Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного средства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка

Долженко Ольга Владимировна

Самомассаж является универсальным средством оздоровительного воздействия на организм. Его систематическое применение имеет целенаправленное, эффективное и безопасное воздействие на здоровье детей в целом, и в частности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samomassazh.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного средства в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитатель  Долженко О.В.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного роста и развития ребенка. В это время закладываются основы его здоровья, гармоничного умственного и физического развития, формируется личность.

Двигательная активность является необходимой потребностью, поэтому особенно важно воспитывать у детей  физическую культуру и бережное отношение к своему здоровью, поскольку здоровье – это то, что желает иметь каждый человек.

Самомассаж является универсальным средством оздоровительного воздействия на организм. Его систематическое применение имеет целенаправленное, эффективное и безопасное воздействие на здоровье детей в целом, и в частности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Самомассаж помогает естественно развиваться организму ребенка, функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам, способствует формированию осознанного отношения детей к своему здоровью и развитию навыков собственного оздоровления.

Игровой метод обучения самомассажу придает процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей детей.

Работа с детьми  в группе компенсирующей направленности показала, что у детей с особенностями психофизического развития отмечается неловкость движений, слабое развитие мелкой моторики, выраженное в  патологических состояниях кистей рук, недостаточность или отсутствие зрительно-моторной координации, хватания и манипулятивной деятельности. У многих детей нарушены тонкие дифференцированные движения пальцев, что мешает формированию навыков самообслуживания, изобразительной деятельности, письма. Из-за недостаточной двигательной активности часто наблюдаются проблемы  в речевом развитии. Для коррекции этих недостатков моторики, необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус, расслаблять и напрягать определенные группы мышц.

Применение самомассажа как способа стимуляции коры головного мозга содействует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности ребенка, нормализации мышечного тонуса, совершенствует навыки пространственной ориентации, развивает память, внимание.
        Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. А все виды самомассажа проводятся только в игровой форме и вызывают у дошкольников положительные эмоции, приучают к дисциплине и самоконтролю. Даже гиперактивные дети при проведении игрового самомассажа способны сосредоточиться на выполнении упражнений и гораздо меньше отвлекаются. А потому при правильном, грамотном руководстве со стороны педагога, самомассаж через игру способен творить чудеса.
        Игровой самомассаж кистей рук является эффективным и универсальным средством реабилитации тонких движений у детей с нарушением в развитии, средством коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и развивающе-оздоровительным средством для нормально развивающихся детей. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны), оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Увеличиваются резервные  возможности функционирования головного мозга. Настраивается работа полушарий, развиваются межполушарные интеграторы.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Во время выполнения движений не должно быть ощущений дискомфорта, все движения самомассажа должны приносить ребенку только удовольствие, радость и хорошее настроение.
        Для обучения детей приемам самомассажа необходимо придерживаться определенных принципов построения работы с детьми:

  • игровая мотивация;                   
  • от простого к сложному;
  • учет индивидуального темпа детей;
  • задания разного уровня сложности;
  • по подражанию;
  • по образцу;
  • по речевой инструкции;                
  • по аутокомандам (проговаривание ребенком своих действий (упражнений), помогая речевыми командами).

Самомассаж кистей и пальцев рук состоит из трех типов упражнений:

  1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.              
  2. Самомассаж ладоней.               
  3. Самомассаж пальцев рук.

Самомассаж кистей и пальцев рук является связующим звеном между развитием тонких движений пальцев рук и развитием речи, т. е. речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, повышается тонус коры головного мозга. Так же самомассаж рук регулирует и работу всех внутренних органов (рефлекторных зон), согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи, развивает чувство ритма и координацию движений, подготавливает руку к письму, поднимает настроение ребенка. Выполнять его необходимо ежедневно.
При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, растирание, надавливание, пощипывание, сгибание и разгибание пальцев, похлопывание.

