Здоровьесберегающий потенциал средств физической культуры в современном дошкольном учреждении
методическая разработка

Ольга Викторовна Дегтяренко

Естественно, что в первую очередь, при внедрении здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ, необходимо начинать с изменения подхода к организации двигательной активности детей в общем и, в частности, к проведению физкультурных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vstupitelnaya_statya.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающий потенциал средств физической культуры в современном дошкольном учреждении

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Сущность здоровьесбережения состоит в том, чтобы найти возможности для улучшения физического и психологического здоровья детей еще до того, как оно будет нарушено.

Естественно, что в первую очередь, при внедрении здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ, необходимо начинать с изменения подхода к организации двигательной активности детей в общем и, в частности, к проведению физкультурных занятий.

Занятия по физической культуре обычно направлены на освоение определенного объёма двигательных навыков и мало способствуют оздоровлению и ещё меньше - здоровьесбережению, в связи с этим встает вопрос о поисках путей проведения профилактики нарушений физического и психологического здоровья. Исходя из данной проблемы, обозначим задачи, которые может решать любая здоровьесберегающая технология в процессе проведения физкультурных занятий в ДОУ: укрепление физического и психологического здоровья детей; гармоничное развитие всех частей опорно-двигательного аппарата и личности ребенка; формирование правильной осанки и эмоциональной стабильности; формирование привычки к здоровому образу жизни и оптимизация процесса воспитания и обучения.

Для реализации поставленных задач физическая культура на современном этапе обладает огромным арсеналом здоровьесберегающих средств. В первую очередь, он имеет широкое применение в физкультурных занятиях оздоровительной направленности, которым по своей цели (усиление оздоровительной направленности физкультурного занятия) просто не обойтись без определённого специфического инструментария.

Изучие опыта по здоровьесбережению разных авторов способствовало внедрению в практику нашей работы следующих специальных упражнений: 

1. Пальчиковая гимнастика. Это упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук. При их выполнении развивается ловкость, подвижность, улучшается работа мозга. Происходит обогащение и дифференциация сенсорной информации, поступающей от органов чувств, мышечных и двигательных рецепторов. Мы используем её, поскольку тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи; пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию познавательных процессов (внимания, памяти и др.)

2. Дыхательные упражнения. Они формируют носовое дыхание; улучшают дренажную функцию лёгких; положительно влияют на обменные процессы, играющие роль в кровоснабжении; повышают общую сопротивляемость организма, его тонус; улучшают нервно-психическое состояние. Специальные дыхательные упражнения предназначены для тренировки дыхательной мускулатуры грудной клетки и диафрагментального дыхания, они улучшают местное кровообращение, препятствуют разрастанию аденоидных вегетаций, предохраняют от переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа, рефлекторно помогают регуляции мозгового кровообращения.

Обучение правильному дыханию – одна из основных форм физического воспитания детей. Нарушение функций дыхания препятствует нормальному насыщению крови кислородом, приводит к нарушению обмена веществ, затрудняет выполнение физических нагрузок. Правильное дыхание необходимо для здоровья ребёнка так же, как и правильное питание. Поэтому выполнять дыхательные упражнения надо с младенчества. Большое удовольствие детям доставляют дыхательные упражнения, проводящиеся в игровой форме. К таким упражнениям-играм можно отнести пускание мыльных пузырей, задувание свечи, нюханье цветка и др. Надо приучать детей к дыханию через нос. Это самое целесообразное и естественное дыхание. Дыхание должно быть полным, чтобы расширялась грудная клетка и развивались мышцы живота. Дети запоминаю дыхательные упражнения и овладевают навыками произвольного управления дыханием гораздо быстрее взрослых, но если занятия нерегулярны, то они также быстро утрачивают полученные навыки.

3. Офтальмотренаж. Развитие органов зрения у детей в 4-6 лет еще не завершено, и интенсивное формирование зрительной функции во многом зависит от внешних условий. Поэтому  особое внимание следует уделять  соблюдению мер профилактики  нарушений зрения и снижения работоспособности мышц глаза.  В связи с ранним введением развивающего обучения дошкольников на пятом году жизни начинают уделять больше времени рисованию, вырезанию, склеиванию, штриховке и другим действиям. При этом голова ребенка находится в склоненном  состоянии, особенно резко выраженном при неправильной рабочей позе. Длительное склоненное положение головы затрудняет отток крови от глаз, вследствие чего  увеличивается внутриглазное давление, изображение от более отдаленных предметов уже не попадает в сетчатку. Для снятия напряжения глаз и профилактики глазных болезней применяется  специальная гимнастика  - офтальмотренаж.          Для укрепления внутренних глазных мышц учим детей выполнять простейшие упражнения для глаз. Учим беречь и охранять своё зрение, воспитываем у детей желание и потребность в ежедневной гимнастике для глаз.

4. Самомассаж (пальцев, волосистой части головы, ладоней – каштанами, вибрационный массаж – похлопывание рук, ног к туловищу). Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения, как «Лебединая шея», «Вешаем серёжки», массаж рук и ног, способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Каждый орган имеет свое представительство (зону) на коже, куда посылает информацию о своем состоянии и откуда получает информацию о всех изменениях внешней среды. Таких представителей на коже тысячи. Некоторые из них являются основными, так как связаны с важнейшими регуляторами жизнедеятельности организма. Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Точечный самомассаж - это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения обязательных и проприцетивных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, оказывая возбуждающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии дает хорошие результаты, особенно в тех случаях, когда сочетается с «общением» со своим телом в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов («милый», «добрый», «хороший»). Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук. При проведении точечного массажа происходит целенаправленное надавливание на биологически активные точки. Но в отличие от лечебного применения, ребенок здесь не просто «работает», он играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребёнкa позитивное ценностное отношение к собственному телу.

5. Использование круговой тренировки. Физкультурное занятие, построенное по методу круговой тренировки, за счёт совей интенсивности оказывает многостороннее оздоровительное влияние на организм ребёнка: развивает мышечную и центральную нервную системы, опорно-двигательный аппарат, тренирует и совершенствует физиологические функции организма, обеспечивает усвоение ребёнком доступных ему по возрасту движений, укрепляет потребность в движениях. Круговая тренировка даёт возможность: самостоятельно приобретать знания, развивать физические качества, позволяет добиться работоспособности, совершенствовать отдельные умения и навыки, позволяет обеспечить индивидуализацию обучения, эффективно использовать время. В круговой тренировке должны строго выполняться конкретные упражнения, подобранные и сконцентрированные в заданном временном интервале, обеспечивающие быстрое развитие двигательных качеств за относительно короткий промежуток времени.

6. Внедрение нетрадиционных видов гимнастики, которые получили научное подтверждение эффективности (аэробика – развивает мышечную силу, гибкость выносливость, скоростно-силовые и координационные способности, стретчинг - рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием). Ритмическая гимнастика – это разновидность гимнастики, такой системы упражнений, которая дает занимающимся бодрость, здоровье, мышечную радость, повышает тонус нервной системы. В ритмическую гимнастику входит неограниченный выбор движений, воздействующий на все части тела, на развитие всех физических качеств, таких как: ловкость, гибкость, выносливость, пластичность. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм.

Ритмическая гимнастика – одна из разновидностей оздоровительно- развивающего направления в гимнастике. По своему содержанию и используемым средствам ритмическая гимнастика – своеобразный синтез гимнастики и йоги, классического балета и аэробики, народного танца и диско. Однако при любом отношении используемых средств гимнастика является основной и доминирующей частью занятия. Лишь при таком условии обеспечивается многоплановый эффект оздоровительного и развивающего воздействия занятия. Большое разнообразие движений, выполняемых в различных плоскостях пространства, способствует совершенствованию двигательной памяти и координационных способностей.
Отличительные признаки ритмической гимнастики заключаются в танцевальной манере выполнения упражнения. Она способствует быстрому переходу организма от сна к бодрствованию, настраивает центральную нервную систему на рабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности.

Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения – вот что должно быть характерно при выполнении детьми музыкально-ритмических движений. Это сложная задача, но вполне осуществимая, если в своей работе с детьми педагог будет учитывать следующие принципы: комплексное решение основных задач физического воспитания, систематичность, постепенность, последовательность, повторность.

Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга. Причем все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.
Занятия игровым стретчингом с детьми от 4-х лет показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для общения не только со взрослыми, но и между собой. А близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения. Упражнения направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. Кроме этого, развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность.

7. Использование игр-эстафет различной интенсивности. Исследования последних лет показали, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности детей в режиме дня способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной), физическому и нервно-психическому развитию моторики .

Особое внимание уделяется использованию физических упражнений на свежем воздухе в различных формах – физкультурные занятия, спортивные упражнения, упражнения на прогулке в летнее время, подвижные игры и игры-эстафеты, показано положительное влияние сочетания физических упражнений и закаливающего воздействия свежего воздуха на организм детей.

При проведении игр-эстафет на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение элементов игр-эстафет в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств.

Проведение игр-эстафет на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из важных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем и закаливание организма ребенка. Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствует, что особую значимость имеют упражнения, направленные на развитие качества выносливости (бег, прыжки, подвижные игры, эстафеты), которые способствуют расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем, совершенствованию деятельности центральной нервной системы и тем самым общему укреплению здоровья и повышению работоспособности организма. Проведение игр-эстафет в спортивной форме при достаточной двигательной активности детей обеспечивает хороший закаливающий эффект.

В процессе совершенствования основных движений ребенок овладевает двигательными навыками и некоторыми знаниями. У него возникает возможность самостоятельного их применения в игровой и жизненной ситуации. Учет достигнутого детьми уровня двигательных навыков позволяет использовать в целях еще большего их совершенствования доступные детям элементы соревнования. Помимо этого, появляется возможность стимулировать творческую активность детей и направлять первые попытки их творческих поисков в подвижных играх.

Таким образом, игры-эстафеты следует рассматривать как особый вид при обучении детей двигательным навыкам и при формировании у них физических качеств. Как известно, дети должны постоянно двигаться. Движения способствуют положительному эмоциональному настрою, укрепляют детский организм, положительно влияют на общее физическое состояние детей.

8. Психогимнастика (эвритмические упражнения) Дети часто испытывают большие психологические нагрузки. Освобождаясь от стресса, они, инстинктивно ощущая потребность в движениях, выполняют различные двигательные действия. Если данные действия они осуществляют механически, это может привести к нервным срывам. В то же время ребёнок может восполнить свои жизненные силы, осмысленно используя эвритмические упражнения, ощущая себя свободной творческой личностью, ведя внутренний диалог с окружающим миром и ощущая радость бытия.

Словарь иностранных слов характеризует эвритмию (греческое euгhythmia - стройность, такт, благозвучие) как равномерность ритма в музыке, в танцах и в речи. Эвритмия даёт образное представление о формах движения, выражающих эмоциональное состояние души человека. Это, по существу, слово, ставшее видимым в жесте, мимике, движениях тела.

Эвритмические движения могут проявляться неосознанно при произнесении звуков, декламации стихотворений, пении и прослушивании музыкальных произведений, в сюжетно-ролевых играх. Наблюдая за маленьким ребёнком во время освоения речи, можно видеть, какой он непосредственный в своих проявлениях: при воспроизведении какого-либо звука приходит в движение всё его тело, особенно конечности. Он ритмично повторяющимися движениями помогает себе, пока звук не артикулируется, а слово не приобретает форму. Так же ведёт себя и взрослый человек, когда общается с другими людьми и, чувствуя себя при этом раскованно и непринуждённо, сопровождает свою речь вспомогательными, как бы объясняющими движениями.

В эвритмии каждое движение является объективно осмысленным и рациональным. Возникает так называемая эвритмическая форма, или образ, который создаётся при помощи мимики, жеста, телодвижения. В зависимости от того, в каких формах проявляются движения - пластически-округлых, плавных или, наоборот, резких, угловатых, прямолинейных, можно судить о состоянии души человека.

Для того чтобы ребёнок всесторонне развивался и был физически здоровым, необходимо сохранить, укрепить и развить его психическую деятельность. Исходя из этого, немаловажное значение для детей имеет выполнение комплексов общеразвивающих упражнений, сопровождающихся проявлением положительных, полезных чувственных эмоций. Выполнение упражнений с проявлением чувств, переживаний, способствует улучшению функционирования работы внутренних органов, дыхания, кровообращения.

Такие упражнения развивают воображение, умение фантазировать, воспитывают душу ребёнка.

Полезны они и для воспитателей, как средство повышения педагогического мастерства, выработки умения владеть голосом, интонацией и эмоциями.

9. Упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и формирование правильной осанки. Осанка – привычное положение тела ребёнка. Она развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов и под воздействием воспитания. В дошкольном возрасте осанка ребёнка только формируется, и любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. Естественно, что проблема формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребёнка дошкольного возраста. Однако, физическое воспитание – не единственный фактор, влияющий на осанку. Осанка зависит и от общего состояния скелета, суставно-связачного аппарата, степени развития мышечной системы.

