И несу, несу, не сплю.

Поднесу его к другой,      Палку я не зацеплю.

«Великан и другие». Игровые упражнения проводятся в общем комплексе лечебной гимнастики. Победителями явля­ются те дети, которые, не сбиваясь, наиболее четко и краси­во выполняют упражнения. Обязательно необходимо отме­тить детей, наиболее правильно выполнивших игровые уп­ражнения.

1. «Великан» — ходьба на носках, поднимаясь как можно выше, 5—7 мин.

2.    «Карлик» — ходьба на согнутых ногах 4—5 мин.

3.   «Маленький — большой» — по коман­де как можно ниже присесть, а затем быс­тро выпрямиться. Повторить 10—12 раз.

4    .«Лошадь» — двигаться по кругу, под­ражая ходу лошади, высоко поднимая коле­ни: шагом, рысью. Затем поднимают язык вверх и 5 раз звонко щелкают им.

 

Физиотерапия.

Назначается врачом ЛФК. Применяются теплые ножные ванны. Температура воды 36—38 °С. Длительность 3—5 мин.

Физиотерапевтические процедуры при лечении плоскостопия назначаются достаточно широко и проводятся, в| основном, в условиях поликлиники.

Исключение составляют, пожалуй, тепловые процедуры, которые можно проводить дома. Парафиновые, озокеритовые и грязевые аппликации можно накладывать на| всю голень и стопу, но желательно акцентировать тепло­вое воздействие на передненаружной поверхности голени| и тыльной поверхности стопы.

Для парафиновых аппликаций оптимальная температура 48-50°, длительность процедуры 30-40 минут, ежед­невно или через день. Для озокеритовых аппликаций достаточно температуры 30-40° в течение 15-20 минут, два дня подряд с перерывом на третий день.

Курс лечения 15-20 процедур, повторять можно через2-3  месяца.

Тепловые процедуры дают максимальный эффект, если сразу же после них проводить лечебную гимнастику.

В домашних условиях можно применять контрастные ножные ванны. Для этого нужны два тазика с водой: один с теплой (40-45°), другой — с прохладной (16-20°). Ребенок погружает ноги попеременно то в теплую, то в прохладную воду на несколько секунд. Процедура длится 5-10 минут и проводится ежедневно или через день в течение двух-трех недель. Ванны не только укрепляют мышцы тренируют сосуды стоп, но и обладают замечательным закаливающим эффектом.

Ортопедическая коррекция.

  Ортопедическую коррекцию назначает врач ортопед. В качест­ве лечебного средства используются орто­педические стельки, которые препятствуют дальнейшему развитию деформации свода стопы. Рецепт на приобретение стелек вы­писывает врач. Нельзя покупать готовые стельки. Для каждого ребенка изготавлива­ются индивидуальные стельки-супинаторы. В зависимости от материала супинаторы могут быть из пробки или из более эластич­ных тканей. От качества материала зависит срок их эксплуатации. Супинаторы из пробки меняют один раз в полгода, из эластичных тканей — один раз в 3—4 ме­сяца.

При поперечном плоскостопии применяют манжеты из бандажной резины с вкладкой для поддержания свода.

Оперативное лечение.

Показанием к операции при пло­скостопии является безуспешность консервативного лечения, тяжелые прогрессирующие деформации, вызывающие посто­янные боли, связанные с костными изменениями. Чаще опе­рируется продольное плоскостопие с последующей иммоби­лизацией и восстановлением функции стопы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Полная консультация и массаж.143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Плоскостопие — это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода, в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы.

Наиболее распространено продольное плоскостопие, которое составляет более 55% всех деформаций стопы.  Поперечное плоскостопие встречается реже и у детей является следствием относительной слабости и недостаточности мышечно-связочного аппарата стопы и голени.

По происхождению различают врожденное и приобретенное плоскостопие. В свою очередь, приобретенное плоскостопие бывает рахитическим, паралитическим, травматическим и статическим.

Врождённое плоскостопие.

Врожденная деформация стопы встречается у 3% детей. Причины: аномалии развития эмбриона, недоразвитие или отсутствие малоберцовых мышц и т. д. Одним из ранних клинических признаков плоскостопия можно считать отклонение пятки кнаружи, так как врожденное плоскостопие часто сочетается с вальгусной деформацией стопы.

Последними исследованиями ученых доказано: утверждение, что человек рождается плоскостопным и лишь впоследствии формируются своды стопы, оказалось несостоятельным. В результате исследования сводов стопы у эмбрионов, плодов и детей грудного и раннего возраста были сделаны следующие выводы:

признаки формирования сводчатой стопы выявляются у эмбрионов в 9—10 недель;

значительное увеличение угла свода стопы происходит в 17—20 недель;

величина свода стопы у плода превышает подобные значения у детей грудного и раннего возраста. Преобладание повышенного тонуса мышц сгибателей у плодов до рождения играет определенную роль в значительной выраженности сводов стопы на этом этапе развития;

у детей раннего возраста несформированный мягкий свод стопы симулирует плоскостопие при плантографии. Заполнение подсводного пространства жировой клетчаткой увеличивает площадь опоры конечностей, что является важным элементом перехода ребенка из горизонтального в вертикальное положение;

и у мальчиков, и у девочек в 2—3 года отмечено физиологическое снижение сводчатости стопы, стабилизация которой выявлена в возрасте 4,5—5 лет.

