Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему миру.
материал (средняя группа)

Клейменова Галина Анатольевна

Организация прогулкис целью развития познавательного интереса к окружающему миру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka.docx28.21 КБ
PDF icon progulka.pdf951.87 КБ

Предварительный просмотр:

Организация прогулки

с целью развития познавательного интереса

 к окружающему миру.

                           Подготовила: воспитатель

      МКДОУ Детский сад №7  

 п. Первоавгустовский»

                                              Клейменова Г.А.

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма у них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к малой родине.

Малыши трудятся в цветнике — сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок, форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика — все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться.

Для осуществления задач всестороннего развития и организации разнообразной деятельности детей большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок.

Работа  по организации и проведению прогулок осуществляется в несколько этапов:

I этап – подготовительный

В первую очередь проводится анализ имеющихся условий по организации и проведению прогулок. Затем необходимо проработать методику организации и проведения прогулок.

Важное направление подготовительного этапа – это планирование воспитательно-образовательной работы. При планировании необходимо учитывать все части прогулки.

Составные части прогулки:

  1. Наблюдение;
  2. Трудовая деятельность;
  3. Игровая деятельность;
  4. Индивидуальная работа;
  5. Самостоятельная деятельность детей.

Последовательность их проведения варьируется в зависимости от:

  • предшествующей деятельности детей (например, после физкультурного занятия целесообразнее в начале прогулки провести наблюдение, после занятий по математике и развитию речи — подвижные игры).
  • от времени года (в холодный период времени предусматривается проведение игр с большой подвижностью детей).
  • от индивидуально-возрастных особенностей детей (в младшем возрасте целесообразнее начать прогулку с наблюдения, в старшем – с игры и т.д.)
  • от познавательных интересов детей.

Наблюдения:

  • наблюдения за живыми объектами (за птицами, деревьями лиственными и хвойными, кустарниками и т.д.);
  • наблюдения за неживыми объектами (за солнцем, облаками, погодой, ветром, снегом, глубиной снежного покрова, длительностью дня, метелью, позёмкой, снегопадом и т.д.);
  • наблюдения за явлениями окружающей действительности (за трудом взрослых, за прохожими, за транспортом и т.д.).

Кратковременные организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления

Длительные организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе

Трудовая деятельность. Планируется хозяйственно-бытовой труд (на веранде, на участке), необходимо учитывать форму труда дошкольников – индивидуальные или групповые поручения, или коллективный труд (совместный, общий).

Подвижные игры. Рекомендуется проводить три игры в течение прогулки. Подбирая игры для дневной прогулки, необходимо учитывать предыдущую деятельность детей. После спокойных занятий (рисования, лепка) рекомендуются игры более подвижного характера. Проводить их нужно со всей группой в начале прогулки. После физкультурных и музыкальных занятий рекомендуются игры средней подвижности. Проводить их нужно в середине или конце прогулки. Т.о. план должен включать игры

  • малоподвижные;
  • игры средней активности;
  • игры с высокой двигательной активностью.

Следует отражать в планах разучивание новой игры и игры на закрепление двигательных навыков и развитие физических качеств. В течение года проводится примерно 10 – 15 новых игр.

Кроме этого организуются игры:

  • забавы
  • аттракционы
  • игры-эстафеты
  • сюжетные подвижные игры
  • игры с элементами спорта
  • сюжетные подвижные игры
  • бессюжетные подвижные игры
  • народные игры
  • хороводные
  • спортивные упражнения.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха от предшествующего проводимого занятия, от состояния детей, их желаний, от времени проведения прогулок (вечерняя, утренняя).

Индивидуальная работа. Направлена не только на совершенствование физических качеств, но и на развитие психических процессов, закрепление материала по всем разделам программы, формирование нравственных качеств.

Дидактические игры. При использовании д/игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам:

  • опираться на уже имеющиеся у детей знания;
  • задача должна быть достаточна трудна, но и в то же время доступна детям;
  • постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;
  • конкретно и четко объяснять правила.

