Картотека пальчиковой гимнастики для детей 6-7 лет по программе "От рождения до школы"
картотека (подготовительная группа)

Миргалимова Альфия Нургалиевна

Картотека пальчиковой гимнастики для детей 6-7 лет по программе "От рождения до школы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_palchikovoy_gimnastiki_6-7_let.docx391.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №37 «Дружная семейка»

Картотека пальчиковой гимнастики

для детей 6-7 лет

по программе «От рождения до школы»

                                                                                                                             

Сентябрь

Тема недели

Содержание

1.«Зачем дети ходят в школу?»

Громко прозвенел звонок.

 (дети хлопают в ладоши )
Начинается урок.
Ранец свой я открываю, (
сжимают, разжимают кулачки на обеих руках)
Карандаши, чтоб рисовать, (
загибают пальчики, начиная с мизинчика правой руки )
Ручку, чтобы записать,
Что учитель нам велит.
Потом тетради, учебники
И школьный дневник.
Есть и линейка в ранце моём,
Краски, кисти и альбом.
Всё это в школе мне пригодится,

(сжимают, разжимают кулачки на обеих руках)
Всё это надо, чтобы учиться! (
хлопают в ладоши)

2.«Магазин игрушек».

Катины игрушки

На большом диване в ряд

(Попеременно хлопают в ладоши , стучат кулаками.)

Куклы Танины сидят:

Два медведя, Буратино,

(Загибают поочередно все пальцы.)

И веселый Чиполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять.

(Разгибают поочередно все пальцы.)

Помогаем нашей Тане

Мы игрушки сосчитать

(Попеременно хлопают в ладоши и

стучат кулаками)

3.«Почему листья пожелтели?»

Осенние листья

1,2,3,4,5.

Будем листья собирать

Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листья дуба мы соберем-

Маме осенний букет

отнесем.

(Загибать пальцы, начиная с большого, сжимать и разжимать кулачки, загибание пальчиков.)

4.«Что выросло на грядке?»

Мы идем в осенний лес.

Мы идем в осенний лес.

(Маршируем на месте)

А в лесу полно чудес!

(Разводим руки в стороны, «удивляемся»)

Дождь вчера в лесу прошел-

(Потряхиваем ладонями обеих рук)

Это очень хорошо.

(Хлопаем в ладоши)

Будем мы грибы искать,

(Приставляем ладонь ко лбу, смотрим в разные стороны)

И в корзинку собирать.

(Сводят руки перед собой в «корзинку»)

Вот сидят маслята,

(Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название грибочка)

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички,

Подосиновик, груздок,

Полезайте в кузовок!

(Присесть, обнять себя руками)

Ну, а ты, мухомор- украшай осенний бор!

(Встаем, разводим руками в стороны)

Октябрь

Тема недели

Содержание

5. «Из чего состоят фрукты?»

На базар ходили.

Соединяют подушечки пальцев, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; при этом ладони не касаются друг друга.)

На базар ходили мы, (Мизинцы.)

Много груш там и хурмы, (Безымянные.)

Есть лимоны, апельсины, (Средние.)

Дыни, сливы, мандарины, (Указательные.)

Но купили мы арбуз- (Большие.)

Это самый вкусный груз! (Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.)

6. «В чем польза ягод?»

«За ягодами» 

Раз, два, три, четыре, пять,         Пальчики обеих рук «здороваются», начиная 

                                                                   с больших

В лес идём мы погулять.               Обе руки «идут» указательными и       

                                                                 средними пальцами по столу        

За черникой,                                   Загибают пальчики, начиная с большого.    

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

7. «Почему лес –многоэтажный дом?»

«Мы пошли в лесок гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают кулачки)

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик по дорожке, (загибают пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за грибами,

Этот пальчик за малинкой,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

8. «Откуда хлеб пришёл?»

 Хлеб

Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,

Летом цвел и колосился, поднятыми вверх.

А потом обмолотили,  Постукивают кулаками друг о друга.

Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики

здороваются»

Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.

В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями

вверх.

Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.

А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.

