Нормативно-методическое обеспечение здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении
материал

Шенеман Мария Владиславовна

Выступление на методическом совете 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ms_2.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно-методическое обеспечение здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении

В ходе модернизации образовательного процесса не стоит ограничиваться только формированием исключительно ценностных ориентиров к здоровью, необходимо вырабатывать компетентность здоровьесбережения методами каждого учебного и воспитательного процесса.

Компетентность здоровьесбережения рассматривается как стремление и умение воспитателя применять опыт работы, знания, ценностные установки в определенных обстоятельствах, которые требуют выбора и принятия решений в пользу здоровья. Следовательно, компетентность здоровьесбережения основывается не только на усвоении знаний, видов деятельности, но и на присвоении ценностных установок о важности сохранения здоровья и ведения ЗОЖ, а также норм и правил гигиены. Кроме этого, требуется использование полученных знаний, умений и ценностных установок в здоровьесберегающей деятельности, а также для заботы о личном здоровье и здоровье окружающих людей в течение всей жизни.

Для того чтобы дети научились соблюдать правила ЗОЖ, требуется сформировать хорошие условия для личностного развития в детском саду. Грамотно созданные условия благоприятно воздействуют на развитие ребенка, помогают сохранить и укрепить здоровье малышей.

К данным условиям относятся основные компоненты здоровьесберегающей среды:

  • благополучная моральная и психологическая обстановка;
  • санитарно-эпидемиологический и гигиенический режим жизнедеятельности детей;
  • соблюдение правильного рациона и режима питания;
  • физвоспитание детей;
  • рациональный подход в педагогическом и воспитательном процессе и в учебной нагрузке;
  • лечебно-профилактические занятия с сотрудниками и детьми.

Остановимся более детально на каждом компоненте.

Необходимо сформировать благополучную морально-психологическую обстановку, с целью профилактики и устранения психоэмоционального перенапряжения детей. Поэтому воспитателям требуется избегать стрессовых ситуаций или сглаживать их негативное воздействие на детей, применяя специальные методики.

Неблагополучная психологическая атмосфера может развиться вследствие плохой подготовки детей к предъявляемым физическим и педагогическим нагрузкам из-за высоких требований со стороны воспитателя и его негативной оценки. Сюда же можно отнести и перенапряжение воспитателя, нерациональное питание, ограниченность двигательной активности, метеозависимость, нарушение режима сна и бодрствования, недостаточное внимание к детям. Следовательно, психическое здоровье детей необходимо соблюдать и учитывать для обеспечения правильного развития.

Санитарно-эпидемический и гигиенический режим регулируются на законодательном уровне. Они требуют неукоснительного знания и соблюдения их сотрудниками детсада.

Санитарно-эпидемиологический регламент к обустройству, режиму работы и содержанию детей в ДОО выдвигает следующие правила к:

  • условиям местонахождения ДОО;
  • оборудованию и содержанию территории;
  • внутренним помещениям, их оборудованию и содержанию;
  • освещению комнат как естественному, так и искусственному;
  • отопительным и вентиляционным системам;
  • водопроводным и канализационным системам;
  • организации режима питания;
  • приему малышей в ДОО;
  • организации распорядка дня;
  • организации физвоспитания;
  • индивидуальной гигиене сотрудников.

Кроме обязательных условий, санитарно-эпидемиологический режим включает в себя рекомендации по формированию благоприятной атмосферы в воспитательном процессе и содержании детей. В данные усилия входят: соблюдение оптимальной температуры в помещениях и светового режима, графика проветривания, режима питания и питья, сна и занятий с прогулками, требования к уличной одежде и для помещений.

Санитарные правила в ДОО должны соблюдаться неукоснительно и обеспечивать уход за детьми. Контроль за соблюдение правил ложится на заведующего детсадом.

Рациональное питание и соблюдение режима питания способствует оздоровлению детей. Однако физические и умственные нагрузки приводят к расходу энергии, которую требуется восполнять. Это можно контролировать с помощью питания. Именно поэтому к данному компоненту предъявляются строгие требования. Все продукты необходимо готовить, хранить и распределять согласно устраненному регламенту. Кроме этого, требуется неукоснительное соблюдение условий к мытью посуды и содержанию пищеблока ДОО. На основании инструкций в детских садах должны ежемесячно выполнять нормы по питанию. Также необходимо предусмотреть дополнительное питание для истощенных детей, соблюдение диетического питания для детей с различными патологиями и при карантине. Питание должно быть рациональным и включать в себя: кисломолочную продукцию, которая обогащена бифидобактериями, оздоровительные коктейли, соки, фрукты, свежую зелень и овощи. Помимо этого, детям нужно создать комфортные условия для приема пищи.

Чтобы дети с удовольствием питались, требуется следить за качеством приготовленных блюд. Разнообразное меню, которое соответствует потребностям организма ребенка, также является обязательным условием. При этом не стоит упускать из вида и режим питания.

Необходимо строго соблюдать время приема пищи и интервала между ними. Дошкольники привыкают к определенному режиму, придерживаться которого возможно и дома.

По причине того, что в некоторых ДОУ наблюдается ухудшение качества питания дошкольников, требуется беспрерывный контроль за грамотной организацией питания. Согласно проводимым исследованиям, именно рациональное питание и грамотный уход создают благоприятные условия для сохранения, улучшения здоровья и веселого настроения ребенка.

