Детско-родительский проект по формированию культурно-гигиенических навыков 2 младшей группы: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»
проект (младшая группа)

Цель проекта:

Расширение кругозора, знаний детей о культурно-гигиенических навыках. Формирование у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_formirovanie_kgn.docx222.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждении

«Детский сад № 9 «Журавушка» комбинированного вида городского округа Стрежевой»

Детско-родительский проект по формированию культурно-гигиенических навыков 2 младшей группы: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»

C:\Users\Наташа\Desktop\умывание.jpg

Составила: Лисица Юлия Александровна, воспитатель

Анисимова Екатерина Владимировна, воспитатель

г. Стрежевой, 2021 год

Тип проекта: детско-родительский.

Вид проекта: творческий, познавательный.

Срок реализации: долгосрочный: октябрь 2021 – март 2022 гг.

Участники проекта: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели, младший воспитатель.

Актуальность проекта

           Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого.  От того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

            Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы заметили, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены. Дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Детям необходимо объяснить и показать, как засучить рукава, как намочить и намылить руки, как правильно вытираться полотенцем (своим). Процесс мытья рук занимает существенную часть времени бодрствования, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

           Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Психика ребенка, во второй младшей группе устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно что – то делать. Ребёнку должно быть интересно, делать не потому, что надо и полезно, а потому, что ему нравится. И всего этого можно добиться через игры и упражнения.

В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.

Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.

Можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.

Цель проекта:

Расширение кругозора, знаний детей о культурно-гигиенических навыках. Формирование у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Задачи проекта:

-- формировать умение закатывать рукава, правильно пользоваться мылом, аккуратно намыливать и мыть руки, насухо вытираться полотенцем;

-- формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, полотенцем, расчёской);

-- приучать детей следить за своим внешним видом;

-- формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

Основные формы реализации проекта:

  1. Формы работы с детьми:
  • Беседы
  • Объяснение
  • Показ
  • Непосредственно-образовательная деятельность
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Совместная со взрослым деятельность
  • Дидактические игры
  • Развлечение
  1. Формы работы с родителями:
  • Консультирование
  • Наглядная информация
  • Беседы
  • Показ
  • Объяснение
  • Индивидуальные беседы
  • Совместная деятельность с детьми

Теоретическая значимость проекта: методические рекомендации для родителей по формированию у детей гигиенических навыков.

Практическая значимость проекта: создание единого здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Ожидаемые результаты для детей:

      •        Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;

      •        Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.

  • Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков (Пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются полотенцем после умывания, вешают полотенце на место).

Ожидаемые результаты для родителей:

      •        Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;

      •        Укрепление связей между детским садом и семьёй, соблюдение рекомендаций родителями по формированию у детей гигиенических навыков.

  • Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;

Ожидаемые результаты для педагогов:

  • Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
  • Единство требований со стороны персонала группы и родителей;
  • Укрепление связи с родителями.

Методическая копилка:

      •        Составить перспективный план работы по воспитанию культурно–гигиенических навыков и самообслуживания.

      •        Разработать конспекты занятий и картотеки проведения режимных моментов.

      •        Сценарии развлечений и досугов.

      •        Подобрать потешки, стихи, загадки, художественные произведения.

•        Подобрать дидактические игры, дидактические упражнения, словесные, пальчиковые игры, подвижные игры по данной теме.

Оснащение предметно-развивающей среды группы:

  • Изготовить методическое пособие.
  • Пополнять и обновлять уголок здоровья в группе.
  • Сделать подборку дидактических игр.

Работа с родителями:

  1. Консультации:
  • «Моем ручки»;
  • «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»;
  • Предметы для развития культурно-гигиенических навыков ребенка.
  1. Родительские собрания:
  • «Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников в семье и в дошкольном учреждение».
  1. Анкетирование «Здоровый образ жизни»

Методы и формы работы, которыми мы руководствовались в рамках проекта:

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • наглядные: (коллаж «Предметы для умывания»)
  • словесные: беседы, чтение стихов, потешек, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • игровой: (сюрпризный момент, игры)
  • творческие (в гости к «Мойдодыру»)


Этапы реализации проекта

Цель

          Мероприятия

                                                             Подготовительный этап

Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы; составление плана работы; разработка содержания проекта, изучение литературы.

  • Сбор литературы по данной теме.
  • Разработка содержания проекта.
  • Создание развивающей среды:
  • Подобрать материалы к занятиям
  • Пособия,
  • Дидактические игры,
  • Иллюстративный материал,
  • Художественную литературу,
  • Мультфильмы.

Подготовить материал для работы с родителями

                                                                   Основной этап

Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр, занятия по данной теме.

Работа с родителями:

  • Анкетирование «Здоровый образ жизни»
  •  «Правила гигиены»,
  • «Одежда ребенка»,
  • «Вместе учимся мыть руки»,
  • «Белые зубки»
  •  «Чистые руки»
  • «Как приучить ребёнка к аккуратности»
  • «Предметы для развития кгн».