Таким образом, до 4,5—5-летнего возраста у большинства детей отмечается функциональное плоскостопие. У детей старше указанного возраста наличие плоской стопы в сочетании с отклонением пятки внутрь или наружу является патологией.

Приобретенное плоскостопие

1. Рахитическое плоскостопие. Развивается у детей дошкольного возраста на фоне остаточных явлений II—III степеней рахита при снижении плотности костной ткани и слабости мышечно-связочного аппарата.

  1. Паралитическое плоскостопие. Развивается при парезах или параличах большеберцовых мышц на фоне перенесенного полиомиелита, поражения спинного и головного мозга — при детском церебральном параличе. При этом функция других мышц голени может оставаться удовлетворительной.
  2. Травматическое плоскостопие. Формируется вследствие переломов различных костей стопы, при неправильно сросшихся переломах лодыжек. Для профилактики посттравматического плоскостопия после переломов и вывихов костей стопы, за исключением повреждения пальцев, назначают ношение супинаторов в течение года после травмы.
  3. Статическое плоскостопие. Самый распространенный вид плоскостопия составляет 82—90% среди всех форм плоскостопия. Развивается в результате гипотонии мышц нижних конечностей, увеличения массы тела в течение короткого отрезка времени, длительного пребывания в статическом положении при некоторых профессиях.

Диагностика состояния стоп у дошкольников.

Диагностика осуществляется врачом-ортопедом, который в свою очередь на основе анамнеза ставит диагноз.

Анамнез (опрос родителей или родственников) по следующим приблизительным вопросам:

  • возраст ребенка;
  • условия жизни;
  • наличие жалоб на повышенную утомляемость и боли в нижних конечностях, их интенсивность (острые, тупые, ноющие), локализация (голень, бедро, коленный, голеностопный и тазобедренный суставы), продолжительность (количество часов или минут), время появления (утром, днем, вечером). Исключаются боли при ненастной погоде, больше характерные для ревматизма;
  • перенесенные заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата (вывихи и переломы, вид и длительность иммобилизации, гемипарез или парез нижних конечностей и т. д.);
  • особенности родов: срочные роды, стремительные, кесарево сечение, ягодичное предлежание плода, размер плода, доношенный или недоношенный ребенок и т.д.;
  • активность ребенка (постоянно подвижен, больше сидит, рисует).

Анамнез может быть развернутым (включать более 200 вопросов) или сокращенным в зависимости от цели сбора данных.

Профилактические мероприятия в условиях дошкольного учреждения и дома.

Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. В дошкольных учреждениях созданы все условия для систематического, начиная с первых лет жизни, профилактического влияния на организм растущего ребенка.

Задачи оздоровительно-профилактических мероприятий:

  1. поддержание оптимального двигательного режима;
  2. укрепление мышечного корсета в целом;

профилактика хронических заболеваний и травматизма.

Указанные задачи решаются;

применением общеразвивающих упражнений, укрепляющих, в частности, и нижние конечности; ежедневным использованием утренней гимнастики,

занятия лечебной   гимнастикой длительностью 25—30 мин;

самостоятельные занятия;

дозированная ходьба;

терренкур;

плавание с включением таких упражнений, как бег, прыжки выпрыгивание.

Способ проведения занятий лечебной гимнастикой — мало групповой.

  1.  теплых ванн (35—36°) (ноги опущены до колена), массажа; ношением обуви на каблуке не более 1—2 см. При такой высоте каблука уравновешивается нагрузка на передний и задний отделы стопы. Если высота каблука возрастает, происходит смещение нагрузки на передний отдел стопы, икроножные мышцы находятся в состоянии постоянного напряжения, изменяется угол наклона таза, деформируется осанка;

ношением обуви на 1 см больше самого длинного пальца (чаще первого, но может быть, второго, третьего);

обязательным выполнением требования: не донашивать обувь старших детей, так как в этом случае портится индивидуальная форма стопы;

ношением обуви, которая не должна быть узкой или слишком просторной, а ее подошва — толстой, поскольку снижается естественная гибкость стопы;

использованием занятий в бассейне, горизонтальным пластическим балетом (Н. Н. Ефименко), массовым оздоровительным спортом, спартанскими играми (О. В. Козырева) и т. д.;

постоянным вниманием за правильной установкой стоп при ходьбе. Носки следует держать незначительно разведенными.

Консервативное лечение плоскостопия

В коррекции различных видов плоскостопия преобладают функциональные методы лечения, среди которых ЛФК занимает ведущее место.