Физвоспитание детей направлено на освоение двигательных навыков и укрепление здоровья. Это помогает дошкольникам не только развиваться в физическом плане, но и способствует личностному росту. Воспитатель должен выработать у ребенка осознанное отношение к спортивным занятиям и подвижным играм. Дети начинают проявлять инициативу, самостоятельный и творческий подход уже на утренней зарядке. Систематизация и последовательность упражнений помогают задействовать всю мышечную систему. Только регулярное осуществление и повторение упражнений способствует их правильному выполнению.

Основные задачи оздоровительного физвоспитания направлены на улучшение здоровья ребенка и охрану его жизни. Требуется постоянно повышать иммунитет ребенка с помощью закаливающих процедур, чтобы организм смог противостоять различным инфекциям и негативному воздействию окружающей среды. У детей детсадовского возраста формируется правильная осанка, костно-мышечная система, развивается мускулатура, улучшается работа ССС и органы дыхания.

В ходе физвоспитания у детей формируются навыки личной гигиены и способности к самостоятельной организации подвижных игр. С помощью физвоспитания у ребенка развиваются следующие положительные личностные качества: самостоятельность, внимательность, доброта, а также формируются нравственные аспекты: справедливое отношение, взаимная выручка, ответственность и умение работать в коллективе. Помимо этого, детям прививается волевой характер: смелость, решительность, уверенность в себе, настойчивость и способность к преодолению трудностей. Следовательно, физическое воспитание необходимо для всестороннего развития детей.

Учебный процесс в ДОУ организуется согласно требованиям инструктивно-методического письма Минобразования РФ от 14.03.200 года №65/23-16 «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

Учебные занятия необходимо проводить согласно установленному регламенту: для младшей и средней группы по 2 занятия по 10-15 минут в утренние часы, для старшей и подготовительной группы максимум 3 занятия в утренние часы продолжительностью по 20-25 минут и 25-30 минут соответственно. В середине учебной нагрузки обязательно проводится физкульминутка.

На протяжении дня учебные занятия обязательно чередуются со свободным временем и отдыхом. Повышенная интеллектуальная и физическая нагрузка способствуют переутомлению, невротическому состоянию, что негативно сказывается на физическом и психическом здоровье детей. Следовательно, распределение нагрузки определяется содержанием образования, формами организации образовательного процесса, режимом пребывания дошкольников в ДОУ и особенностями возрастной группы.

Общее время образовательного процесса подразделяется на 2 половины: 50% на интеллектуальные занятия и 50% на эстетические и физкультурные занятия.

Лечебно-профилактическая деятельность с дошкольниками включает в себя комплекс мероприятий, направленных на укрепление здоровья, повышение иммунных сил организма и скорейшее его восстановление после перенесенных инфекций. Такие меры проводятся на основании специальной программы, разработанной с учетом состояния здоровья и физической подготовки ребенка.

К примеру, для разработки профилактических мероприятий по группам берутся статистические данные заболеваемости на протяжении нескольких лет. В ходе анализа выявляются пик и частота заболеваемости. После уточнения периодов вспышки заболевания выстраивается алгоритм лечебно-профилактических мероприятий, подбираются эффективные средства оздоровления организма. Во время эпидемической обстановки проводятся физиотерапевтические и оздоровительные процедуры. Необходимо научить ребенка объяснять свое самочувствие, обучить методам промывания носа и полоскания горла. В это время воспитатели снижаются учебную и физическую нагрузку, а большую часть времени отводят прогулкам на свежем воздухе и эмоционально насыщают время пребывания детей в ДОУ.

С профилактической целью физических отклонений в детском саду применяют утреннюю гимнастику, зарядку после дневного отхода, физкультминутку между занятиями. Профилактически-оздоровительные меры основаны на закаливании, витаминотерапии, обучения навыкам личной гигиены.

В комнатах детского сада, где находятся воспитанники, необходимо обеспечить комфортную температуру воздуха. В помещении группы, музыкальном зале температура должна быть в пределах +20 градусов, в спальне варьируется от +16 до +18 градусов, в туалетной комнате +22-24 градуса, в физкультурном зале +18 градусов.

Следовательно, все компоненты здоровьесберегающих технологий формируют эмоционально-комфортные условия пребывания дошкольников в ДОУ, помогают сформировать аспекты ЗОЖ и сохраняют здоровье на всех этапах образовательного процесса и развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комфортная развивающая среда в дошкольном образовательном учреждении, как ресурс обеспечения художественно-эстетического развития личности дошкольника»

Комфортно-развивающая среда обеспечивает различные виды активности, что является основой для самостоятельной деятельности, условием для обеспечения художественно-эстетического развития личности дошкол...

Рекомендации по работе с педагогическим персоналом в создании здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении

  Испытывая стрессы, ребенок теряет не только психическое, но и физическое здоровье. Как считают И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова здоровье ребенка напрямую связано с его душевным р...

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении: «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»

Проект инклюзивная среда в образовательном учреждении  «Организация и содержание инклюзивной среды в дошкольном образовательном учреждении»...

Создание здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Методические рекомендации "Создание здоровьесберегающей среды в дошкольном образоватлеьном учреждении"...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ФАКТОР ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА В ДОШКОЛЬНОМОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ...