Игровые кинезиологические практики по теме «Насекомые»
учебно-методическое пособие

 

 

    Предлагаемое учебно-методическое пособие является методической «копилкой» к авторской программе «Интеллектуальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья через использование кинезиологических практик». В пособие включён практический материал  по игровым кинезиологическим практикам по лексической теме «Насекомые». Игры и упражнения можно использовать для развития двигательной и интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста на занятиях, повседневной жизни в ДОО и домашних условиях.

  Пособие адресовано воспитателя ДОО, учителям – логопедам, учителям – дефектологам, педагогам – психологам, родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.shayahmetova_z.f.docx163.4 КБ

Предварительный просмотр:

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

                                     

                                 

Шаяхметова З.Ф.

ИГРОВЫЕ  КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

ПО  ТЕМЕ «НАСЕКОМЫЕ»

Учебно-методическое пособие

Туймазы, 2017

З.Ф. Шаяхметова воспитатель   МБДОУ детский сад №14 г. Туймазы;

Э. Н. Абуталипова, канд.псих.наук, доцент, заведующий кафедры коррекционной педагогики  ИРО РБ;

Н.А. Бурашникова, заведующий МБДОУ детский сад №14 г. Туймазы.

 Игровые кинезиологические практики по теме «Насекомые»: Учебно-методическое пособие. – Уфа: Издательство ИРО РБ. – 58с.

   

    Предлагаемое учебно-методическое пособие является методической «копилкой» к авторской программе «Интеллектуальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья через использование кинезиологических практик». В пособие включён практический материал  по игровым кинезиологическим практикам по лексической теме «Насекомые». Игры и упражнения можно использовать для развития двигательной и интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста на занятиях, повседневной жизни в ДОО и домашних условиях. 

  Пособие адресовано воспитателя ДОО, учителям – логопедам, учителям – дефектологам, педагогам – психологам, родителям.

   Рецензенты: И.А. Киреева, преподаватель высшей категории ГБПОУ ТПК;  И.А. Латыпова, кандидат филологических наук, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО "УГАТУ" в г. Туймазы, заведующий заочным отделением ГБПОУ ТПК                                              

СОДЕРЖАНИЕ.

Пояснительная записка ……………………………………………….4-7

Практический материал………………………………………………...8

Подвижные игры во время утреннего приема детей…………….….8-9                  

Утренняя гимнастика…………………………………………...…….9-12

Дыхательная гимнастика……………………………………………12-15

Коррекционная ритмика...……………………………………….....15-16

Музыкально-ритмические упражнения……………………………16-17

Физкультминутки на ООД………………………………………….17-18

Артикуляционная гимнастика………………………………………….18

Пальчиковая гимнастика……………………………………………18-25

Пальчиковый массаж………………………………………………..25-26

Психогимнастика……………………………………………………26-28

Су Джок…………………………………………………………..….28-29

Дыхательно-звуковая гимнастика………………………………….29-31

Релаксация после ООД……………………………………………..31-32

Час игры………………………………………………………….….32-34

Подвижные игры во время  прогулки……………………………..34-35

Закаливающие мероприятия……………………………………..……36

Корригирующая гимнастика……………………………………….37-38

Профилактика и коррекция плоскостопия………………………..38-39

Занятия на детских тренажерах……………………………………….39

Релаксация в сухом бассейне………………………………………40-42

Литература…………………………………………………………..43-47

Пояснительная записка.

    Кинезиология как наука существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологическими движениями пользовались еще в свое время  Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения, при более интенсивной  систематической нагрузке и значительные изменения. Применение данного метода для развития и воспитания ребенка позволяет улучшить его память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

   В последние годы увеличилось количество детей с трудностями в развитии,  обучении, адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психо-коррекционной работы, составляющим элементом которой по праву  является кинезиологическая коррекция. У детей с ограниченными возможностями здоровья выражен замедленный темп созревания психических функций. По показаниям неврологов эти дети имеют гипертонус центральной нервной системы, постоянную потребность в движении и  снятии мышечного напряжения. Эти физиологические ощущения, вызывая дискомфорт в теле, отвлекают ребенка от мыслительной деятельности, тем самым нарушая ход усвоения учебного материала.

   Кинезиологические упражнения  выравнивают состояние тела и мозга, в результате двигательной деятельности улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека. 

     Педагогика утверждает, что физическое, социальное, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка осуществляется комплексно и взаимосвязано, а движение является  наиболее предпочитаемой детьми формой обучения.

     Психология констатирует, что маленький ребенок – это деятель и свою деятельность он осуществляет в движениях глаз, языка, рук, перемещении в пространстве;  чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг и интенсивнее интеллектуальное развитие; развитость движений – это показатель правильного нервно-психического развития.

    Двигательная активность ребенка  в течение дня  должна составлять 50 – 60% времени и ее недостаток наносит удар по нервной, эндокринной, и другим функциональным системам организма, т.к. мышечная система тесно связана с главным регуляторным механизмом – центральной нервной системой.  Система физических упражнений, проводимых в различных формах, составляет двигательный режим, который обеспечивает нормальное всестороннее развитие детей. Систематическое вовлечение мышечной системы в двигательную активность, оказывая огромное влияние па весь организм, стимулирует  интеллектуальную деятельность человека, повышает продуктивность умственного труда. 

   В данном пособии представлены игровые кинезиологические упражнения по лексической теме «Транспорт». Они выстроены в модели  двигательного режима ДОУ, который определяет двигательную нагрузку в течение дня, недели, месяца, квартала, года. Упражнения могут быть  частью любого занятия (ООД) или проводиться в специально отведенные для этого режимные моменты.

         Циклограмма образовательной деятельности с детьми 5-7 лет

Тематические блоки

Название лексической темы

Количество недель

Сроки реализации

Неделя здоровья

1

15.09.- 19.09.

1

Я и мой детский сад

1. Мой любимый детский сад.

1

22.09.- 26.09.

2. Игрушки народные и современные.

1

29.09.- 03.10.

2

Я и природа. Осень.

3. Осень. Признаки осени.

1

06.10. - 10.10.

4. Ягоды.

1

13.10.- 17.10.

5. Грибы.

1

20.10.- 24.10.

6. Фрукты.

1

27.10.- 31.10.

7. Овощи.

1

03.11.- 07.11.

8. Лес. Деревья. Кустарники.

1

10.11. - 14.11.

9. Домашние животные.

1

17.11. - 21.11.

10. Домашние птицы.

1

24.11. - 28.11.

3

Я и природа. Зима.

11. Зима. Признаки зимы.

1

01.12. - 05.12.

12. Дикие животные.

1

08.12. - 12.12.

13. Зимующие птицы.

1

15.12. - 19.12.

14. Новогодний Праздник. Зимние забавы

1

22.12. - 26.12.

Неделя здоровья

1

12.01.- 16.01.

4

Я и мой дом.

15. Дом. Семья.

1

19.01.- 23.01.

16. Мебель.

1

26.01. - 30.01.

17. Бытовая техника.

02.02.- 06.02.

18. Посуда.

1

09.02. - 13.02.

19. Продукты питания.

1

16.02. - 20.02.

5

Я – человек.

20. Праздник 23 февраля. Мужские профессии.

1

24.02. - 27.02.

21. Праздник 8 Марта. Женские профессии.

1

02.03. - 06.03.

22. Человек. Части тела.

1

10.03. - 13.03.

23. Одежда. Обувь. Головные уборы.

1

16.03. - 20.03.

6

Я и природа. Весна.

24. Весна. Признаки весны.

1

23.03. - 27.03.

25. Перелетные птицы.

1

30.03. - 03.04.

26. Растения. Цветы.

1

06.04. - 10.04.

27. Насекомые.

1

13.04. - 17.04.

28. Транспорт.

1

20.04. - 24.04.

7

Я и мой город.

29. Мой город.

1

27.04. - 30.04.

Неделя здоровья

1

11.05. - 15.05.

30. Школа. Школьные принадлежности.

1

18.05. - 22.05.

31. Лето. Признаки лета.

1

25.05. - 29.05.

Модель двигательного режима в ДОУ

Формы работы

Количество времени

Сроки выполнения

1.

 Подвижные игры во время  утреннего приема детей

6 – 10 мин.

ежедневно

2.

 Утренняя гимнастика

6 – 10 мин.

ежедневно

3.

 Дыхательная гимнастика

3 – 5  мин.

ежедневно

4.

 Физкультурные занятия

15 – 30 мин.

2 раза в неделю

5.

 Фитбол – гимнастика

15 – 20 мин.

1 раз в неделю

6.

 Физкультурный  досуг

15 – 25 мин.

4 раз в год

7.

 Спортивный праздник

30 - 40 мин.

2 раз в год

8.

 Коррекционная ритмика

15 – 20 мин.

1 раз в неделю

9.

 Музыкально - ритмические упражнения

 5 – 10 мин.

2 раза в неделю

10.

 Физкультминутка на НОД

 2 – 3  мин.

ежедневно

11.

 Артикуляционная гимнастика

2 – 3  мин.

ежедневно

12.

 Пальчиковая гимнастика

2 – 4  мин.

ежедневно

13.

 Пальчиковый массаж

 3 – 5 мин.

1 раз в неделю

14.

 Психогимнастика

 3 – 5 мин.

ежедневно

15.

 Су Джок

 3 – 5  мин.

1 раз в неделю

16.

 Дыхательно - звуковая гимнастика

 2 – 3 мин.

2 раза в неделю

17.

 Релаксация после НОД

 1 – 3 мин.

ежедневно

18.

 Час игры

15 – 20 мин.

1 раз в неделю

19.

 Подвижные игры во время прогулки

 7 – 9 мин.

ежедневно

20.

Игровые упражнения по основным движениям на прогулке

  7 – 9 мин.

ежедневно

21.

 Оздоровительный бег

  3 – 4 мин.

ежедневно

22.

 Закаливающие мероприятия: гимнастика пробуждения, босохождение, «дорожки здоровья»

  6 – 8 мин.

ежедневно

23.

 Корригирующая   гимнастика (вторник, четверг)

   7 – 9 мин.

2 раза в неделю

24.

 Профилактика и коррекция плоскостопия

 (понедельник, среда, пятница)

  8 – 10 мин.

3 раза в неделю 3 месяца в год

25.

Занятия на детских  тренажерах

(пятница по 2 месяца в год)

  20 мин.

1 раз в неделю

26.

 Релаксация в сухом бассейне

  7 – 9 мин.

ежедневно

27.

 Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня

инд. с каждым ребенком под руководством воспитателя

ежедневно

не менее  45 мин.

28.

Итого

3 ч 40 мин.

6 ч 15 мин.

       

Практический материал.

1. Подвижные игры во время утреннего приема детей.

Подвижные игры - это путь коррекции поведения детей, имеющих определенные просчеты в волевом, сенсорном развитии, устраняющим «просчеты» в воспитании детей. Ее эмоциональная насыщенность требует от ребенка определенных умственных и физических усилий.

    Игра «Поймай комара (бабочку)»

Цель: формировать у детей  умение подпрыгивать, вверх отталкиваясь двумя ногами, стараясь дотронуться до предмета подвешенного на высоте 15см выше поднятой руки ребёнка. Развивать ловкость. Укреплять мышцы ног.

Ход игры: дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру круга. Воспитатель находится в середине круга в руках у него прут длиной 1-1,5м с привязанным на шнуре комаром, и бабочкой из бумаги или материи. Воспитатель кружит шнур немного выше голов детей - комар пролетает над головой, дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Тот, кто поймает комара, говорит: «Я поймал!»

Надо следить, чтобы дети не уменьшали круг при подпрыгивании. Вращая прут, воспитатель то опускает, то поднимает его, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.

Игра «Жук»

Цель: упражнять детей в беге врассыпную, по сигналу менять движение, быть внимательными.

Ход игры: игра проводится под бубен, музыкальное сопровождение. По сигналу «жуки полетели» (исполняется музыка для бега или воспитатель легко, ритмично ударяет в бубен) дети бегут врассыпную по всей комнате или площадке. По сигналу «жуки упали» меняется ритм ударов (можно просто трясти бубен) или изменяется музыка - дети ложатся на спину, делают свободные движения рук и ног - жуки барахтаются. По сигналу «жуки полетели» дети встают. Игра повторяется. Когда игра будет усвоена детьми, смена движений происходит в соответствии с характером музыкального сопровождения или с изменением ритма ударов в бубен.                                                                                            

Пособие: бубен.

Игра «Кузнечики»                                    

Цель:  совершенствовать прыжки на двух ногах.  

Описание игры:

Поднимайте плечики,   (Дети поднимают и опускают плечи.)

Прыгайте, кузнечики.

Прыг - скок, прыг - скок,                        (Прыгают.)

Тихо сели под кусток и молчок: «Ч - ч-ч-ч!»  

              (Садятся  на корточки.)                                                                                                            

(Е.Пермяк)

(Интернет-ресурс. http://34detsadspb.ru/fizkultminutki)

2. Утренняя гимнастика.

    Утренняя гимнастика является важным многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, повышающим и сохраняющим в течение дня бодрое состояние ребенка.

Комплекс «Насекомые»

Дети входят в зал. Педагог предлагает им отгадать загадку:

«Не птица,

А с крыльями.

Не пчела,

А над цветами летает».

Дети: «Бабочка».

Воспитатель: «Сегодня мы с вами будем маленькими, красивыми, легкими бабочками».

Вводная часть:

Бабочки проснулись.                             (Ходьба по залу.)

Бабочки полетели над полянкой.         (Обычный бег.)

Бабочки устали.                                   (Ходьба в медленном темпе.)

Построение.

Инвентарь:  цветы, вырезанные из линолеума по количеству детей.

Основная часть:

Воспитатель: «Бабочки сели на цветы». (На пол заранее выкладывают цветы.)

Дыхательное упражнение «Ветер»

Вдох, вытянуть губы трубочкой, длительный выдох. Повторить 2 раза.

«Бабочки машут крылышками».

И.п. - стоя, ноги вместе, руки опущены. Руки в стороны, вверх, помахать ими. Вернуться в и. п. Повторить 4-5 раз.

«Бабочки отдыхают».

И.п. - сидя, ноги врозь, руки на поясе. Наклониться в одну сторону, вернуться в и. п.. Наклониться в другую сторону. Вернуться в и. п. Повторить по 3 раза в каждую сторону.

«Бабочки дышат».

И.п. - ноги слегка расставлены, руки опущены. На счет 1, 2 - вдох. На счет 1, 2, 3, 4 - выдох. Повторить 4 раза, медленно.

Указание детям: «Выдох должен быть длиннее вдоха».

«Бабочки засыпают».

И.п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Присесть, закрыть глаза. Вернуться в и. п.. Повторить 5 раз.

«Бабочки радуются».

И.п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки на поясе. 2-3 пружинки, 8 подпрыгиваний, чередовать с ходьбой. Повторить 3 раза.

Заключительная часть:

Воспитатель: «Улетели бабочки с цветков».

Бег врассыпную, ходьба.

Комплекс «Насекомые»

На полянке, на лесной

Под раскидистой сосной

Пчелка песенку поет,

Веселиться всех зовет.

Шмель мохнатый прилетел,

Как пропеллер загудел.

Вот кузнечик прискакал,

Песенку застрекотал.

А еще пришли жуки,

Бабочки и пауки.

Вместе пели и играли,

Веселились, танцевали.

(Л. Завальнюк)

Вводная часть: ходьба в колонне по одному, ходьба на наружной и внутренней стороне стопы, ходьба «змейкой», ходьба семенящим шагом. Быстрый бег, ходьба.

Основная часть:

«Пчелка крылышками машет, и поет она, и пляшет».

И.п. - руки вниз. 1 - руки вперед, ладони вперед; 2 - руки вверх; 3 -  руки в стороны, кисти рук вверх; 4 - вернуться в и. п. Выполняя упражнение, руки в локтях не сгибать. Повторить 8 раз.

«Шмель мохнатый прилетел, как пропеллер загудел».

И.п. - стоя, ступни параллельно, руки к плечам. 1-2 - руки в стороны ниже плеча ладонями вверх - вдох; 1-4 - и. п., выполнять вращательные движения вперед согнутых в локтях рук - выдох. То же, вращательные движения рук назад. Повторить по 4 раза.

«На полянке жук затопал, громко крыльями захлопал».

И.п. - стоя, ноги вместе. 1 - руки дугами через стороны вверх, хлопок над головой - вдох; 2-3 - наклон вниз, приближая голову к ногам, хлопок за ними - выдох; 4 - и. п. Повторить 6-8 раз.

«Вот паук ползет большой, он качает головой».

И. п. - ноги врозь, руки вниз. 1 - наклон вправо, руки за голову; 2 - и. п. 3-4 - то же влево. Повторить. по 4-5 раз.

«Бабочки прилетали, в прятки весело играли».

И.п. - руки на пояс. 1-2 - присесть, руками обхватить колени, голову опустить вниз; 3-4 - и. п. Повторить 6-8 раз.

«Вот кузнечик прискакал, песенку застрекотал».

И.п. - руки вниз. Прыжки на двух ногах - четыре прыжка вперед, то же назад. Повторить 2-3 раза. Непродолжительная ходьба на месте - 8-10 шагов. Выполнить 2-3 серии прыжков в чередовании с ходьбой.

«Все играли, танцевали, свежим воздухом дышали».

И.п. - ноги врозь, руки вниз. 1-2 - подняться на носки, руки в стороны - вдох; 3-4 - и. п., выдох. Повторить 3-4 раза.

Заключительная часть: быстрый бег, ходьба.

3. Дыхательная гимнастика

     Только правильное дыхание обеспечивает человеку физическое и психическое здоровье. Тип дыхания, частота и глубина вдохов и выдохов влияют на все функции организма, включая и мыслительную деятельность. Работоспособность головного мозга, его здоровье и долголетие во многом определяются культурой дыхания. Головной мозг является самым чувствительным к недостатку кислорода органом нашего тела.

Дыхательно-голосовые упражнения без движений.

«Муха»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Ребенок стоит, кисти к плечам Губы мягко соприкасаются. После глубокого вдоха, на выдохе негромко произносить звук: «В-в-в». Нужно добиваться ощущения вибрации во всем теле, и особенно в области лица.

«Комар»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование:  картинка «комар».

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «з»).

Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук «з». Взрослый произносит рифмовку:

З-з-з - комар летит,

З-з-з - комар звенит.

«Веселая пчелка»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

На выдохе произнести «з-з-з». Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.

Вот веселая пчела,

Детям меда  принесла: «З-з-з-з!»

Села нам на локоток: «З-з-з-з!»

Полетела на носок: «З-з-з-з!»

«Кузнечики»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Поднимайте плечики.    (Поднимать (вдох) и опускать (выдох) плечи.)

Прыгайте, кузнечики.     (Прыжки.)

Прыг-скок, прыг-скок.

Тихо сели под кусток и молчок: «Ч-ч-ч!»  (Присесть. На выдохе произнести «ч-ч-ч».)

Носо-ротовое дыхание.

«Муравейник»

Цель: формировать сильный направленный ротовой выдох.

Кто такой построил дом?

Мы осмотрим все кругом.

Можно внутрь заглянуть,

Если на него подуть.

(О.Сизарева)

Выполнить муравейник из мелких тонких веточек (соломы), внутрь поместить картинку с изображением муравьев. Дети раздувают муравейник.

«Паук»

Цель: формировать сильный  ротовой вдох.

На паркете в восемь пар

Мухи танцевали,

Увидали паука -

В обморок упали.

(Е.Серова)

Сделать глубокий ротовой вдох, произнести: «А-а-а-х!»

Дыхательно-голосовые упражнения с движениями.

«Жуки»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: картинка «жук».

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук «ж»).

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук «ж». Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки,

Мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим,

Соблюдаем свой режим.

4. Физкультурные занятия по календарному плану.

5. Фитбол-гимнастика (не планируется согласно циклограмме деятельности).

6. Физкультурный досуг. (не планируется согласно циклограмме деятельности).

7. Спортивный праздник. (не планируется согласно циклограмме деятельности).

8. Коррекционная ритмика.

Коррекционная  ритмика  - это специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.

Игра «Жучки»

Цель: создание положительного эмоционального фона и развитие образно-игровых движений.

И.п.  - Дети - «жучки» стоят врассыпную, отведя руки назад.

По дороге жук, жук, по дороге черный,

Посмотрите на него - вот какой проворный.              

 (Дети бегут легко на носочках по залу – «жуки» летают.)

Он на спинку упал, лапками задрыгал,

Крылышками замахал, весело запрыгал.                    

 (Дети,  остановившись, быстро ложатся на спину и перебирают в воздухе ногами и  руками.)

(А. Буренина)                                                                                                                                              

Упражнение «Игра с пчелкой»

Цель: развитие умения регулировать мышечное напряжение.

И.п. Дети лежат на полу, они - «медвежата».

«Медведица» зовет пчелку поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени, делая домики, чтобы поймать пролетающую под коленями «пчелку» (по представлению). Мама-медведица говорит: «Летит!», и «медвежата» дружно распрямляют свои ножки, но пчелка не попалась.