Задачи лечебной физкультуры при плоскостопии у детей Общие задачи:

  1. общее укрепление организма ослабленного ребенка;
  1. поддержание психомоторного развития на возрастном уровне;
  2. профилактика нарушений осанки.

Специальные задачи:

  1. исправление имеющейся деформации стопы (увеличение свода, устранение пронации пятки и т. д.);
  2. укрепление мышц, формирующих свод стопы;
  3. формирование и закрепление навыка правильной ходьбы.

Средства, используемые для решения поставленных задач.

  1. Лечебная физическая культура во всем своем многообразии.
  2. Физиотерапия.
  3. Ортопедическая коррекция.

Физические упражнения при плоскостопии, как общеразвивающие, так и специальные, необходимо проводить в разгрузочном исходном положении (устраняющем статическую нагрузку) — лежа, сидя, особенно в начале курса ЛФК. По мере укрепления мышечно-связочного аппарата голени и стопы в основной части курса вводятся упражнения в исходном положении стоя, в ходьбе.


Специальные упражнения для формирования правильного свода стопы.

Специальные упражнения в исходном положении лежа

  • Руки за голову, отведение и приведение ноги, пятка пола не касается, носок на себя, стопа удерживается вертикально. Повторить 4—6 раз каждой ногой, темп медленный, средняя амплитуда движения.
  • «Строим два моста — большой и маленький» — согнуть правую ногу и пальцы стопы, поставить на пол с опорой на пятку и пальцы. Средний отдел стопы не касается пола. Вернуться в и. п., то же другой ногой. Повторить 4—6 раз каждой ногой, темп средний, дыхание произвольное.
  • «Ловись, рыбка» или «Ловим рыбку на удочку» («велосипед» в обратную сторону) — руки вдоль туловища, правый носок на себя, согнуть правую ногу в тазобедренном суставе, затем в коленном и вернуться в и. п., то же левой ногой. Повторить по 4 раза, темп средний, полная амплитуда движения.
  • «Танец жука, лежащего на спине» — ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, руки согнуты в локтях. Попеременное сгибание и разгибание кистей и стоп с произношением звука «ж-ж-ж». Повторить 3—4 раза, темп средний. Звуки произносить на выдохе.
  • «Паровоз» — лежа на боку. Сгибание и разгибание ноги, носок на себя. Повторить 6—8 раз на каждом боку, ускоряя и замедляя темп.
  • «Чей шарик больше?» — лежа на правом боку, правая нога согнута, левая прямая. Не отрывая пятки от пола, рисовать круг в одну, затем в другую сторону только передним отделом стопы. Повторить по 8 раз каждой ногой, темп средний.
  • «Строим норку» — лежа на животе, пальцы под подбородок, стопы стоят на носках, минимально сгибая колени, отгребать пальцами песок назад. Повторить 8 раз, темп средний.
  • «Я на солнышке лежу» — лежа на животе, ноги согнуты в коленях, руки под подбородком, попеременно сгибать и разгибать стопы. Повторить 8—10 раз, темп средний.
  •  «Хвост самолета» — лежа на животе, руки под подбородком, согнуть ноги, колени в стороны, стопы соединить подошвами друг к другу. Вернуться в и. п. Повторить 6—8 раз, темп средний.

Специальные упражнения с мячом среднего диаметра — обычным или массажным

(постепенно от занятия к занятию диаметр мяч уменьшается)

  • «Шагающий на мяче» — лежа на спине с опорой на предплечья, стопы на мяче, попеременное перекатывание мяча стопами вперед и назад. Повторить 6 раз, темп медленный.
  • Удерживая мяч в голеностопных суставах, приподнять ноги, согнуть и поставить на пол. Затем поднять, выпрямить и вернуться в и. п. Повторить 8 раз в среднем темпе.
  • Сжать мяч в голеностопных суставах, перекаты мяча через ногу вправо и влево. Повторить 6—8 раз в каждую сторону, темп медленный.
  • Отбивать подвешенный на веревке мяч. Повторить 10—12 раз каждой ногой.
  • Ноги согнуты, стоят на мяче. Надавливая на мяч, выполнять круговые вращения в правую и левую сторону. Повторить 4—6 раз в каждом направлении. Все время удерживать стопы на мяче.
  • «Башня из кубиков» — ноги прямые, мяч в голеностопных суставах. Поставить правую ногу на мяч, носок на себя, на нее поставить левую ногу и спокойно вернуться в и. п. Повторить 6 раз, темп средний.

Специальные упражнения, выполняемые

в исходном положении сидя на полу,

руки в упоре сзади.

  • Носки на себя, согнуть ноги, поставить стопы только на пятки. Носки не касаются пола. Вначале выполнять попеременно, затем одновременно. Повторить 8—10 раз, темп средний.
  • Платочки лежат на уровне коленей. Согнуть правую ногу и взять платочек у левого колена, вернуться в и. п., то же левой ногой. Повторить 8 раз каждой ногой, темп средний.
  • Ноги согнуты, стоят на полу. «Малая гусеница» — сгибая пальцы, плавно подтягивать пятку, передний и задний отделы стопы от пола не отрывать. Выполнять движение вперед и назад. Повторить 6—8 раз в медленном темпе.

«Большая гусеница» — максимально согнуть стопы, носки на себя, перекатиться на носки и подтянуть пятки. Повторить 8 раз, темп медленный.

  • Ноги прямые на ширине плеч, стопы вертикально, соединить большие пальцы, развести в стороны, мизинцем коснуться пола. Повторить 3—4 раза.
  • Пальцы стоп широко расставить и сжать. Повторить 10—12 раз, темп средний.

То же, но удерживать согнутые пальцы на 6 счетов. Методист проверяет степень работы всех пальцев. Повторить 4—6 раз, темп медленный.

  • Руки на пояс. Перед ребенком большой лоскут ткани, собрать пальцами стоп ткань под средний отдел стопы и затем, отталкивая ткань, вернуть ее в и. п. Повторить 4 раза, темп средний.
  • Стопы вертикально, пятка на полу, ротационные движения передним отделом стопы. Повторить 8 раз, темп средний.
  • «Кто сильнее?» — взять пальцами стоп шарф (свои гольфы, носки), поднять ноги и тянуть шарф в разные стороны. Повторить 3—4 раза, темп средний.
  • Упражнение с сопротивлением: правая стопа вертикально, левая нога давит на плюсневые кости, стараясь разогнуть правую ногу. Осуществлять усилие на 4 счета, затем смена положения ног. Повторить 4—6 раз каждой ногой, темп медленный.
  • Пальцами одной ноги захватить карандаш и нарисовать на полу геометрическую фигуру (треугольник, круг, квадрат и т. п.). Затем то же другой ногой. Повторить 4 раза, темп средний.
  • Шарф перед стопами ребенка, другой конец у методиста, ребенок захватывает пальцами шарф и тянет к себе. Пятки пола не касаются. Повторить 6—8 раз, темп средний.

Специальные упражнения в исходном положении

сидя на стуле.

  • Руки на пояс, перекаты с пятки на носок. Большая амплитуда. Повторить 10 раз, темп средний.
  • Одна нога выпрямлена вперед, другая под стулом, смена положения ног. Повторить 4—6 раз, темп средний.
  • Стопы стоят на полу, развести пятки в стороны, вернуться в и. п. Повторить 4—6 раз, темп средний.
  • Стопы вместе, руки на наружной стороне коленей, стремиться поставить стопы на наружный свод, руками оказывать незначительное сопротивление. Повторить 6 раз, темп медленный.
  • Имитация подгребания песка пальцами, пятки стоят на полу. Движение выполняют все пять пальцев. Повторить 10—12 раз каждой ногой, темп средний.

То же, отгребание песка.

•        Массажный мяч между стопами, с надавливанием выпол
нять массаж данной области. Повторить 10—12 раз, темп
медленный.

То же, одна нога на мяче, выполнять круговые движения стопой, массируя ее, затем смена положения ног. При движении стопа надавливает на мяч. Повторить 10—12 раз каждой ногой, темп медленный.

  • «Карусель» — методист держит в руках один конец веревки, перед каждым ребенком другой конец веревки. Ребенок пальцами стопы поднимает веревку и начинает наматывать ее на передний отдел стопы. Повторить каждой ногой по 6—8 раз в каждую сторону, темп медленный.
  • Стопы «склеены» вместе внутренним сводом, поднимать и опускать пятки. Повторить 12 раз, темп средний.
  • Педалирование на мини-тренажере с усилием (заданная нагрузка) 2—3 мин.
  • Попеременное собирание карандашей и перенос их в обруч, 8—12 карандашей каждой ногой."

•        Массаж стоп на маленькой массажной роликовой дорожке.
По мнению М.  Вайглхофера (1996), массажные ролики, воздействующие на стопу друг за другом, вызывают нефизиологические раздражения, воздействия на рефлекторные зоны в разных местах протекают слишком быстро, одно за другим, человек не успевает отреагировать, возникают нервные раздражения. Поэтому при использовании массажных роликовых дорожек необходимо соблюдать следующее правило: движения должны быть ритмичными, медленными, с давлением и чередоваться с паузами отдыха.

•        Поднять платочек одной ногой повыше, помахать им, под
бросить и отпустить, затем другой ногой. Повторить 4—6 раз
каждой ногой.

Перекаты гимнастической палки, кисти на коленях, надавливают, усиливая воздействие. Повторить 10—12 раз.

Поднимать за веревку груз и удерживать его, пока он не коснется пола. Вес груза 200—300 г, длина веревки 25— 30 см. При выполнении упражнения высота груза над полом 5— 7 см. Повторить 1—2 раза каждой ногой.