Самомассаж рекомендуется выполнять ежедневно в виде пятиминутного занятия, закаливающих процедур или в виде динамической паузы. Проводится он в игровой форме  2-3 раза в день по 5-10 минут. Начинать следует с прогревающих движений. Используя 3-5 упражнений, между которыми следует проводить расслабление мышц. Упражнение выполняется 8 раз: 4 раза для левой и 4 раза для правой руки. Все упражнения выполняются по направлению к лимфоузлам: от периферии к центру.

Предлагаемый материал лучше усваивается в стихотворной форме. Это даёт возможность войти в ритм движения. Ритм речи, особенно стихотворной, способствует развитию координации и произвольной моторики. Кроме того, с помощью стихотворений вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

Яркие образы, обыгрывающие массажные движения, простота и доступность, возможность проведения их в любой обстановке, изменение дозировки в зависимости от самочувствия – всё это гарантия успеха коррекционной и развивающей работы. Самомассаж можно выполнять  индивидуально, с группой детей,  как  в условиях ДОУ, так  и в семье.

        Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями, благотворно влияющими на детскую психику, помогает педагогу развить в детях интерес к сохранению своего здоровья, повысить двигательную активность детей. Нетрадиционные приемы самомассажа просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, поэтому рекомендованы к использованию всем.


        Комплекс упражнений для самомассажа кистей рук

Потирать  руки друг о друга

Мы ладошки трем-трем,

Мы им спать не даем.

Энергично зажимать  кулаки, делаем захватывающие движения

Все моё! Моё! Моё!

Ты хватай, хватай, хватай,

Никому не отдавай.

Разминать каждый палец от  ногтя  к  ладони

Пальчик нёс  большой багаж

И, конечно же, устал.

Пальцу сделаем массаж,

Чтоб быстрее отдыхал.

Нам он помогал!

Растирать большим пальцем центр ладони другой руки

Чо-чо-чо,

Скоро будет горячо!

Растирать  ребром ладони  ладонь другой руки, имитируя движение пилы

Пилим-пилим, пилим-пилим!

Быстро мы бревно осилим. 

Выполнять вибрационные движения на ладони ребром своей руки в разных направлениях, имитируя движения топора

Рубим-рубим, рубим-рубим!

Топором работать будем.

Пощипывать  тыльную сторону ладони одной руки пальцами другой

Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать.
Вот так, вот так –

Свежей травки пощипать.

Поглаживать поочередно  руки от кончиков пальцев  к локтю

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку нашу.

Упражнения с использованием простых атрибутов

Катать шестигранный карандаш между прямыми ладонями вперед- назад

Я – малютка карандашик.

Исписал я  сто бумажек,

А когда я начинал,

То с трудом влезал в пенал.

Катать между ладонями шарик су-джок или массажный мячик прямыми или круговыми движениями.

Делать перехватывающие движения пальцами

Что ж ты ёж такой колючий?

Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи.

Катать между ладонями шишку.

Покатать шишку по тыльной стороне ладони

Прыг да скок, бежит зайчишка.

Прилетела с ветки шишка,

Зайку «щёлк» по голове,

Сразу шишек стало две.

Перекатывать в ладони  между пальцами два ореха или каштаны

Я орех  в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Прищипывать прищепкой каждый пальчик по очереди

Шел купаться крокодил,

Каждый пальчик прикусил.

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

Делать поглаживающие движения по колючему коврику (щетке)

Гладила мама-ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Выстроенная работа по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей....

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Организация физкультурно - оздоровительной работы с детьми с ограниченыыми возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Игры на песке  одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с ис...

Дыхательная гимнастика как эффективное средство коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Вырастить здоровых, социально адаптированных, психически и физически развитых детей, пожалуй, самая важная задача современного общества. Здоровье - важный фактор р...

Нетрадиционные формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как качество повышения мотивации к обучению и социализации детей.

дети с ограниченными возможностями здоровья, мотивация, интерес, нетрадиционные методики, игра, песок, каплеграфия....

Использование нетрадиционных техник рисования в работе c детьми c ограниченными возможностями здоровья

Использование нетрадиционных техник рисования в работе c детьми c OВЗВ последнее время в нашей стране  фиксируется рост количества детей c ограниченными возможностями здоровья (OВЗ). ...