Консультация для родителей «Бережем здоровье с детства»
консультация

Результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: "В здоровом теле — здоровый дух".

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_berezhem_zdorove_s_detstva.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Бережем здоровье с детства»

Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье. Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: "В здоровом теле — здоровый дух".

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост здоровый образ жизни. Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным для формирования полезных привычек является дошкольный возраст. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. То, что прививают ребенку с детства в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Для поддержания здоровья нужны очень простые, известные всем условия, знакомые нам с детства: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Но для того, чтобы эти простые условия работали на наше здоровье надо вести здоровый образ жизни. И, чтобы малыш был здоров, Вам необходимо прививать этот здоровый образ жизни.

Существует правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!».

Рассказывать о здоровом образе жизни и просто, и сложно. Просто потому, что все составляющие очень просты и всем известны, а сложно потому, что рецептов здоровья много и опять же все они очень просты.

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов:

Соблюдение режима дня.

Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования,

приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.

Очень важно приучать ребенка просыпаться и засыпать, кушать, играть, гулять, трудиться в одно и то же время. Следует уделять особое внимание полноценному сну – не позднее 21-22 часов, минимальная продолжительность сна 8-10 часов. Необходимо регламентировать просмотр телепередач, как по времени, так и по содержанию (вечером следует избегать возбуждающей тематики). Все это вселяет чувство безопасности, уверенности и устойчивости. Это учит ребенка распределять и сохранять физические и психические силы в течение дня, делает его более спокойным и позитивным.

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в Детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов.

Регламентируемые нагрузки.

Очень важно регламентировать как физические нагрузки, так и эмоциональные, и интеллектуальные. Другими словами, жить под девизом «Делу время – потехи час». Нужно внимательно следить за поведением ребенка, при этом нужно ориентироваться на его состояние. Потеря внимания, капризы, истерики, отказ от деятельности, расторможенность являются сигналом перегрузки.

При первых признаках этих проявлений следует прекратить или снизить интенсивность деятельности или общения. При первой же возможности дать ребенку отдохнуть. Лучший отдых – двигательная активность на свежем воздухе.

Внимание! Превышение даже эмоционально-положительных нагрузок (увлекательные игры, радостное общение – особенно у детей 3-5 лет) может привести к перегрузкам и как следствие к негативным результатам. Если вы вовремя не примете меры и не прекратите или не снизите нагрузки ребенка, то за этим состоянием могут последовать – истощение, недомогание, истерика, а затем и болезнь.

«О пользе прогулок»

Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение.

Родители понимают, что ребенку нужно гулять как можно больше. Однако не все знают о значении прогулки для детей. Прогулки на свежем воздухе важны для каждого человека, и особенно для детей. Они позитивно влияют на здоровье и эмоциональное состояние крохи. С их помощью можно улучшить состояние организма в целом. В первую очередь во время пребывания на свежем воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа.

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Наконец, прогулка - это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.

Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года существенно варьирует, но даже в холодное время и ненастную погоду она не должна быть отменена. Режимом дня в группах дневного пребывания предусмотрены 2 прогулки, продолжительностью около 4 - 4.5 ч.

Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже -15°, со старшими - не ниже -22°. При этих же значениях температур, но сильном ветре рекомендуется сокращать продолжительность прогулки, если нет возможности защитить детей от ветра специально устроенным навесом.

Также прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи. На них педагог проводит индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения. Специальное время отводится для трудовой и самостоятельной деятельности детей. Разумное чередование и сочетание этих разнообразных занятий делает прогулку интересной, привлекательной. Такая прогулка обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение.

Большинству кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет. И связывают простудные заболевания детей именно с прогулками в зимний период.

Прогулки с ребенком должны быть каждый день и в любую погоду. Вас не должны пугать ветер, дождь, холод или жара. Ребенок должен со всем этим сталкиваться, чтобы в дальнейшем не возникало «сюрпризов» в виде простуды при первом же ветре и прочего.

Двигательная активность.

У детей дошкольного возраста еще не завершено формирование опорно–двигательного аппарата. Поэтому им очень трудно находиться в статическом положении в течение длительного времени. Движение – это естественное состояние ребенка. Задача взрослых – создать условия для двигательной активности ребенка. Лучшая среда для этого – детская площадка, парк, так как они сочетают два важных условия для двигательной активности – пространство и свежий воздух. Пусть ваш ребенок как можно больше гуляет, играет в подвижные игры, прыгает, лазает, плавает, это очень важно для полноценной деятельности мозга, следовательно, и всего организма ребенка.

Физическая культура.

Систематические занятия физкультурой очень полезны для ребенка. Они укрепляют не только физическое здоровье, но и ребенка, позитивно влияют на его характер, уверенность в себе, ответственности, умение дружить.

Арсенал физической культуры очень широк – утренняя зарядка, физкультминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, простые приемы массажа рук, ступней, ушных раковин, лица и других биологических точек тела.

Спортивные секции, любые виды спорта, которые нравятся ребенку – главное, чтобы он занимался этим с удовольствием!

В ребенке может, укоренится лишь то, что сформировано в семье, а значит, основой успеха является личный пример родителей.

Водные процедуры.

Водные процедуры полезны для здоровья, хорошего самочувствия.

Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать. Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.

«Давайте же мыться, плескаться

 Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде –

Вечная слава воде!».

 Всем с детства известны эти строки К. Чуковского.

