Проект "Чистюли"
проект (младшая группа)

Барсукова Людмила Васильевна

Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме через использование в воспитательно-образовательном процессе устного народного творчества. Активная помощь детям в освоении соответствующих возрасту гигиенических умений. Воспитание культурно гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания. С самого рождения купание и игры с водой становятся любимым занятием детей. ание в воспитательно-образовательном процессе устного народного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Чистюли»

Авторы проекта: Воспитатели: Барсукова Л.В., Сенченко О.И.

                             

Продолжительность проекта: Краткосрочный. (17-31 октября 2022год).

Тип проекта: Познавательно – игровой.

Участники проекта: дети: возраст 1,6-3 лет, воспитатели, родители.

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме через использование в воспитательно-образовательном процессе устного народного творчества.

Проблема: Недостаточный уровень освоения детьми культурно-гигиенических навыков и низкая заинтересованность и активность родителей в привитии этих навыков в домашних условиях.

Актуальность проекта: Активная помощь детям в освоении соответствующих возрасту гигиенических умений. Воспитание культурно гигиенических навыков и элементарных навыков самообслуживания. С самого рождения купание и игры с водой становятся любимым занятием детей. Поэтому во время любых водных процедур для лучшего усвоения и развития речи, памяти, слуха, ритма на помощь приходят потешки, приговорки, пословицы, стихи, загадки, сказки. Все это помогает знакомить ребенка с окружающим миром и элементарным навыкам самообслуживания.

Пояснительная записка: Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 2-го года жизни - стремление к самостоятельности.

Задачи для детей: 

- Формировать у детей  элементарных представлений о правилах личной гигиены.

- Формировать правила поведения за столом.

- Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными.

Задачи проекта для педагога:

- Разнообразить развивающую среду предметные картинки и наглядно - демонстрационный материал.

- Подготовить консультации для родителей и привлечь к совместной работе по привитию культурно-гигиенических навыков.

- Изготовление стенгазеты «Будем чистыми и опрятными»

Задачи проекта для родителей:

- Участие в конкурсе книжка-малышка: «Чистюли»;

- Чтение потешек, художественной литературы детям в домашних условиях;

- Изготовление стенгазеты «Чистота – залог здоровья»

Продукты проекта:

- Картотека потешек, стихов о предметах личной гигиены.

- Изготовленные книжки – малышки, стенгазеты.

- Сказочный персонаж «Фея чистоты».

- Наглядный материал по культурно-гигиеническим навыкам.

- Картотека дидактических игр по культурно - гигиеническим навыкам.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

- Формирование элементарных знаний детей о культурно гигиенических навыках.

- Узнавать, называть  средства личной гигиены.

Для родителей:

- Участие в конкурсе книжек-малышек: «Чистюли» (получение дипломов победителей конкурса).

- Создание стенгазеты «Чистота – залог здоровья»

Для педагога:

- Обогащение и пополнение  предметно – развивающей среды по теме проекта;

- Изготовление информационного стенда «Будем чистыми и опрятными»

 

Этапы  проекта «Чистюли»

1 –ый этап проекта – Организационно – подготовительный

- Составление паспорта проекта

- работа и подбор методической литературы

- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

2 –ой этап – Практический (формы работы с детьми)

- Рассматривание с детьми предметных картинок по данной теме;

- Беседы с детьми на тему культурно -  гигиенические навыки;

- Чтение художественной литературы детям;

- игровые ситуации…

- использование сказочного персонажа «Фея чистоты»

- подвижные игры

- музыкальная игра

- использование народного фольклора (потешки, запевки, стихи)

- игры и эксперименты с водой

 

3 –ий этап – Заключительный

- Презентация проекта.

- Постановка новых задач.

Работа с родителями

- Привлечь родителей к изготовлению книжек и стенгазеты.

- Проведение консультаций с родителями.  

Выполнение проекта: с17 по 31 октября

Планирование по образовательным областям

1

Познание

Беседа «Кто опрятен, тот приятен», «Как вести себя за столом». Рассматривание сюжетных картин;

Игра – занятие «Купание куклы Кати».

2

Коммуникация

Рассматривание сюжетных картин;

Рассматривание принадлежностей личной гигиены;

Игры ситуации;

Дидактические упражнения.

