Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольной организации
консультация

Клюева Оксана Васильевна

Здоровьесберегающие технологии представляют собой систему мер по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ и включают методы, приемы и комплексные способы решения задач здоровьесбережения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольной организации

Использование здоровьесберегающих технологий является необходимым условием повышения качества дошкольного образования. Они представляют собой систему мер по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ и включают методы, приемы и комплексные способы решения задач здоровьесбережения. Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ предполагает наличие двух блоков: здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих технологий. Они реализовываются с целью становления осознанного отношения детей к здоровью и жизни человека, накопления знаний о здоровье, а также умений сберегать, поддерживать и сохранять его. Кроме того, у детей формируются навыки эффективного решения задач здорового образа жизни, безопасного поведения, умения оказания элементарной медицинской и психологической помощи.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ: их виды и особенности

Можно выделить три вида здоровьесберегающих технологий:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья – стрейчинг, ритмопластика, динамические паузы, гимнастика для глаз, релаксация, пальчиковая гимнастика, подвижные спортивные игры, гимнастика дыхательная, бодрящая, корригирующая и ортопедическая;
  • Технологии обучения здоровому образу жизни, которые чаще используются в детских садах с традиционной педагогикой. К ним относятся физкультурные занятия, проблемно-игровые тренинги, игротерапия, самомассаж, коммуникативные игры, точечный массаж, биологическая обратная связь и т.д.
  • Коррекционные технологии – арт-, сказко-, цветотерапия, коррекция поведения, технология музыкального воздействия, психогимнастика, фонетическая гимнастика.

В каждом детском саду медико-профилактическая работа выделяется в отдельный большой блок. В него входят мониторинг здоровья, создание здоровьесберегающей среды, профилактические мероприятия, медико-педагогический контроль, организация рационального питания, система закаливания, культура сна и разнообразные прогулки. Если рассматривать организацию физкультурно-оздоровительной работы, то в соответствии с особенностями возраста, сезона, здоровья в каждой группе должен разрабатываться и внедряться дифференцированный двигательный режим. Как его грамотно составить описано в книге М.А. Руновой «Двигательный режим в детском саду». Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ предполагает, что воспитатели должны целенаправленно и постоянно организовывать работу по развитию детей: их волевых и физических качеств, самостоятельности и произвольности, элементов творческого мышления в двигательной деятельности. Также физкультурно-оздоровительная работа включает использование разнообразных приемов по профилактике нарушения костно-мышечной системы.

Практическое использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Рассмотрим более детально некоторые технологии сохранения и стимулирования здоровья, которые используются в ДОУ.

Стрейчинг – набор упражнений, позволяющих развить или вернуть гибкость, которая способствует лучшей координации, дарит возможность легко воспроизводить сложные движения.

Ритмопластика – это музыкально-ритмический психотренинг, который развивает у ребенка волю, внимание, творческое воображение, подвижность, эмоциональность, память, гибкость мыслительных процессов, музыкальность. Ритмопластика базируется на простых, но разнообразных движениях: имитационных, общеразвивающих, танцевальных. Ее можно свести в создание образа или сюжета в движении. Развивая навык пластической интерпретации музыки, ребенок получает новые умения и навыки и вместе с тем развивает способность творческого осмысления и понимания музыки.

Динамические паузы должны быть включены в режим дня. К ним относятся хороводные, подвижные игры, упражнения для осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, массаж лица, кистей рук, в том числе пшеном, рисом, пальцами, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии, ходьба по ребристым дорожках, пробках, пуговицам. Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ, включает также релаксацию, которая подразумевает общее расслабление и успокоение, например, прослушивание звуков моря или леса, ветерка, пения птичек. Это полезно детям слушать перед сном. Также воспитатель может погладить, похвалить ребенка, помочь ему расслабиться словами. Расслабляющие упражнения можно делать с использованием мяча фитбола. На нем можно покачивать ребенка взад-вперед и пр.

Подытоживая, следует отметить, что использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ должно быть реализовано в виде взаимодействия всех структур и технологий, а также создание условий, которые способствуют эффективному здоровьесбережению. Кроме того, постоянно должен происходить их анализ, диагностика, коррекция. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П Р О Е К Т на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении».

П Р О Е К Тна тему:«Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении»....

Педсовет "«Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении»

Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением. «Движение – это жизнь, - как говорил великий философ Аристотель, - Ничто так не истощает и не ослабляет человека,...

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении.

Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей группе детского сада....

«Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении»

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Цель, классификация. система,  виды здорвьесберегающих технологий....

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе организации коррекционных занятий учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи)

Самым популярным и наиболее ёмким является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучи...