Консультация для педагогов «Психологическое здоровье человека. Техники саморегуляция эмоционального состояния».
консультация

Жарикова Стелла Александровна

Здоровье человека зависит не только от хорошей физической подготовки, и хорошо работающих внутренних органов. Большое значение имеют различные психологические факторы (эмоции, чувства, черты характера) и, соответственно, умение человека управлять своей психикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_pedagogov.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Тема: «Психологическое здоровье человека. Техники саморегуляция эмоционального состояния».

Здоровье человека зависит не только от хорошей физической подготовки, и хорошо работающих внутренних органов. Большое значение имеют различные психологические факторы (эмоции, чувства, черты характера) и, соответственно, умение человека управлять своей психикой.

 Психика (от греч. psychikos — душевный) — это внутренний мир человека. Его невозможно потрогать руками и взвесить на весах. Это свойство мозга — особого органа человека. Большинство заболеваний психики связано с утратой человеком своего душевного благополучия.

 Теперь я предлагаю вам протестировать себя с помощью теста «Как ты совершенствуешь (укрепляешь) свою психику».

 Прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и обведи кружком ответ, который больше соответствует вашему поведению или состоянию.

 Подсчитай количество «нет». Чем их больше, тем хуже вы заботишься о своей психике

 Существуют два основных признака, по которым можно судить о психическом здоровье человека.

 Первый признак — это позитивное (хорошее) настроение в котором находится человек. Основу этого настроения могут составлять по меньшей мере следующие не зависимые друг от друга состояния:

 а) полное спокойствие (например, когда человек ничем особенно не занимается, а как бы отдыхает «телом и душей»,

 б) уверенность в своих силах (это характерно для человека, перед которым стоит ясная и конкретная рабочая цель,

 в) вдохновение (данное состояние, как правило, человек испытывает в творческой работе) .

 Второй признак — это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен (без серьезных; последствий для здоровья) выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.

 Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами — с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и поэтому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро выходят из негативного психического состояния. С другой стороны, психические возможности зависят от умения человека управлять своими состояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья. Такое умение, как правило, вырабатывается в процессе специальной психологической подготовки, особого психотренинга.

 Большую опасность для психического здоровья человека представляют сложные отрицательные эмоциональные состояния, принимающие затяжной характер. Поэтому сейчас я хочу рассказать какими методами можно достичь понижения эмоционального возбуждения.

 К простейшим методам понижения эмоционального возбуждения относятся:

 • Переключение внимания на нейтральные темы — представить ситуацию покоя, например лес, пляж или другие условия, когда чувство душевного покоя у человека наиболее выражено. При этом можно использовать стихи любимого поэта, успокаивающую музыку и т. д.

 • Самоубеждение — умение проанализировать сложившуюся ситуацию, поговорить с самим собой и убедить себя в несерь-езности собственных переживаний. Формулы самовнушения («Для меня это не очень важно», «Я все могу» и т. д.) помогают кратковременно «выключить» эмоции, не давая им перейти предел управляемости.

 • Дыхательные упражнения — упорядоченные физические движения, при выполнении которых выдох следует делать при-мерно вдвое длиннее вдоха (если необходимо снять острое на-пряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20—30 секунд) .

 • Физические упражнения — движения, осуществляемые для расслабления. Наиболее полезны упражнения на растягивание мышц, на расслабление (типа потряхивания, а также упражнения со статическим усилием и задержкой дыхания.

 • Упражнения мимических мышц, снижающие напряжение мышц лица (1 — надуть щеки, затем постепенно выпустить воздух через плотно сжатые губы; 2 — поочередно надувать то одну, то другую щеку, то обе вместе)

 • Самовнушение. Смысл успокаивающих «формул» состоит в том, чтобы последовательно направлять внимание на отдельные части своего тела (руки, ноги, шею, лицо, туловище) и внушать себе, что они расслабляются, согреваются и обездвиживаются. Для этого обычно используют следующие словесные формулы: «Мои руки тяжелеют, ноги тяжелеют, веки становя тяжелыми, лицо расслабляется и теплеет, шея расслабляется, тело тяжелеет и расслабляется. ». Лучше всего научиться расслаблять мышцы лица, последовательно направляя свое внимание на веки, щеки, губы, язык, шею. Самовнушением обычно занимаются в положении лежа на спине, полулежа в кресле

 Несколько практических рекомендаций  «Как справиться со стрессом?»:

 • прочитать очень громко (прокричать) несколько раз вслух какое-нибудь стихотворение или отрывок из него, например «Бородино» М. Лермонтова;

 • поиграть на каком-нибудь музыкальном инструменте (даже если не умеешь играть) ;

 • спеть какую-нибудь мелодичную песню (даже если совершенно нет слуха) ;

 • посмотреть какой-нибудь комедийный видеофильм, например, с участием Луи де Фюнеса, и повторять за ним слова, мимику, жесты;

 • пойти в парк, лес, на речку, в зоопарк и найти там для себя «серьезное» занятие (например, поймать дюжину бабочек)

 • попросить, чтобы тебя прокатили с ветерком на моторной лодке;

 • попросить кого-нибудь из родственников, чтобы тебе сделали массаж (поглаживание и разминание спины).

 Каждый человек может научиться выходить из стрессового состояния самостоятельно. Но чтобы это происходило с наименьшими потерями здоровья, важно изучать себя и вырабатывать свой индивидуальный способ психической саморегуляции.

 Психорегуляция.

