Физическое развитие детей раннего возраста и рекомендации воспитателям по развитию основных движений у воспитанников
материал

Климова Наталья Николаевна

Физическое развитие детей раннего возраста и рекомендации воспитателям по развитию основных движений у воспитанников

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Физическое развитие детей раннего возраста и рекомендации воспитателям по развитию основных движений у воспитанников».

 Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. Особенно остро эта задача стоит в адаптационный период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных подходов воспитательно-оздоровительной работы. Период раннего возраста характеризуется быстрым ростом и развитием организма ребенка. Основной формой физкультурно-оздоровительной работы является физкультурное занятие (НОД). Ребенок совершенствуется в ходьбе, овладевает умением преодолевать препятствия, у него улучшается координация движений, бурно развивается речь. Из физкультурных занятий следует исключить силовые упражнения (перенос тяжестей, висы на руках и т.д.); а так же связанные с длительным пассивным ожиданием. Физкультурное занятие (НОД) – основная форма обучения детей физическим упражнениям и более подробно остановимся на нем.

Для занятий дети могут быть объединены по возрасту, по подготовке и двигательному опыту.

Наиболее удобно для выполнения ОРУ и подвижных игр свободное построение.

Для ориентиров могут быть использованы разнообразные пособия: веревки, обручи, гимнастические скамейки и т.д.

Все построения и перестроения проводятся с помощью воспитателя. Перед выполнением ОРУ, воспитатель приучает детей вставать на коврик (так, чтобы не мешать друг другу). Перед броском – вдоль веревки, скамейки и т.п., помогая малышам найти свободное место, построиться 2 парами или в круг.

Круг, можно образовать, взявшись за руки первого и последнего, замкнуть круг или дети становятся вокруг стула (обруча, кегли) лицом к нему, берутся за руки и вместе с воспитателем образуют круг.

В начале года на занятиях, малыши ходят и бегают гурьбой, врассыпную за воспитателем (вокруг ковра), но постепенно они осваивают ходьбу и бег друг за другом, выстраиваются произвольно.

Общеразвивающие упражнения способствуют формированию правильной осанки. В этом возрасте от малышей не следует требовать большей точности. Важно, чтобы дети поняли задание воспитателя и старались его выполнить. ОРУ - занимают значительное место, т.к. в этом возрасте увеличивается самостоятельность выполнения заданий, что позволяет разнообразить несложные движения. ОРУ проводятся из разных исходных положений (стоя, сидя и т.д.). Необходимо проводить ОРУ с мелкими предметами и игрушками, требует значительного мышечного напряжения, точнее выполняется, не надоедая детям. Прежде чем дать детям какой-либо предмет, следует их познакомить с ним. Это – мяч, он красный, держать его надо крепко, если он упадет, покатится, а если ударить об пол, он поскачет. ОРУ выполняются с платочками, кубиками и т.д. В этом возрасте малышей следует приучать к определенному порядку, поэтому при подготовке к занятию важно заинтересовать их. Что нам привез Мишутка, посмотрели, а затем взяли кубик (шишку) и встали лицом к нему для выполнения упражнения.

Основные виды движений:

Ходьба и равновесие.

Особое внимание рекомендую уделять развитию свода стопы, т.к. она уплотнена. Полезно упражнять детей в приподнимании, ходьбе на носках, по ребристой доске. Ходьба детей еще не усвоена и в дальнейшем продолжает совершенствоваться. Поэтому следует показывать, как правильно ходить, чтобы, подражая взрослому, малыши ходили как им удобнее, особо не обращая внимания на взмахи рук и высоту подъема ноги. Чтобы изменить шаг ребенка и избежать шлепанья, проводятся упражнения в ходьбе и беге за воспитателем или игровые задания «Пойдем гулять, легко, как кошечки», «Пойдем тихо, как мышки» и т.д. Чтобы дети не шаркали ногами, их упражняют в переступании на разном расстоянии через линии, ленты, веревки и т.д. Применяются самые простые упражнения в равновесии. Дети свободно, в индивидуальном темпе, 3 ходят по прямой и извилистой дорожке (линии, доске, гимнастической скамейке и т.д.), переступают через кубики, перешагивают из обруча в обруч. Дети с удовольствием выполняют задания, если проводятся интересно, в игровой форме, например: один раз малыши идут по дорожке, другой – по мостику, потом к Мишке, Зайке, шагают по кружочкам и т.д., это не утомляет детей, совершенствует движения.

Бег один из основных видов движения детей младшего дошкольного возраста.

Бег проводить одновременно со всей группой, чередуя его с ходьбой. Во избежание столкновения воспитатель указывает направление.

Ползание и лазание.

Дети раннего возраста любят ползать и это стремление надо поддерживать, предусматривая по возможности больше разнообразных упражнений в этом виде движения не только во время занятий, но и в момент самостоятельной игровой деятельности. Словесные указания воспитателя малыши воспринимают плохо, но с удовольствием ползают рядом за взрослым, который помогает им правильно двигаться. Если движение не получается, занимаемся индивидуально.

Прыжки – наиболее важный показатель общей физической подготовленности детей. Обучение начинается с поскоков на месте, с продвижением вперед, прыжков в длину с места. Одновременно приземление на две ноги является наиболее трудным. Конкретные задания даются в игровой форме или в виде подражания (прыгать через ручеек, как Зайка) и воспринимаются эмоционально, интересно, не вызывая затруднения у детей.

