Презентация "Особенности работы педагога-психолога с воспитанниками имеющими особые образовательные потребности".
презентация

Руденко Оксана Петровна

 В презентации отражены особенности работы педагога-психолога с воспитанниками имеющими особые образовательные потребности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon deti_doshkolniki_s_ovz._.ppt216 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила : Руденко Оксана Петровна, педагог-психолог МАДОУ №41 Особенности работы педагога-психолога с воспитанниками имеющими особые образовательные потребности

Слайд 2

Актуальность Неуклонно растет число детей с ограниченными возможностями здоровья – каждый 10-ый ребенок имеет особые образовательные потребности На встрече лидеров стран Большой восьмерки (июль, 2006г., г.С-Пб.) инклюзивное образование признано приоритетным направлением в области образования

Слайд 3

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Слайд 4

Дети с ОВЗ (по классификации В. А. Лапшина и Б. П. Пузанова) — Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); —Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); —Дети с нарушением речи ; —Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; —Дети с задержкой психического развития; —Дети с нарушением поведения и общения; —Дети с умственной отсталостью; —Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Слайд 5

Ребенок с ОВЗ ≠ Ребенок-инвалид

Слайд 6

Нормативная документация: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 года Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе 16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; 23) индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося; 27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; 28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Слайд 7

Статья 5. Право на образование. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

Слайд 8

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации , осуществляющие образовательную деятельность присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией

Слайд 9

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия , без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 10

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155) В Стандарте учитываются: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья , определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Основные принципы дошкольного образования: обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

Слайд 11

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ цель специального образования – введение в культуру ребенка опыта, по разным причинам выпадающего из нее; нужны специальные методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Слайд 12

Существуют причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья 1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы: - пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность; - натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков; - постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал. 2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.

Слайд 13

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ 1.Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире; 2. Темп выполнения заданий очень низкий; 3. Нуждается в постоянной помощи взрослого; 4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение); 5. Низкий уровень развития речи, мышления; 6. Трудности в понимании инструкций; 7. Инфантилизм; 8. Нарушение координации движений; 9. Низкая самооценка ;

Слайд 14

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ 10. Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении; 11. Высокий уровень психомышечного напряжения; 12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики; 13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство; 14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Слайд 15

Особенности работы с детьми с нарушениями слуха

Слайд 16

Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей важна для организации их обучения и воспитания; Основа классификации: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи (Р.М.Боскис). Глухие (неслышащие) ранооглохшие – дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие его до начала речевого развития ( до 3-х лет; обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки); позднооглохшие – дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована; главная задача – закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранение речи от распада и обучение чтению с губ.

Слайд 17

Особенности психического развития детей с нарушенным слухом Характерные особенности (по И.М.Соловьеву): из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, поэтому психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными, формирующаяся функциональная система межфункциональных взаимодействий изменена; компоненты психики у ребенка с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению с нормой пропорциях: несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления (преобладает первое); письменная речь (импрессивная- чтение и экспрессивная – письмо) приобретает большую роль по сравнению с устной; имеются отличия в темпе психического развития детей с нарушениями слуха по сравнению с нормой (различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком незначительны на начальных этапах развития, но они возрастают; так происходит до определенного этапа, когда различия перестают нарастать и уменьшаются).

Слайд 18

Коррекционная помощь Необходимо создать такие условия для развития и обучения ребенка с нарушениями слуха, которые позволят расширить и качественно изменить доходящие до него внешние воздействия, изменить их количественный и качественный состав за счет воздействий, заменяющих акустические и равных им по значению. Важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.

