ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩУЮ СРЕДУ
консультация (подготовительная группа)

Татьяна Сухорутченко

В связи с современными проблемами развития дошкольников, нами было предпринято решение организовать в дошкольном учреждении в .свободной от игры и занятий деятельности, занятия по йоге с детьми.

Ключевые слова: здоровье детей, дошкольный возраст, детская йога, физическая активность, комплекс занятий.

Здоровье детей — это будущее страны. Оно не существует само по себе, его нужно систематически укреплять, сохранять и улучшать. В современном мире, при сложившейся экологической обстановке и социальных условиях очевидно, что число здоровых детей уменьшается. Растет число детей, страдающих заболеванием сердечно сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.[5]

         Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой. Она питает ум, тело, дух и прокладывает путь для пожизненной привычки вести здоровый образ жизни. [1 ]                                                     

         Дошкольный возраст — важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств. Ребенок в дошкольном возрасте должен полюбить физическую активность — это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщатся к спорту и здоровому образу жизни. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит будет ли ребенок физически готов к обучению в школе, и самое главное — его здоровье.[2]

Детская йога— это комплекс занятий  на основе хатха-йоги                                   , которая создает все условия для гармоничного роста и развития детей. Йога для детей очень похожа на игру , в которой они изучают свое тело, превращаясь в животных, растения или предметы. Существует  12 видов йоги.

          Остановим наше внимание на хатхе йоге. Доступность системы в том, что ее выполнение не требует специального оборудованья.  Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, предметов. Использование знакомых образов  помогает детям представить ту ил иную позу.[6]

         Хатха-йога проводится с учетом индивидуальных особенностей детей, понимания и интереса, на основе взаимного доверия. Главная задача оздоровительной гимнастики: формирование навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.[4]

    Важно заметить, что занимаясь хатха-йогой, дети становятся спокойнее, у них появляется уверенность в  своих силах. Улучшается кровообращение, снимается усталость. Укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается  осанка. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание.

          Большинство упражнений, выполняемых детьми, лишь отдаленно напоминают  асаны и пранаямы.

          Какому ребенку не захочется научиться потягиваться, как кошка, или тянуться к солнцу, как цветок. Выполняя асаны (позы), дети расширяют свой кругозор, тренируют внимание и память. 

         Чтобы ребенок меньше уставал и не болел, ему необходимо научиться правильно дышать. Оказывается, лишь немногие люди умеют это делать так, как нужно.

         Наверное, не существует людей, не любящих массаж.
Под действием пальчикового массажа организм сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток.

         Ни одно занятие не обходится без специальных асан (упражнения) на релаксацию. Поза расслабления (полного отдыха) расценивается в йоге как одна из самых полезных.

         Мы видим, что используя  хатха-йогу в дошкольном возрасте можно не только привить ребенку любовь к физическим нагрузкам, но и повлиять на здоровье детей.

А сейчас давайте вместе с вами поучаствуем в практике.

Практическая часть:
Приветствие – «Круг дружбы».
И.п. – стоя, ноги вместе, ладони сложены перед грудью вместе, живот втянуть, расправить ребра.
Пранаямы (Дыхательное упражнение) «Окно и дверь».
И.п. – стоя ровно, выпрямиться.
Выполнение: воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем через «дверь».
Асаны хатха-йоги:
1.«Звезды»
И.п. - Ноги на ширине плеч. Руки разведены в стороны. Наклоны.
1,2 – наклоняемся, тянемся правой рукой до левой ноги, левая рука наверх.
3,4 – и.п.
Затем смена положения в другую сторону.
2. -«Поза дерево»
И.п. – стоя на двух ногах, согнуть правую ногу в колене, расположив правую пятку под коленом
1,2 – балансируя на левой ноге поднять вытянутые руки вверх так, чтобы они оказались рядом с ушами, сомкнуть ладони вместе и опустить до уровня груди. Соблюдая баланс.
3,4 – и.п. смена положения.
3. «Вулкан»

И.п. – стоя прямо, слегка  развести ноги. Сложить ладошки на уровне груди.

1 Вдох.

2. Вытолкнуть руки вверх.

3.Выдох.

4.Развести руки в стороны. И.п.

