Я САМ
проект (младшая группа)

Демихова Надежда Игоревна
Воспитание кгн

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_sam.docx40.67 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект

 по формированию навыков самообслуживания

у детей раннего возраста

«Я - САМ»

Воспитатель: Демихова Н.И      

                                                                                                                                                                                                                           

Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, обучающий, долгосрочный.

Участники проекта: дети Iмладшей группы, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта: годовой.

Срок реализации проекта: сентябрь 2018г- май 2019г.

Предполагаемые итоги проекта:Осознание детьми необходимости овладения навыками самообслуживания

Актуальность проекта:

Начиная работу с детьми младшей группы детского сада, необходимо отметить, что у детей, пришедших в детский сад, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Успешность её формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет направленность личности. Самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.

Воспитывать самостоятельность, несомненно, необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом. Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь? Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.

Уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Таким образом, для содействия развития навыков самообслуживания мной разработан проект «Я сам!», который позволяет закрепить элементарные правила самообслуживания на данном этапе развития ребенка и расширить формы работы с детьми и родителями.

Выбор моей темы связан с необходимостью решать проблему навыков самообслуживания, именно в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для личностного развития, поэтому именно в этом возрастезакладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человекаСамое главное нельзя забывать, что именно в этом возрасте у детей в яркой степени начинает проявляться собственное «Я», а значит и его самостоятельность, которая и будет способствовать ребенку в развитии полезных навыков.

Цель: формировать самостоятельность у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время еды, раздевания, одевания, умывания).

2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды , учить держать ложку в правой руке.

6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.

7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

9. Учить правильно надевать одежду и обувь.

Предполагаемый результат проекта для детей:

Овладениенавыками самообслуживания детьми 1 младшей группы:

  • Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.
  • Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых) .
  • пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой)
  • Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.
  • Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо, уши; насухо вытираются после умывания. Вешаютполотенценаместо.
  • Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

  • Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
  • Получение консультаций по данной теме.
  • Укрепление связей между детским садом и семьёй.

В ходе реализации проекта используются такие методы и средства как:

  • личный пример работников детского сада, родителей;
  • использованиехудожественнойлитературы, фольклора;
  • схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов);
  • обеспечениечистотысреды;
  • соблюдениеправилэтикета.

Этапы реализации проекта:

 1 этап - подготовительный: определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме.

 2 этап - основной:выполнение плана работы  с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач.

3 этап - заключительный: Подведение итогов работы над проектом; диагностическое исследование форсированности навыков самообслуживания у детей после реализации проекта; презентация проекта.

Формы работы:

Задачи

Мероприятия

Диагностика сформированности навыков

Приём новых ребят, адаптационный период, наблюдения и игры на сближение

Знать и находить свои картинки, пиктограммы, символизирующие место хранения предметов гигиены, предметов быта

Игры на внимание «Угадай , чей шкафчик», «Чья картинка»

Подворачивать рукава одежды перед умыванием с помощью взрослого

Игра «Купание куклы», «Катя умывается»

Учить правильно сидеть за столом – не ставить локти на стол, ноги под прямым углом

Традиция «Самый красивый стол»,образец взрослых.

Учить снимать одежду и вешать на стул

Игровая ситуация «Уложим куклу Таню спать», «Пропало платье»

Чтение: К. Чуковский «Федорино горе»

Учить подставлять руки под струю, делать круговые движения ладошками

- Использование стих - я Г.Ладонщикова

«Я под краном мыла руки»,

- пед. ситуация «Научим обезьянку Читу мыть руки»

Учить держать хлеб в левой, а ложку в правой руке.

Игра«Мои любимые ложки»

Учить детей помогать в уборке игрушек

Игра «Спрячь в домики», совместная деятельность с воспитателем

Учить детей  самостоятельно надевать трусики, колготки

Пед. ситуация «Поможем куклам одеться»

Учить самостоятельно брать мыло, смочив его, намыливать руки

- Чтение С.Я.Маршака «Мойдодыр»,

- проблемная ситуация  «Грязные руки»,

-  пед. ситуация «Всё для умывания»

Учить есть с широкого края ложки

- Игра «Накорми мишку мёдом»,

- рассматривание картинок на тему – «посуда»

С помощью воспитателя ставить стулья к столам

- Игра «Найди свой домик »,

-пед. ситуация «Помоги друг другу»

Учить детей складывать одежду после прогулки и класть её в шкаф.

