Консультация для педагогов "Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровью" 13.01.2023г
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Рыскина Валерия Евгеньевна

Впроцессе формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ рекомендуется использовать не только не только комплекс ирадиционных, но и специфических средств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

“ДЕТСКИЙ САД  “Мамонтёнок”

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Формирование у дошкольников ценностного

отношения к здоровью»

инструктор по физической культуре:

Рыскина  В. Е.

   Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития. Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические и функциональные структуры, определяющие потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного возраста, когда жизненные установки детей еще недостаточно прочны и нервная система отличается особой пластичностью, необходимо формировать мотивацию на здоровье и ориентацию их жизненных интересов на здоровый образ жизни (ЗОЖ).

         Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить.

        Многие ученые (Н.М.Амосов, И.А.Аршавский, В.К.Бальсевич, А.Г.Щедрина и др.) главным фактором  укрепления и сохранения здоровья считают систематическую двигательную активность, формирующуюся в процессе физического воспитания. Именно физическое воспитание в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных, призвано формировать у ребенка правильное и осознанное отношение к себе и своему здоровью.

        В дошкольном возрасте биологическая потребность в движении является ведущей и оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его привычки и поведение. Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности.

        На интересе детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.    

     Этот принцип и лежит в основе разработанной  технологии целенаправленного формирования ценностного отношения детей дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни.

        Определены  три уровня решения задач целенаправленного приобщения детей к ценностям ЗОЖ.

        Первый уровень – информационный (когнитивный), определяющий сформированность знаний в области культуры здоровья и физической культуры, которая проявляется в соответствующих высказываниях и суждениях.

        Второй уровень – личностный, свидетельствующий о сформированности  эмоционально положительного отношения ребенка к содержанию занятий (эмоционально – мотивационный уровень ценностного отношения). Его показатели – интерес, потребность, положительные эмоции при выполнении заданий.

        Третий уровень – деятельностный, характеризующий активную включенность ребенка в деятельность по организации ЗОЖ.

        Все три уровня проявляются в единстве на каждом занятии и создают пространство для реализации возможностей детей, обогащенную развивающую среду. Однако эффективность ее для каждого ребенка различна, и результаты достигаются в разные сроки.

        Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ на занятиях (занятия валеологического типа, занятия серии “Здоровье”)  можно представить следующем образом:

  • Создание проблемы (письмо – просьба) с участием знакомого детям персонажа.
  • Формирование знаний  о ценности здоровья и способах его укрепления.
  • Освоение, закрепление и совершенствование практических действий по организации здорового образа жизни.

   Для  решения этих задач  можно использовать следующие  средства:  упражнения на внимание и координацию движения, вплетённые в сюжет  занятия, элементы сказкотерапии, игры на развитие навыков общения, восприятия, памяти, внимания, воображения.

    Однообразные задания  дети выполняют неохотно. Если же занятие организовать как увлекательное путешествие, где нужна смекалка, ловкость, прочность движения, то появляется желание заниматься, интерес к занятию, эмоциональный настрой.

   В каждом занятии, помимо новой информации, используется материал на закрепление изученного. Дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по многу раз, поэтому повторение знакомых сюжетов детям нравятся, а знания лучше запоминаются.

   Заключительная часть – итог. Дети обмениваются впечатлениями, обсуждают письмо - благодарность от сказочного персонажа, высказывают своё мнение о том, что нового узнали, получают домашнее задание, которое должны выполнить с родителями и т.д. Совместно с педагогом формируются советы по укреплению здоровья герою сказки, который обращается к детям за помощью. Задачи данной части: создание у каждого ребёнка чувство принадлежности группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Предусматривается проведение общей игры-забавы или другой коллективной деятельности.

  В этой части занятия целесообразно использовать следующие средства: игры малой подвижности, упражнение на дыхание, релаксацию, психорегуляцию и развитие мелкой моторики.

   Большое значение на интегрированных  занятиях  по ЗОЖ имеет наглядный материал – картинки, соответствующие сюжету занятия, способствующие развитию образного восприятия, творческого мышления. Сегодня для этих целей широко используются ИКТ (презентации).

   В процессе формирования ценностного отношения детей к здоровью и ЗОЖ  рекомендуется  использовать  не только комплекс  традиционных, но и специфических средств.

    Традиционные  средства физической культуры совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, укрепляют здоровье, но они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровью и ЗОЖ. Поэтому с учетом анатомо – физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста  рекомендуется использовать  специальные игры и игровые упражнения (специфические средства).

   К их числу можно отнести игры, используемые для формирования представлений о здоровье, функциях организма, а также практические действия по организации здоровой жизнедеятельности – специальные игровые задания.

   Игры – путешествия включают все виды двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из физических упражнений, составляющих такую композицию, оказывает определенное воздействие на ребенка, решает конкретные задачи программы.

   Игровой самомассаж – основа закаливания и оздоровления. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение. Такие упражнения способствуют также формированию у них сознательного стремления быть здоровыми.

    Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости, включающей элементы йоги – терапии и упражнения на растягивание (стретчинг).

   Пальчиковая гимнастика, служащая основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на память, мышление, фантазию.

    Креативная гимнастика включает нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры, направленные на развитие выдумки, творческой инициативы, познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

    В отличие от занятий, проводимых по традиционной форме, все средства физического воспитания подчинены определенному сюжету. Использование имитации и подражания, образных сравнений, соответствует психологическим особенностям дошкольников, облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию психических процессов, творчества, познавательной активности.

    Итак, основой методики проведения занятий по формированию ценностного отношения к здоровью является игровая деятельность. Все упражнения, объединенные одним игровым сюжетом, быстро сменяют друг друга. Ребенок с удовольствием подражает действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни. Дыхательные упражнения также организуются в форме игры.

    Важную роль в решении задач предлагаемой технологии играет семья, которая совместно с ДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни одна, даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полноценного результата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в ДОУ не создано сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг  другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

   Важным результатом является расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышение уровня психофизических способностей и общего уровня здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденцией к росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития (В.Кучма, А.Баранов, ...

Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни.

Формирование у детей ответственности за индивидуальное здоровье – это педагогическая проблема, и только медицинскими средствами ее не решить....

Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания.

Наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания , где в полной мере реализуется потребности в двигательной активности....

Формирование у дошкольников ценностного отношения к ЗОЖ в процессе физического воспитания

Формирование у детей ценностного отношения к ЗОЖ  очень важно в раннем возрасте и воспитатели должны всеми возможными методами способствовать этому....

консультация для воспитателей: "« Формирование у дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни».

Эффективно приобщать детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности....

Консультация для педагогов «Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни»

Интерес к здоровью детей обусловлен все возрастающей тенденциейк росту заболеваемости, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития.Детство является ключе...

Консультация для педагогов «Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания»

Детство является ключевым периодом жизни, когда формируются все морфологические функциональные структуры, определяющие  потенциальные возможности взрослого человека. Поэтому на этапе дошкольного ...