Здоровье как социально-педагогическая проблема в современном российском обществе
материал
Предварительный просмотр:
Здоровье как социально-педагогическая проблема в современном российском обществе
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Рождение и воспитание здорового ребенка – главная задача современных институтов семьи и образования.
Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», невозможно решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. В дошкольном возрасте организм ребенка активно развивается, формируются основные черты личности и характер, закладываются основы физического и психического здоровья, вырабатываются правильные привычки и представления о здоровом образе жизни.
Тема исследования значительно актуализируется в связи с ухудшением социально-экономической, экологической ситуации в стране и в мире, нарушениями в организации питания, уменьшением двигательной активности детей, которые неизменно ведут к нарушению как физического, так и психического здоровья.
Ежегодно отмечается непрерывный рост общего уровня заболеваемости среди детей дошкольного возраста, участились случаи выраженной гиперактивности и психосоматических заболеваний. Медицинская статистика свидетельствует о ежегодном увеличении числа дошкольников с хроническими заболеваниями.
Данные негативные процессы актуализируют потребности внедрения результативных технологий здоровьесбережения, сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей, а также формирования у родителей, педагогов и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья. Формирование адекватной здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении способствует воспитанию интереса ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность и улучшает психоэмоциональное самочувствие и здоровье детей, способствует снижению заболеваемости, повышению уровня физической подготовленности, сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Детское здоровье в любом обществе и при любых социально- экономических и политических ситуациях является актуальным вопросом и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее государства, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
При анализе последних двух десятилетий статистически выявлено увеличение заболеваемости детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Здоровое молодое поколение занимает особое место в исследованиях и работах научных сотрудников, педагогов, социологов и психологов. Рассматривая дошкольный возраст, можно сказать о том, что именно в этом возрастном периоде у юного человека закладываются основы не только общей культуры, но и понимание смысла здоровьесберегающей среды, что является неотъемлемым компонентом культуры здоровья в обществе.
В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей как дошкольного, так и школьного возраста. Различные отрицательные факторы негативно сказываются на окружающей среде, что влечет за собой целый ряд причин острой и повышенной заболеваемости. В основном, наблюдается рост количества нервно-психических и сердечно-сосудистых функциональных расстройств, нарушений органов пищеварения и зрения, хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата. Приведенные наблюдения указывают на то, что с каждым годом увеличивается число воспитанников и учащихся с хроническими и функциональными заболеваниями, и определенное влияние на эту ситуацию оказывает среда, в которой воспитываются и обучаются дети.
Здоровье ребенка является комплексным результатом сложного взаимодействия человека с природой и обществом. На самочувствие и развитие детей влияют многие факторы: генетический строй, экологическая ситуация, природные катаклизмы, медицинские, культурные и иные факторы.
В настоящее время установлен факт того, что состояние здоровья человека зависит не только от его врожденных индивидуальных показателей, но и от образа его жизни, а также окружающей среды, где он постоянно находится. Ребенок в дошкольном и даже школьном возрасте полностью самостоятельно и осознанно еще не может контролировать правильный образ своей жизни, наличие в ней профилактического спорта и грамотного питания. Именно поэтому здоровье ребенка определяется образом жизни его ближайшего социального окружения и среды, где осуществляется их жизнедеятельность.
На основании изложенного, можно утверждать о том, что преодоление кризиса в охране здоровья напрямую зависит от бережного отношения и пристального внимания со стороны государства, общества, семьи и каждого конкретного человека. И, учитывая нынешние показатели смертности в стране, сохранение и укрепление здоровья детей должно стать приоритетной национальной целью.
Одной из основательных проблем нашего государства является наличие неблагополучных семей, либо тех, кто безответственно относится к своему здоровью и здоровью своих детей. Если ребенку уже с момента рождения не прививать культуру сбережения своего здоровья, то можно будет предположить, что в подростковом возрасте он будет частым посетителем больниц и поликлиник.
Таким образом, можно прийти к выводу, что одной из приоритетных задач модернизации образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Посредством вырабатывания у молодого поколения ценности здоровья и здорового образа жизни, нация формируется сильнее и осознаннее. В новой стратегии здоровья должно быть предусмотрено смещение акцента с конкретно лечебной медицины на профилактическое направление. На основании установления определенной зависимости состояния здоровья человека от его образа жизни можно сделать вывод о том, что современному российскому обществу необходима конструктивная педагогическая теория, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Реализация такой теории будет опосредована педагогическими методами, которые разграничивают место каждого субъекта (семьи, ДОУ, школы, органов здравоохранения) при выполнении основных задач социальной политики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»
Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...
Понятие билингвизм. Актуальность данной проблемы в современном обществе, в ДОУ.
В настоящее время в России постоянно проживают люди более 150 национальностей, а по некоторым данным даже до 200 национальностей, не считая единичных представителей всех народов мира. Перед большинств...
Консультация на тему: Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально-педагогическая проблема".
Консультация на тему: "Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально- педагогическая проблема"....
Социально-педагогическое сопровождение современных родителей дошкольников в условиях информатизации общества
В условиях эпидемиологической ситуации жить и работать всем приходится по-новому. Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить в...
Проблемы современной семьи в Российском обществе
Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Ее значимость определяется тем, что во-первых семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень че...
Проблемы современной семьи в Российском обществе
Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Ее значимость определяется тем, что во-первых семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень че...
Использование образовательной технологии: «нетрадиционные техники рисования», как один из ответов на социальный педагогический запрос современного общества.
Что необходимо нашему обществу в условияхглобальной компьютеризации и модернизации, ведь за этими полезными на первый взглядявлениями часто скрывается неспособность родителей и детей к элементарному о...