Метод биологической обратной связи. Принцип методики состоит в тренировке ослабленных мышечных групп в изометрическом режиме под контролем специального устройства «Миотоник» с биологической обратной связью. Ребенок может контролировать активность тренируемой мышцы, поскольку при сокращении мышцы происходит перемещение светового и изменение звукового сигналов. Метод разработан специалистами Санкт-Петербурга и позволяет тренировать мышцы-супинаторы стоп, функциональная недостаточность которых и вызывает деформацию стоп.

Собственно, экспериментальные исследования доказали наличие срочного тренировочного эффекта при использовании данной методики. Однако выявить отставной тренировочный эффект нам не удалось. На наш взгляд, для дошкольников целесообразно использовать данную методику как одно из средств тренировки мышц конечностей, но только в комплексе с активными физическими упражнениями.

Специальные упражнения в исходном положении стоя и в ходьбе.

Стоя, руки на пояс, перекаты с пятки на носок.

«Боковая прогулка» — подняться на носки, пятки опустить вправо, перекатиться на пятки, поднять носки, опустить их вправо и т. д. Идти в одну, затем в другую сторону. Пальцы и пятки поднимать как можно выше, туловище держать прямо.

•        Приседание,  руки  вперед,  нагрузка на передний отдел
стопы. Повторить 6—8 раз.

Ходьба приставными шагами по гимнастической палке. Палка под средним отделом стопы.

  • Ходьба в «сухом бассейне».
  • Лазанье по гимнастической стенке.
  • Ходьба пружинящим «гусиным» шагом.
  • Мяч в голеностопных суставах, ходьба в медленном темпе, стараться не уронить мяч.
  • Ходьба на носках, пятках, наружном своде стопы, «медвежьим» шагом.
  • Ходьба по наклонной плоскости.
  • Захватить пальцами платочки или карандаши и идти на пятках.
  • Ходьба спиной вперед, с перекатом с носка на пятку, высоко поднимая передний отдел стопы.

Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы рекомендуются:

в естественных условиях               в зале, группе

ходьба в сосновом бору (корневая                          ходьба по ребристым доскам;

система расположена на поверхности);           ходьба в «сухом бассейне» по мас-

ходьба по гальке;                                  сажным коврикам;
ходьба по песку;                                                  ходьба по ортопедической

терренкур или ходьба по горам                         дорожке

                                                                               ходьба по наклонной плоскости

        

Дети на занятиях лечебной гимнастикой занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие.

Противопоказано!

Ходить на внутренней стороне стопы (см. определение плоскостопия).

Соскоки, прыжки, бег, особенно по асфальту.

Выполнять упражнения при длительной статической нагрузке (и. п.— стоя).

Кроме физических упражнений в лечении плоскостопия широко применяется массаж как классический, так и рефлекторных зон стопы.

Игры разной степени подвижности,

закрепляющие коррекционное воздействие

физических упражнений

В. Л. Страковская (1994) предлагает следующие игры: «Ловкие ноги». Дети сидят на полу, руки в упоре сзади. Между широко расставленными ногами палка. Справа у палки носовой платок. Необходимо взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки и не уронив платка. Правая нога возвращается в и. п. Затем то же самое выполнить левой ногой. Повторить 2—4 раза, последние 2 раза переносить обе ноги с платком вправо и влево. Выигрывает тот, кто не задел платком палки и не уронил платок. При выполнении упражнения ребенок приговаривает:

Я платок возьму ногой,.        И несу, несу, не сплю.

Поднесу его к другой,        Палку я не зацеплю.

«Великан и другие». Игровые упражнения проводятся в общем комплексе лечебной гимнастики. Победителями являются те дети, которые, не сбиваясь, наиболее четко и красиво выполняют упражнения. Обязательно необходимо отметить детей, наиболее правильно выполнивших игровые упражнения.

1. «Великан» — ходьба на носках, поднимаясь как можно выше, 5—7 мин.

  1.  «Карлик» — ходьба на согнутых ногах 4—5 мин.
  2. «Маленький — большой» — по команде как можно ниже присесть, а затем быстро выпрямиться. Повторить 10—12 раз.
  1. .«Лошадь» — двигаться по кругу, подражая ходу лошади, высоко поднимая колени: шагом, рысью. Затем поднимают язык вверх и 5 раз звонко щелкают им.

Физиотерапия.

Назначается врачом ЛФК. Применяются теплые ножные ванны. Температура воды 36—38 °С. Длительность 3—5 мин. 

Физиотерапевтические процедуры при лечении плоскостопия назначаются достаточно широко и проводятся, в| основном, в условиях поликлиники.

Исключение составляют, пожалуй, тепловые процедуры, которые можно проводить дома. Парафиновые, озокеритовые и грязевые аппликации можно накладывать на| всю голень и стопу, но желательно акцентировать тепловое воздействие на передненаружной поверхности голени| и тыльной поверхности стопы.

Для парафиновых аппликаций оптимальная температура 48-50°, длительность процедуры 30-40 минут, ежедневно или через день. Для озокеритовых аппликаций достаточно температуры 30-40° в течение 15-20 минут, два дня подряд с перерывом на третий день.

