Картотека бесед по формированию здорового образа жизни
картотека (младшая группа)

Калентьева Марина Вячеславовна

Беседы

  • Правила личной гигиены.
  • Таблетки растут на грядке.
  • Полезная и вредная пища.
  • Здоровье – главная ценность человеческой жизни.
  • Лекарства и витамины.
  • Физкультура и спорт для нашего здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_besed_po_formirovaniyu.docx816.73 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека бесед по формированию

здорового образа жизни

Правила личной гигиены.

Цель: закрепление последовательности действий при умывании и знаний о назначении предметов туалета.

Задачи: воспитывать желание быть чистым и аккуратным; развивать диалогическую речь, учить доброжелательному общению друг с другом и со взрослыми.

Ход беседы:

Воспитатель читает стихотворение

Замарашка рук не мыл,

Месяц в баню не ходил.

Столько грязи,

Столько ссадин!

Мы на шее лук посадим,

Репу – на ладошках,

На щеках – картошку,

На носу морковь взойдет! –

Будет целый огород! (И. Демьянов)

Раздается стук в дверь. Вносится игрушка Мойдодыр, здоровается, читает отрывок из стихотворения К. Чуковского.

Мойдодыр: Я – великий умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников начальник

И мочалок командир.

- Ну-ка, ребята, дайте ответ, есть среди вас грязнули? Скажите мне, какие места на вашем теле пачкаются больше всего?

- Вы знаете: для того чтобы смыть грязь и привести себя в порядок, нужны специальные предметы. Какие – вы вспомните, когда отгадаете загадки.

Хожу, брожу не по лесам,

А по усам, да волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и у мышей. (Расческа)

Дождик теплый и густой,

Этот дождик не простой

Он без туч, без облаков

Целый день идти готов. (Душ)

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

Мойдодыр хвалит детей, спрашивает их, умеют ли они правильно мыть руки и лицо.

Предлагает всем пройти в умывальную и показать, как правильно пользоваться мылом и т.д.

Мойдодыр дарит детям игрушки для пускания мыльных пузырей. Играют все вместе в группе или на прогулке.

Таблетки растут на грядке.

Цель: формирование знаний об овощах, знакомство с понятием витамины.

Задачи: воспитывать заботливое отношение к близким и желание им помочь; развивать диалогическую речь, учить доброжелательному общению друг с другом и со взрослыми.

Ход беседы:

Воспитатель проводит инсценировку с участием игрушек Хрюши и Степашки. У Хрюши завязано горло, у Степашки – корзинка с овощами.

Герои здороваются. Степашка спрашивает Хрюшу, почему он грустный. Тот отвечает, что у него болит голова и ему очень плохо, хочется полежать. Степашка спрашивает Хрюшу, куда он идет. Хрюша отвечает – в аптеку, покупать лекарства и витамины, чтобы вылечиться. Степашка учит Хрюшу, как нужно правильно поступить: «Если ты заболел, то надо вызвать врача, только врач может вылечить больного. Но ты, Хрюша, скорее всего, просто неправильно питался и поэтому ослаб. Ну- ка расскажи нам честно, чем ты питался в последнее время». Хрюша признается – мороженым, шоколадом, печеньем, вафлями. Воспитатель предлагает детям объяснить Хрюше, что он делал неправильно.

Затем воспитатель обсуждает вместе с детьми, какие продукты надо есть, чтобы быть крепким, здоровым и меньше болеть.

Дети замечают у Степашки корзину и интересуются, что в ней. Степашка сообщает: «Витамины». Дети удивляются, ведь на самом деле в корзине просто овощи. Проводится беседа об огороде, о том, как и где, растут овощи и как за ними нужно ухаживать, чтобы они выросли крупными и сладкими.

Степашка предлагает Хрюше и детям рассмотреть то, что он принес. Дети рассматривают, называя каждый овощ. Степашка объясняет Хрюше и детям, почему овощи – витамины, рассказывает, как они полезны и почему их надо есть круглый год. Степашка предлагает поиграть в игру «Чудесный мешочек» - узнать овощи на ощупь. После игры Степашка передает овощи Хрюше – пусть он ест витамины и будет здоровым. Хрюша благодарит друга, заглядывает в корзинку и сообщает, что там много морковки; угощает всех детей. Герои прощаются с детьми и уходят.

Полезная и вредная пища.