9. Музыкально-ритмические упражнения

     Музыкально-ритмические  упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение.

Упражнение «Мухи и паук»

Цель: развивать распределение внимания, чувство ритма, координацию слова и движения под музыку.

Описание: в соответствии с ритмическим рисунком дети чередуют хлопки в ладоши, постукивают по коленям, выполняют щелчки пальцами и притопы.

На паркете восемь пар -

Мухи танцевали.

Но, увидев паука,

В обморок упали.

(М.Пономаренко)

10. Физкультминутки при проведении организованной образовательной деятельности (ООД)

   Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, используемые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали  в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).  

   Упражнение «На лужайке»

Я шагаю по лужайке -                   (Движения по тексту.)

Сверху ясно мне видна

Вся зелёная страна.

Вот улитка - добрый гномик -

На себе таскает домик.

Вот стоит высотный дом -

Муравьи хлопочут в нём.

(Е. Серова)

Упражнение «Пчелки»

Пчелки в ульях сидят                       (Движения по тексту.)

На цветы они глядят

Пчелки, с ульев вылетайте

Мед скорее собирайте!

(О. Сизарева)

Упражнение «Бабочки»

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом

Крылья пестрые мелькают

В поле бабочки летают.

(О. Сизарева)

(При передвижении выполняются различные виды ходьбы. Дети передвигаются легким бегом на носках или на месте, делая руками взмахи, повороты, имитируя движения крыльев бабочек, кружатся.)

11. Артикуляционная гимнастика

   Эти  упражнения можно использовать,  начиная с раннего возраста детей в профилактических целях (для предотвращения неправильной постановки звуков речи), а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений различной этиологии, патогенеза, симптоматики; в том числе и для стимуляции взаимодействия правого и левого полушарий мозга, развитию между ним связей.

Комплекс «Насекомые»

«Медведь отмахивается от пчел»

Круговые повороты головы.

«Комарик»

Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «шести - восьми»).

12. Пальчиковая гимнастика

    Наши предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие ребенка.  Связь между рукой и мозгом неимоверно важна. Установлено, что на общей площади зоны движения в коре головного мозга один из самых обширных частей наряду с проекциями мимической мускулатуры и мышц языка занимает проекция мускулатуры кисти руки.

Упражнение  «Жук»

Я большой веселый жук.

Знаю все сады вокруг                  (Сжать кулачок.)

Над лужайками кружу,

А зовут меня Жу-Жу.                  (Поводить рукой как будто жук летит.)

Я могу часами

Шевелить усами.                          (Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы».)

И пошевелить пальцами...

(В. Цвынтарный)

Упражнение «Насекомые»

Дружно пальчики считаем -       (Сжимают и разжимают пальцы.)

Насекомых называем.

Бабочка, кузнечик, муха,              (Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)

Это жук с зелёным брюхом.         (Вращают мизинцем.)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!                                      (Прячут руки за спину.)

(В. Цвынтарный)

Упражнение «Гусеница»

Гусеница, гусеница,            (Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев.)

Бабочкина дочка,           («Ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки.)

По травинкам ползает,                   (То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке».)

Кушает листочки:                           (И по другой стороне обратно.)

Ам! Ам! Ам! Ам!                          (Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по  другой  ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони.  Потом  ладони меняются ролями.)

Поела -                                    (Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются.)

Спать захотела.              (Одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает - держит кулачок, как яблоко.)

Проснулась -                               (Постепенно расправляем ладони.)

Бабочкой обернулась!                    (Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь - крылья бабочки.)

Полетела, полетела, полетела!      (Машем «крыльями»: запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого  плеча и наоборот.)

(О. Новиковская)

Упражнение «Улитка»

(Одна из рук – «цветочек». Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

В домике она сидит,      («Улитка»  раскачивается из стороны в сторону.)

Рожки высунув, молчит.

Вот улиточка ползёт             (Ползёт вперёд по столу.)

Потихонечку вперёд.

На цветочек заползёт            («Улитка»  заползает на «цветочек».)

Лепесточки погрызёт.                        («Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы (лепесточки) второй руки (цветочка.)

Рожки в голову втянула,          (Рука «улитка» «втягивает рожки» (сворачивается в кулак.)

В домик спряталась, заснула.        («Цветочек» (вторая рука) закрывается, пряча «улитку в бутоне».)

(В. Цвынтарный)

Упражнение «Червячки»

(Ладони лежат на коленях лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы.)

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает                  (Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони.)

Головой она кивает,

Каркает: «Вот и обед!»                    (Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.)

Глядь -                                               (Разводим руками.)

а червячков уж нет!                         (Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.)

(З. Агранович)

Упражнение «Насекомые»

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем:                       (Сжимаем и разжимаем пальцы.)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.             (Поочередно сгибаем пальцы в кулак.)

Это кто же тут звенит?                     (Вращаем мизинцем.)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!                                          (Прячем руки за спину.)

(В. Цвынтарный)

Упражнение «Стрекоза»

Стрекоза поспать легла

У кувшинках в лепестках,

В сладком клевере - пчела,

Шмель - в кудрявых васильках.        (Поочередно сгибаем пальцы.)

В колокольчиках - сверчок,

Муравьишка - у сосны,

В паутине паучок

Смотрит радужные сны.                     (Кладем руки под щеку.)

(В. Цвынтарный)

Упражнение «Пчела»

Прилетела к нам вчера                        (Бегаем по кругу пальчиками и машем воображаемыми крылышками.)

Полосатая пчела,                                 (Загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых.)

А за нею - шмель-шмелёк

И веселый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.                             (Делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам.)

Пожжужали, полетали,                        (Опять бежим по кругу.)

От усталости упали.                             (Медленно опускаемся на стол.)

(З. Агранович)

Упражнение «Пчела и жук»

(Во время этой потешки нужно сжать обе ладошки в кулаки. Читая стихотворение, вращаем одним кулачком вокруг другого: на первый куплет в одну сторону, на второй куплет - в другую.)

Жу-жу-жу -

Пчела жужжит

И вокруг цветка кружит.

Жу-жу-жу -

В цветке том жук:

Хря, пчела, жужжишь вокруг!

(З. Агранович)

Упражнение «С кем дружит цветок?»

(Для этой игры руки нужно сложить «цветочком»: соприкасаются друг с другом только запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки.)

Цветочек дружит с бабочкой,       (Большие пальцы переплетите в замок - ладошки от себя и помашите пальчиками, как крыльями.)

Цветочек дружит с пчёлами,         (Покружите прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга. Остальные пальчики      сложены в кулачки.)

Цветочек дружит с солнышком,   (Поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца.)

С дождинками весёлыми.              (Постучите указательным пальчиков одной руки по раскрытой ладони другой руки - это капли дождя.)                                                      

(О. Новиковская)

Упражнение «Труженица пчела»

Пчёлка трудится весь день              (Дети руками обрисовывают перед собой круг.)

И работать ей не лень.                     (Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)

От цветка летит к цветку,                (Ритмично взмахивают руками-крылышками.)