3

Чтение

художественной

 литературы

К. Чуковский «Мойдодыр»;  

Чтение потешек о культуре гигиенических навыков;

Чтение стихотворения В. Викторова «Умывальная».

4

Социализация

Дидактические игры «Делаем причёску», «Помоем  руки феи Чистоты», «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол», «Подбери предметы личной гигиены», «Вымоем куклу в ванне».

5

Труд

Самообслуживание.

6

Безопасность

Ситуативная беседа «Как вести себя за столом».

7

Музыка

Прослушивание песен о культуре гигиенических навыков;

Музыкальная игра «Где же наши ручки».

8

Физическая

культура

Подвижная игра «Солнышко и дождик»;

Комплекс утренней гимнастики « Мы растем».

9

Здоровье

Дидактические игры;

Беседы по формированию культурно гигиенических навыков.

10

Свободная

деятельность

Игры и эксперименты с водой.

Пальчиковая гимнастика.

Выполнение проекта:

Понедельник.

         Комплекс утренней гимнастики «Мы растем»

(приложение №1)

         Знакомство детей с игровым персонажем «Фея чистоты»

         Беседа «Кто опрятен, тот приятен»;  рассматривание сюжетных картинок –формировать знания о культурно-гигиенических навыках, воспитывать желание быть опрятным.

         Чтение стихотворения В. Викторова «Умывальная» -  учить проговаривать строки стихотворения.

(Приложение № 15)

         Дидактическая игра «Помоем руки феи Чистоты» - формировать у детей КГН, акцентировать внимание детей на том,  как нужно правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки.

(Приложение №2)

Вторник.

     Комплекс утренней гимнастики «Мы растем».

 (Приложение №1)

     Беседа «Как вести себя за столом» - формирование умения аккуратно кушать.

     Чтение К. Чуковский «Мойдодыр» - учить детей внимательно слушать.

(Приложение №16)

     Дидактическая игра «Чудесный мешочек» - формировать умение находить предметы личной гигиены, ориентируясь на его основные признаки.

 (Приложение №3)

Среда.

     Комплекс утренней гимнастики «Мы растем»

(Приложение №1)

     Рассматривание принадлежностей личной гигиены – учить находить предметы по просьбе воспитателя.

 (Приложение №4)

     Чтение стихотворений про средства гигиены–учить детей внимательно слушать, называть средства личной гигиены.

     Дидактическая игра «Водичка, Водичка» - воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

(Приложение №5)

Четверг.

  Комплекс утренней гимнастики «Мы растем»

 (Приложение № 1)

  Беседа «Для чего нужны предметы» - учить детей узнавать и называть предметы личной гигиены.

  Музыкальная игра «Где же наши ручки» -создание эмоционального настроения.

(Приложение №6)

  Разучивание потешки «Водичка, водичка» - учить детей проговаривать слова потешки за воспитателем.

(Приложение№7)

Пятница.

     Комплекс утренней гимнастики «Мы растем»

(Приложение №1)

     Игра-Занятие «Купание куклы Кати» - формирование культурно-гигиенических навыков.

(Приложение №8)

     Подвижная игра «Солнышко и дождик» - развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

(Приложение №9)

Понедельник.

     Комплекс утренней гимнастики «Мы растем»

(Приложение №1)

     Рассматривание картины «Мама купает Катю» - учить детей правильно называть предметы личной гигиены. Активизировать речь детей.

     Дидактическая игра «Делаем причёску» - учить пользоваться расчёской как индивидуальным предметом и расчёсывать волосы движениями сверху-вниз. Развивать предпосылки к сюжетно-ролевой игре.

(Приложение №10)

Вторник.

         Комплекс утренней гимнастики «Мы растем»

 (Приложение №1)

         Рассматривание сюжетной картины «За обедом» - учить детей правильно называть предметы посуды.

         Чтение сказки «Три медведя» - учить названию посуды и правила поведения за столом.

Среда.

         Комплекс утренней гимнастики «Мы растем»

 (Приложение №1)

         Чтение стихотворения М. Дружининой «Кто знает волшебное слово» - учить внимательно слушать, повторять слова за воспитателем.