Работа с детьми:

  • Непрерывная образовательная деятельность:
  •  «Да здравствует мыло душистое» 
  • «Кукла Катя умывается»
  • «Купание куклы Кати»
  •  «Чтобы быть здоровым»
  • «Учим куклу Катю мыть руки»
  • «Как нужно ухаживать за собой»
  • «Мои здоровые, белые зубки»
  • «Здравствуй, расческа»,

Беседы:

  • «Чистота залог здоровье»
  • «Кукла Катя пришла в гости»
  • «Хороший у нас в детский сад»
  • «Не ходи в мокрой одежде»
  • «Старайся выглядеть опрятно»
  • «Перед едой мой руки с мылом»
  • «Не балуйся за столом»
  • «Учись есть не спеша и аккуратно»
  • «Не болтай за столом».

Дидактические игры:

  • «Дети чистюли»
  • «Что нужно кукле Кате!»
  •  «Водичка, водичка»
  • «Чистые руки»
  • «Умывалка»
  • «Лодочки»
  • «Белые пушистые перчатки»
  • «Делаем прическу»
  • «Почистим зубки»
  •  «Угостим кукол Катю чаем»
  • «Кукла Катя идет гулять»
  • Подвижные игры:
  • «Пузырь»
  • «Мы не скажем, а покажем»
  • «Зайка белый умывается»

Сюжетно- ролевые игры:

  • «Дочки-матери»
  • «Кукла Катя замаралась»
  • «В парикмахерской»
  • «Мы в гостях»

Игровые ситуации:

  • «Купание куклы»
  • «Накормим куклу»

Речевые ситуации:

  • «Зачем нужно, чтобы вода была чистой?»
  • «Как мы моем чисто руки и лицо». 
  • «Перед едой мой руки с мылом»
  • «Учись пользоваться вилкой и ложкой»
  • «Умей есть, не спеша и аккуратно»
  • «Не балуйся за столом»

Пальчиковые игры: 

  • «Моем ручки» 
  • «Чистые руки»
  • «Этот пальчик хочет спать…»
    Дидактические упражнения:
  • «Моем чисто руки и лицо»
  • «Айболит встречает ребят»,
  • «Помоем кукле Кате руки»,
  • «Что нужно кукле?»

Чтение художественной литературы:

  • Народная сказка «Про грязные ручки»
  • К. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», «Что такое хорошо…»
  • С. Булатова «Оля и мыло» 
  • А.Барто «Девочка чумазая»
  • В. Федяевская «Помошники»
  • З.Александрова «Купание»
  • Демьянов «Замарашка»
  • Яснов «Я мою руки».
  • Потешки про умывание, расчесывание, прием пищи

Опытно-экспериментальная деятельность:

  •  Опыты с водой и с мылом
  • «В чем поможет нам вода»
  • «Тонет не тонет».

            Экскурсии:

  • В прачечную детского сада
  • В медицинский кабинет

Продуктивная деятельность: 

  • «Укрась тарелочку»
  • «Слепи мыло для мишки»
  • Уборка и мытье игрушек
  • Мытье кукол
  • Постираем кукольную одежду

Заключительный этап.

Подведение итогов работы над проектом.

  • Анкетирование родителей по теме:

«Чему научился Ваш ребёнок?»

  • Итоговое занятие-развлечение:

«Вот как мы …»


Список литературы:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в детском саду. Методическое пособие. М., Сфера, 2014 г.
  3. Картушина, М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет. М., ТЦ «Сфера», 2004.
  4. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков в детском саду. Айрис-дидактика, 2017 г.
  5. Николаева Е.И. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях ДОУ. СПб, Детство-пресс, 2015 г.
  6. Интернет – сайт «Дошкольник» http://doshkolnik.ru


Приложение 1.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Да здравствует мыло душистое!»

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков детей 3 - 4 лет.

Задачи:

  • Познакомить детей со свойствами мыла;
  • Закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло;
  • Воспитывать культурно-гигиенические навыки;
  • Обогащать словарный запас (душистое, туалетное мыло, стружка, пена).

Предварительная работа:

  • чтение сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр»;
  • проведение игры с мыльными пузырями;
  • конкурс рисунков «Мыльный пузырь»;
  • тематическая беседа из серии «Вежливые сказки» на тему «Как я выгляжу»

Материал к занятию:

  • кусочки мыла по количеству детей;
  • коробочка-посылка с письмом;
  • мыло туалетное разных форм;
  • для опытов: емкости с водой на каждого ребенка, стружки мыла, трубочки для коктейля;

Ход занятия:

Воспитатель вносит в группу красивую коробочку, в которой находятся кусочки мыла (по количеству детей) разного цвета и запаха и мыло разных форм.