Бросание, ловля, катание.

В раннем возрасте, ребенок начинает осваивать упражнения в метании, которые укрепляют мышцы рук, плечевого пояса и туловища, развивают глазомер, пространственные представления, согласованность движений, меткость и ловкость. Предварительно нужно упражнять малыша брать, держать и переносить предмет двумя и одной рукой. Детей заранее знакомят с некоторыми свойствами предметов, показав, что, например, мешочек с песком падает, мячик подскакивает и катится. После этого начинается индивидуальное ознакомление: ребенок держит мяч в обеих руках и учится бросать его вперед, катать мячи и шары одной и двумя руками. Воспитатель следит, чтобы ребенок не цепко держал предмет, не тянул руки вперед, соблюдал указанное направление. Например: воспитатель дает ребенку мяч, предлагая держать его свободно и с усилием отталкивать от себя. Бросание 4 одной рукой или обеими руками снизу и из-за головы требует сосредоточенности, согласованности движений, некоторого силового напряжения. Надо лишь следить, чтобы и правой и левой рукой ребенок бросал одинаковое количество раз. Положение туловища при этом произвольное. Систематические упражнения и чередование метания вдаль одной и двумя руками, разнообразные задания (например, бросить до линии флажков, перебросить через гимнастическую скамейку, ленту и др.) создают условия повторения в разнообразных вариантах и являются основой для усвоения разных способов метания. Метание одной или двумя руками целесообразно проводить одновременно со всей подгруппой, т.к. это повышает моторную плотность занятия. С упражнениями в метании вдаль очень удобно сочетать другие движения, например, дополнительную нагрузку дети получают, если после броска бегут за своим мячиком, берут его и быстро возвращаются на свое место или катят мяч и проползают за ним под дугу, веревку. Ловля какого-либо предмета после бросания его маленьким ребенком не под силу детям данного возраста. Ребенок может поймать мяч только после точного броска взрослого, когда предмет сам падает ему в руки. Обучение бросанию и ловли мяча проводится индивидуально.

Игровые упражнения и подвижные игры открывают широкие возможности для воспитательной работы с детьми, создают благоприятные условия для совершенствования основных движений. Способствует умственному и физическому развитию ребенка. Игровые упражнения не имеют сюжета (включены простые двигательные задания: дойти до погремушки, перешагнуть через косичку и т.д.) и могут быть использованы не только на занятиях, но и повседневно, в процессе самостоятельной деятельности. С помощью игровых упражнений воспитатель создает условия выполнения движений. В этих упражнениях, в отличие от подвижных игр, нет правил, регулирующих темп выполнения, быструю смену движений, реакцию ребенка на определенный сигнал, но они позволяют малышам выполнить задание самостоятельно. После освоения какого-либо движения воспитатель изменяет ситуацию, повышая требования, т.е. создает благоприятные условия для развития, формирования, закрепления двигательных умений. Следует поощрять самостоятельность детей, хвалить.

Игровые упражнения в этом возрасте пока не требуют умения согласовывать свои движения с движениями других, они лишь помогают переходу от индивидуальных действий к совместным.

Игра – исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную 5 деятельность. Содержание игр детей раннего возраста обогащается, им становятся доступны игры, требующие выдержки, смены видов движений, сравнительно быстрой реакции на сигнал. Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, застенчивости: у ребенка появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действия по сигналу; постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества. Если есть дополнительная роль, например, в игре «Кошка и мышки» - кошка, эту роль вначале выполняет сам воспитатель и только после освоения игры передает ребенку. Перед началом игры воспитатель объясняет правила, специально обращая внимание детей на сигналы (зрительный – цвет флажка, ленточки; слуховые – слово, хлопок в ладоши и т.д.), по которым им следует менять или прекращать свои действия. Дети, запоминая новые слова и их значение, тренируют память, их речевое общение с воспитателем во время подвижной игры усиливается. На занятиях они сами часто просят поиграть в знакомые подвижные игры. Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневных занятиях, в развитии умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, в воспитании любви к занятиям спортом, интереса к их результатам. Важно, чтобы физическое развитие ребенка было организовано правильно. Для этого необходимо в интересной, игровой форме проделывать с детьми простейшие гимнастические упражнения, приучающие их прямо держать спинку и голову, улучшающие согласованность движений. Кроме того, надо проводить с детьми различные подвижные игры с использованием мячей, кубиков, платочков и т.д.

«Жизнь – есть движение» - эти слова принадлежат французскому философу Вольтеру. «Все бесконечное разнообразие проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности сенсорного развития детей раннего возраста», консультация для воспитателей. Автор: воспитатель Зуй З.И.

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном р...

методическая разработка "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста

Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста"...

Консультация для воспитателей "Сенсорное развитие детей раннего возраста"

Консультация составлена на основе  рекомендаций  Янушко Елены Альбиновны – педагога, психолога, логопеда,  автора методик по развитию и обучению детей и более ста практических книг-посо...

Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста".

В данной методической разработке произведенна работа по наблюдению воспитателей за развитием детей раннего развития. Описаны достоинства метода наблюдения. Подведенны итоги наблюдения....

Сюжетно-ролевая игра детей раннего возраста, её значение для всестороннего развития детей раннего возраста.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми. Отображая в игре жизненные впечатления, ре...

Методическая разработка для воспитателей групп раннего возраста на тему: "Наблюдение воспитателя за развитием детей раннего возраста".

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются та...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....