Курс лечения 15-20 процедур, повторять можно через2-3  месяца.

Тепловые процедуры дают максимальный эффект, если сразу же после них проводить лечебную гимнастику.

В домашних условиях можно применять контрастные ножные ванны. Для этого нужны два тазика с водой: один с теплой (40-45°), другой — с прохладной (16-20°). Ребенок погружает ноги попеременно то в теплую, то в прохладную воду на несколько секунд. Процедура длится 5-10 минут и проводится ежедневно или через день в течение двух-трех недель. Ванны не только укрепляют мышцы тренируют сосуды стоп, но и обладают замечательным закаливающим эффектом.

Ортопедическая коррекция.

  Ортопедическую коррекцию назначает врач ортопед. В качестве лечебного средства используются ортопедические стельки, которые препятствуют дальнейшему развитию деформации свода стопы. Рецепт на приобретение стелек выписывает врач. Нельзя покупать готовые стельки. Для каждого ребенка изготавливаются индивидуальные стельки-супинаторы. В зависимости от материала супинаторы могут быть из пробки или из более эластичных тканей. От качества материала зависит срок их эксплуатации. Супинаторы из пробки меняют один раз в полгода, из эластичных тканей — один раз в 3—4 месяца.

При поперечном плоскостопии применяют манжеты из бандажной резины с вкладкой для поддержания свода.

Оперативное лечение.

Показанием к операции при плоскостопии является безуспешность консервативного лечения, тяжелые прогрессирующие деформации, вызывающие постоянные боли, связанные с костными изменениями. Чаще оперируется продольное плоскостопие с последующей иммобилизацией и восстановлением функции стопы

Массаж:

классический массаж нижних конечностей и стоп с вьючением пассивных движений стопами и пальцами;

массаж рефлекторных зон позвоночника и стопы;

самомассаж стоп на массажных ковриках, ребристых досках, ортопедических дорожках.

Естественные факторы природы.

кивание ногами, стоя у бортика, руки на поручне.

МАССАЖ

Массаж  —   необходимая часть  комплексного лечения плоскостопия. Он позволяет нормализовать тонус мышц стопы и голени: укрепить ослабленные, растянутые мышцы и расслабить напряженные, а это очень важно для восстановления их согласованной работы. Кроме того, улучшая кровоснабжение и иннервацию, массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей стопы. Приносит облегчение в случае болей в стопах и восстанавливает оптимальные условия для развития и роста нижних конечностей.

В педиатрической практике специальный массаж чаще проводится на фоне общеукрепляющего массажа всего тела (за исключением рук). Если это по каким-либо причинам «возможно (мало времени или нет достаточной подготовки), то можно ограничиться массажем спины и ног. Родители, будьте внимательны при обращении к специалистам

(особенно платным) — массаж только ног малоэффективен. Управление мышцами нижних конечностей осуществляется нервами, которые начинаются в поясничном отдел спинного мозга. Поэтому любой массаж ног должен начинаться с массажа спины или хотя бы поясничной области.

Хорошо бы родителям освоить приемы классического массажа (см. И. Красикова «Детский массаж от 3 до 7 лет» и самим делать его в комфортной домашней обстановке и удобное для всех время. Даже, если вам кажется, что не все приемы получаются правильно, не бойтесь, «слушайте» свои руки, посоветуйтесь со специалистами.

В зависимости от возраста и, следовательно, роста и вес-ребенка, а также объема массажа, сеанс занимает от 10 ми нут до получаса.

Курс массажа при плоскостопии обычно длительный около 20 сеансов, через день или ежедневно. Эффективным считается повторение курса 3-4 раза в год. Однако, если ребенок пожаловался на боли или усталость ног после дли тельной прогулки или оживленной игры, не откладывайте делайте массаж «по необходимости».

Массировать ребенка можно на столе (если он там помещается), на жесткой кушетке или на полу. В любом случае у лежащего должна быть хорошая опора.

При плоскостопии проводится общетонизирующий, т. ё достаточно энергичный массаж. Масла и кремы лучше не использовать, так как они увеличивают скольжение рук и, следовательно, снижается интенсивность воздействия. Итак, начнем.

Ребенок лежит на животе, руки вдоль тела, голова повернута набок (рис. 1). Чтобы он не замерз во время сеанса массажа — прикройте его простынкой. Под голеностопный сустав можно положить небольшой валик или свесить стопы с края стола.

Рис. 1. Исходное положение 1

Затем, при массаже передней поверхности тела, ребенок меняет свое положение — переворачивается на спину, валик перекладывается под колени (рис.2).

Рис. 2. Исходное положение 2

Наибольшую эффективность имеет сочетание массажа с лечебной гимнастикой, часть упражнений можно выполнять даже во время сеанса.