         Дидактическая игра «Угостим кукол чаем» - познакомить ребенка с назначение посуды учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).

 (Приложение №11)

Четверг.

         Комплекс утренней гимнастики «Мы растем»

 (Приложение №1)

         Чтение стихов о культуре гигиенических навыков – учить внимательно слушать.

         Дидактическая игра «Вымоем куклу в ванне» - учить называть предметы личной гигиены (мыло, мочалка, мыльница, мыть, намыливать, вытирать, теплая, холодная, горячая).

(Приложение №12)

Пятница.

     Комплекс утренней гимнастики «Мы растем»

(Приложение №1)

     Дидактическая игра «Чудесный мешочек» - формировать умение находить предметы личной гигиены, ориентируясь на его основные признаки. Закрепление.

        (Приложение №3)

     Игра-Развлечение «Приключение мыльного пузыря» - доставить детям радость.

(Приложение №13)

     Оформление стенгазеты «Будем чистыми и опрятными».  

(Приложение №14)

3-ий этап – Заключительный

       Оформление выставки газеты «Будем чистыми и опрятными»

       Игра-Занятие «Купание куклы Кати»

       Развлечение «Приключение мыльного пузыря»

       Представление проекта педагогам детского сада

В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами культурной гигиены. Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей отношение к культурно-гигиеническим навыкам.

Список литературы:

1.     Богина Т.Л. Режим дня в детском саду (текст) / Т.Л. Богина, Н.Т. Терехова.– М., Просвещение, 1987.–95 с.

2.     Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду (текст) / А.К. Бондаренко.– М., Просвещение, 1991.–160 с.

3.     Васильева М.А. Программа дошкольного образования от рождения до школы / М. А. Васильевой, Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой.– М., Мозаика-Синтез, 2010.–304 с.

4.     Гурина И.В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем (текст) / И. В. Гурина. –СПб., Литера, 2007. –32с.

5.     Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей . Игровой комплект(текст) / Е. Ю. Конина.– М., Айрис-пресс,2007.–12 с.

6.     Подольская Е. И. Оздоровительная гимнастика: игровые комплексы, занятия, физические упражнения (текст) / Е. И. Подольская. – Волгоград., Учитель, 2011.–143 с.

7.     Урунтаева Г.А. Как приобщить малышка к гигиене и самообслуживанию (текст) / Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина.– М.,Просвещение,1997.– 125 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Мы растем»

Вводная часть.

Ходьба друг за другом. Ходьба на носках, на пятках. Бег врассыпную. Ходьба. Построение в круг.

Основная часть.

        Стали мы почти как папа,

        Стали мы почти как мама.

        Доросли до бабушки,

        Доросли до дедушки.

И. п. – ноги вместе, руки внизу.

Выполнение: 1-2 – встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть вверх, 3-4 – опуститься на всю ступню. (Повторить 4 раза)

        Ручки выросли у нас –

        Мы покажем вам сейчас.

И. п. –ноги вместе, руки внизу.

Выполнение: 1-2 – вытянуть руки и потянуться вперед, 3-4 – и. п. (Повторить 4 раза)

        Ножки выросли у нас –

        Мы покажем вам сейчас.

И. п. – сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги согнуты в коленях.

Выполнение: 1-2 – выпрямить ноги, потянуть носочки, 3-4 – и. п. (Повторить 4 раза)

        Мы растем, растем, растем,

        Почти до неба достаем.

И. п. – ноги вместе, руки внизу.

Выполнение: 1-3 – прыжки выше – выше – выше(каждый последующий прыжок должен быть выше предыдущего), 4-8 – ходьба на месте.

Заключительная часть.

Ходьба друг за другом. Выход из зала.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

5

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

«Чудесный мешочек».

Задачи: закреплять знания о предметах личной гигиены и их предназначении. Развивать тактильные ощущения, словесно-логическое мышление, память, грамматически правильную речь.

Материал: мешок, расчёска, зубная щётка и паста, мыло, шампунь, мочалка, носовой платок, полотенце, ножницы.

Описание: дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены и рассказывают, для чего они предназначены, и как ими пользоваться.

Дидактическая игра «Правила гигиены».

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

«Загадки»

Воспитатель: Ребята посмотрите, Фея оставила нам  конверт, откроем его и посмотрим что там (открываем).-Тут загадки!