Клеит на брюшко пыльцу,              (Совершают круговые движения ладонью по животу.)

Хоботком нектар сосёт -                 (Одну руку вытягивают вперёд, затем - вниз, наклоняются.)

За день много соберёт.                     (Раскрывают перед собой все пальцы.)

Унесёт нектар в тот улей                 (Обрисовывают в воздухе треугольник.)

И назад вернётся пулей.                   (Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)

В сотах утрамбует мёд,                    (Стучат пальцами по столу.)

Скоро ведь зима придёт.                  (Ёжатся.)

Будет пчёлкам чем питаться            (Имитируют движения ложкой.)

Летом надо им стараться.             (Имитируют накладывание мёда в соты.)

(О. Новиковская)

Упражнение «Паучок»

Паучок ходил по ветке,                     (Руки скрещены.)

А за ним ходили детки.                     (Пальцы каждой руки «бегут»  по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,             (Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение - дождик.)

Паучков на землю смыл.                   (Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,                 (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками -  

                                                             солнышко светит.)

Паучок ползёт опять,                         (Действия аналогичны первоначальным.)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.                  («Паучки» ползают на голове.)

(Н. Нищева)

Упражнение «Светлячок-червячок»

Вот старый пенек                               (Поставить на стол кулак левой руки.)

А в нем огонек               (Указательным пальцем показать на «пенек».)

Ползет светлячок                              (Изобразить ползущего червячка: изгибать указательный палец правой руки.)

Ведь он - червячок.

(Н. Нищева)

Упражнение «Божья коровка»

По цветку ползет букашка                  (Выставить из левого кулака указательный палец и мизинец – это «усы» «божьей коровки».)

На ней красная рубашка.                     (Накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью.)

Маленькая крошка           (Правой рукой погладить «божью коровку».)

На спине горошки.                               (Указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» «божьей коровки».)

(Н. Нищева)

13. Пальчиковый массаж.

   Массаж пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Упражнение «Весёлый бал»

Цель: сделать массаж пальцев ребенка, учить соотносить слова текста с соответствующими движениями.

Выполнение: массажировать по очереди пальцы рук круговыми движениями по спирали или катать массажное кольцо.

Начался весёлый бал на лесной полянке.

На трубе комар играл, шмель лохматый танцевал.

Стрекоза легко неслась с мотыльком нарядным.

Прилетел и Майский Жук с толстою Жучихой,

И, толкая всех вокруг, он вошёл в весёлый круг,

Подбоченясь лихо.

(О. Крупенчук)

14. Психогимнастика

   Психогимнастика - это курс специальных занятий, игр, этюдов, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики человека как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Она помогает активизировать взаимодействие правого и левого полушарий мозга, развивать между ним связи, формировать синхронность в работе.

Упражнение «Паучок»
У тропинки под рябиной                
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Сеть раскинул паучок,                     
(Стучат пальцами по столу.)
Нить прозрачной паутины              
(Держат в пальцах воображаемую нить.) 
Намотал на кулачок.
                        (Наматывают воображаемую нить на кулак.)
(М.Чистякова)

Упражнение «Гусеница»
Этот странный дом без окон           
(Дети лежат на спинках вытянувшись; руки вдоль туловища, ногами в центр круга.)
У людей зовется «кокон».              
(Переворачиваются на левый бочок, подкладывают ладонь под щечку.) 
Свив на ветке этот дом,                   
(Переворачиваются на другой бочок, руки под щечку.)
Дремлет гусеница в нем.                 
(Переворачиваются на спину, потягиваются лежа.)
Спит без просыпа всю зиму.          
(Медленно садятся.)
Но зима промчалась мимо -            
(Потягиваются сидя.)
Март, апрель, капель, весна...        
(Встают, потягиваются стоя.)
Просыпайся, соня-сонюшка!
Под весенним ярким солнышком 
Гусенице не до сна.
Стала бабочкой она!                      
(Бегут по кругу, машут руками, как крыльями.)

(Л. Башлакова)

Упражнение «Кузнечик»

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг - и вот уже стрекочет совсем в другом месте. Звучит музыка А. Александрова «Кузнечик».

Выразительные движения. Шею вытянуть вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцы.

Упражнение «Стрекоза замерзла»  

Пришла зима, а Стрекоза не приготовила себе домик, не запасла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода:

Холодно, холодно,

Ой-ёй-ёй-ёй!

Голодно, голодно,

Жутко зимой!

Мне некуда деться,

Сугробов не счесть.

Пустите погреться,

И дайте поесть.

(М. Чистякова)

Мимика. Приподнять и сдвинуть брови; стучать зубами.

Упражнение «Что там происходит?»  

Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабление мышц лица. Не открывая глаз, переползти в тень, принять удобную позу.

Упражнение «Насекомые»  (на напряжение и расслабление мышц лица).

Лицо загорает. 

Подбородок загорает - подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы (на вдохе). Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Жучок улетел. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает - подставить нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе). Брови - качели: снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабление мышц лица. Не открывая глаз, переползти в тень, принять удобную позу, встают. Тренировка закончена.

Игра «Муравей»  

Игра с муравьем (на напряжение и расслабление мышц ног).

На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног (на выдохе). Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают.

15. Су Джок

    Использование массажера Су - Джок является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие и развитие мелких дифференцированных движений пальцев рук, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке руки к письму, повышает работоспособность коры головного мозга, вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери желания обучаться.

Упражнение «Насекомые»

Дружно пальчики считаем - насекомых называем.        (Дети катают Су - Джок между ладонями.)

Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.

Это кто же тут звенит, ой, сюда комар летит!                 (Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.)

(Н. Аммосова)

16. Дыхательно-звуковая гимнастика

    Дыхание, как «энергетическая система» занимает особое место в процессе развития и становления речи детей. Звук воздействует  на психику человека, и, следовательно, с его помощью может проводиться определенная коррекция поведения.

«Дыхание, звук и образ»

«Веселая пчелка»

Упражнение способствует снижению психоэмоционального напряжения.

И.п. - произвольное.

Взрослый: Представим, что мы превратились в огромную веселую пчелу. Делаем глубокий вдох и до полного выдоха произносим долгий звук «з-з...»Вдруг какая-то маленькая любопытная пчелка села нам ни нос. Не опуская головы, смотрим на кончик носа и направляем звук в это место.

А теперь пчелка переместилась на правую руку, а затем на левую ногу и т.д

Деловита, весела,
За медком летит она.
Если пчелку не пустить,

Они может укусит

«3-з-з», - пчела звенит
И к цветам она летит.

(И. Детынченко)

Ощущения. Смог ли ты представить себя огромной пчелой? Что тебе мешало, а что помогало? Что ты чувствуешь сейчас?

«Дыхание, звук и образ»

«Ловля комара»

Упражнение способствует снижению психоэмоционального напряжения.

И.п. -  произвольное.

Взрослый: Вспомним состояние, которое мы испытываем, когда вокруг нас летает назойливый комар. Давайте попробуем его отогнать и подразнить. Делаем глубокий вдох и до полного выдоха произносим «зь-зь..», направляя звук в разные стороны и при этом меняя его громкость.