Приучать ребёнка к постоянному контролю за положением своего тела необходимо как можно раньше. Исправление дефектов осанки всегда более трудное, чем их предупреждение. Самое действенное средство устранения дефектов осанки – физические упражнения. Методика составления комплексов, как и обычное физкультурное занятие, состоит из трёх частей. В подготовительную часть включают несложные общеразвивающие и коррекционные упражнения, соответствующие нарушениям осанки. Темп выполнения – медленный, умеренный и средний, дозировка – 6-8 повторений. В основную часть входят упражнения из положения лёжа на спине, на боку и на животе. В этих положениях легче следить за выпрямленным телом, мышцы не испытывают дополнительной статической нагрузки, как при держании тела в положении тела стоя и сидя. Дозировка упражнений индивидуальная, в среднем – 8-16 повторений. Все упражнения обязательно исполняются в обе стороны. Заключительная часть строится из упражнений на расслабление (релаксация), выполняемых в исходных положениях лёжа на спине, дыхательных и специальных упражнений на ощущение правильной осанки, конечно же, эмоциональная разгрузка – игры. Желательно, чтобы в зале для занятий располагались зеркала, которые дают возможность детям проконтролировать себя, друг друга. Также можно использовать шутливые стишки и присказки:

Проверочка осаночки.

Хватит спиночку качать,

Надо лечь и отдыхать.

Я на коврике лежу,

Прямо в потолок гляжу.

Лежат ровно пяточки,

Плечики, лопаточки.

Спинка ровная, прямая,

А могла бы быть кривая.

Нередко одной из причин нарушения осанки является плоскостопие. Главным средством профилактики плоскостопия и косолапости является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени. Это могут быть специально организованные занятия по типу физкультурных. Занятие состоит из трех частей: вводная, основная и заключительная. Во вводной части выполняются упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, подражательные движения. В основной части дети выполняют специальные упражнения. Упражнения проводятся в три этапа. На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. Каждое упражнение имеет свое название, сопровождается художественным словом. Например: повороты стопы вправо, влево. И.п.-сед на гимнастической скамейке. В.у.-повороты стоп вправо, влево ("Караси").

В парке есть глубокий пруд.
Караси в пруду живут.
Чтобы рыбок нам догнать,
Нужно хвостиком махать.

На втором этапе дети выполняют упражнения с предметами: захватывание пальцами ног мелких предметов, удерживание и выбрасывание их: камушки, прутья, шарики. На третьем этапе усложняются двигательные действия ребенка, используется различное оборудование: дорожки с отпечатками стоп, ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка и т.д. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений и до 10-12 раз на этапе закрепления и разучивания комплексов. В заключительной части занятия целесообразно выполнить дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию или организовать подвижную игру малой активности. С целью создания положительного эмоционального фона упражнения лучше выполнять под музыку, использовать наглядные пособия, художественное слово. Это будет способствовать повышению интереса и активности детей и, следовательно, качественному выполнению упражнений.

10. Релаксация. Необходимым компонентом занятий по физической культуре является мышечное расслабление или релаксация. Состояние организма ребёнка следует привести к исходным показателям. Эмоциональное возбуждение, учащение пульса, двигательное напряжение в процессе занятия необходимы для тренировки, по окончании которой утомлённые мышцы должны отдохнуть. Несоблюдение данного правила может привести к сильному перевозбуждению, нарушению процесса торможения. В таком состоянии ребёнку трудно сосредоточиться, адекватно реагировать на происходящее, заснуть во время тихого часа. 

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дается образное название, это увлекает детей. Они выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появление зевоты, сонливое состояние и т.д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

Таким образом, очень важно, чтобы каждое из рассмотренных средств имело оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.

Реализация здоровьесберегающих средств физической культуры, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Рекомендуем отдельные приемы этих технологий использовать педагогам дошкольного учреждения в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

«Взаимодействие инструктора по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении обеспечивается в результате сотрудничества инструктора по физической культуре и воспитателя.Формы двигательной деятельности ос...

Консультация по физической культуре для педагогов дошкольных учреждений "Роль воспитателя на физкультурном занятии"

При достижении задач по укреплению, формированию и развитию необходимо помнить и о главном НЕ НАВРЕДИТЬ!!!...

Конспект образовательной деятельности по физической культуре (плавание) в дошкольном учреждении. "Плавание с использованием мячей малого диаметра". Подготовительная к школе группа.

Неоспоримый факт, что плавание является хорошим средством  для укрепления опорно-двигательного аппарата и мышечной системы. Особенно это касается детей дошкольного возраста, когда формируется мыш...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. Детство – это...

«Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами дошкольного учреждения при организации воспитательно - образовательного процесса»

Всем известна пословица  «Один в поле не воин», поэтому очень важен процесс образовательного взаимодействия. Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учрежд...