Виды дидактических игр

  • Игры с предметами (игрушками или природным материалом)
  • Словесные игры

Самостоятельная деятельность детей.

Для самостоятельной двигательной деятельности на прогулке мы выносим нужный инвентарь:

  • в младшей группе – мячи, кегли;
  • в средней группе – мячи, обручи, большие скакалки;
  • в старшей группе - мячи, обручи, короткие скакалки, теннисные шарики, ракетки, бадминтон, ловушки, кегли, футбольный мяч, обручи.
  • в подготовительной к школе группе – мячи (футбольный, волейбольный, резиновые разного размера), городки, кольцеброс, серсо, обручи, скакалки,  теннисные шарики, ракетки, ловушки, бадминтон, кегли, обручи.

Поощряется самостоятельность в организации подвижных игр и упражнений, это побуждает детей к использованию физкультурного оборудования, инвентаря, атрибутов к подвижным играм.

Материалы и оборудование, используемые для организации самостоятельной деятельности детей в зимний период: ледянки,  санки,  формочки, лопатки, ведёрки,  лыжи, оборудование для экспериментов, игрушки из бросового материала. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к хранению и размещению выносного материала. При оформлении территории  детского сада большое значение придаём безопасности, целесообразности, красочности, а также эстетичности оформления. Ярко украшенный участок сам по себе вызывает у детей устойчивый положительный эмоциональный настрой, желание идти на прогулку

В то же время, чтобы разнообразить движения детей на прогулке на групповом участке имеются следующие группы физкультурного оборудования:

Первая группа –для закрепления навыков равновесия.

Вторая группа –для прыжков, перешагивания.

Третья группа –для упражнений в метании.

Четвёртая группа –для подлезания.

И горки для скатывания.

Большое значение придаётся профилактике травматизма во время проведения прогулок.

II этап – организационный

Подготовка детей к прогулке

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, необходимо заранее подготавливать детей к прогулке , продумывать ее содержание, вызывать у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети идут гулять с большой охотой.

Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Для каждой группы нужна просторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток и стульчиков.

Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они одевают нижнюю часть тела (колготки, штаны, обувь), затем верхнюю ( пальто, шапку, шарф, варежки и т.п.). При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать младший воспитатель, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, и они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.

Когда большинство детей оденется, воспитатель выходит с ними на участок. За остальными детьми следит младший воспитатель, затем провожает их к воспитателю. Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.

III этап – практический

Это реализация работы с детьми в соответствии с планом.

Составные части прогулки:

1. Наблюдение;

2. Трудовая деятельность;

3. Игровая деятельность;

4. Индивидуальная работа;

5. Самостоятельная деятельность детей.

Достаточное количество игрового материала сделают прогулку более насыщенной и интересной.

Инвентарь для самостоятельной двигательной деятельности на прогулке:

Младшая группа – мячи, кегли, самокат, трёхколёсный велосипед;

Средняя группа – мячи, обручи, большие скакалки, самокат, двухколёсный велосипед;

Старшая группа - мячи, обручи, короткие скакалки, двухколёсный велосипед, теннисные шарики, ракетки, бадминтон, кегли, футбольный мяч, обручи, ловушки.

Подготовительная к школе группа – мячи (футбольный, волейбольный, резиновые разного размера), городки, кольцеброс, серсо, обручи, скакалки, двухколёсный велосипед, теннисные шарики, ракетки, бадминтон, ловушки, кегли, обручи.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Примерно за полчаса до окончания прогулки  организуются спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают сменную обувь, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

Прогулки будут радостными, интересными и познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не всё, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят видеть больше.

IV этап – аналитический

Ежедневно проводится самоанализ организации и проведения прогулок.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему"

Автором представлен материал по организации прогулки с целью развития у детей познавательного интереса к окружающему....

ДОКЛАД Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему

Г.А. Сперанский писал: «День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья»....

«Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему миру»

Развитие познавательного интереса к оружающему миру у детей дошкольного возраста....