Теперь пытаемся поймать надоедливого комара: хлопаем в ладоши в тех местах, где он «пролетает».

Вот и попался комар: больше он нам не помешает!

Мы дразнили комара: «Зь-зь-зь!»

Улетать ему пора: «Зь-зь-зь!»

Не желал он отставать,
Мне пришлось его поймать!

(И. Детынченко)

Ощущения. Что ты чувствовал, когда отгонял комара? Что ты чувствовал когда ловил его. Какое настроение у тебя сейчас?

17. Релаксация после ООД

   Релаксация – это снятие психического напряжения при снижении мышечного тонуса. Мышечная и эмоциональная раскованность являются важным условием для становления естественной речи и правильных телодвижений.

Упражнение «Десять мух»

Десять мух на потолке

 Польку танцевали.

 Увидали паука,

 В обморок упали.

(В. Степанов)        

(1 мин. дети танцуют, затем падают на пол. Встают со звуком «з».)

Упражнение «Мушка Жу-жа»

Зеленая мушка. Мохнатое брюшко.      

Летает. Ж-ж-ж-ж-ж-ж.                                         (Дети изображают летающих мушек.)     

Села на листок. Подняла хоботок. Отдыхает.  (Садимся на коврик, голова поднята вверх, глаза закрыты, фиксируем позу 30 секунд.)                                                 

Кушать захотела. Опять полетела.                     (Дети изображают летающих мушек.)         

Увидела сырок. Села, поела.                               (Садимся на коврик, голова опущена вниз, фиксируем позу 30 секунд.)                     

И опять полетела. Ж-ж-ж-ж-ж.                           (Дети изображают летающих мушек.)                                             

(Т. Трясорукова)

Продолжительность упражнения 3 минуты.  

Упражнение  «Бабочка»

 Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает - подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

Упражнение «Качели»

Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх - вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).        

Упражнение «Пчелка»

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

18. Час игры

   Час игры проводится на воздухе при высокой двигательной активности детей, которая достигается благодаря подбору подвижных игр и игровых упражнений разной степени интенсивности. Сознательная активная деятельность детей проходит в радостной и непринужденной обстановке.

Игра «Жуки»

Цель: упражнять детей в беге врассыпную, по сигналу менять движение, быть внимательными.                                                                                                                        Ход игры: игра проводится под бубен, музыкальное сопровождение. По сигналу «жуки полетели» ( исполняется музыка для бега или воспитатель легко, ритмично ударяет в бубен) дети бегут врассыпную по всей комнате или площадке. По сигналу «жуки упали» меняется ритм ударов (можно просто трясти бубен) или изменяется музыка - дети ложатся на спину, делают свободные движения рук и ног - жуки барахтаются. По сигналу «жуки полетели» дети встают. Игра повторяется. Когда игра будет усвоена детьми, смена движений происходит в соответствии с характером музыкального сопровождения или с изменением ритма ударов в бубен.                                                                                            

Пособие: бубен.

Игра «Летает, не летает»
Цель: закреплять знания детей о летающих и не летающих объектах; воспитывать выдержку, терпение.                                                                                                                             Ход игры: дети стоят или сидят по кругу, в центре - воспитатель. Он называет одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если предмет летает. Возможен вариант с мячом.                                                                          

Пособие: мяч.

Игра «Поймай комара (бабочку)»

Цель:  учить детей подпрыгивать, вверх отталкиваясь двумя ногами, стараясь дотронуться до предмета подвешенного на высоте 15см выше поднятой руки ребёнка. Развивать ловкость. Укреплять мышцы ног.

Ход игры: дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру круга. Воспитатель находится в середине круга в руках у него прут длиной 1-1,5м с привязанным на шнуре комаром, и бабочкой из бумаги или материи. Воспитатель кружит шнур немного выше голов детей - комар пролетает над головой, дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Тот, кто поймает комара, говорит: «Я поймал!»

Надо следить, чтобы дети не уменьшали круг при подпрыгивании. Вращая прут, воспитатель то опускает, то поднимает его, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.

Игра «Кузнечики»                                    

Цель:  совершенствовать прыжки на двух ногах.  

Ход игры:

Поднимайте плечики,                                          (Дети поднимают и опускают плечи.)

Прыгайте, кузнечики.

Прыг - скок, прыг - скок,                                     (Прыгают.)

Тихо сели под кусток и молчок: «Ч-ч-ч-ч!»      (Садятся  на корточки.)  

(В. Ковалько)               

               

19. Подвижные игры во время  прогулки (не менее 2 игр): сюжетные, бессюжетные,  игры-забавы, соревнования, эстафеты, аттракционы игровые упражнения по основным движениям на прогулке

  Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными педагогом или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели.

Игра «Жуки»

Цель: упражнять детей в беге врассыпную, по сигналу менять движение, быть внимательными.                                                                                                                        Ход игры: игра проводится под бубен, музыкальное сопровождение. По сигналу «жуки полетели» (исполняется музыка для бега или воспитатель легко, ритмично ударяет в бубен) дети бегут врассыпную по всей комнате или площадке. По сигналу «жуки упали» меняется ритм ударов (можно просто трясти бубен) или изменяется музыка - дети ложатся на спину, делают свободные движения рук и ног - жуки барахтаются. По сигналу «жуки полетели» дети встают. Игра повторяется. Когда игра будет усвоена детьми, смена движений происходит в соответствии с характером музыкального сопровождения или с изменением ритма ударов в бубен.                                                                                            

Пособие: бубен.

Игра «Летает, не летает»
Цель: закреплять знания детей о летающих и не летающих объектах; воспитывать выдержку, терпение.                                                                                                                             Ход игры: дети стоят или сидят по кругу, в центре - воспитатель. Он называет одушевленные и не одушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети должны поднять руки вверх, если предмет летает. Возможен вариант с мячом.                                                                          

Пособие: мяч.

20. Игровые  упражнения по основным движениям на прогулке

по календарному плану.

21. Оздоровительный бег.

22. Закаливающие мероприятия: гимнастика пробуждения, босохождение, «дорожки здоровья» и др.

  Дневной сон необходим ребенку для физического и интеллектуального развития. Проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжить день поможет бодрящая гимнастика. Комплексы гимнастики пробуждения обеспечат детям плавный  переход от сна к  бодрствованию, подготовке к активной деятельности.

   Комплекс  «Насекомые»

Цель: поднятие настроения, мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн, физических упражнений.

Задача: постепенный переход ото сна к бодрствованию.

1.«Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Насчет 1-2 медленно поднять руки вверх над головой, на счет 3-4 опустить руки вдоль туловища. Вдох на счет 1-2, выдох на счет 3-4. Повторить 4-5 раз.

2.«Жуки барахтаются». И.п.: лежа на спине, ноги подняты и согнуты в коленях. На счет от 1 до 5 круговые движения ногами в одну сторону, на счет от 6 до 10 -  в другую. Отдохнуть и повторить упражнение 2-4 раза.

3.«Пчелы ищут цветы». И.п.: лежа на животе, руки под подбородком. На счет 1-2-3 приподнять верхнюю часть туловища, приложить правую руку ко лбу в виде «козырька». На счет 4 вернуться в и.п. На счет 5-6-7- 8 то же левой рукой. Повторить 4-6 раз.

