«Двигательная активность - основа физического развития детей дошкольного возраста»
консультация

Черешнева Татьяна Мойсеевна

Двигательная активность, физическая культура и спорт — эффективные средства сохранения и укрепления здоровья, гармоничного развития личности, профилактики заболеваний, обязательные условия здорового образа жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Гимназия г.Троицка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

на тему:

 

«Двигательная активность - основа физического развития детей дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель:

Черешнева Т.М.

г.Москва г.Троицк

17.03.2022

Двигательная активность удовлетворяет естественную потребность детей в движении и является средством познания окружающего мира.
Именно 
в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья: устойчивости к заболеваниям, правильного физического развития, высокой работоспособности, выносливости, координации движений.

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось.

Для педагогов детского сада не секрет, что основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности

Дошкольный возраст – это ответственный период жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного развития.

Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.

У детей, которые большую часть времени проводят в статическом положении (у телевизора, играя в тихие игры за столом) увеличивается нагрузка на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

В связи с этим при организации физического воспитания дошкольников стоит избегать:

  • малой подвижности в течение дня, частых периодов бездействия,
  • однообразия или трафаретности движений, их бесцельности,
  • отсутствия творчества в двигательной деятельности,
  • большой подвижности с высокой интенсивностью движений.

На двигательную активность дошкольников должно приходиться 50-60% от периода бодрствования, при этом 90% — средней и малой интенсивности, 10-15% — большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям: утренняя гимнастика, упражнения во время прогулок, физкультминутки.

Второе место принадлежит занятиям физкультурой, которые проводятся не менее трех раз в неделю (один – на воздухе). 

Третье место отводится самостоятельной двигательной активности, возникающей по инициативе детей.

Приобщая ребенка к занятиям, учитывайте:

  • его состояние здоровья и индивидуальные особенности
  • исходный уровень физической подготовленности
  • погодные условия,

Соблюдайте принцип постепенности увеличения нагрузок, принцип регулярности занятий.

Двигательную деятельность детей младшего дошкольного возраста стараюсь осуществлять не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, развлечений и НОД, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки с речевым сопровождением, подвижно-дидактические игры, игры-пляски с предметами, подвижные игры с элементами развития речи, музыкально-ритмические игры, подвижные игры с дыхательными упражнениями, игры с атрибутами, игровую дыхательную гимнастику, игровые упражнения, игры-пляски, подвижно-дидактические игры на прогулке.

В целях повышения интереса и желания детей заниматься двигательной деятельностью, улучшения осанки, совершенствования координация движений, повышения жизненного тонуса, создания у малышей бодрого, радостного настроения, благоприятно влияющего на состоянии организма в целом, использую музыкальное сопровождение, что способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма, восприятию музыки.

При проведении подвижных игр и игровых упражнений с детьми, использую различные атрибуты (ленточки, флажки, платочки, мячи, обручи, кегли, мешочки с песком, погремушки) таким образом, стимулирую активный интерес малышей к двигательной деятельности.

На прогулках с детьми провожу разнообразные подвижные игры и игровые упражнения, например, «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Пузырь», «Солнышко и дождик», которые способствуют оздоровлению детей, а также активизируют творческую деятельность, самостоятельность, способствуют проявлению раскованности, свободы, формируют умение действовать в коллективе, учат согласовывать свои действия с действиями педагога и других детей, вселяют уверенность в собственных силах, вырабатывают смелость и выдержку.

Дети с большим желанием стали играть в игры с речевым и музыкальным сопровождением, атрибутами, проявляют яркие эмоции, стараются выполнять правила, адекватно вести себя и, конечно, ищут любые возможности, чтобы перенести усвоенные игровые умения и навыки в самостоятельную деятельность. Умение дошкольника самостоятельно организовать знакомую игру и выполнять различные игровые упражнения – показатель высокого уровня развития ребёнка.

Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Двигательные навыки, полученные в детстве, облегчат знакомство с внешним миром, помогут как в игре, так и в жизни.

Поэтому старайтесь увлечь детей подвижными занятиями, участвуйте вместе с ними в Днях здоровья, спортивных праздниках, соревнованиях, ведь упражнения, выполняемые вместе и с удовольствием, принесут больше пользы!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность детей – необходимое условие физического развития детей дошкольного возраста.

Двигательная активность– это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием  всестороннего развития и воспитание ребенка. Благоприятное воздействие ...

Двигательная активность по физическому развитию детей старшей группы

На сегодняшний день наиболее актуальными в деятельности любого ДОУ являются вопросы физкультурно- оздоровительной работы, основная задача которой – способствовать укреплению здоровья, совершенст...

Развитие двигательной активности и физического воспитания детей дошкольного возраста.

Роль подвижной игры в развитии двигательной активности и физическом воспитании детей дошкольного возраста.      В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармон...

Развитие двигательной активности и физического воспитания детей дошкольного возраста.

Роль подвижной игры в развитии двигательной активности и физическом воспитании детей дошкольного возраста.      В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармон...

Мастер-класс для родителей «Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

Цель: Просвещение родителей в вопросах оздоровления детей, знакомство с методикой использования фитболов, как универсального средства укрепления опорно-двигательного аппарата, создания мышечного ...

Двигательная активность как важный фактор физического развития детей дошкольного возраста

Детство, важное время для развития двигательной активности, т.к. разные формы двигательной активности развивают все системы детского организма...