Слайд 19

Программно-методическое обеспечение для детей с нарушениями слуха Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста (Л.П.Носкова, Л.А.Головчиц, Н.Д.Шматко и др.) Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста (Л.П.Носкова, Л.А.Головчиц, Н.Д.Шматко и др.) Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития (учебно-методический комплект – О.П.Гаврилушкина, Л.А.Головчиц, Л.В.Дмитриева и др.) Я слышу мир и говорю! (авторская программа для обучения и воспитания глухих дошкольников педколлектива ДОУ №5 г.Самара, под ред.Т.В.Заварнахина, М.А.Морева)

Слайд 20

Особенности психического развития детей с нарушениями зрения и основные направления коррекционной работы

Слайд 21

Причины нарушений зрения Врожденный характер: 92% случаев слабовидения и 88% слепоты, которые могут быть результатом влияния внешних и внутренних повреждающих факторов, Наследственный характер:30% нарушений зрения На психическое развитие слепых и слабовидящих оказывает влияние «совокупность биологических, аномальных и социальных факторов, находящихся в сложных взаимоотношениях».

Слайд 22

Психолого-педагогическая классификация 1 группа - слепые дети обучаются по системе Брайля (рельефно-точечный шрифт), по учебникам, предназначенным для восприятия посредством осязания : 2 группа - слабовидящие дети с остротой зрения от 0, 05 (5%) до 0,4 (40%) на лучшем видящем глазу с коррекцией обучаются на основе зрительного восприятия: 3 группа - дети с пониженным зрением (дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой) с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучшем видящем глазу с коррекцией.

Слайд 23

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют три категории детей слепорожденные – это дети с врожденной тотальной слепотой; рано ослепшие (в возрасте до трех лет) не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы; поздно ослепшие – дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Слайд 24

Основные функции зрения наиболее интенсивно формируются в дошкольный период развития: стимульно-различительная направлена на активное взаимодействие с окружающим миром на уровне ориентировочной деятельности для установления контактов с предметным миром и формирования сенсорных эталонов; аналитико-синтетическая функция позволяет осуществлять анализ и синтез зрительных сигналов на основе имеющихся сенсорных эталонов, содействует узнаванию предметов и явлений окружающей среды, их дифференциации; информационно-познавательная функция зрения проявляется в систематизации, классификации, упорядочении анализируемой информации согласно имеющимся образам мышления и памяти; коммуникативно-воспитывающая функция определяет формирование эмоционально-поведенческого и социального компонентов в деятельности человека, позволяет адекватно реагировать на изменяющиеся внешние условия, мотивационно обосновывать свои поступки.

Слайд 25

Особенности психического развития детей с нарушениями зрения с нижается количество и качество получаемой информации о предметах и явлениях внешнего мира; снижается скорость и точность восприятия; имеется фрагментарность, искаженность восприятия единичных предметов и групповых композиций; затруднено установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, замедленность и нечеткость их опознания; нарушается одновременность, дистантность восприятия; слабый уровень эмоционального восприятия объектов внешнего мира; из-за сокращения зрительных ощущений ограничена возможность формирования образов памяти и воображения; специфичность формирования психологических систем, их структур и связей внутри системы (качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов; имеются специфические особенности при формировании образов, образов-представлений, понятий, речи, в соотнесении образного и понятийного мышления, ориентировки в пространстве и т.д.); изменения и в физическом развитии ребенка: нарушается точность движений, снижается их интенсивность, изменяется походка, страдают внутренние органы и системы организма.

Слайд 26

Особенности личности и эмоционально-волевой сферы слабовидящие дети более эмоциональны, мнительны и тревожны, чем слепые; для слепых свойственны страх перед неизвестным, неизведанным пространством, наполненным предметами с их опасными для ребенка свойствами; существует мнение о том, что слепые менее эмоциональны, чем зрячие (проблемы невербального характера); самооценка зависит от отношения социума к ребенку с нарушениями зрения: «самое трудное не слепота, а отношение зрячих к слепому» (Э.Келлер) Успешность социальной реабилитации (абилитации) зависит от того, какие личностные качества будут сформированы у детей, имеющих нарушения зрения, к началу их самостоятельной жизни (например, обучению в школе).

Слайд 27

Особенности деятельности компенсаторное значение; слепой контролирует свою деятельность, используя кинестетический анализатор или инструментальный контроль с помощью технических средств; ребенок с остаточным зрением опирается на сигналы, полученные зрительным и кинестетическим анализаторами, слабовидящий – опирается на нарушенное зрение; замедленное формирование личных форм деятельности, дети нуждаются в специально направленном обучении элементам деятельности; в раннем возрасте наблюдается значительное отставание в психическом развитии из-за возникающих вторичных нарушений, проявляющихся в неточных представлениях об окружающем мире, в недоразвитии предметной деятельности , в замедленно развивающемся практическом общении, в дефектах ориентирования и мобильности в пространстве, в общем недоразвитии моторики; в дошкольном возрасте у слепых взаимозаменяемыми формами ведущей деятельности являются предметная и игровая, а в младшем школьном возрасте - игра и учение.

Слайд 28

Особенности формирования игровой деятельности Игра повышает абилитационные возможности ребенка, способствует коррекции и компенсации зрительного дефекта, который создает трудности при овладении всеми структурными компонентами игровой деятельности: бедность игрового сюжета и содержания игры, схематизм игровых и практических действий и ряд других. В игре формируются, развиваются и коррегируются - новые компенсаторные процессы, нравственные качества, предметные и игровые действия, зрительное восприятие, ориентировка в пространстве, средства общения, социальное поведение детей. В процессе игры часто возникают конфликтные ситуации, что в значительной мере связано с трудностями организации совместной игры и контролем действий своих партнеров, с непониманием функциональных отношений при реализации, взятой на себя роли в ходе игры, с отсутствием специальных аксессуаров, способствующих пониманию игровой ситуации.

Слайд 29

Принципы коррекционной работы (по Л.И.Плаксиной) Принцип превентивной направленности позволяет решить задачи опережающего характера с целью предупреждения появления отклонений в психофизическом развитии детей и задачи прогнозирования результатов коррекционно-компенсаторной помощи в развитии и становлении личности ребенка; Принцип пропедевтической направленности служит основой для введения ребенка в различные виды деятельности (игру, занятия, труд и др.); Принцип преобразующей, трансформирующей направленности проявляется через развитие новых, обходных способов ориентации в окружающем мире за счет полисенсорных связей сохранных анализаторов, усиления регулирующей роли речи, мышления, памяти, активации и расширения роли и значения других ВПФ;

Слайд 30

Принцип информационной направленности как осознанная, целенаправленная информация, данная в доступной для ребенка с патологией зрения форме; Принцип единства взаимодействия педагога и ребенка включает в себя критерии: а) адекватность содержания психолого-педагогического воздействия состоянию и уровню психофизического развития ребенка с нарушением зрения; б) оптимальная направленность коррекционной работы и ее процессов на достижение объективно оправданных целей; в) обеспеченность практическим взаимодействием с окружающим миром, приводящим ребенка к осознанию своих потенциальных возможностей.

Слайд 31

ПМО для детей с нарушениями зрения Программы специальных (коррекционных)образовательных учреждений (для детей с нарушениями зрения) Авторы: В.А.Бельмер, Л.П.Григорьева, В.З.Денискина, Л.И.Плаксина, Е.Н.Подколзина, Л.С.Сековец, Б.В.Сермеев, Б.К.Тупоногов .

Слайд 32

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

Слайд 33

Детский церебральный паралич составляет группу расстройств двигательной сферы, которые возникают в результате поражения двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Основная особенность при ДЦП –существование двигательных нарушений с самого рождения и их тесная связь с сенсорными нарушениями.

Слайд 34

Особенности нарушения познавательной деятельности при ДЦП 1) Неравномерный характер нарушений отдельных психических функций. 2) Выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением ЦНС. 3) Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. 4.Незрелость, несформированность эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов.

Слайд 35

Основные направления коррекционной работы Нормализация (стимуляция) врожденных безусловных оральных рефлексов Дыхательные упражнения (вокализация выдоха) Стимуляция голосовых реакций. Развитие слухового и зрительного сосредоточения, развитие сенсорных эталонов. Нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата. Выбор позы для занятий, соблюдение двигательного режима (динамические паузы через 10 мин) Нормализация положения кисти и пальцев рук. Сочетать стимулы различной модальности (музыка, цвет, запах) ,что может оказать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка. Тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее, укрепляющее, расслабляющее, успокаивающее.