Цель: ознакомление с понятием «правильное питание»; закрепление знаний о продуктах

питания.

Задачи: формировать желание заботиться о своем здоровье; учить проявлять заботу о себе и близких; развивать диалогическую речь, учить доброжелательному общению друг с другом и со взрослыми.

Ход беседы:

Воспитатель  предлагает детям приготовить обед для кукол, которые живут в группе.

- Сначала нужно решить, что мы будем готовить. Давайте приготовим то, что вы больше всего любите кушать. (Каждый ребенок называет свои любимые блюда.)

- Как много всего вы назвали, молодцы. Но, наверное, нашим куклам не стоит так много всего есть. Ведь, если съесть слишком много пищи, может заболеть живот.

А что еще может произойти? (Дети делятся соответствующим личным опытом.)

- Давайте решим, что мы приготовим. Сегодня у нас будет не праздничный, а обычный обед. Что мы с вами едим на обед каждый день? (Суп, второе, салат, хлеб, компот.)

- Нам нужно купить все необходимое в магазине.

Все вместе «идут в магазин», роль продавца исполняет воспитатель, который спрашивает, что дети хотят купить. В диалоге воспитателя и детей называются полезные продукты. Продавец расхваливает все продукты, в том числе конфеты, пирожные и другие сладости. Но дети должны выбрать только продукты для приготовления обеда, а не покупать все, что им хочется.

Все вместе готовят обед и накрывают на стол, затем кормят кукол. В процессе идет разговор о том, что полезно и нужно есть в обед, а что не очень полезно; какие продукты нужно есть реже, чем остальные.

Здоровье – главная ценность человеческой жизни

Цель: формирование потребности в организации правильного образа жизни;

Задачи: воспитывать желание сохранять и укреплять свое здоровье путем выполнения физических упражнений, соблюдения режима дня и т.п.; развивать диалогическую речь, учить доброжелательному общению друг с другом и со взрослыми.

Ход беседы:

- Как люди приветствуют друг друга при встрече? Давайте поговорим о слове «здравствуйте». Что оно означает? Здороваясь, один человек как будто желает другому здоровья. Ведь здоровье – самая главная ценность, данная человеку. Опишите здорового человека. Какой он? (Ответы детей.) - Когда мы здоровы, нам хочется читать, учиться, играть; у нас доброе приветливое настроение, нам просто хорошо. Давайте теперь подумаем, как чувствует себя заболевший человек. Вспомните, что чувствовали вы, когда болели. (Ответы детей.)

- Когда человек болен, ему ничего не хочется делать; у него плохое настроение; иногда он плачет. О чем думает больной человек? Что он хочет? (Ответы детей.)

- Конечно, больному хочется как можно скорее вылечиться. Для того чтобы вылечиться, нужно принимать горькие лекарства, делать уколы. Вспомните, как вас лечили ваши мамы. (Ответы детей.)

- Взрослые часто винят себя как в своей болезни, так и в болезни своих детей. Всегда ли люди сами виноваты в том, что заболели? (Ответы детей.)

- Конечно, часто мы заболеваем из-за того, что не следим за своим здоровьем. Но это происходит не всегда. Ведь у человека, независимо от его поступков, могут заболеть сердце, желудок и другие органы. Впрочем простудных заболеваний мы с вами можем избежать. Что нужно делать для этого? (Ответы детей.)  

Воспитатель побуждает детей задуматься о правильном выборе одежды и пищи, чистоте рук, ограничении контактов с простудившимися, занятиях физкультурой, режиме дня.

Все вместе рассматривают соответствующие иллюстрации.

- Чем вы можете помочь заболевшей маме, папе, брату, сестре? (Ответы детей.)

- Конечно, вы можете принести что-то по просьбе взрослого, выполнить посильную помощь. А самое главное – вы можете помочь создать тишину и покой дома – не шуметь, не требовать к себе лишнего внимания, не капризничать.

Роль лекарств и витаминов

Цель: закрепление знаний детей о лекарствах и витаминах.

Задачи: дать понятие об осторожности при использовании лекарств и витаминов; подкреплять

уверенность в необходимости ведения здорового образа жизни; развивать диалогическую речь, учить доброжелательному общению друг с другом и со взрослыми.

Ход беседы:

- Мы много говорили о здоровье и знаем, что здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни. Скажите, почему человеку так нужно быть здоровым? (Когда человек здоров, он бодр, энергичен, с удовольствием работает и играет.)

- А что должен делать человек для того, чтобы сохранить свое здоровье? (Он должен соблюдать режим дня, заниматься спортом, чаще бывать на свежем воздухе, правильно питаться.)

- К сожалению, люди все равно болеют, кто-то чаще, кто-то реже. Есть очень серьезные заболевания, которые лечатся долго и только в больнице. Но мы сегодня поговорим о простудных и вирусных заболеваниях, которыми люди болеют наиболее часто. Что это за болезни? (Ангина, грипп, обычная простуда.)

- Эти болезни можно победить и в домашних условиях, но чаще всего с помощью врачей. Давайте вспомним, что нужно сделать, если кто-нибудь заболел. (Вызвать врача на дом или сходить на прием к врачу в поликлинику.)

- Как же врач лечит заболевшего? (Он прописывает ему лекарства.)

- Лекарства бывают разными. В каких формах выпускают лекарства? Знаете ли, вы какие лекарства есть у вас дома и где они хранятся? (Ответы детей.)

- Многие из вас не смогли ответить на этот вопрос. И это хорошо. Взрослые должны всегда убирать лекарства в недоступное для детей место. Многие лекарства выглядят привлекательно, да и на вкус приятны. Но это не значит, что они всегда и для всех безвредны. Лекарства предназначены только для лечения. Лечиться ими можно только под руководством врача или опытных взрослых людей. Одна красивая таблетка может нанести непоправимый вред здоровью человека. Именно поэтому детям лучше вообще не знать, где находятся лекарства. Ведь пользоваться лекарствами самостоятельно дети не должны.

Воспитатель показывает яркие упаковки с витаминами.

- А это что такое? (Витамины.)

- Для чего они нужны? Можно ли вылечиться, принимая только витамины? Как вы думаете, витамины – это скорее лекарства или конфеты? Правильно ни то ни другое. Витамины не лечат организм, как лекарства, а лишь укрепляют его, помогая противостоять болезням. И хотя витамины сладкие и вкусные, есть их как конфеты нельзя. Витамины съеденные в большом количестве, нанесут вред здоровью. Помните – детям нельзя есть витамины всегда, когда хочется.

Значение занятий физкультурой и спортом для сохранения здоровья

Цель: Закрепление и пополнение знаний о значении физкультуры и спорта.

Задачи: укреплять потребность в занятиях физкультурой; вызвать уважение к людям, занимающимся физкультурой; развивать диалогическую речь, учить доброжелательному общению друг с другом и со взрослыми.

Ход беседы:

- Зачем мы занимаемся физкультурой?

- Какие физкультурные занятия нравятся вам больше всего?

- Что такое физкультура и что такое спорт?

- Кто из вас хочет стать спортсменом?

- Что для этого нужно?

- Как вы думаете, легко ли стать спортсменом?

- Как вы думаете, нужно ли заниматься физкультурой тому, кто собирается стать не спортсменом, а продавцом, поваром, водителем?

- Конечно, да. Ведь занятия физкультурой укрепляют здоровье; человек меньше болеет, становится бодрым, энергичным, стройным, подтянутым.

Дети рассказывают о том, как они и их родители занимаются физкультурой в зимнее и летнее время. Рассматривают фотографии из семейных альбомов.

Проводится беседа о физкультурных мероприятиях в детском саду: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультурные досуги, спортивные праздники, конкурсы, спартакиады.

Эстафета «Сильные, ловкие, быстрые». Дети делятся на 2 команды. Педагогом

подбираются 3-4 спортивных упражнений.

Игра с мячом «Лови, бросай, упасть не дай». Дети кидают мяч друг другу, стараясь не уронить мяч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА БЕСЕД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремле...

Картотека бесед по формированию здорового образа жизни в старшей группе.

Картотека бесед по формированию здорового образа жизни в старшей группе....

Картотека бесед по формированию здорового образа жизни в средней группе

Картотека бесед позволит воспитывать желание у детей заботиться о своем здоровье. Расширять знания о пользе витаминов и т.д....

картотека бесед по формированию здорового образа жизни

Картотека содержит практический материал для воспитателей....

Картотека бесед по формированию здорового образа жизни для детей старшего дошкольного возраста

Закрепить элементарные знания об органах человеческого тела и их функционировании....

Картотека бесед по формированию здорового образа жизни.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребёнка, для того, чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью....