Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через игровые технологии «Эмоции телом»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Раковская Анна Владимировна

Дошкольный период является особо чувствительным для развития различных физических умений. Движение составляет основную потребность детей этого возраста, а игры с движениями приносят наибольшее удовольствие. Но даже в этой наиболее развитой сфере управление своими действиями осуществляется детьми большей частью непроизвольно: через подражание, прямое копирование без достаточного понимания правильности своих движений.

Способности детей к произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование.

Дети, а часто и взрослые, плохо понимают, что испытывают они сами или их близкие, и не могут правильно назвать эмоции, а тем более выразить.

Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями:

  • произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает, различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т.п.),
  • одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие,
  •  произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsii_telom.docx55.33 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через игровые технологии

«Эмоции телом»

Дошкольный период является особо чувствительным для развития различных физических умений. Движение составляет основную потребность детей этого возраста, а игры с движениями приносят наибольшее удовольствие. Но даже в этой наиболее развитой сфере управление своими действиями осуществляется детьми большей частью непроизвольно: через подражание, прямое копирование без достаточного понимания правильности своих движений.

Способности детей к произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование.

Дети, а часто и взрослые, плохо понимают, что испытывают они сами или их близкие, и не могут правильно назвать эмоции, а тем более выразить.

Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями:

  • произвольно направлять свое внимание на эмоциональные
    ощущения, которые он испытывает, различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер
    (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т.п.),

-        одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие,

-        произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу.

Игровое содержание упражнений, не случайно, а должно отражать процесс овладения навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами, т.е. должно быть продумано так, чтобы выполнить следующие задачи:

-        дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения - путем подражательного повторения движений и действий ведущего,

-        тренировать ребенка направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их,

  • тренировать ребенка определять характер физических движений,
    сопровождаемых различными мышечными ощущениями,
  • тренировать ребенка изменять характер своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств.

Эти упражнения, направленные на развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно проживать, конечной своей целью имеют овладение навыками управления своей эмоциональной сферой.

Игровое содержание этих упражнений подбирается так, чтобы они решали следующие задачи:

  • фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций,
  • подражательно воспроизводить чужие эмоции, фиксируя
    внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих
    эмоций,
  • проанализировать и словесно описать мышечные проявления
    эмоций,
  • повторно воспроизвести эти эмоции в заданных упражнениях,
    контролируя ощущения.

Формы упражнений могут быть разнообразны: пантомимические загадки, игры, представления и задания.

Вот список фундаментальных эмоций, их оттенков и состояний, которые желательно обыграть: интерес-внимательность, радость-удовольствие, удивление, горе-страдание-сострадание, гнев-злость-зависть, обида-досада, презрение-брезгливость-отвращение, страх-испуг, стыд-вина, тревога-беспокойство, сочувствие-жалость-нежность, грусть-печаль.

Каждое упражнение включает в деятельность фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции) и движения ребенка так, чтобы через механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады.

В упражнения включают обмен ролями партнеров по общению, оценку своих эмоций и эмоций партнера. В таких упражнениях ребенок тренируется точно выражать и проживать свои чувства, а также понимать чувства, эмоции, действия, отношения других детей, овладевает главным инструментом установления эмоционального контакта и регуляции общения - умением сопереживать.

Используя в упражнениях разные эмоциональные темы, вы постепенно откроете детям, какое эмоциональное богатство скрыто в каждом человеке: как разнообразны эмоции и бесчисленны их оттенки, - пробудите или раскрепостите эмоции в детях.

«Повтори упражнения веселых человечков»

Цель: понимать схематическое изображение позы и мимики человека.

Материал: схематическое изображение фигур мальчиков и девочек, выполняющие ОРУ с различными эмоциональными проявлениями

  • Вариант1

 Воспитатель или ведущий показывает одну из карточек, дети принимают данную позу. Необходимо следить за выражением лица человечка.

  • Вариант2

 По сигналу нужную позу принимают только мальчики, (если ведущий показывает рисунок мальчика), девочки при этом могут проверять, правильно ли выполнено движение и правильно ли передана эмоциональная составляющая

  • Вариант3

 Ведущий договаривается с детьми, какое движение делать нельзя, показывает карточки, дети выполняют разные упражнения. Кто повторит запрещенное движение - выбывает из игры.

                                     

Эта игра может быть использована как динамическая пауза во время занятий с детьми.

«Пантомима»

Цель: развивать у детей дошкольного возраста способность понимать и осознавать свои и чужие эмоции через движения и мышечные ощущения.

Любое физическое движение выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций - мышления, эмоций, движения, - а с помощью комментариев Ведущего подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам.

 Например, ребенок не просто выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемом барабане в цирке.

Это игровое упражнение доставляет ребенку массу, удовольствия, включает в работу его фантазию, улучшает ритмичность движения. В это же время, Ведущий комментариями описывает характер физических действий - силу, темп, резкость - и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

  Например:
Сегодня мы с вами познакомимся с маленькими волшебными человечками. Этих человечков зовут гномиками. Эти человечки небольшого роста, покажите какие они маленькие. Еще у них есть длинная-предлинная борода, покажите, какая? На ногах у гномиков деревянные башмачки, которые громко стучат. Как стучат деревянные каблучки? А на головах у гномиков забавные колпачки с колокольчиками.

Идут гномики по лесу. А в лесу деревья густые, кругом ветки колючие. Пробираются гномики через лес, ветки поднимают, раздвигают (дети выполняют вместе с взрослым все движения). Где бочком пройдут, где спинкой, где наклонятся, где на цыпочках пройдут. Вот уже и тропинка. Вышли гномики на тропинку, а посреди медведь разлегся. Испугались гномики!

  • Сжались все в комочек, застыли
  • Брови подняли верх
  • Глазки широко раскрыли, боимся вздохнуть и пошевелиться
  • Рот приоткрыли
  • Голову втянули в плечи
  • Задрожали
  • Слова сказать не можем

Брр! Как страшно!

Давайте снимем свои шапочки, чтобы они не звенели, и тихонечко на цыпочках мимо мишки пройдем.

Теперь можно и отдохнуть, ушли мы от медведя! Как можно показать, что мы молодцы, что мы собой довольны:

  • Мы улыбаемся, весело подмигиваем друг другу
  • Тело у нас свободное, не зажатое
  • Большой палец поднять вверх
  • Гладим себя по груди, по голове

Молодцы!

В конце можно сесть в круг и поиграть в игру «Так мы понимаем эмоции».

Цель: развивать способность выражать свои ощущения, чувства в слове.

Каждому ребенку бросается мяч и задается эмоция «Мне страшно когда….». Ребенок объясняет, как он понимает эту эмоцию и бросает мяч водящему. Взрослый бросает мяч следующему ребенку и называет ту же эмоцию. Все дети в кругу высказываются. Взрослый подбадривает, задает наводящие вопросы.

РОЛЬ ВЕДУЩЕГО:

Стараясь вовлечь детей в игру, включить в работу их внутренне внимание, направить его на осознание того, что в них происходит во время игры, Ведущий должен уметь гибко изменять свою позицию: то становясь участником игры-драмы, активно увлекающим, соблазняющим в показывающим, то просто наблюдая или режиссируя, но ни в коем случае не заставляя, не оценивая, не наказывая.

Экспрессия Ведущего при показе упражнений совершенно необходима, так как она облегчает детям подражание и, эмоционально заряжая их, усиливает их ощущения.

Своевременные по ходу игры комментарии Ведущего: название ощущений, указание их места (локализации), характера, эмоциональной окраски, ассоциативного образа, помогают скорректировать и усилить эти ощущения, удержать на них внимание ребенка.

Во время игры все дети успешны: правильно все, что они делают, разыгрывая тот или иной образ, при этом каждый делает по-своему, как может. Но у всех возникают мышечные ощущения и эмоции, каждый ребенок может уловить и научиться их произвольно регулировать.

Полная дифференциация и осознание всех своих ощущений детьми, пожалуй, невозможны, да и не обязательны. Сосредоточение внимания хотя бы на одном своем ощущении или сравнение хотя бы одной пары ощущений в каждом задании желательно и необходимо. Тренируя такие умения, дети развивают способность произвольной регуляции возникновения и смены различных мышечных и эмоциональных ощущений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая программа диагностики уровня развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста

Представленная психолого-педагогическая программа предназначена для диагностики эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в рамках введения ФГОС. Программа структурирована в соотве...

Классическая музыка как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Материал будет интересен для музыкальных руководителей. Музыка учит слушать и слышать, поощряет усилия активного познания, разрешает завязываться близким связям в общении с шедеврами искусства, ...

Диагностика развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Одним из приоритетных направлений в образовательной области  «Социально-коммуникативное развитие» вступивших в силу ФГОС является развитие эмоционального интеллекта.Представленная диагности...

Организация работы по созданию эмоционально-развивающей среды как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно...

Развитие эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическую деятельность

Развитие эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическую деятельность...

Методическая разработка. Конспект занятия "Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность. Театрализованная игра по мотивам сказки "Теремок."".

Тема: «Театрализованная  игра по мотивам сказки Теремок».Образовательные области:  "Социально-коммуникативное развитие".Цель - Развитие эмоционального интеллекта детей ...

«Дидактическая игра «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТЮД «КОТЯТА» » словесная с целью развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста».

Один из самых демократичных и популярных видов игр — это словесная игра. Словесные игры построены на словах и действиях играющих.Цели: развитие эмоционального интеллекта дете...