Слайд 36

Дети с тяжелыми нарушениями речи

Слайд 37

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов.

Слайд 38

Дети с задержкой психического развитии (ЗПР) ЗПР – нарушение нормального темпа психического развития ,когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Слайд 39

Причины ЗПР: 1. Биологические (патологии беременности, недоношенность, асфиксия и травмы при родах ,генетическая обусловленность и т.д.) 2. Социальные : длительное ограничение жизнедеятельности ребенка, неблагоприятные условия воспитания, педагогическая запущенность.

Слайд 40

Дети с соматическими заболеваниями Дети с соматическими заболеваниями, не имеющие видимых дефектов, имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от остальных.

Слайд 41

Общая Специфика работы с детьми с ОВЗ Предъявление упражнений – по степени нарастания сложности. Индивидуальные листы с заданиями трехуровневой сложности. Многократное повторение инструкций. Мультисенсорное обучение (использование «визуальных», «аудиальных», «кинестетических» способов подачи информации). Индивидуализация процесса обучения. Фиксация внимания детей на каждом этапе занятия на уже достигнутых результатах и на последующих конкретных задачах. Резюмирование после каждого этапа задания (что уже хорошо получилось, что можно сделать еще лучше). Сокращение времени выполнения заданий при утомлении детей. Предоставление дополнительного времени для обдумывания ответа.

Слайд 42

Предоставление возможности закончить задание. Формулировка заданий: - кратко, конкретно, с одним глаголом; - устно и с визуальной поддержкой; - поэтапно; - при объяснении показать конечный продукт; - при инструкции стоять рядом с ребенком (при возможности – контакт глаз). Фиксация внимания на позитивном поведении, а не на негативном. Использование «секретного» слова или знака для обращения к «особому» ребенку. Использование промежуточныхдиагностики для отражения прогресса. Разрешение переписывать, исправлять выполненное задание по просьбе ребенка. Использование оценок «зачет-незачет», когда речь идет об оценке роста в развитии ребенка.

Слайд 43

Возможность отвечать не перед всей группой, а наедине с педагогом. Привлечение к посильному участию в создании проектов. Использование помощи только по необходимости: обучению принятию самостоятельных решений. Обучение родителей навыкам стимулирующего общения с собственным ребенком. Четкое разделение функционала всех специалистов, вовлеченных в интегрированное дошкольное образование. Обязательное наличие индивидуальной коррекционо-развивающей и образовательно-воспитательной программы для ребенка с теми или иными нарушениями.

Слайд 44

Критерии эффективности работы педагогов с детьми с ОВЗ Успешность овладения образовательной программой детьми с ОВЗ Отсутствие пропусков занятий без уважительной причины Положительная динамика психосоматического здоровья и снижение заболеваемости детей с ОВЗ Наличие друзей у детей с ОВЗ среди детей группы Активность участия детей в системе дополнительного образования Участие родителей в сопровождении детей с ОВЗ Участие детей в коллективных видах деятельности.

Слайд 45

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Методические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особые образовательные потребности"

В данной статье не рассматриваются цели, задачи и методика работы с детьми в специальных группах для детей дошкольного возраста с отклонениями и задержками развития. Однако и в массовой группе воспита...

семинар-практикум "Возможности инклюзивного образования. Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности"

Цели, задачи, принципы повышения уровня качества инклюзивного образования в ДОУ, законодательная база в области инклюзивного образования....

Презентация "Организация работы педагога-психолога по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями (с ОВЗ)"

Содержание работы психолога ДОУ по сопровождению детей с ОВЗ - организация работы, структура, примеры оформления документации...

Изографы, перкуссия и «веселые гонзики» как эффективные практики в работе учителя – логопеда с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности

Инклюзивное и специальное образование в современном обществе: актуальные вопросы, достижения и инновации-2022...

«Инновационные технологии в коррекционной работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности»

методическое обьединение «Инновационные технологии в  коррекционной  работе  с  детьми, имеющими особые образовательные потребности»...