Методическая разработка "Особенности применения игровой педагогики в обучении плаванию детей дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)

Иванова Зинаида Ивановна

Повышения эффективности обучения плаванию посредством игры, обеспечение всестороннего развития личности ребенка, используя игры различной направленности

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБУЧЕНИИ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Иванова Зинаида Ивановна

инструктор по физической культуре

МБДОУ ДС №71 «Почемучка»

         

Вы можете себе представить, что первое печатное руководство по плаванию относится к 1538 году? Плавание было не особо популярным в 16 веке. Более широкое распространение и развитие плавание получает в конце XVIII — начале XIX вв. С этого времени повторяются попытки научного обоснования пользы плавания, разрабатываются специальные инструкции по обучению плаванию для взрослых, создаётся некоторая методика обучения плаванию.

Не менее богатый опыт обучения плаванию детей дошкольного возраста существует в нашем детском саду. Бассейн функционирует с 1991 года и посещать его начинают дети с 3х лет. Процесс обучения детей плаванию строится на методике Е.К. Вороновой «Программа обучения  детей плаванию  в детском саду»,  Т.И. Осокиной «Как научить детей  плавать» и состоит из 4 этапов:

1 этап - младший дошкольный возраст.

Ознакомление ребенка с водой и ее свойствами (плотностью, вязкостью и прозрачностью). Продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.

2 этап - средний дошкольный возраст.

Приобретение детьми умений и навыков, которые помогут чувствовать себя в воде достаточно надежно. Дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы краткое время получают представление о ее выталкивающей и поддерживающей силе, а также самостоятельно выполнять упражнение вдох - выдох несколько раз подряд.

3 этап - старший дошкольный возраст.

Обучение статическому плаванию определенным способом. Дети должны уметь проплыть на мелкой воде (глубина воды по грудь), сохраняя согласованность движения рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания.

4 этап – подготовительный дошкольный возраст. Обучение скольжению в воде обучение плаванию способом кроль Продолжение усвоения и совершенствования техники способа плавания. Дети приобретают умения плавать на глубокой воде.

Надо оговориться, что период адаптации ребёнка к бассейну достаточно сложный и непростой. Это связанно с психическим развитием ребёнка. В этом возрасте дети начинают испытывать различные страхи – и тени кажутся длиннее, и здания выше, и дороги шире… а мы понимаем, что, когда ребёнок боится войти в воду потому, что впервые увидел бассейн, хоть и небольшой, но его пугает не сама вода, а её обилие.

Ребёнку необходимо рассказать правила поведения в бассейне, как и на суше, так и в воде, правила предстоящей игры. Если игра сложная и проводится в первый раз, желательно, чтобы инструктор принимал в ней личное участие.

Детям помогает адаптироваться к водной среде такие игры как: «Цапли», «Догоните меня», «Солнышко и дождик», «Гуси – гуси», «Жучок паучок»,  «Крокодилы», «Рыбки в озере купались»,  «Много, один, ни одного», «Рыбалка».

Очень детям нравится игра «Крокодилы». Она используется для получения представлений о плавучести тел и действии выталкивающей среды. По методике Т.И. Осокиной упражнение выполняется следующим образом: «Лежать, упираясь на руки, держа голову над водой и вытянув назад ноги…

Попробовать лежа оттолкнуться руками от дна и отвести сразу обе руки к бедрам, расслабиться и немного полежать в таком положении».

Мы немного доработали эту игру. Ребенку удобнее вытянуть руки вперед, а не к бедрам, так он сразу сможет найти опору, если захочет встать. Во время выполнения упражнения необходимо добиться правильного дыхания – чередования короткого вдоха и медленного выдоха.

В процессе игры дети, свободно перемещаются по бассейну. При выполнении игры нельзя, толкать друг друга, брызгать в лицо. 

Ребята из средней группы могут уже самостоятельно держаться на воде какое-то время и скользить по ней. Для закрепления основных навыков плавания им помогут игры: «Мы весёлые ребята», «Сердитая рыбка», «Насос», «Медвежонок Умка»,  «Пушбол», «Резвый мячик, «Поезд в туннель», «Буксир и баржа», «Белые медведи».

Игра «Привет» используется для обучения скольжению. Чтобы ребенок мог ощутить продвижение в воде, я использую традиционные упражнения с буксировкой, а также проныривать в вертикально стоящие обручи (это может быть серия обручей разного диаметра). Проныривая в обруч, ребенок протягивает преподавателю руку для рукопожатия («Привет!»), тот в свою очередь придает телу ребенка ускорение. Далее скольжение выполняется самостоятельно до полной остановки.

В работе со старшими дошкольниками, когда дети овладевают техникой плавания, игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных навыков плавания, игры: «Шустрый головастик», «Краб носильщик», «Поплавки», «Водолазы», «Ловцы жемчуга», «Торпеды», «Караси и карпы», «Сети».

Игра «Лодка». Для обучения детей умению анализировать и контролировать собственные плавательные движения я использую образ лодки, плывущей от берега до берега. Упражнение сопровождается беседой: — Какая лодка будет плыть быстрее: равномерно двигающаяся или раскачивающаяся с боку на бок? (Контролируем боковые колебания туловища).

— Что нужно лодке для того, чтобы плыть быстрее? — Весла! — А какие: прямые или сломанные? — Прямые! (Контролируем гребок прямой рукой и длину «шага»).

— Что нужно лодке, кроме весел? — Мотор! — Поскольку наша лодка небольшая, нам нужен маленький моторчик. (Работаем только носочками).