Ускользает как живое, но не выпущу его я

Дело ясное вполне, руки пусть отмоет мне.

(мыло)

-Для чего нам нужно мыло?(ответы детей).

-Когда мы моем руки?(перед едой, после прогулки, после того как погладили животных, и т.п.)

Костяная спинка, жесткая щетинка

С мятной пастой дружит, зубкам верно служит

(щетка)

Вафельное полосатое,

Махровое, лохматое

Всегда под рукою,

Что это такое?

(полотенце)

И сияет и блестит, никому оно не льстит

И любому правду скажет, ваше личико покажет.

(зеркало)

Цветная ароматная и на вкус приятная.

(паста)

Хожу – брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

(расческа)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Дидактическая игра

« Водичка, водичка, умой мое личико»

Цель: Закрепить привычку к чистоте и опрятности, вызвать у ребенка стремление научить умываться других детей.

Игровое задание. Сделать куклу опрятной.

Правила игры:

Учить куклу приводить себя в порядок. Заботиться о ней.

Материал. Кукла, игрушечное оборудование умывальной комнаты, предметы туалета: мыло, полотенце, расческа.

Игра. До начало игры предложить детям устроить кукольную столовую и накрыть там стол.

Предложить детям ситуацию: кукла возвращается с прогулки или встает после сна; увидев стол, она выражает желание поесть. Но дети сами или с помощью воспитателя останавливают ее: « А руки чистые?» Кукла спохватывается: « В самом деле, руки не вымыты! Да я и не причесана. Но где это сделать?»

Как правило кто-нибудь из детей предлагает отвести куклу в умывальную комнату. Это хороший повод, чтобы внимательно рассмотреть вместе с куклой все, что в ней есть. Затем кукла просит детей научить ее мыть и вытирать руки, лицо, а также причесываться. Показать как это делается, побуждать детей такими репликами куклы, как: « Какие чистые теперь руки!», « И щеки стали румяными и свежими!», « А как надо вытирать руки, чтобы они стали сухими?», « А без мыла можно вымыть их дочиста?» и др. Дети наверняка радостно и охотно будут отвечать кукле. Узнав, что детей учат умываться взрослые, кукла говорит:» Какие у вас воспитатели хорошие

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Дети стоят врассыпную по залу.

Воспитатель предлагает детям спрятать ручки за спину и поет первый куплет песни:

1.     Где же, где же наши ручки.

Где же наши ручки?

Где же, где же наши ручки?

Нету наших ручек.

Вот, вот наши ручки,         Дети показывают ручки, вращают кистями.

 Вот наши ручки!

Пляшут, пляшут наши ручки,

Пляшут наши ручки.

Воспитатель предлагает детям присесть и обхватить колени руками, поет второй куплет:

2.      Где же, где же наши ножки,

Где же наши ножки?

Где же, где же наши ножки?

Нету наших ножек.

Вот, вот наши ножки,          Дети встают и весело топают ножками

Вот наши ножки!

Пляшу, пляшут наши ножки.

Пляшут наши ножки!

Далее воспитатель предлагает деткам «спрятаться». Малыши закрывают лицо ладошками. Воспитатель поет третий куплет:

3.     Где же, где же наши детки,

Где же наши детки?

Где же, где же наши детки?

Нету наших деток.

Вот, вот наши детки,

Вот наши детки!

Пляшут, пляшут наши детки,

Пляшут наши детки!

Вариант: игру можно провести, сидя на стульчиках. «искать» детей может любая игрушка, которой манипулирует воспитатель. В заключении можно всем поплясать.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7


Потешка:

«Водичка, водичка, умой мое личико»

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Конспект сюжетно-ролевой игры с детьми раннего возраста

«Купание куклы Кати»

Цель:

Учить объединять игры единственным сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложить спать.

Познакомить с разным состоянием воды (холодная, горячая, теплая).

Закрепить работу со словарем (тазик, мыло, полотенце, намыливать, смывать, холодная, горячая, теплая, вытирать).

Прививать детям культурно-гигиенические навыки, необходимость и польза умывания, купания.

Оборудование:

Ванночка, мыло (кирпичик), мыльница, полотенце, ковшик (все предметы в 2-3 экземпляра), кукла Катя (она испачкана).