ПЛАН МАССАЖА

Поясничная область спины

Ягодично-крестцовая область

Массаж задней поверхности ног (сначала массируется одна нога, затем - другая):

бедро

голень

ахиллово сухожилие

подошва

Массаж передней поверхности ног поочередно:

стопа — тыльная поверхность

голеностопный сустав

голень

коленный сустав

бедро

ПАССИВНЫЕ ДРИЖБНИЯ

Пассивные движения — это такие движения, которые выполняются без активного участия ребенка, с помощью специальных приспособлений или рук взрослого (в последнем случае их называют приемами).

Рис. 3. Движения стопой                Рис.  4. Движения пальцами

Обычно пассивные движения делают непосредственно после массажа или после тепловых процедур, так как важно, чтобы мышцы были мягкими и эластичными.

При лечении плоскостопия чаще всего применяются: тыльное и подошвенное сгибание стопы, вращательные движения стон (рис. 3), сгибание и выпрямление пальцев (Рис. 4). Удобно захватив стопу одной рукой и фиксируя голень другой, мягко, медленно и, главное, безболезненно выполняйте движения.

Профилактика плоскостопия.

Появление плоскостопия каждый объясняет по-своему: одни — наследственностью, другие — плохим питанием, неподходящей обувью, сидячим образом жизни или, наоборот, излишней нагрузкой на ноги, но мало кто понимает, что основная причина — это неправильное физическое развитие в годы раннего детства.

Врожденное плоскостопие, особенно грубые его формы, врожденная косолапость определяются ортопедами еще в первые дни жизни ребенка и требуют ортопедического и даже хирургического лечения, однако такие заболевания встречаются достаточно редко. Чаще всего дефекты стоп развиваются медленно, годами, и следовательно, их можно предупредить.

Самым эффективным средством предупреждения плоскостопия является общее оздоровление ребенка, правильное и своевременное развитие у него различных двигательных навыков.

Уже с первых дней следует обеспечить малышу наибольшую свободу движений, не стоит ограничивать его подвижность тугим пеленанием, тесной кроваткой, манежем, креслицем, коляской и т. д. Своевременное и полноценное освоение

различных движений — это главный показатель правильного психомоторного развития ребенка.

Массаж и гимнастика, проводимые в раннем возрасте, замечательно укрепляют детский организм, улучшают обмен веществ, способствуют развитию всех органов и систем, особенно костно-мышечного аппарата, и таким образом хорошо подготавливают ребенка к предстоящим нагрузкам (см. И. Красикова «Детский массаж от рождения до трех лет»).

Внимание на стопы следует обращать буквально с рождения. Нельзя стеснять их тесными носками, тугими ползунками, не желательно детям до года надевать ботинки. Свободные, неограниченные движения способствует правильному развитию мышц, связок и костей, что, в конечном итоге, определяет строение и форму стоп.

Очень ответственный этап — вставание ребенка на ножки и первые шаги. Ожидая этого момента с вполне понятным нетерпением, многие родители стараются ускорить его, не осознавая, что вредят своему малышу. Не торопитесь, пусть ваша крошка ползает до тех пор, пока есть возможность; ползание — очень полезный навык, совершенно необходимый для гармоничного развития ребенка.

Ну, а когда ребенок самостоятельно встанет и пойдет, не ограничивайте его в движениях. Длительное стояние — это слишком большая нагрузка для- неокрепших еще ножек.

Ребенок, начиная ходить, широко расставляет ноги, увеличивая, таким образом, площадь опоры (рис. 4). Это нормально, но к 2-3 годам должна сформироваться правильная походка, при которой ребенок ставит стопы почти параллельно и на небольшом расстоянии друг от друга. Если походка правильная, то и нагрузка на стопы будет распределяться равномерно.  В  противном случае велик

Рис. 4. Ходьба с широкой опорой

риск формирования плоско-вальгусных стоп. Для предупреждения и лечения этой весьма распространенной патологической установки широко используется специальный массаж и лечебная гимнастика (см. И. Красикова «Детский массаж от рождения до трех лет»),

Общеразвивающие упражнения, массаж и плавание не теряют своего значения и в 3 года и в 5 лет.

Очень полезно предоставлять малышу возможность ходить босиком: летом — по земле, траве, песку или гальке, дома — по полу, по коврикам с рельефными поверхностями. Хорошо, если ребенок лазает босиком по шведской стенке, по лесенкам.

Во время прогулок не ограничивайте ребенка в движении, не вынуждайте его стоять рядом с вами в ожидании транспорта или во время долгой беседы со случайно встреченной приятельницей. Стопы даны человеку для передвижения, а не для стояния.

Однако если ребенок жалуется на усталость и боли в ногах после игры или прогулки, следует побеспокоиться и обратиться к ортопеду для квалифицированного осмотра. Именно эта боль, усталость или онемение указывает на снижение выносливости стоп — начало заболевания. В это время еще может не быть изменений в строении стопы; они появляются лишь через некоторое время. Если родители не обращают внимания на жалобы и не принимают своевременных мер — появляется плоскостопие.