Воспитатель: - Дети, нам принесли посылку! Откроем ее? (ответы детей)

- Ой, она не открывается! Дети, а здесь письмо. Сейчас я его прочитаю.

(читаю письмо)

Воспитатель: -Дети, эта посылка волшебная, чтобы ее открыть, а мы ведь хотим ее открыть? (ответы детей) … необходимо отгадать загадку, и вы узнаете, что тут лежит!»

- Вот это чудеса! Дети, слушайте внимательно загадку?

У каждого в ванной

Есть хитрая штука:

Отмоет от грязи

И тело, и руки.

Смотри, чтобы в глаз

Оно не попало.

Защиплет, тогда

Не покажется мало!

(ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, это мыло! Теперь мы можем открыть и посмотреть, что в посылке. Действительно, ребята, здесь мыло. Как его здесь много, на всех хватит. Возьмите в руки по кусочку.

Раздаю детям мыло. Дети обследуют кусочки мыла.

Воспитатель: - Ребята, потрогайте мыло, какое оно на ощупь? (гладкое). Понюхайте его. (оно пахнет). Какое оно по цвету? (розовое, белое, желтое).

Воспитатель: - Ребята, здесь в коробочке есть еще мыло. Вот какое (достаю круглое). Какое мыло по форме? (круглое) А это? (достаю квадратное) – (квадратное). Ой! А это кто? (достаю мыло в виде мишки) – (мишка!)

Воспитатель: - Ребята, мы узнали, что мыло гладкое, имеет запах, бывает разного цвета и разной формы. Дети, а для чего нужно мыло, вы знаете? (чтобы мыть руки, отмывать грязь)

Воспитатель: - Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы, чтобы мы с вами не заболели. Мыло, которым моют руки, называется туалетное. А сейчас мы отправимся с вами в лабораторию, где будем проводить опыты с мылом и узнаем еще много интересного о мыле! Вперед?!

(ответы детей)

Физкультминутка.

(Дети идут в импровизированную лабораторию, где все приготовлено для опытов).

По ровненькой дорожке,
Шагали наши ножки -

дети идут обычным шагом.
По камешкам, по камешкам
И в ямку за товарищем –

дети перешагивают через воображаемые камешки,

при словах "в ямку за товарищем" приседают.

Затем встают и снова идут:
Встали мы на ножки
На ровненькой дорожке.

Воспитатель: Мы приехали в лабораторию, где все готово для работы. Начнем? (ответы детей)

Воспитатель вместе с детьми провожу опыты.

  1. В емкости с чистой водой насыпать стружки мыла, понаблюдать, как постепенно мыло растворяется в воде, а при взбалтывании пенится.
  2. С помощью трубочки для коктейля выдувать воздух в воду с растворенным мылом для образования пены. Игра “У кого пена выше и пышнее?”

(Дети делятся впечатлениями, высказывают свое мнение).

Выводы детей: Мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.

Воспитатель: Ребятки, мы с вами узнали много нового и интересного о мыле. Давайте вспомним все, о чем мы сегодня узнали. (мыло пахнет, пенится, растворяется в воде, имеет разную форму и цвет) Вам понравилось? (Ответы детей).

Воспитатель: Теперь все будут дружить с мылом? А ручки мыть без мыла можно? (нет, оно отмывает грязь)

Воспитатель: Молодцы! И хочется закончить наше занятие словами из сказки про «Мойдодыра»:

«Да здравствует мыло душистое!

И полотенце пушистое!»

Приложение 2

Консультация для родителей

"Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка".

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом — пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие — процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сензитивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".

Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка.

Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.

Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой.

В три-четыре года у детей начинаются складываться моральные понятия "хорошо", "плохо". Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"

Дети 3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам!».

Цель: Формирование у детей культурно-гигиенических навыков.Задачи:Воспитание бережного отношения к своему телу, своему здоровью, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным.Формирование потр...

Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе "Надо, надо умываться по утрам и вечерам"

Формирование навыков гигиены, развитие мелкой моторики и словотворчества....

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в группе раннего возраста «Умываемся мы чисто».

Вид проекта: познавательно-игровой.Продолжительность проекта: краткосрочный (20 ноября -1 декабря 2019 г.).Участники проекта: дети группы раннего возраста, родители, воспитатели, помощник воспитателя....

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе «Умываемся мы чисто»

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе «Умываемся мы чисто»Цель проекта: Формирование у детей культурно-гигиенические навыки в игровой фо...

Презентация по формированию КГН в 1 младшей группе "Надо, надо умываться..."

Цель презентации: Формировать у детей привычку (сначала под контролем взрослого, а затем, самостоятельно):мыть руки мылом по мере загрязнения и перед едой;насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем...

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в группе раннего возраста «Умываемся мы чисто».

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в группе раннего возраста«Умываемся мы чисто»....

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков в группе раннего возраста на тему:

Культурно- гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Поэтому очень важно привить детям навыки опрятности. Содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды,  обуви.Цель проекта ...