Опыт работы по теме: «Приобщение к здоровьесберегающим технологиям детей старшего дошкольного возраста»
статья (подготовительная группа)

Шерстнева  Елена Игоревна

Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к сздоровьесберегающим технологиям содержит все используемые мной методы и приемы работы. Описано содержание работы по сохранению зрения, описаны упражнения по дыхательной гимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровье - это состояние полного физического, психическогои социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (устав Всемирной организации здравоохранения).

Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением. «Движение – это жизнь, - как говорил великий философ Аристотель, - Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач физического развития детей дошкольного возраста является задача становления ценностей здорового образа жизни, овладение его нормами и правилами в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что необходимость серьёзно заниматься, формированием культуры здоровья дошкольников обусловлена рядом объективных причин:

  • фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, поэтому здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно развивать именно в этот период;
  • в этом же возрасте закладываются основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребёнком в специально организованной деятельности;
  • дошкольный период в развитии ребенка наиболее благоприятен в формировании представлений об особенностях развития человеческого организма, о способах сохранения здоровья.

 Очень важно сформировать у дошкольников элементарное осознание ответственности за свое здоровье. То есть, закрепить представление о том, что здоровье напрямую зависит от того, как сам человек к нему относится: соблюдает физическую активность, правила гигиены, основы правильного питания и т.д.

Для этого нужно способствовать развитию определенного круга знаний и представлений о своем теле, а также сформировать практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.

Целью применения здоровьесберегающих технологий считаю:

Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

Задачи:

1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие.

2.Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.

3.Создать оптимальные условия  для  психического и физического развития дошкольников.  

4. Помочь родителям организовать оздоровительную работу дома.

Правильная организация предметной среды  и умелое включение ребенка в процесс активного взаимодействия с окружающим предметным миром составляет важную сторону педагогической работы в детском саду. На данном этапе была создана оптимальная развивающая предметно-пространственная среда.

   В группе имеются книги, энциклопедии, иллюстрации, плакаты по приобщению детей к здоровому образу жизни. Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью.

Созданы картотеки «Пальчиковых игр», «Дыхательной гимнастики», «Физминуток», «Гимнастики для глаз», «Подвижных игр». 

Оформлены дидактические игры: "Структура человеческого тела”, "Спорт – это здоровье”, "Чистим зубы правильно”,  "Бережём уши”, «Полезно – вредно», «Витаминная азбука» и другие. Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно–гигиенические навыки, заставляют задумываться о здоровье.

Все мы знаем, что детей воспитывает и развивает то, что их окружает. Поэтому вся РППС  группы (мебель, оборудование, пособия) соответствуют требованиям СанПиНа, правилам охраны жизни и здоровья. В группе создан «Физкультурно-оздоровительный центр», который способствует развитию двигательной активности, моторики. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведёт к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья воспитанников. Этот центр очень любим детьми.

Ежедневно с детьми проводим пальчиковую гимнастику, которая направлена на развитие мелкой моторики кистей рук, подготовку руки к письму. Комплексы пальчиковой гимнастики направлены также на расслабление, растягивание, восстановление работоспособности кистей и пальцев после длительной нагрузки. Часто в  них мы включаем и элементы самомассажа. В группе имеется картотека стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. Часто в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками и т.д.

Использую кинезеологические упражнения: "Кулак, ребро, ладошка", "Колечко", "Ухо - нос" и многие другие упражнения. Их использование эффективно для развития коры головного мозга, они хорошо влияют и на развитие мелкой моторики рук

Жизненная ёмкость лёгких у дошкольников ещё тоже небольшая, а потребность в кислороде велика, поэтому ребёнок часто и поверхностно дышит. Вот почему так необходима дыхательная гимнастика. Она способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы. Она развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы и кровообращения. Нашим детям очень нравятся такие упражнения, как «Надуем шарик», «Чайник», «Насос», «Соревнования парусников», «У кого шарик взлетит выше» и другие. В группе есть  много игр для дыхательных упражнений.

Для укрепления зрения воспитанников и снятия интенсивности зрительной нагрузки мы используем следующие моменты:

зрительные паузы, в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.

массаж глаз, он помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.

- гимнастика для глаз,  даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуемся в деятельности по рисованию, лепке, аппликации, при рассматривании картин, длительном наблюдении.

Гимнастика для глаз,  даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой, что очень важно для детей подготовительной к школе группы. В своей деятельности использую  разные виды зрительных гимнастик, игровые, с помощью офтальмотренажеров( как заводского изготовления так и сделанные своими руками), а также применяю электронные комплексы гимнастик для тренировки глаз.

Физминутки или динамические паузы – помогают активно отдохнуть нашим воспитанникам после умственной нагрузки (а в подготовительной группе она достаточно большая) или вынужденной статической позы. Их мы проводим в любой отрезок времени, когда это необходимо для восстановления работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предотвращения переутомления и нарушений осанки.

В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада, провожу  двигательную  разминку. Её цель –предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени,       доступны детям с разным уровнем двигательной активности..

Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.

Физкультминутки провожу  по мере необходимости во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т.д. Длительность составляет 3-5 минут.

Физкультминутки,  стараюсь проводить  в многочисленных формах: в виде упражнений общеразвивающего воздействия (движения головы, рук, туловища, ног),подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.  

Подвижные и спортивные игры – проводим ежедневно как в группе, так и на прогулке.

Каждое утро мы начинаем с ресурсного круга. В это время мы улыбается друг другу, стремимся подарить положительный настрой на день. Разнообразные коммуникативные игры сплачивают детей, учат их договариваться. Они помогают снижать уровень конфликтности.

Одной из наиболее эффективных форм взаимодействия детей являются совместные коммуникативные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений. Пример такой игры "Взял-отдал". Большое место занимают и психофизические игры, игры на расслабление: "Шум дождя", "Путешествие на облаке"

 Игры знакомства детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии. Цель данных игр – ввести нового ребёнка в группу, познакомить его с ребятами, представить себя коллективу. «Назови себя», «Волшебный цветок» «Волшебный стул» «Подарок другу»

Игры для отреагирования агрессивности, снятия напряжения. Цель – сгладить конфликтные ситуации между детьми, снизить агрессию, учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. «Зеркало», «Волшебный мешочек» «Передача чувств»

Игры на развитие внимания. Цель - полное подчинение водящему, быть внимательным и всё повторять за ним. «Я сегодня вот такой!»«Повторяй за мной», Детективы"

Игры, вызывающие чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров. Цель - развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

«Ручеёк», «Мамино ожерелье», «Солнышко» «Водоросли» Иголочка

 Игры, вызывающие умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты. Цель - уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами, развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива. «Назови ласково», «Вежливые слова» «Расскажи о…» «Сделай комплимент»

Игры, вызывающие умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом - развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику, развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека. «Игры-ситуации» «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Игры, направленные на развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия - развить умение использовать невербальные средства общения. «Разговор через стекло». «Угадай кто это»

Игры, направленные на создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости - развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения, развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами. «Без маски» «Липучки», «Паутинка».

Ещё детям нравятся эмоциональные разминки  с элементами психогимнастики («Давайте похохочем», «Море волнуется раз…», «Покажи, как ты удивишься», «Моё отражение» и т.д.) (использую по рекомендации педагога-психолога).

Часто используем релаксацию и минутки покоя, мы называем это «Минута тишины»: посидим молча с закрытыми глазами; ляжем на спину и расслабимся; помечтаем под эту прекрасную музыку.

Спортивные развлечения, досуги, праздники, - это наиболее приемлемый вид активного отдыха. Эти мероприятия способствуют не только совершенствованию  двигательных навыков дошкольников, но и  обеспечивают их  эмоциональный комфорт.

19 слайд

Проектная деятельность

В ходе проектной деятельности мы закрепляли для себя знания о правильном питании, дети получали информацию о правильном питании, полезных и вредных привычках, делились полезными пищевыми привычками собственной семьи, рассказывали о любимых блюдах своей семьи и их пользе. Через работы с родителями, вовлеченными в проект популяризировались правильные пищевые привычки.

20 слайд

В этом году я активно использую элементы сказкотерапии. Дети в восторге от этой технологии, вспоминая старые образы и придумывая новые, дети расширяют свой образный репертуар, внутренний мир ребенка становится богаче. Это настоящий шанс понять и принять себя и мир, измениться в нужном направлении и повысить самооценку. Каждый день перед сном мы слушаем сказки, как обычные, так и терапевтические. Очень много хороших сказок, в прекрасной музыкальной обработке на канале "Сундучок историй.

Игровой массаж – один из самых любимых детьми, поэтому часто мы проводим "Гимнастику маленьких волшебников”. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребёнок воздействует на весь организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, всё это развивает у ребёнка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Эту гимнастику дети выполняют в любое свободное время.

Приобщение детей к здоровому образу жизни невозможно без деятельного участия родителей, поэтому одним из обязательных факторов успешного претворения в жизнь поставленных задач является взаимосвязь с семьёй. Эта работа в группе реализуется через разнообразные формы взаимодействия с родителями. 

Наши родители активно принимают участие в  совместных спортивных мероприятиях, направленных на оздоровление детей.

 Вместе составляем памятки здоровья ("паспорт здоровья”), предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, советуем литературу, брошюры, консультации.

     В «Уголке для родителей» постоянно:

        работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления;

        оформляем  рекомендации, советы, памятки;

        предлагаем папки – передвижки, папки-раскладушки по вопросам здоровьесбережения детей;

Выводы.

Таким образом, созданная в группе система по здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей позволяет нам качественно решать задачу развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Данные выводы подтверждают показатели состояния здоровья и физического развития моих воспитанников. У большинства наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использование доступных средств для его укрепления. Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости, ловкости. Целостная система образования, оздоровления, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует не только гармоничному развитию детей моей группы и  их успешной подготовке к обучению в школе, но и  приобщению дошкольников к здоровому образу жизни и формированию культуры здоровья. Ведь главное для нас – вырастить и воспитать здоровую умную личность!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня".

Выявление и устранение недоразвития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня. Работа включает в себя сравнительный анализ развития фонематического восприятия в старшей и подготовите...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

Опыт работы по теме: «Формирование фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста через игру»

В данном опыте работы рассматриваются проблемы, возникющие при формировании фонематического слуха, пути их решения. Предложены игры для формирования фонематического слуха у дошкольников....

Опыт работы на тему: «Формирование основ патриотизма, у детей старшего дошкольного возраста, через познание своей малой Родины»

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному  городу, к родной речи – задача  первостепенной важности, и нет  необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь...

Опыт работы на тему: «Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»

Опыт работы на тему:«Формирование читательского интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией»...