Оздоровление детей дошкольного возраста через кружковую работу в детском саду.
статья (старшая, подготовительная группа)

Опыт кружковой работы по оздоровлению детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_kruzhkovoy_rabote.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Оздоровление детей дошкольного возраста

через кружковую работу в детском саду.

                                                                                                                                                                                                                                                                                          «Здоровье - это вершина,                                                         которую должен каждый покорить сам»

                                                        -так гласит восточная мудрость.

Здоровьесбережение детей  одно из приоритетных направлений государственной политики. Более того, сохранение, укрепление здоровья ребенка является основой его полноценного развития. Наметившаяся во всём мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео»-быть здоровым, «логос»-наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Многолетний опыт оздоровительной работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребенка, необходимо сформировать у дошкольников определенный уровень знаний по валеологии. Развитие элементарных валеологических понятий, основанных на реальных фактах о строении и работе организма, знания о гигиенических нормах и правилах способствует развитию нравственных качеств ребенка и формированию осознанного, бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих. Образовательную деятельность по оздоровлению детей проводим в про-цессе кружковой работы, во второй половине дня, целью которой является: воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, формирование  ответственности в деле сохранения собственного здоровья. На первом этапе работы провели диагностику знаний детей по валеологии, в результате чего выяснили, что знаний у детей не достаточно, и их надо углублять. На основании данных диагностики  составили учебно –тематический план на год  по блокам: «Моё тело» и « Моё здоровье » по  9 познавательных занятий в каждом. Образовательная деятельность проводится  в группе, где заранее подготовлена предметно-развивающая среда как для познавательного процесса в рамках усвоения валеологических знаний, так и для двигательной активности детей. Используется групповая форма проведения. Каждое занятие начинается с проблемной ситуации или сюрпризного момента.

А так же наметили работу с родителями: консультации по сохранению и укреплению здоровья «Режим дня дошкольника», « Научите ребенка правильно дышать», «Способы закаливания», «Здоровье и здоровый образ жизни», « Физическое воспитание ребенка в семье», «Прогулки – это важно». Знакомим родителей с темами кружка, для того, чтобы дома получили продолжение изученного и закрепление материала.

Результаты мониторинга на конец года показали высокий уровень знаний по валеологической культуре воспитанников.   У детей сформированы навыки правильного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья; дети имеют представление о том, что такое здоровье и знают, как его поддержать, укрепить и сохранить; расширились знания и навыки по гигиенической культуре и культуре питания, сформированы знания по разделу «Мое тело».

Тематический план  по разделу «Моё тело»

Тема

Задачи

1

«Как устроено наше тело»

Уточнить и систематизировать знания детей о частях тела человека, знакомство с понятием «органы чувств».

2

«Раз глазок, два глазок»

познакомить детей со строением глаза;

показать важное значение зрения в жизни человека;

формировать у детей навыки ухода за собой и за глазами.

3

«Слушай во все уши!»

знакомить детей с особенностями слуха у человека;

учить различать силу, высоту, тембр звуков; закрепить знания о правилах ухода за ушами.

4

«Здоровые зубы»

Формировать представления детей о значении здоровых зубов для здоровья организма, закреплять представления о необходимости ухода за зубами и полостью рта. 

5

«Скелет и мышцы»

рассказать о том, что такое кости и для чего они нужны человеку; формировать и закреплять навыки правильной осанки;прививать любовь к движениям, занятиям физкультурой.

6

«Как работает сердце»

Познакомить детей с работой сердца

Помочь выяснить, как заботиться о сердце.

Вырабатывать сознательное отношение к здоровому образу жизни.

7

«Приключения кислородинки»

способствовать активизации дыхательной системы организма; ознакомить детей с органами дыхания, показать их значения для человека; вырабатывать правильность выполнения дыхательных упражнений у детей.

с8

«Зачем человеку кожа?»

Развивать представления детей о коже , ее основных функциях.  Расширять знания детей о правилах ухода за кожей частей тела (рук, ног, туловища) .Закрепить алгоритм мытья рук.

9

«Путешествие пищи»

Познакомить детей с принципом прохождения пищи по ротовой полости и пищеводу. Помочь понять значение жидкой пищи для пищеварения. Сформировать у детей желание есть первые блюда, питаться здоровой полезной пищей.

Тематический план  по разделу « Моё здоровье »

Тема

Задачи

1

«Где прячется здоровье»

Познакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к ним.

2

«Чистота – залог здоровья»

Формировать у детей навыки личной гигиены, воспитывать видеть красоту в чистоте и опрятности.

3

«Здоровое питание – здоровая жизнь»

Закрепить знания детей о правильном питании, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной; Воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.

4

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»

Способствовать формированию представлений детей о пользе двигательной активности для организма. Обобщить знания о значении зарядки, вызвать желание и выработать привычку заниматься ею ежедневно.

5

«Соблюдай режим дня»

Сформировать представление о режиме дня, умении отличать поведение способствующее укреплению здоровья, от поведения, вредного для здоровья;
убедить в необходимости соблюдать режим дня для сохранения здоровья.

6

«Откуда берутся болезни»

Закрепить представления детей о микробах, болезнях, здоровье; расширять представления о способах распространения болезней; воспитывать желание заботиться о своем здоровье.

7

«Сохрани своё здоровье сам»

Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приёмы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь; прививать любовь к физическим упражнениям; формировать навыки контроля за соблюдением правил личной гигиены.

8

«Витаминный калейдоскоп»

познакомить с понятием «витамины»;

закрепить знания о необходимости витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержутся витамины; воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.

9

Врачи-наши помощники

познакомить детей с профессией врача и медицинской сестры; учить  не бояться докторов,осознанно воспринимать врачебные предписания, самому оказывать помощь.

Список литературы.

  1. Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» - Волгоград: Учитель, 2006.

  1. Никанорова Т. С., Сергиенко Е.М. – Здоровячок. Система оздоровления дошкольников. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.

  1. Терпугова Е.А. Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста. Ростов н/Д: Феникс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа в детском саду № 12 «Малышок»

В презентации отражен опыт работы кружка "Юный художник" с использованием нетрадиционных техник рисования....

Кружковая работа в детском саду

ОФП с использованием альпинистской стенки...

Планирование кружковой работы в детском саду "Умелые пальчики".

Планирование кружковой работы в детском саду "Умелые пальчики". Пояснительная записка.Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот пер...

Кружковая работа в детском саду

Программа содержит интересные игры, направленные на различные сферы развития ребенка (коммуникативную, двигательную, интеллектуальную).Именно в сотрудничестве с взрослым и сверстником ребенок способен...

КРУЖКОВАЯ РАБОТА В ДЕТСКОМ САДУ ПО ИЗУЧЕНИЮ БАШКИРСКОГО ЯЗЫКА И ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С БАШКОРТОСТАНОМ, С РОДНЫМ КРАЕМ

Содержание работы по направлению ознакомление с роднымкраем детей старшего дошкольного возрастаЦель программы: раскрыть перед ребенком окружающий мир, развивать в дошкольнике чувство привязанности, пр...

«Кружковая работа в детском саду, как способ внедрения вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса»

Необходимость приобретения новых знаний и стремление выразить себя творчески — естественные потребности дошкольников. Их интересует устройство вещественного мира, взаимодействие объектов, они хо...

«Кружковая работа в детском саду, как способ внедрения вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса»

          «Приобщение детей к народному декоративно - прикладному искусству"Необходимость приобретения новых знаний и стремление выразить себя творчески &mda...