4.«Стрекоза сидит на травинке».И.п.: сидя, ноги скрестить, руки на коленях, спина прямая. На счет 1-2 покачиваться  вправо-влево. Повторить 8-10 раз.  

5. Дыхательные упражнения соответственно лексической теме.

6. Ходьба по массажным дорожкам.

23. Корригирующая гимнастика

   Корригирующая гимнастика активизирует общие и локальные обменные процессы, формирует  мышечный корсет, тренирует равновесие, улучшает  координацию движений, совершенствует двигательные  навыки  ребенка.

Комплекс  «Насекомые»  

Цель: формировать правильную осанку, исправлять дефекты осанки.

Шевелились у цветка,
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел»…(бабочка).

1) «Бабочки машут крыльями»
И.п.- ноги слегка расставлены.
На счет 1-3 - поднять руки в стороны, помахать ими; на счет 4 - и.п.

2) «Бабочки летят»
И.п. - ноги на ширины плеч.
На  счет 1-2 - наклониться вперед, развести руками в стороны; на счет 3-4 и.п.

3) «Бабочки сели на цветы»
И.п. - ноги слегка расставлены.
На  счет 1-2 присесть, руки положить на колени, опустить голову на счет 3-4 и.п.

4) «Бабочки качаются на цветках»

И.п. - ноги слегка расставлены.
На  счет 1-2 – наклон туловища вправо (влево), на счет 3-4- и.п.

5) «Кузнечики»
И.п. - ноги слегка расставлены, руки на поясе.

На счет 1-8 прыжки на двух ногах на месте, на счет 9-18- ходьба на месте.

6) «Подуем на цветок» -  упражнение на дыхание.

24. Профилактика и коррекция плоскостопия

   Упражнения в правильной ходьбе должны проводиться в каждом занятии гимнастикой не только с детьми раннего возраста, но и в дошкольном возрасте. Для этого используют разные средства: это общее укрепление организма, обеспечиваемое рациональным питанием, длительным пребыванием на свежем воздухе, разнообразными движениями, физическими упражнениями, а также специальными мероприятиями для укрепления стопы.                                                                                      

Комплекс  «Насекомые»

Цель: коррекция и профилактика плоскостопия.                                                                              

Оборудование: ребристая дорожка, коврики с шипами, гимнастические палки. 

Ход:

Вводная часть:

Собираемся в поход,             (Ходьба на носках (в среднем темпе 1мин.) Ходьба на наружном своде стопы.)

Много нас открытий ждет.

По узенькой дорожке             (Прыжки с продвижением вперед.)

Скакали наши ножки.

На полянку мы попали           (Легкий бег.)

И кого там увидали?

Основная часть:

Общеразвивающие упражнения 

1. «Муха  - чудо, как плясала, ножку к ножке приставляла!»

И.п.  - упор сидя. Согнуть левую ногу и поставить на носок за коленом правой ноги. То же другой ногой.

2.  «А червяк  меняет  кожу - хочет стать красивым  тоже.»

И.п.  - лежа на животе. Согнуть левую ногу, носок активно взять на себя. То же с другой ногой (по 3-4 раза).

3. «Паучок на пне сидит и ногами шевелит.»

И.п.  - упор сидя. Активное сгибание и разгибание стоп (10-12 раз).                          

4. «Под кустом кузнечик спал, ноги, вывернув, держал».

И.п.  - лежа на животе. Повороты голени внутрь и наружу (0,5-1 мин.).                          

5. «Гусеница  пошла  гулять» 

И.п. сидя, стопы стоят на полу. Передвигать стопы вперед, поджимая пальцы.

6. «Муравьи ползут по веткам и несут покушать деткам.» (Ф. Маидова)

Ходьба по гимнастической палке прямо и боком (по 30 сек.). Перекатывание стопой мешочка с песком в различных направлениях.

Заключительная часть:
Релаксация.  Упражнение «Муравей».                                                                            

Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз - в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).        

25. Занятия на детских тренажерах

Тематический блок «Я и природа. Весна.» (комплекс 6)

   Занятия физическими упражнениями на детских тренажерах, многостороннее воздействие которых по своей силе превышает эффективность других средств оздоровления, это наиболее рациональный способ преодоления гиподинамии и на этой основе формирования у детей необходимой скелетной мускулатуры, препятствующей нарушению осанки, появлению плоскостопия и других отклонений в состоянии здоровья.

26. Релаксация в сухом бассейне

   Сухой бассейн это своего рода «емкость» с мягкими толстыми стенками, заполненная цветными яркими пластиковыми шариками, полыми внутри и твердыми при небольшом нажатии. В бассейне можно двигаться, менять положение тела, «плавать» в шариках. Эффекты,  создаваемые сухим бассейном многогранны.

Упражнение «Поймай бабочку»

Взрослый держит в руке веревочку, к концу которой прикреплена бабочка. Он ходит вокруг бассейна, то поднимая веревочку, то опуская ее. Ребенок сидит в бассейне с шариками и пытается «поймать бабочку» (сначала двумя руками, затем одной рукой).

Упражнение «Жучки»

Упражнение выполняется лежа на спине. Дети одновременно поднимают вверх руки и ноги и двигают ими, словно лапками.

Упражнение «Бабочка летит»

 Исходное положение: сидя в бассейне, ноги согнуты в коленях. Дети разводят и сводят колени.

«Игра детей»

Цель: учить согласовывать собственные движения в соответствии со словесной инструкцией; развивать имитационные движения, воображение, способствовать расширению активного словаря.

Ход игры:

На зеленом на лугу               (Дети делают рожки.)

Встретили корову му-у-у-у-у

Нас рогами всех пугает,

Никого не подпускает          («Бодаются рожками».)

Побежали мы играть,

Бегать, ползать и сказать   (Дети бегают, ползают, прыгают.)

Тут комарик прилетает,

Длинным носом всех кусает (з-з-з-з)

От комарика сбежали,

И на стройку мы попали.

Молоточки здесь стучат,

Строят новый детский сад (тук-тук-тук-тук)       (Дети становятся на колени, имитируют забивание гвоздей молотком.)

(Е. Благинина)

Упражнение «Разноцветные круги»

Ребенок стоит на коленях перед бассейном, затем опускает в него правую руку и «рисует» большие разноцветные круги (вращательные движения правой рукой – «крылья бабочки»), то же повторяет левой рукой. В результате упражнения массируются и укрепляются мышцы верхних конечностей.

Игра «Угадай-ка»

Цель: развивать у детей логическое мышление, сообразительность, смекалку.

Загадать ребенку загадки о насекомых   и предложить найти  в «сухом» бассейне отгадки.

Упражнение «Жук»

Цель: развивать  физиологическое  дыхание.

И.п.:  сидя в бассейне, скрестив руки на груди.

Выполнение:  развести руки в стороны, расправить плечи, голову держать  прямо -  вдох носом. Опустить голову, руки скрестить на груди  - выдох, произнося «Ж-Ж-Ж».

Жук летит, жужжит, жужжит

 И усами шевелит (2 - 3 раза)

Упражнение «Найди по описанию»

Цель: развитие воображения и тактильных ощущений, умения обследовать предмет.