- Игровое упражнение «Каждой вещи своё место»,

-рассматривание альбома «Одежда»,

- пед. ситуация «Помогаем куклам Ане и Кате раздеться после прогулки»

Отжимать воду с рук (кулачки), не капать на пол

- Пед. ситуация «Помогаем Мишутке мыть лапы»,

- традиция «Сухой пол»

Учить детей не крошить хлеб, есть с закрытым ртом

-Традиция «Чистый стол»

Учить детей своевременно пользоваться туалетом

- Традиция «Сухие штанишки»,

- игра «Напои крокодила»

Учить одеваться в определённой последовательности, начиная с ног, а раздеваться сверху

- Настольная игра «Одень куклу»,

- чтение стих – я О.Кригер «На прогулку»,

-игра на внимание «Исправь ошибку»

Самостоятельно подворачивать рукава и опускать после умывания

Традиция «Сухие рукава»

Учить детей тщательно пережёвывать пищу, откусывая хлеб, заедать супом

Игра «Мы едим»

Учить детей пользоваться расчёской с помощью воспитателя, пользоваться зеркалом, носовым платком

- Игровое упражнение «Мы моем свои расчёски», «Парикмахерская»,

-  игра-упражнение «Найди домик своей расчёски»,

- игровая ситуация  «Рассматриваем себя в зеркало»

Учить детей самостоятельно пользоваться развёрнутым полотенцем в процессе умывания

- Пед. ситуация «Поможем Зайке вытирать лапы полотенцем»,

-игровое упражнение «Умоем Петрушку»,

- чтение Н. Найдёновой «Наши полотенца». - рассматривание полотенец – цвет, ткань.

Учить детей  застёгивать и расстёгивать пуговицы на одежде с помощью взрослого, расстёгивать и застёгивать обувь на «липучках»

- Использование дидактических пособий «Шнуровки – сапожки»,

«Липучки»,

«Застёжки»

Учить детей пользоваться салфеткой во время еды и после приёма пищи

Традиция «Чистюли»

Самостоятельно убирать игрушки после игры в группе и на участке

Педагогическая ситуация «Потерялись игрушки»

Учить помогать друг другу в одевании и раздевании

- Педагогическая ситуация «Умелый и Неумелый рядом»,

- рассматривание картин «Петя собирается на прогулку», «Катя пришла в гости»,

- поручения «Помоги другу»

Учить детей мыть лицо сверху вниз

- Чтение книги Благининой «Девочка - чумазая»,  

- игра-развлечение «Научим зайку умываться»

Учить детей сидеть близко к столу, наклоняя голову над тарелкой

- Беседы на тему « Как правильно сидеть за столом»

Учить поддерживать порядок в групповой комнате – сложить кубики в коробку, собрать пирамидки

- Просмотр диафильма «Федорино горе»,

-игра « Мы – помощники»,

-пед ситуация « Почему плачут игрушки»

Учить детей выворачивать одежду на правую сторону

- Пед. ситуация «Что неправильно одел  Саша, как надо»

Учить быть последовательными в процессе умывания

Режимные процессы

Переносить реальные бытовые действия на игру с образными игрушками

-Сюжетно-ролевые игры « Столовая», «Парикмахерская», «Дочки-матери»

Работа с родителями

  • Оформление папки-передвижки для родителей.
  • Консультация для родителей:«Я сам», «Как научить ребенка одеваться самостоятельно?»,«Убираю игрушки сам», «Как научить ребенка мыть руки?», «Как приучать ребенка к порядку и самостоятельности», «Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания»,«Как развить у ребенка навыки самообслуживания».

  • Памятка: Как приучить ребенка мыть руки?

Список используемой литературы

  1. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях . Издательство «Мозаика-Синтез»,  2006
  2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. : 1991.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в д/с: Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1985
  4. Вераксы Н.Е. Программа От рождения до школы. – М.:  Мозаика-Синтез, 2013.
  5. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007
  6. Крылова, Н. И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. Волгоград: издательство «Учитель», 2009..
  7. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.

Диагностический инструментарий

Определить уровень знаний в области культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста можно  через наблюдения, беседы.

Таблица 1.   Сформированность культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшей группы.

Имя, фамилия ребенка

Сформированность навыка мытья рук и личной гигиены

Сформированность навыка опрятной еды

Сформированность навыка самообслуживния при одевании и раздевании

Уровень сформированности

1.Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:


-Мыть лицо, руки ;
-Закатать рукава;
- Взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;
- Сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;
-Пользоваться расческой;
-Пользоваться носовым платком.

  1. Навыки опрятной еды включают умение:

-Правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
-Не крошить хлеб;
- Пережевывать пищу с закрытым ртом;
- Не разговаривать с полным ртом;
-Тихо выходить по окончании еды из-за стола;
- Благодарить.

  1. Навыки самообслуживания при одевании и раздевании включают умение:

-Расстегнуть пуговицы, замок;
-Снять платье (рубашку, шорты);
-Аккуратно повесить;
-Снять обувь;
-Надеть в обратной последовательности.

Если ребенок правильно выполняет все действия входящие в навык, то за: 

  • правильно выполненное действие ребенок получает - «3»;
  • действие выполненное с небольшими неточностями - «2»;
  • неумение выполнять действие - «1».

Таблица 2.Критерии оценки уровня сформированности культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  у детей младшего дошкольного возраста

уровень

низкий

средний

высокий

баллы

0 – 27   баллов

28 – 40   баллов

41 – 51   баллов