Самомассаж: «Найдем и покажем ушки»
Ласково оттягиваем ушные раковины вверх, вниз в стороны (по 5-6 раз в каждую сторону).
Упражнение на снятие напряжения: дети стоят в кругу, на выдохе наклон вниз, руки вниз, спину расслабить. «Собирают усталость» руками снизу –вверх в «большой мешок» и выбрасывают.
Рефлексия: оценить сегодняшний мастер класс нам помогут асаны: положительное решение моего мастер класса поможет выразить поза «Приветствия», а если вам, что то не понравилось, то я предлагаю принять позу «Аиста» (ноги вместе, из положения стоя с поднятыми вверх руками наклон вниз, выдыхая и начиная сгибаться с поясниц.
 

                                                                                                 ЛИТЕРАТУРА


1.Бокатов А., Сергеев С. « Детская йога(2-е изд.) ».- Киев, «Ника-центр»,2009.
2.Кудрявцев В.Т., ЕгоровБ.Б. Развивающая педагогика оздоровления: Программно-методическое пособие. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС. 2000.
3.Латохина Л.И. Хатха-йога для детей М., Просвещение. 1993.
4. Осипова В. «Поза ребёнка. Хатха-йога в детском саду». ж/Обруч №3 1997г 5.Палатник М. « Простая йога для детей».- М.: « Вадим Левин,»,2006
6. Сергеева С. «Йога для детей». Изд.: АСТ/Астрель Год: 2008 Серия: Рецепты здоровья.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdorovesberezhenie.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩУЮ СРЕДУ

Сухорутченко Т.Ю.,

Мельникова О.В.,

Семко Е.Л.

          Аннотация. В связи с современными проблемами развития дошкольников, нами было предпринято решение организовать в дошкольном учреждении в .свободной от игры и занятий деятельности, занятия по йоге с детьми.

Ключевые слова: здоровье детей, дошкольный возраст, детская йога, физическая активность, комплекс занятий.

Здоровье детей — это будущее страны. Оно не существует само по себе, его нужно систематически укреплять, сохранять и улучшать. В современном мире, при сложившейся экологической обстановке и социальных условиях очевидно, что число здоровых детей уменьшается. Растет число детей, страдающих заболеванием сердечно сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата.[5]

                 Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой. Она питает ум, тело, дух и прокладывает путь для пожизненной привычки вести здоровый образ жизни. [1 ]                                                    

             Дошкольный возраст — важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств. Ребенок в дошкольном возрасте должен полюбить физическую активность — это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщатся к спорту и здоровому образу жизни. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит будет ли ребенок физически готов к обучению в школе, и самое главное — его здоровье.[2]

Детская йога— это комплекс занятий  на основе хатха-йоги                                   , которая создает все условия для гармоничного роста и развития детей. Йога для детей очень похожа на игру , в которой они изучают свое тело, превращаясь в животных, растения или предметы. Существует  12 видов йоги.

           Остановим наше внимание на хатхе йоге. Доступность системы в том, что ее выполнение не требует специального оборудованья.  Большинство упражнений в хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, предметов. Использование знакомых образов  помогает детям представить ту ил иную позу.[6]

           Хатха-йога проводится с учетом индивидуальных особенностей детей, понимания и интереса, на основе взаимного доверия. Главная задача оздоровительной гимнастики: формирование навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.[4]

    Важно заметить, что занимаясь хатха-йогой, дети становятся спокойнее, у них появляется уверенность в  своих силах. Улучшается кровообращение, снимается усталость. Укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается  осанка. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание.

              Большинство упражнений, выполняемых детьми, лишь отдаленно напоминают  асаны и пранаямы.

               Какому ребенку не захочется научиться потягиваться, как кошка, или тянуться к солнцу, как цветок. Выполняя асаны (позы), дети расширяют свой кругозор, тренируют внимание и память. 

            Чтобы ребенок меньше уставал и не болел, ему необходимо научиться правильно дышать. Оказывается, лишь немногие люди умеют это делать так, как нужно.

            Наверное, не существует людей, не любящих массаж.
Под действием пальчикового массажа организм сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток.

             Ни одно занятие не обходится без специальных асан (упражнения) на релаксацию. Поза расслабления (полного отдыха) расценивается в йоге как одна из самых полезных.