К сожалению, современные городские дети очень мало двигаются: в детском саду — тихо играют сидя или стоя, дома — часами сидят перед телевизором, прогулка ограничена дорогой в детсад и походом с мамой по магазинам. «Не бегай! Не лазай! Не шуми! Осторожно, упадешь!» — слышат они от взрослых. «Постой спокойно!» — просят усталые родители. И ребенок, особенно послушный, не бегает и не лазает, а целыми днями сидит перед компьютером.

И как результат — общее ослабление организма, недостаточное развитие кровеносной и дыхательной систем, нервное истощение, деформации скелета.

Нижние конечности «строятся» в течение 10-12 лет, особенно интенсивно в 3-4 года. Если ребенок мало ходит, не бегает, не прыгает, не лазает, — его мышцы не тренируются, плохо снабжаются кровью (плохо питаются), поэтому становятся слабыми, дряблыми и даже подвергаются атрофии.

Малыш растет, прибавляет в весе, и, следовательно, нагрузка на стопы все время увеличивается. В случае ослабления мышц, связки, соединяющие кости, не выдерживают тяжести тела — растягиваются, а стопы сплющиваются. Это подтверждается частым появлением плоскостопия, как у детей, так и у взрослых, которые из-за болезни долго пролежали в постели или быстро прибавили в весе.

Итак, сильные, хорошо развитые мышцы играют решающую роль в профилактике плоскостопия. Но что можно сделать в этом плане в домашних условиях? Не так уж и мало, как может казаться.

Терпеливо и методично приучайте своего малыша к правильной походке, к равномерному распределению веса тела на обе стопы. Ходьба по «узкой дорожке» — отличный способ решить эту проблему. «Узкой дорожкой» может служить любая ограниченная поверхность: половица, кайма ковра, рисунок паркета или линолеума, скамья и т. д. Дети часто сами, интуитивно нуждаясь в тренировке этого навыка, стремятся пройти по краю тротуара, бревну или лежащей на земле длинной доске. Не мешайте ребенку! Более того, скажите, что это мостик через бурную реку, и пройдите по нему сами.

Все, что вы любите делать, будет интересно и вашему ребенку. Позволяя ему ходить дома босиком, и сами снимите тапочки. Выполнять различные задания (см. «Лечебная гимнастика») лучше вместе. Учите ребенка ходить на носочках, на пятках, на наружных краях стопы. Предлагайте ему поднимать с пола мелкие предметы пальцами ног, катать стопами

мячик. Эти упражнения необходимо обыгрывать, иначе они быстро наскучат и вам, и малышу. Например, поиграйте в зверей: лисичка тихо крадется на цыпочках, козочка громко стучит копытцами — пятками, мишка косолапый идет на наружных краях стоп. Набейте полотняный мешок песком или мелкой галькой и предложите ребенку «топтать» его босыми ногами, устройте «морское дно» в ванной, придумайте что-нибудь еще.

Ну а летом — спрячьте обувь подальше, пусть ваш ребенок хоть немного побудет дикарем. Ходьба босиком по теплому песку и прохладной земле, мокрой от росы траве, мелким камешкам, — какие богатые ощущения!


.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"

Это информация для родителей по профилактике и коррекции плоскостопия у детей. Здесь предложены упражнения, предупреждающие плоскостопие, а так же упражнения для укрепления мускулатуры ног и свода сто...

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в режимных моментах.

Доклад "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в режимных моментах". Работа по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста прходит через все режимные моменты: -  утре...

«Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"

Работа по профилактике плоскостопия у детей в условиях доу должна осуществляться систематически. Она включает ежегодную диагностику состояния сводов стопы у детей, создание полноценной развивающей физ...

Самодельные массажные коврики как средство профилактики плоскостопия для детей дошкольного возраста

Доказано, что каждый внутренний орган связан с наружными покровами организма рефлекторными путями. На стопе, как на распределительном щите, сходятся проекционные зоны всех органов и систем. Надавливая...

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»

Чтобы ваш ребенок не приобрел плоскостопие, нужно тщательно подбирать обувь, которую будет носить ребенок. Ребенок не должен донашивать чужую обувь: разношенная колодка чужой обуви неправильно р...

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении

В статье представлен опыт работы по профилактике плоскостопия детй дошкольного возраста с использованием подвижных игр по методике А. С. Галанова...

Картотека "Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки и профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста "

Упражнения и игры для профилактики коррекции нарушения осанки"Комплексы упражнений и игр для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста...


 

Комментарии

Спасибо за материал! Возьму на заметку.

Черникова Лариса Владимировна

Всё здоровье идёт из детства.Ольга Александровна!Очень правильная тема, нужная всем!Благодарю и беру в разработку, как консультацию для родителей!

Кошкарева Ольга Александровна

Спасибо, коллеги! Для меня важно ваше мнение.

Очень полезная информация, понятная и доступная. спасибо Ольга Александровна