Педагог не показывая  предмет, который нужно найти,  даёт его словесное описание, дети не видят, куда взрослый прячет предметы.  Дети должны сказать что это, а потом его найти.

Упражнение «Поймай бабочку» 

Взрослый держит в руке веревочку, к концу которой прикреплена бабочка. Он ходит вокруг бассейна, то поднимая веревочку, то опуская ее. Ребенок сидит в бассейне с шариками и пытается «поймать бабочку» (сначала двумя руками, затем одной рукой).

Упражнение «Жучки»

Упражнение выполняется лежа на спине. Дети одновременно поднимают вверх руки и ноги и двигают ими, словно лапками.

27. Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня по календарному плану.

Литература

Абрамова Л. П., Бадыршева Т. Ю., Моносова Е.Н. Орешек на ладошке.  – М.: Карапуз,  2004.  

Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003.  

Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2012.  

Бирюков А.А. Массаж спутник здоровья: кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.

Бирюков А.А. Самомассаж для всех и каждого. – М.: 1987.

Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать:   Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1983.

Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать:   Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1983.  

Вареник Е.Н., Кудрявцева С.Г. Занятия по  физкультуре с детьми 3 – 7  лет. – М.: Сфера, 2007.  

Васичкин В.И. Справочник по массажу. 3-е изд. СПб., 1996.

Волошина Л. Н. Играйте на здоровье! Программа и технология  физического воспитания детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2004.  

Галанов А.С. Игры, которые лечат. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.  

Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Программа и

      программные требования. – М.: ВЛАДОС, 1999.  

Голубева Л.П. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: 1996.

Горячева Т.В. Веселые зимние игры // Игра и дети, 2005. № 6.

Громова О. Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2003.  

Гуськова А.А. Подвижные и речедвигательные игры для детей. Волгоград.: Учитель, 2012.  

Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. –  М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.  

Дубровский В.Н. Энциклопедия массажа. – М.: Физкультура и спорт,  1993.  

Дубровский В.Н., Дубровская Н.М.Практическое пособие по массажу.  – М.: Шаг,  1993.  

Дыхательная  и звуковая гимнастика./Т.В Нестерюк.–М.: «Книголюб», 2007.  

Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Академия, 2003.  

Йог РамачаракаХатха-Йога М.: Т.3. Издательско-библиографическое агентство «Моя библиотека», 1991.

Изард К. Е. Эмоции человека: Пер. с англ. — М.: Директ-Медиа, 2008.

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6  лет.  – М.: ТЦ Сфера, 2007.  

Картушина. М.Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4  лет.  – М.: ТЦ Сфера, 2008.  

Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. М.: 1973.  

КольцоваМ.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. Роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребенка. – М.: Педагогика, 1973.  

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом  «Литера», 2006.  

Кузнецова Е.В.Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004.

Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. – М.: Гном-Пресс, 1999.

Лысова В. Я. и др. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников. Старший дошкольный возраст. – М.: АРКТИ, 2000.  

 Метлов Н.А. Музыка для утренней гимнастики в детском саду [Ноты]: музыкальное произведение, вокально-инструментальное / сост. Н. А. Метлов. – М.: Советский композитор, 1970.   

Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Организация и проведение физкультурных праздников в детском дошкольном учреждении. – М.: Издательский центр «Академия», 1987.  

Пензулаева, Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 3- 5 лет. – М.: Владос, 2001.  

Подольская Е.И. «Комплекс лечебной гимнастики для детей 5-7 лет»

Издательство: Учитель. Волгоград. 2014. 

Потапчук А.А., Лукина Г.Г.Фитбол-гимнастика в дошкольном возрасте: Учебно-метод. пособие/ под ред. С.П.Евсеева. – СПб.:1999.  

Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия / авт.-сост. Е.Е.Михеева. – Волгоград.: Учитель, 2011.  

Рунова М.А.  Движение день за днём. – М.: Линка – Пресс, 2007.

Рунова М.А. Использование тренажеров в детском саду: Методическое  пособие. М.: 2003.  

Скворушка. Сборник музыкально-речевых игр для дошкольного возраста. – АРКТИ – ИЛЕКСА., М.: 1999.  

Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.  

Солодова  Ю. В.  Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна» // Логопед. 2008. № 3.  

Солодова Ю.В. Самомассаж в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Челябинск, 2007.

 Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя / Е.А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1986.  

Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя.М.: Просвещение, 1986.  

Трясорукова Т.П. «Речедвигательный тренинг. Коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста». – Ростов н/Д : Феникс, 2010.  

Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду: Пособие для воспитателя подгот. к школе группы. – М.: Просвещение, 1984.

Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок/авт.- сост. Е. И. Подольская. Волгоград.: Учитель, 2009.  

Фролов В. Г., Юрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983.  

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.

Цымбалова Л. Н. Подвижные игры для детей. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004.  

Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под ред. М. И. Буянова. - 2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.  

Шапкова Л.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии.

Санкт- Петербург. 2002.  

Шершнева Ю. Занятия на тренажерах. Дошкольное воспитание. 2012. №7.

Шишкина В.А. Движение + движения: Кн. Для воспитателя детсада.- М.:  Просвещение. 1992.

Шумилова В.А. Спортивно – развлекательные праздники в детском саду. – Мозырь.: ООО ИД «Белый ветер», 2002.  

 http://coollib.net/b/101161/read#t8

http://do.gendocs.ru/docs/index-292145.html

http://doshvozrast.ru/ozdorov/gimnastika10-1.htm.

http://mama.darievna.ru/page/dyhatelnaja-gimnastika-dlja-detej

           http://nsportal.ru/detskii-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/korrektsiya-dykhatelnoi-funktsii-u-detei-doshkolnogo-voz

        http://www.7ya.ru/article/Zaryadka-dlya-yazychka-artikulyacionnaya-i-dyhatelnaya-gimnastika-dlya-malyshej/

      http://www.e-reading.biz/chapter.php/1008233/2/Ermolaev-Tomin_ Dyhanie_na_kazhdyy_den.html

http://www.ligis.ru/librari/1509.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» Учебно-методическое пособие

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ«ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»Учебно-методическое пособие...

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ» Учебно-методическое пособие

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»Учебно-методическое пособие...

Конспект НОД с использованием игровых культурных практик на тему: «Путешествие в царство Доброты»

Цель. Формирование представлений у детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни людей. Задачи:Образовательные:·...

ИГРОВЫЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ» Учебно-методическое пособие. Автор-составитель: Шаяхметова З.Ф.

Предлагаемое учебно-методическое пособие является методической «копилкой» к авторской программе «Интеллектуальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья через ис...

Деловая игра с педагогами ДОУ на тему "Дикие животные" с использованием кинезиологических практик.

Задачи 1.Познакомить участников мастер-класса с технологией применения кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками. 2. Способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной компет...

Игровое логопедическое занятие по теме: «НАСЕКОМЫЕ» (по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-цокотуха)

Презентация игрового логопедического занятия по теме: «НАСЕКОМЫЕ» (по мотивам сказки К.И. Чуковского «Муха-цокотуха)...