— Что еще может понадобиться в пути? — Бензин! (Набираем побольше воздуха).

При обучении дошкольников подготовительной к школе группы плаванию используют самые разнообразные формы — игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты. Игры: «Море волнуется», «Чья звезда дольше пролежит», «Торпеды», «Кладоискатели», игры- соревнования: «Морской бой», «Чья стрела быстрей проплывёт», «Найди потерявшуюся цифру», «Кто быстрей проплывет стрелой на груди».

Игры и развлечения в воде способствуют воспитанию у детей смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности.

      Выбирая игры и методические приемы, нужно учитывать возраст, количество детей в подгруппе, физическую подготовленность и степень владения каждым навыком предлагаемых движений. Движения должны быть очень простые, доступные или уже известные детям.

Игры подбираются в соответствии с поставленной определенной образовательной задачей и условиями проведения занятий (глубина, оборудование места, температура воды). Чем прохладнее вода, тем короче и оживленнее должна быть игра, тем энергичнее должны быть движения в ней. Важно, чтобы в игре участвовали одновременно все дети, находящиеся в воде.

Большое значение для успешного обучения плаванию дошкольников имеют совместные спортивные праздники на воде. Именно они способны максимально раскрыть внутренние ресурсы не только детей, но и семей. В бассейне были проведены такие праздники как «Семейные забавы», «Необитаемый остров». Во время праздника «В некотором царстве» после общеразвивающих упражнений на «суше», где взрослые вместе с детьми разминались перед соревнованием, все проходят в бассейн, который стилизован под сказочный пруд. Забавный Водяной из известного мультфильма встречает гостей в своем «болоте» и организует сначала проверку знаний правил поведения на воде с вопросами «Можно-Нельзя», и только после начинаются водные соревнования с детьми и взрослыми в ловкости, быстроте реакции, в меткости («Водолазы», «Я кидаю, ты лови», «Поплавок», «Зеркальце» и другие.

На  совместных досугах  родители воочию могут  увидеть  навыки и умения детей в плавании, и  лишний раз убедиться в том, что ребёнок может  смело  нырять, безбоязненно опускаться под воду, проплывать длину бассейна, с соблюдением правил поведения на воде. Совместно с инструктором по физкультуре и воспитателями в подготовительной к школе группе была проведена квест-игра «Остров сокровищ». Взрослые вместе с детьми преодолевали препятствия в тропических лесах физкультурного зала, в океанских просторах бассейна, чтобы найти клад на острове. Но для этого, надо было вспомнить все правила поведения на воде, чтобы попасть на «Остров сокровищ».

Для обучения детей плаванию, бассейн оснащён необходимым оборудованием: это доски для плавания, колобашки, ласты, лопатки, круги, мячи разных размеров, предметы, тонущие для ныряния и доставания со дна, различные мелкие игрушки. Но наибольшим вниманием со стороны детей пользуется нестандартное оборудование и инвентарь, изготовленный своими руками или совместно с родителями.

Для соблюдения и выполнения правил безопасного поведения на воде, инструктор на занятии использует красную карточку, если кто-то из детей нарушает правила на воде, инструктор называет имя ребенка и поднимает красную карточку. Дети очень реагируют на этот жест, и стараются больше не нарушать правила.

Так постепенно, шаг за шагом, дошкольники под руководством опытного инструктора по физической культуре, при поддержке родителей осваивают плавательные навыки: приобретают такие волевые качества личности, как дисциплинированность, целеустремленность и сила воли, которые так пригодятся им в будущем! А главное, дошкольники получают навык безопасного поведения на воде.

Литература:

  1. Архипов С. В. Развитие плавательных навыков на основе программы по опережающей подготовке для старших дошкольников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №91 С.185-190.
  2. Ведерникова, О.Б. Сюжетные занятия как одна из форм обучения плаванию дошкольников / О.Б. Ведерникова, Е.В. Миргородская // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2008. - № 4 (104). - С. 21-22.
  3. Лукина, Т.А. Использование игр при обучении дошкольников плаванию // Дошкольное образование - развивающее и развивающееся. - 2015. - № 1. - С. 68-70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР И ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Детей надо учить играть: показывать и объяснять наиболее целесообразные и экономичные игровые приемы, эффективные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. Использование игр в ц...

Обучение плаванию детей дошкольного возраста посредством использования игровых технологий

Материал включает в себя основные задачи и этапы  обучения плаванию детей,   посредством  использования  сюжетно-ролевой ритмопластики....

Использование игровых методов для обучения плаванию детей дошкольного возраста

В данной публикации приведены примеры игр для обучения детей навыкам, которые в дальнейшем послужат хорошей базой для обучения плаванию....

Использование подвижных игр и игровых заданий в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому  процесс обучения строится с использованием игровых технологий. Систематизацию педагогического процесса осуществляем через планомерно...

Использование игровых методов для обучения плаванию детей дошкольного возраста

В данной публикации приведены примеры игр для обучения детей навыкам, которые в дальнейшем послужат хорошей базой для обучения плаванию....

Методическая разработка: "Использование подвижных игр и игровых заданий в процессе обучения плаванию детей дошкольного возраста".

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому  процесс обучения строится с использованием игровых технологий. Систематизацию педагогического процесса осуществляем через целенаправ...

ПЛАН – КОНСПЕКТ МАСТЕР – КЛАССА «Применение резиновых амортизаторов для обучения плаванию детей дошкольного возраста»

Цель: формирование у педагогический работников профессиональных компетенций в области здоровьеформирующих технологий, сохранение и укрепление психофизического здоровья детей старшего дошкольного возра...