 

Ноябрь

Тема недели

Содержание

9. «Как устроен организм человека?»

Весёлый человечек.
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. 
Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно, 
Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. 
Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, 
Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. 
Складывают пальцы в замок.

10. «Жители глубинных вод?»

«Налим»

Жил да был, один налим,

Прилетали утки к ним.

По четыре раза в сутки,

И учили их считать:

1,2,3,4,5.

Ладони сложены

плавные движения, движения

порознь, руки сложены на крест

взмахи, сжимать разжимать

кулачки, загибать пальчики по

одному.

11. «Зачем держать домашних животных?»

«Котята» 

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.
Покачиваем руками, не разъединяя их. )

У кошечки нашей есть десять котят,
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
 

12. «Как живут дикие животные?»

«Белка»

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

(Хлопки ладонями и удары

кулачками друг о друга попеременно.

Загибают по одному пальчику,

начиная с большого.

Ритмичные хлопки ладонями

и удары кулачками.)

Декабрь

Тема недели

Содержание

13. «Почему животные жарких стран не могут жить на севере?»

За мамой слонихой шагает слонёнок,
За крокодилихой – крокодилёнок,
За львицей шагает маленький львёнок,
За верблюдицей бежит верблюжонок,
За зеброй спешит полосатый зебрёнок.
За кем же торопится каждый ребёнок?
(
поочерёдно загибать пальчики)

14. «Кто живёт на птичьем дворе?»

Дети, на птичью ферму шагаем,

Домашних птиц изучаем.

«Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки по левой руке.

У индюшки индюшонок. Парное касание больших пальцев.

У курицы … цыплёнок. Парное касание мизинцев.

У гусыни … гусёнок. Парное касание указательных пальцев.

У утки … утёнок. Парное касание безымянных пальцев.

У страуса … страусёнок. Парное касание средних пальцев.

Зерна рассыпаем,

Птиц угощаем.

Сжимаем пальцы обеих рук в кулачки и разжимаем.

Индюшку с индюшатами. Парное касание больших пальцев.

Курицу … с цыплятами. Парное касание мизинцев.

Гусыню … с гусятами. Парное касание указательных пальцев.

Утку … с утятами. Парное касание безымянных пальцев.

Страуса … со страусятами. Парное касание средних пальцев.

Птицы по двору гуляли,

Птицы зёрнышки клевали.

Стучим указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки.

15. «Как помочь птицам зимой?»

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли…

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник – посмотри –

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг, со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу, в столовой нашей,

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Удары кулачками друг о друга сверху. Раскрыть ладошки. Поочередно загибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев. Хлопки в ладоши чередовать с ударами о колени. 

16. «Кому и для чего нужна зима?»

«Зимние забавы»

1,2,3,4,5.

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили.

Птичек крошками кормили.

С горки мы потом катались.

А еще в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп, и спать легли.

 Загибание пальчиков,

Указательные и средние пальцы «идут», лепят комочки, крошат крошки, указательным

пальцем ведут по ладони другой руки, поворачивают ладони, отряхивают, воображаемой  ложкой едят, руки под щеку.

Январь

Тема недели

Содержание

17. «Как встречаю новый год в разных странах?»

 «На елке».

Мы на елке веселились,                (Ритмичные хлопки в ладоши).

Мы плясали и резвились.                (Ритмичные удары кулачками).

После добрый Дед Мороз                («Шагают» средним и указательным)

Нам подарки принес.                (пальцами по стол).

Дал большущие пакеты,                 («Рисуют» руками большой круг)

В них же – вкусные предметы:                (Ритмичные хлопки.

Конфеты в бумажках синих,                Загибают на обеих руках по одному 

Орешки рядом с ними,                пальчику, начиная с большого.

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин

18. «Ледовый городок».

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Весело зимой! Не хочется домой!

(Хлопают в ладоши.)

Но ветер приближается-

(Разводят руки в стороны.)

Вьюга начинается.

(Покачивают над головой руками из стороны в сторону.)

Крепчает мороз-

(Сжимают с усилием кулачки.)