 Погрузись в тишину,  «включив» воображение, подумай о страданиях людей: о боли, смятении, тревоге, отчаянии, унижении, одиночестве, болезнях — в том числе и собственных. После этого, напротив, представь могущество человека: его стремление стать независимым, здоровым, сильным, его способность любить, творить, объединяться в борьбе против зла.

 Упражнение: «Звучащая сила».

Цели:  Это разминка, придаст свежие силы, бодрое настроение и оптимизм. Особенно она полезна в тех ситуациях, когда снижается энергия, появляется усталость. Эти разминки мы сопровождаем словами, которые помогут детям в развитии позитивного образа "Я".

 Используемые при этом протяжные звуки представляют собой возможность "промассировать" утомленный мозг. Ведь тонкая вибрация звука в голове на самом деле освежает мозг и способствует лучшему кровоснабжению.

 Энергия из звука "Аааааа"

Инструкция: Я хочу помочь вам наполнить себя свежей силой. Встаньте и сделайте очень глубокий выдох. Затем наберите полные легкие воздуха и снова выдохните. Но в этот раз выдохните со звуком. Пропойте во все время выдоха долгое "Ааааа". Представьте себе, что при этом из вас вытекают ощущения усталости, утомления, скуки. А на вдохе представьте себе, что вдыхаете вместе с воздухом веселые и радостные мысли. На каждом выдохе пропевайте звук "Ааааа" все громче и громче, пока вся ваша усталость и неприятные ощущения не покинут вас полностью.

 

Упражнения «Приятные воспоминания».

 Цели:  Очень важно, научиться выстраивать позитивную перспективу своей жизни. Это дает нам силы для преодоления возможных ошибок, кризисных периодов и сложностей жизни. Каждый человек может научиться этому, сохраняя в памяти все счастливые события своей жизни. Поэтому в данном упражнении я приглашаю вас в путешествие в страну фантазии, в ходе которого мы сможем оживить наиболее прекрасные из своих воспоминаний. Тем самым мы научимся наслаждаться жизнью и сохранить свое душевное и физическое здоровье.

 Материалы:  Бумага и карандаш, восковые мелки.

 Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Я хочу пригласить вас в еще одно путешествие в мир фантазии, которое подарит вам приятные чувства. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.

 С каждым выдохом вы становитесь все легче и легче. Постарайтесь почувствовать себя так, как будто вы парите в воздухе. Делая сейчас новый глубокий вдох, постарайтесь почувствовать, как вы наполняетесь ощущением легкости и света. Задержите на мгновение дыхание на вдохе. А теперь выдохните сильно одним движением весь воздух вместе со всей когда-то накопившейся усталостью, напряжением, неприятными ощущениями.

 Ощутите, как это здорово, когда чувствуешь себя в полной бе-зопасности, когда тебе просто хорошо оттого, что ты удобно сидишь и спокойно и глубоко дышишь.

 А сейчас представте себе солнце, посылающее свой теплый свет с безоблачного ясного неба на землю. Представте себе, что с каждым своим вдохом вы вдыхаете солнечное тепло, с каждым вдохом вы чувствуете, как солнце наполняет всего тебя теплым светом, и вы становишься все легче и легче, все светлее и светлее.

 Теперь вы легко можете вспомнить то время, когда вы чувствовали себя счастливо.

 Постарайтесь отметить, что вы переживали в этом счастливом воспоминании. Вы сейчас один или вместе с кем-то? Что вы при этом ощущаешь? Что вы видете, что слышишь? Что вы делаешь в это время? А другие? (30 секунд.)

 А теперь вы можешь вернуться снова к нам в зал бодрыми и от-дохнувшими. Сохраните это воспоминание в своей памяти, чтобы освежать его в памяти всякий раз, когда вы этого пожелаешь.

 Откройте глаза. Возьмите листок бумаги и нарисуйте свое счастливое воспоминание или опишите его несколькими предложениями. Если вы будете описывать его словами, то пишите так, как будто оно происходит прямо сейчас, то есть пишите в настоящем времени. (10-15 минут.)

 Анализ упражнения:

 — Где ты находился в самый счастливый миг своей жизни?

 — Что ты делал?

 — Кто-нибудь был рядом с тобой?

 — О чем тебе было вспоминать легче всего?

 — Что происходило с твоим телом, когда ты вспоминал об этом мгновении?

 — Какие части тела лучше всего помнят об этом событии?

 В своей обычной жизни ты чаще вспоминаешь о приятных или, скорее, о неприятных вещах?

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический семинар ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «Профилактика синдрома профессионального выгорания. Саморегуляция эмоционального состояния»

Практический семинар для педагогов ДОУ с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания и освоения техних психической саморегуляции...

Рекомендации педагогам по саморегуляции эмоционального состояния

В статье представлены рекомендации для педагогов по саморегуляции эмоционального состояния посредством дыхательных упражнений, визуализации. Описаны упражнения, которые можно делать самостоятельно и, ...

Тренинг для педагогов с использованием МАК «Способы саморегуляции эмоционального состояния»

Тренинг для педагогов с использованием ассоциативных метафорических карт. которые запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска индивидуального выхода из кризиса....

Консультация для педагогов "Роль семейного общения влияющего на эмоциональное состояние ребенка"

Роль семейного общения влияющего на эмоциональное состояние ребенка...

Консультация для педагогов "Психологическое здоровье"

Психологическое здоровье, что это. Как сохранить психологическое здоровье детей....