Из опыта работы по здоровьесбережению в ДОУ «Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах»
методическая разработка (средняя группа)

Голубева Марина Александровна

Из опыта работы по здоровьесбережению в ДОУ

«Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_zdorovyusberezheniyu.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Описание опыта по здоровьесбережению в ДОУ

«Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах»
https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/30/s_5bb01d4235f11/959843_3.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/30/s_5bb01d4235f11/959843_4.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/30/s_5bb01d4235f11/959843_5.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/30/s_5bb01d4235f11/959843_6.pnghttps://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/30/s_5bb01d4235f11/959843_7.png

Актуальность: В настоящее время одной из наиболее важных проблем является сохранение и укрепление здоровья детей. Это объясняется тем, что к детям предъявляются высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких – либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно - психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Чтобы ребенок рос здоровым и активным, нужно правильно организовать его деятельность на протяжении суток. В решении этой задачи очень важное значение имеет режим дня. Он представляет собой определенную систему, которая помогает распределить время сна и бодрствования, приема пищи, гигиенических процедур, занятий, игр и прочей деятельности детей. Состояние ребенка, как физическое, так и психическое, полностью зависят от соблюдения или несоблюдения установленного режима. Даже небольшие запаздывания на сон или прием пищи способны отрицательно повлиять на общее самочувствие ребенка. Дошкольные образовательные учреждения имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учётом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников. Актуальность вопросов использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ возрастает год от года, особенно в рамках внедрения ФГОС.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей с учетом их индивидуальных способностей и возможностей, формирование у родителей, воспитанников, педагогов культуры здоровья путем внедрения здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни;

совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей;

повысить количество детей первой основной группы здоровья;

систематизировать знания педагогов о здоровьесберегающих технологиях с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни и их применении в режимных моментах;

повысить грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей;

создать условия здоровьесберегающего пространства для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении.

Если режим дня в садике соответствует возрастным характеристикам ребенка, то он поможет укрепить здоровье ребенка, а также гарантирует его хорошую работоспособность. Вместе с этим он обеспечивает смену деятельности детей и защищает их от переутомления. Ребенок, который привыкает к режиму, заранее настраивается на новую деятельность, в результате чего она проходит более плодотворно и эффективно. Дети, которые соблюдают режим дня, имеют более устойчивую психику и меньше склонны к вирусным заболеваниям. И здесь немаловажную роль играют здоровьесберегающие технологии, которым уделяется большое внимание.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

На начальном этапе, главной целью было собрать как можно больше информации по здоровьюсбережению в дошкольном учреждении.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

медико-профилактические, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ. К ним относятся: мониторинг здоровья дошкольников, разработка  рекомендаций по оптимизации детского здоровья,организация и контроль питания,закаливание,организация профилактических мероприятий, организация здоровье сберегающей среды ДОУ,организация контроля в обеспечении требований СанПиНов;

физкультурно-оздоровительные направленные на физическое развитие и укрепление здоровья детей, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливания, дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа, профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки. Реализацию этих технологий осуществляют воспитатель и инструктор по физической культуре.

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Реализацией данных технологий занимается педагог - психолог.

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитии потребности к ЗОЖ; ;

С родителями и педагогами проводилось анкетирование, выявлялись проблемы по охране и укреплению здоровья, как в детском саду, так и в семье. Изучая и анализируя методическую литературу, а также информацию в интернет-ресурсах сделала вывод, что при планировании расписания дня в детском саду и использовании здоровьесберегающих технологий нужно учитывать тот факт, что активность и работоспособность ребенка на протяжении дня разная. Наиболее активны дети с восьми часов утра до двенадцати часов дня и с четырех часов дня до шести часов вечера. Самая минимальная работоспособность у детей – это приблизительно с двух часов до четырех часов дня. Поэтому развивающим занятиям отводится первая половина дня, учитывая тот факт, что дети в это время могут активно включаться в развивающую деятельность. Все оздоровительные мероприятия были выстроены в определенную цепочку и равномерно распределены на весь день.