           Мы видим, что используя  хатха-йогу в дошкольном возрасте можно не только привить ребенку любовь к физическим нагрузкам, но и повлиять на здоровье детей.

А сейчас давайте вместе с вами поучаствуем в практике.

Практическая часть:
Приветствие – «Круг дружбы».
И.п. – стоя, ноги вместе, ладони сложены перед грудью вместе, живот втянуть, расправить ребра.
Пранаямы (Дыхательное упражнение) «Окно и дверь».
И.п. – стоя ровно, выпрямиться.
Выполнение: воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем через «дверь».
Асаны хатха-йоги:
1.«Звезды»
И.п. - Ноги на ширине плеч. Руки разведены в стороны. Наклоны.
1,2 – наклоняемся, тянемся правой рукой до левой ноги, левая рука наверх.
3,4 – и.п.
Затем смена положения в другую сторону.
2. -«Поза дерево»
И.п. – стоя на двух ногах, согнуть правую ногу в колене, расположив правую пятку под коленом
1,2 – балансируя на левой ноге поднять вытянутые руки вверх так, чтобы они оказались рядом с ушами, сомкнуть ладони вместе и опустить до уровня груди. Соблюдая баланс.
3,4 – и.п. смена положения.
3. «Вулкан»

И.п. – стоя прямо, слегка  развести ноги. Сложить ладошки на уровне груди.

1 Вдох.

2. Вытолкнуть руки вверх.

3.Выдох.

4.Развести руки в стороны. И.п.

Самомассаж: «Найдем и покажем ушки»
Ласково оттягиваем ушные раковины вверх, вниз в стороны (по 5-6 раз в каждую сторону).
Упражнение на снятие напряжения: дети стоят в кругу, на выдохе наклон вниз, руки вниз, спину расслабить. «Собирают усталость» руками снизу –вверх в «большой мешок» и выбрасывают.
Рефлексия: оценить сегодняшний мастер класс нам помогут асаны: положительное решение моего мастер класса поможет выразить поза «Приветствия», а если вам, что то не понравилось, то я предлагаю принять позу «Аиста» (ноги вместе, из положения стоя с поднятыми вверх руками наклон вниз, выдыхая и начиная сгибаться с поясниц.

ЛИТЕРАТУРА


1.Бокатов А., Сергеев С. « Детская йога(2-е изд.) ».- Киев, «Ника-центр»,2009.
2.Кудрявцев В.Т., ЕгоровБ.Б. Развивающая педагогика оздоровления: Программно-методическое пособие. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС. 2000. 
3.Латохина Л.И. Хатха-йога для детей М., Просвещение. 1993.
4. Осипова В. «Поза ребёнка. Хатха-йога в детском саду». ж/Обруч №3 1997г 5.Палатник М. « Простая йога для детей».- М.: « Вадим Левин,»,2006
6. Сергеева С. «Йога для детей». Изд.: АСТ/Астрель Год: 2008 Серия: Рецепты здоровья.
7.Научно-практический журнал«Инструктор по физической культуре».- М.: «Сфера», №5/2011.


   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий»

               Одной из форм развития двигательных умений и навыков у детей являются сюжетно-игровые занятия т.е театрализованная деятельность, которые с...

«Развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий»

Естественным спутником жизни детей является игра, которая обладает великой воспитательной силой и способствует формированию у дошкольников двигательных умений и навыков. Одной из форм развития двигате...

Тема: из опыта работы «Физическое развитие детей дошкольного возраста посредством проекта «Мой веселый, звонкий мяч»

В своей деятельности я непрерывно провожу работу в данном направлении. Мы знаем, что в наше время актуально, чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным членом общества, но и здоровым и крепким ...

Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством включения в игровую деятельность сюжетно – ролевых и театрализованных игр»

В статье представлен опыт развития, и формирования связной речи детей дошкольного возраста посредством включения  в игровую деятельность сюжетно – ролевых и театрализованных игр....

Проект "Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных методов".

Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных методов. ...

План работы по теме самообразования «Развитие способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста посредствам технологии нетрадиционных методов рисования».

Актуальность работы заключается в следующем: изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способн...