 О важном, значении водных процедур для здоровья человека известно издавна и

подтверждено многовековым опытом.

 Вы можете выбрать любой, подходящий для вашего ребенка вид водных процедур или же чередовать разные виды:

 -обливание утром и вечером перед сном теплой, прохладной или холодной

водой.

-контрастный душ, контрастные ванны для рук и ног.

-обтирание мокрым полотенцем.

Предварительно проконсультируйтесь с врачом-педиатром.

Главное, пусть ребенок получает удовольствие от этой процедуры. И вы

радуйтесь вместе с ним!

Простые приемы массажа.

Используйте простые приемы массажа биологически активных точек рук, ступней, ушных раковин, лица и тела. Массаж биологически активных точек, расположенных в области носа, глаз, ушей, у висков, на пальцах рук и ног, на кистях рук, на ступнях путем надавливания, растирающих линейных и вращательных движений является прекрасным средством, улучшения регуляции деятельности всех систем организма. Таким образом, массаж нормализует работу всех органов и систем, в том числе и психики.

Теплый, доброжелательный психологический климат в семье.

Обстановка, в которой воспитывается ребенок, психологический климат в семье имеют огромное влияние на состояние физического и психического здоровья ребенка. В комфортной ситуации развитие ребенка идет быстрее и гармоничнее. Он впитывает в себя все позитивное, что его окружает. И это делает его сильным, счастливым и уверенным в себе человеком.

 И, наоборот, если ребенок растет в неблагоприятной среде, где присутствуют агрессия, раздражение, злость, тревога, страх, он заражается этими негативными эмоциями и чувствами, что приводит к расстройствам его здоровья и, следовательно, к задержке в развитии.

 Чтобы ваш ребенок рос здоровым и счастливым, необходимо установить в семье «кодекс чести», провозглашающий следующее:

- позитивное, доброжелательное настроение всех членов семьи;

- ровный, спокойный тон в процессе общения в семье;

- единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи во всех ситуациях;

- обязательное поощрение ребенка при минимальных успехах и даже при их отсутствии, если ребенок постарался;

- при любой возможности осуществление с ребенком телесного контакта

(погладить, взять за руку, легкий массаж тела и т.д.) и визуального контакта

(посмотреть ребенку в глаза, желательно на одном уровне с ним, т.е. присесть);

- организация совместной деятельности с ребенком по возможности чаще;

- никогда не отказывайте ребенку в общении!

Установите в семье запрет:

- на бурные негативные эмоции, особенно вечером, перед сном;

- на крик;

- на раздражение;

- на непонятное для ребенка наказание (особенно в жестких формах);

- на агрессию;

- на злость.

Стремитесь быть мудрыми в воспитании ребенка. Ваш негатив разрушает

неокрепшую психику ребенка, дезориентирует его и, следовательно, в конечном счете, ослабляет его здоровье.

Творчество.

В творчестве ребенок может выразить себя: свои мысли, чувства, эмоции. Он может создать мир по своим законам, почувствовать радость и удовлетворение. В творчестве ребенок может проявить негативные чувства и переживания и освободиться от них. Через творчество ребенок постигает прекрасное, гармонию мира.

 Взрослым надо только создать условия для их творческой активности, поддержать его желание созидать.

 Для этого подходят разные виды деятельности:

- рисование;

- лепка (из пластилина, глины, теста);

- изготовление поделок; 

- прослушивание классической и детской музыки, звуков природы;

 - занятия музыкой и пением;

- занятия танцами и театрализованной деятельностью.

Все это и многое другое дает возможность эмоционального выражения.

 

Питание.

Детям для полноценного роста и развития необходимо рациональное питание. В организации питания ребенка следует придерживаться простых, но очень важных правил:

- питание должно быть по режиму;

- для приготовления пищи использовать только натуральные продукты, не содержащие консервантов, синтетических добавок;

- включать в рацион питания ребенка богатые витаминами и минеральными веществами продукты.

Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

 Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка - важен для зрения.

 Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох - для сердца.

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина - от простуды.

Витамин Д - солнце, рыбий жир - для косточек.

Важно, чтобы питание было хорошо сбалансировано:

- в пище должно быть достаточное количество белков, жиров и углеводов;

- ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи;

- еда должна быть простой, вкусной и полезной;

 Настроение во время еды должно быть хорошим. Аппетит ребенка зачастую зависит от внешнего вида еды. Малыш будет, есть с большим удовольствием, если Вы творчески оформите блюдо.

 Важно помнить, что иногда дети хотят в рацион ту или иную, еду потому, что в этом есть потребность их организма.

 Необходимо с детства воспитывать у ребенка полезные, здоровые привычки, которые помогут ему добиться успеха, достичь определенных целей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Бережем здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья».

Консультация для родителей «Бережем здоровье с детства,или 10 заповедей здоровья»....

Консультация для родителей "Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья"

Консультация для родителей "Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья"...

Консультация для родителей "Бережем здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья"

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет сем...

Консультация для родителей "Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья"

quot;Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья"...

Консультация для родителей «Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья»

Для поддержания здоровья нужны очень простые, известные всем условия, знакомые нам с детства: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» Но для того, чтобы эти простые условия работали ...

Консультация для родителей: "Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья"

Данный материал - консультация для родителей  о привитии детям здорового образа жизни. Рассказывать о здоровом образе жизни и просто , и сложно. Просто потому, что его все составляющие очень прос...