Режимные моменты

Оздоровительные мероприятия

I половина дня

Утро

Утренняя зарядка, стрейтчинг

Пальчиковая гимнастика

Игровой самомассаж

Музыкотерапия (веселые песни)

НОД

Динамическая пауза

Гимнастика для глаз

Дыхательная гимнастика (1 упражнение)

Релаксация под музыку во время художественно-эстетического развития (лепка, рисование)

Физкультминутки

Прогулка

Двигательная активность (бег, игры, упражнения)

Подвижные игры

Дыхательная гимнастика

Песочная арт-терапия (в летнее время)

Перед сном

Релаксация под музыку (в постели)

II половина дня

После пробужде

ния

Бодрящая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Босохождение

Корригирующие дорожки (профилактика плоскостопия)

Самомассажи

После полдника

Сказкотерапия

Игротерапия

В группе накапливался материалы: пособия, дидактические игры по культуре поведения и ведению здорового образа жизни, стихи и загадки о правилах и предметах личной гигиены, беседы о ЗОЖ и спорте.

В процессе работы с воспитанниками, по формированию здорового образа жизни, знакомила детей с основными правилами здоровья (во время умывания, приема пищи, прогулки и т.д.), читали художественную литературу, выполняли практические задания. Было проведено несколько непосредственных образовательных деятельностей по темам: «Если хочешь быть здоров», «Витамины для здоровья», «Моя семья», подобраны мультимедийные презентации .Очень важно планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом состояния здоровья детей. Во время режимных моментов автор проводил различные гимнастики, которые большей частью подобраны в стихотворной форме для лучшего запоминания.

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий).

Дыхательная гимнастика способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких. При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей;

проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;

заниматься до еды;

заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;

вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно;

после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.

Пальчиковая гимнастика. Для тренировки внимания, воображения, быстроты реакции, мелкой моторики, стимулирования речи. Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей по 3-5 мин. в любое свободное время, в зависимости от интенсивной нагрузки.

Гимнастика для глаз. Профилактика нарушений зрения дошкольников (предупреждение утомления; укрепление глазных мышц нарушений зрения, переутомления; снятие напряжения; общее оздоровление зрительного аппарата).Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Проводится индивидуально, либо с подгруппой детей по 3-5 мин. в любое свободное время, в зависимости от интенсивной нагрузки. Детям с патологией зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы.

Динамические паузы проводились во время занятий, по мере утомляемости. Физкультминутки подбирались по тематическим неделям, дети с удовольствием могут их проводить сами. Для снятия умственной нагрузки, после занятий детям нравилось поиграть в подвижные игры. Большую роль в оздоровлении детей играют самомассаж, которые делали после зарядки и бодрящей гимнастики. Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.

Бодрящая гимнастика. Помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус. Много положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводились недели здоровья, где дети принимали участие в "Весёлых стартах", и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получая эмоциональный заряд от своих достижений. Большую роль в оздоровлении детей играют лыжные прогулки, катание на санках.

Особое внимание уделялось проведению закаливающих процедур.

Дошкольные образовательные учреждения практикуют полное соблюдение режима дня детьми. Однако родители могут дать некоторые послабления своему ребенку в выходные дни, что не может не отразиться на его состоянии позже. В понедельник таким детям достаточно тяжело, так как они быстро утомляются. Организация распорядка дня имеет важное значение для детей. Родители должны знать, как спланирован день в детском саду у ребенка, и стараться придерживаться этого режима и дома. В группе оформлен информационный уголок здоровья «Растем здоровыми». Предлагаются памятки, буклеты: «Здоровый образ жизни», «В здоровом теле – здоровый дух», «Игры на массажной дорожке», «Витаминная семейка», «Зарядка для глаз», «Гимнастика – пробудка» и т.д.

Вывод:  Положительная динамика в оздоровлении детей по всем направлениям работы в режимных моментах свидетельствует о том, что выбранные здоровьесберегающие технологии обеспечивают хорошие стартовые возможности детям при переходе на новую ступень образования.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах ДОУ

Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах ДОУ...

"Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах ДОУ"

В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности детей и укрепление здоровья....

Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах ДОУ

В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности детей и укрепление здоровья....

Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах ДОУ

В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности детей и укрепление здоровья....

«Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах для укрепления психофизического здоровья ребенка дошкольного возраста».

        Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.         Существуют разнообразные формы и...

Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах с детьми старшего дошкольного возраста «ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ»

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образоват...

Статья в "Туймазинском вестнике" от 26 сентября 2017 года. "Каждый пальчик покручу,никого необойду..." Использование здоровьесберегающих технологий в режимных моментах ДОО.

Статья в Туймазинском вестнике от 26 сентября 2017 года . Здороаьесберегающие технологии в режимных моментах ДОО....