Щиплет щеки, щиплет нос

(Пощипывают пальчиками слегка щеки и нос.)

Руки стали замерзать-

(Трут ладони.)

Надо их согревать.

(Дышат на ладони.)

Вечер приближается-

(Разводят руки в стороны.)

Темнота сгущается.

(Закрывают руками глаза.)

Нам домой идти пора.

(Пальчики «шагают».)

-До свидания! До утра!

(Машут рукой на прощание.)

19. «Что такое семейные традиции?»

«Моя семья»

Раз- два- три-четыре!

Кто живет в моей квартире?

Раз- два- три-четыре-пять!

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я — вот и

вся моя семья!

Хлопки на счет.

Поочередное загибание пальцев.

20. «Дом современного человека?»

Если строить новый дом,

Чтобы люди жили в нём,

Нужно знания иметь

И профессией владеть.

(хлопок, кулачок)

Архитектор строит дом

За компьютерным столом;

Экскаваторщик упрямо

Под фундамент роет яму.

Нужно в срок бульдозеристу

Разровнять площадку чисто.

На работе крановщик

К высоте давно привык.

Кроют кровельщики дом

Металлическим листом.

Штукатуры со сноровкой

Штукатурят стены ловко.

Окна – плотников забота,

Двери – тоже их работа.

(поочерёдно загибать пальчики)

Февраль

Тема недели

Содержание

21. «Окружает всюду нас разная посуда».

«Посуда»

Раз, два, три, четыре,

(хлопок, кулачок)

Мы посуду перемыли:

Чашку, чайник, ковшик, ложку,

И большую поварёшку.

(загибают поочерёдно пальцы)

Мы посуду перемыли,

(одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть – чуть сломали –

Так мы маме помогали.

(загибают поочерёдно пальчики)

22. «Что такое  пирамида питания?»

«Молочные продукты»

Коровы на ферме дают молоко.                  Показать рога.

Отвозят его на завод далеко.                            Имитация кручения руля.

И делают творог, сметану и йогурт,        Загибать пальцы, перечисляя продукты.

И делают ряженку, масло, кефир,        

И простоквашу, и брынзу, и сливки,        

И вкусный, полезный, весь в дырочках сыр        

23. «Все профессии важны»

«Повар»

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.                   (ребром ладони стучат по столу)

 Повар леща берёт

 И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье.

 Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьёт поварёшкой.

Сахар сыплет в бульон.          (загибают пальчики, начиная с большого)

И очень доволен он!                   (разводят руками)

24. «Кто нас защищает?»

«Пограничник»
Пограничником я буду, Сжимать и разжимать пальцы в кулаки одновременно на обеих руках.
Чтоб границы защищать
, Соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших.
И страна могла спокойно Разъединять одноименные пальцы, начиная с мизинцев.
Крепким сном ночами спать. Соединять все пальцы обеих рук по очереди с большим.

Март

Тема недели

Содержание

25. «Зачем человеку  нужна мама?»

Много мам на белом свете,
Все их любят очень дети!
(
хлопок, кулачок)
Журналист и инженер,
Повар и милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
(
поочерёдно загибать пальчики)
Мамы разные нужны,
Мамы разные важны!
(
сжимать, разжимать кулачки)

26. «За что я люблю Нижневартовск?»

«Мой город»

Я по городу хожу, (Ходьба на месте)

Я про город расскажу.

Поликлиники, аптеки, (Сгибают пальцы на обеих руках)

Магазины, заводы и библиотеки.

Много здесь жилых домов (Разжимать по очереди пальцы)

И деревьев, и цветов.

27. «Главный город страны?»  

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

(хлопок, кулачок)

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.

(поочерёдно загибать пальчики)

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка – Москва.

(сгибать, разгибать пальчики)

28. «О чем рассказывает одежда?»