Ход игры

Воспитатель обращается к детям:

Тук – тук раздается звонкий стук

Кто-то в гости спешит

Кто-то в двери стучит

Это кукла Катя к нам пришла.

Показывает куклу Катю /она перепачкана/.

Воспитатель обращается к кукле:

- Ах, ты, девочка чумазая!

Где ты носик так измазала?

Построение игровой задачи.

Воспитатель предлагает искупать куклу.

Мы не ляжем рано спать,

Дочку надобно купать

/Е.Благинина «Аленушка»/

Затем говорит детям:

- Наша куколка Катя испачкалась. Надо ее выкупать. Где у нас ванночка с водичкой?

- Какая нам нужна водичка? /теплая/

- А кто принесет мыло куколке? /просит из детей принести мыло/

- А мочалку? /просит из детей принести мочалку/

- Полотенце? /просит из детей принести полотенце/

Все готово. Ребята помогите, пожалуйста, Кате раздеться /раздевают Катю проговаривая какую одежду снимать/.

- Начнем мыть Катю. Куда надо посадить куклу? / в тазик/.

- А сейчас ребята, что будем делать? /помоем Кате голову чистой, тепловой водой, помоем ручки, ножки/.

- Теперь намылим Кате голову, мылом и помоем водичкой.

В то время, когда ребята «поливают» из ковшика, можно прочитать стихи:

Теплую водичку

Льем на нашу птичку

/Е.Благинина «Аленушка»/

Хлюп-Хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Катенька,

Мыльной ручкой таз.

А водичка булькает.

А водичка пенится.

Катенька помоется

Причешется, оденется.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Задачи:

         Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.

         Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

         Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний.

Правила игры.

1.  На слова «Дождик идет бежать в свой дом (сесть на скамеечку, а на слова «Солнышко светит выйти на середину площадки.

2.   Выполнять движения, согласуй их со словами и подражая воспитателю.

Проведение.

Ребята, посмотрите на небо, что там ярко светит? (солнышко)

Смотрите, а рядом тучка плывет, наверно дождик собирается.

А вы боитесь дождика?

Ребята давайте сядем на скамеечку- это будет наш домик, который спрячет нас от дождика. А пока дождика нет, давайте выйдем из домиков и поиграем.

Солнышкосолнышко,

Посвети немножко!

Выйдут детки погулять – 

Станут бегать и играть”

Повторяйте за мной слова и движения:

“Мы ногами топ-топ-топ,

А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп,

Ай, да, малыши!

Ай, да, крепыши!

По дорожке мы шагаем,

И в ладошки ударяем.

Топ-топ, ножки, топ!

Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

(Стоя на месте, топают ножками, хлопают ручками)

Ай, да, малыши!

Ай, да, крепыши!”

(Руки на поясе, кружатся)

 Ребята посмотрите, дождик начался.(дети стучат по ладошке правой руки пальцами левой руки кап-кап-кап и наоборот)

Дождик пошёл. Скорее домой. (Дети спешат в домики)

Стало очень скучно! Давайте попросим дождик перестать капать!

Дождикдождик, веселей,

Капай, капай не жалей.

Только нас не замочи, 

Зря в окошко не стучи”

Пойду, выйду на улицу, посмотрю, кончился дождь или нет?

Ребята смотрите закончился дождик,

теперь можно выходить поиграть, мячик с вами покатать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Игра «Делаем прическу»

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.

Возраст: ранний возраст.

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: «Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!» Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Угостим куклу чаем

Цели:

- добиться повторения названий чайной посуды, порядок сервировки стола для чаепития;

- дать представление о правилах безопасного поведения за столом.

Оборудование: кукольная мебель, чайная посуда, кукла.

Содержание игры.

Воспитатель предлагает детям угостить куклу чаем, уточняет какая посуда необходима, просит поставить блюдце, напоминает, что чашку нужно поставить, развернув ручкой вправо, ложечку также положить на блюдце справа от чашки. Задает вопросы о том, с чем можно пить чай, предлагает поставить на стол угощение, затем пригласить куклу за стол, угостить чаем, напомнить ей, что чай горячий и нужно быть осторожной, чтобы не обжечься. Обращает внимание на то, что за столом нужно всегда вести себя спокойно.

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

Дидактическая игра «Купаем куклу в ванне»

Цель: закрепить полученные навыки умывания в самостоятельных игровых действиях; учить переносить полученные навыки в другие игровые действия.

Оборудование: ванночки, куклы – голыши, полотенца (салфетки), «мыло» (по количеству детей).

На столах у детей стоят ванночки, рядом все необходимые атрибуты. У воспитателя на столе аналогичные предметы.

Воспитатель. Дети, вы научились мыть правильно ручки, научили этому куклу Катю. У вас есть свои куклы, которые тоже хотят быть чистыми. Давайте вспомним, что нужно сделать сначала?

Дети. Намочить тело куклы водой, взять мыло, намылить, смыть мыло водой, вытереть насухо полотенцем.

По мере называния воспитатель предлагает детям эти действия выполнить, показывая пример на своей кукле.

По окончании выполнения всех действий воспитатель предлагает желающим детям ещё раз искупать свою куклу.

ПРИЛОЖЕНИЕ 13

Цельразвивать активность детей, слуховое восприятие, формировать у детей чувство уверенности в себе, доставить детям радость.

Задачиразвивать речевую активность, связную речь, мышление, внимание.

Предварительная работа: чтение стихов о лете, корабликах, оформление книжной выставки.

Воспитатель. Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня, я хочу вас пригласить в увлекательное путешествие. Мы отправляемся в страну «Мыльных пузырьков»(Звучит музыка и выходит клоун Клепа).

Клепа.

Вы хотите попасть в страну «Мыльных пузырьков»? Тогда я сейчас выполню ваше желание.

За морями, за горами есть чудесная страна.

Живет там озорная, смешная детвора.

Они поют, танцуют на радость всем вокруг,

И тех, кто любит праздник, зовут в широкий круг. /Исполняется танец/

Тучка прячется за лес,

Смотрит солнышко с небес.

И такое чистое, доброе, лучистое.

Клепа проводит игру «Собери солнышко».

Воспитатель. В переулке есть домок прямо терем – теремок.

Кто, кто в теремочке живет?

Может мышка – норушка? (дети хором). Нет.

Ну лягушка – квакушка! (дети хором). Нет.

Значит зайка – трусишка (дети хором). Нет.

Воспитатель. Да нет! В теремочке том кроватки стоят

На кроватках там ребятки спят…

Поднимаются ранехонько, умываются белехонько

И танцуют, и поют – очень весело живут.

Клепа: «Не хмурься, не горюй и не грусти, мы мир раскрасим радугой любви. Ты только в сердце сказку запусти!». «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» Я предлагаю провести игру «Кто больше принесет водички». Игра «Мы водичку носим».

Воспитатель. Ребята, но мы с вами еще не попали в страну «Мыльных пузырьков». Я предлагаю детям взять наши бумажные кораблики и скорее отправиться туда.

Воспитатель.

Город цветет, дети растут

Нас окружает добро и уют,

Верю, что ждет всех впереди,

Море улыбок и яркость мечты!

В детстве можешь ты потрогать

Самый краешек мечты.

К ней найти свою дорогу

Непременно сможешь ты!

Глаза закрой и покружись, и снова в группе окажись! Клепа. Вот и закончилось наше путешествие. До свидание, ребята!

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

https://documents.infourok.ru/6a3d3602-8b5b-42df-b315-c3ad4fd1c283/0/image001.gif

ПРИЛОЖЕНИЕ 15

Викторов В.

Умывальная

В ручейке вода струиться,

В речке плещется вода.

Мы у крана будем мыться,

Будем чистыми всегда!

Будем мыться, будем мыться, Будем чистыми всегда!

Моем руки, моем лица

Мылом щеткой и водой.

Если ты не любишь мыться,

Эту песенку не пой.

Ты не пой, ты не пой,

Эту песенку не пой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 16

Корней Чуковский — Мойдодыр:

Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.

Я за свечку, свечка — в печку!
Я за книжку, та — бежать
И вприпрыжку под кровать!

Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.

Боже, боже, что случилось?
Отчего же Всё кругом,

Завертелось, Закружилось
И помчалось колесом?

Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком —
Всё вертится, И кружится,
И несётся кувырком.

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.

Ты один не умывался
Игрязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.

Я — Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!

Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут —
Прямо в Мойку, Прямо в Мойку
С головою окунут!»

Он ударил в медный таз
И вскричал: «Кара-барас!»

И сейчас же щетки, щетки
Затрещали, как трещотки,
И давай меня тереть,
Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!»

Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса.

А от бешеной мочалки
Я помчался, как от палки,
А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной.

Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил

И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.

А потом как зарычит На меня,

Как ногами застучитНа меня:
«Уходи-ка ты домой, Говорит,
Да лицо своё умой, Говорит,
А не то как налечу, Говорит,
Растопчу и проглочу!» Говорит.

Как пустился я по улице бежать,
Прибежал я к умывальнику опять.

Мылом, мылом. Мылом, мылом
Умывался без конца,
Смыл и ваксу и чернила
С неумытого лица.

И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.

А за ними пирожок:
«Ну-ка, съешь меня, дружок!»

А за ним и бутерброд:
Подскочил — и прямо в рот!

Вот и книжка воротилась,
Воротилася тетрадь,
И грамматика пустилась
С арифметикой плясать.

Тут Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир,
Подбежал ко мне, танцуя,
И, целуя, говорил:

«Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил!»

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,

А нечистым Трубочистам —
Стыд и срам!Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок, И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, —

И в ванне, и в бане,
Всегда и везде — Вечная слава воде!

 

Конспект  развлечения для детей первой младшей группы.

        " В стране мыльных пузырей"

Подготовили

Воспитатели: Барсукова Л.В., Сенченко О.И.

Наглядный материал: мыло, вода, мыльные пузыри, 2 стакана (большой и маленький).

Цель: Закрепить навыки детей в умывании. Формировать у детей навык практического экспериментирования. Развивать речевое дыхание, доставить радость.

Предварительная работа: Заучивание потешки "Зайка серый умывается", отгадывание загадок, дидактические игры с водой (прозрачная - мыльная, мутная), чтение стихотворения К. Чуковского "Мойдодыр",подвижная игра "Пузырь".

Ход развлечения: Появляется Капитошка.

Капитошка: Здравствуйте детишки! Здравствуйте рябитишки!

Я пришёл к вам из страны, где веселья дни полны!

Где с утра и до зари все пускают пузыри.

И вас туда я приглашаю, встаньте дружно в хоровод

Мы на пузыре волшебном отправляемся в полёт.

(Подвижная игра "Пузырь")

Раздувайся пузырь, раздувайся большой.

Оставайся такой, да не лопайся.

Капитошка: Прибыли! Страна веселья очень рада вас принять.

Предлагаю для начала вам загадку отгадать.

Познакомиться готов? Я бываю всех цветов.

Руки моешь? Очень мило.

Значит пригодится............(мыло)

Капитошка: Ребята, а для чего нам нужно мыло?

ответы детей (мыть руки и лицо)

Капитошка: Ребята а давайте с вами поиграем.

Вы мне покажете как вы умеете умываться.

игра: "Зайка серый умывается".

Видно в гости собирается,

Вымыл носик, вымыл ротик,

Вымыл ухо, полотенцем вытер сухо.

Капитошка: Ребята, а ещё из мыла делают мыльные пузыри.

Давайте с вами пой дём в мою лабораторию

и я вам покажу как делают мыльные пузыри.

Два стакана (большой и маленький), в большом

стакане вода. Какая вода? (Прозрачная, чистая.)

Маленький стакан пустой. Наливаем в маленький стакан воду, Что вода делает? (льётся, журчит).

Добавляем мыло, перемешиваем; какая вода? (мыльная, мутная)

взбалтываем и получаются мыльные пузыри.

А теперь  давайте поиграем  кто больше поймает мыльных пузырей.

Выходите скорей; 1, 2, 3, пузыри лети.

(играет весёлая музыка, дети ловят мыльные пузыри)

Капитошка: Все ребята молодцы справились с заданием,

А теперь пора сказать сказке до свидания.

Дружно хлопнули в ладоши, вместе топнули ногой,

Всё во что мы здесь играли, мы запомнили с тобой.

 До свиданья всем сказали и отправились домой.