Жили были в домике
Маленькие гномики:
(
дети сжимают и разжимают кулачки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.
(
загибают пальчики, начиная с больших)
Раз, два, три, четыре, пять,
(
разгибают пальчики, начиная с мизинцев)
Стали гномики стирать:
(
трут кулачки друг о друга)
Токи – рубашки, Чики – носочки,
Пики – платочки, Мики умница был,
Лики – штанишки, Всем водичку носил.
(
загибают пальчики, начиная с больших)

 

Апрель

Тема недели

Содержание

29. «На чем отправимся в путешествие?»

«На чем мы ездим?»

Есть игрушки у меня:

(Хлопок, кулачок)

Паровоз и два трамвая,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран-

Настоящий великан.

(Поочередно загибают соответствующее количество пальчиков.)

Сколько вместе, как узнать?

Помогите сосчитать!

(Сжимают и разжимают пальчики.)

30. «Зачем люди летают в космос?»

По порядку все планеты 
Назовёт любой из нас: 
(
сжимают и разжимают пальчики)
Раз Меркурий, 
Два Венера, 
Три Земля, 
Четыре Марс. 
Пять Юпитер, 
Шесть Сатурн, 
Семь Уран, 
За ним Нептун. 
Он восьмым идёт по счёту. 
А за ним уже, потом, 
И девятая планета 
Под названием Плутон. 

(поочерёдно загибать пальчики)

31. «Как комнатные растения влияют на нашу жизнь?»

 «Фикус» 

Ну-ка, фикус, похвались -                           Хлопки

Вот какой огромный лист!                          Растопырить пальцы рук

Сделан будто бы из кожи,                           Потереть ладони

Фикус, мы тебе поможем:                           Сжимать и разжимать кисти рук

Каждый толстенький твой лист                  Прижать ладони друг к другу

Вымоем старательно.                                   Поглаживаем кисти («моем»)

Зеленей ты становись                                   Хлопки

Ростом - с воспитателя!                               Потянуться, руки поднять вверх

32. «Как просыпается природа?»

«Грачи»

Мы лепили куличи. (Лепить пирожок)

Прилетели к нам грачи. (Помахать крыльями)

Первый грач испек пирог, (Загибать пальчики по очереди на одной руке.)

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики на другой руке.)

Выходи грачей считать.

 Май

Тема недели

Содержание

33. «Что было бы, если бы не было насекомых?»

«Насекомые»
Раз, два, три, четыре, пять - Сжимать - разжимать пальцы в кулак.
Насекомых надо знать:
Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими.
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок…
Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки.
И у каждого шесть ног! Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев.

34. «Они сражались за Родину»

 «Бойцы-молодцы»

Пальцы эти все бойцы

(раскрытые ладони вперёд)

Удалые молодцы

(в кулак)

2 больших и крепких малых,

И солдат в боях удалых

2 гвардейца –храбреца

2 метких молодца

2 героя безымянных

Но в работе очень рьяных!

2 мизинца –коротышки

Очень славные мальчишки!

35. «Школа  дорожной безопасности»

«Путешествие в страну дорожных знаков и правил»

Дорожных правил очень много!

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Раз — внимание дорога!

Два — сигналы светофора.

Три — смотри, дорожный знак,

А четыре — переход.

(Последовательно соединяют пальчики с большим на обеих руках.)

Правила все надо знать

И всегда их выполнять.

(Разжимают и сжимают кулачки.)

36. «В какие краски раскрашено лето?»

«Вот и лето на пороге»

Вот и лето наступает,

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Всех на отдых приглашает.

(Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших. )

Будем плавать, загорать

(Делают круговые движения кистями; складывают ладошки вместе,

пальчики врозь – «солнышко».)

И на даче отдыхать.

(Показывают «домик».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей старшей группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития речи, улучшения прои...

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития реч...

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста по программе "От рождения до школы".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14300560","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"252","width":"480"}}]]...

Картотека подвижных игр для детей средней группы по программе "От рождения до школы"

Система подвижных игр на развитие разных видов движений в средней  группе...

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой (средняя группа)

Подвижные игры — важное средство воспитания детей дошкольного возраста. Правильно подобранные игры способствуют гармоничному развитию организма дошкольников.Подвижные игры удовлетворяют пот...