Проект совместной деятельности педагога с детьми старшей группы « Мы -юные олимпийцы»
методическая разработка (подготовительная группа)

Проблема здоровья дет. Олимпийское образование — особая педагогическая деятельность, целью которой является приобщение детей к идеалам и ценностям олимпизма, формирование основ олимпийской культуры. Она представляет собой систему, предусматривающую формирование и совершенствование у детей: знаний об Олимпийских играх и олимпийском движении. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr.docx54.36 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЮНЫЕ ОЛИМПИЙЦЫ»

по выявлению и поддержке одаренных в психомоторной (спортивной) сфере воспитанников дошкольного возраста.

1.     Пояснительная записка

 

«Одарённость человека – это маленький росточек, едва
проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного 
внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, 
сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
                                                                                                    В. А. Сухомлинский

 

Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у ребенка сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам И. И. Брехмана, состоит в приобщении к здоровому образу жизни с самого раннего возраста.

Сохранение здоровья населения нашей страны, формирование основ физической культуры, приобщение к спорту взрослых и детей относятся к задачам, решение которых контролируется на  высоком уровне. Так, согласно Указу Президента РФ от 01.06.2012г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2020 годы» в Российской Федерации необходимо принимать меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, формирования общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.

Также одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание условий, обеспечивающих выявление и развитие внутреннего потенциала личности человека, начиная с самого раннего детства. Для этого в дошкольной образовательной организации должна быть выстроена система поиска и поддержки одаренных и талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода дошкольного детства.

Каждый ребенок по-своему одаренный. Добьется он успеха или нет,  зависит от того, будет ли выявлена его одаренность, помогут ли родители, педагоги и общество в целом развить ее и применить во взрослой жизни.

От этого зависит и успех самого общества, так как одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перспективы социально – экономического, культурного и духовно – нравственного преображении России.

Проект «Юные олимпийцы» разработан для выявления, развития и поддержки спортивно одаренных детей старшего дошкольного возраста.

Как правило, когда речь идет об одаренных детях, имеют в виду умственно одаренного или одаренного в области искусства ребенка. Между тем существует несколько видов одаренности, обнаруживающих себя уже в дошкольный период жизни, одна из которых это спортивная или психомоторная одаренность.

Признаки спортивной одаренности: дети легко и пластично двигаются, прекрасно владеют телом, физически развиты, обладают чувством равновесия, высокой зрительно-моторной координацией, способны удерживать точный ритм, темп движений, точность и соразмерность действий в момент передвижения в пространстве.

Спортивной одаренности посвящены исследования выдающихся ученых. Понятие «психомоторика» или «спортивная одаренность» впервые ввел выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов. «Моторно одаренным» детям свойственна способность «схватывать» и запоминать технику движения, вырабатывать индивидуальный почерк в действиях, почти всегда выигрывать в подвижных и спортивных играх, проявлять настойчивость, азартность в достижении цели.

В проекте предоставлены методы выявления и сопровождения спортивно одаренных воспитанников.  Он может быть использован в работе инструкторами по физической культуре или воспитателями дошкольных образовательных организаций.

 

1.1.           Цель и задачи проекта

 

 Цель: создание условий для выявления, и сопровождения спортивно одаренных воспитанников  старшего дошкольного возраста.

 

Задачи:

1.     Подобрать  диагностические методики по выявлению спортивно одаренных детей.

2.     Своевременно выявлять спортивно одаренных воспитанников  старшего дошкольного возраста.

3.     Организовать систему взаимодействий всех участников образовательных отношений в процессе сопровождения спортивно одаренных детей.

4.     Совершенствовать развивающую предметно - пространственную среду дошкольного образовательного учреждения.

5.     Ввести систему  дополнительных образовательных услуг.

6.     Обеспечить участие одаренных воспитанников в спортивных состязаниях, соревнованиях, показательных выступлениях.

7.     Повысить результативность участия воспитанников в городских спортивных состязаниях.

8.     Повышать компетентность родителей (законных представителей)  в вопросах своевременного выявления и участия в развитии психомоторной одаренности ребенка 5 – 7 лет.

 

1.2. Участники проекта:

- воспитанники старшего дошкольного возраста;

- воспитатели;

- инструктор по физической культуре;

- семьи воспитанников.

 

1.3. Сроки реализации проекта:

- с сентября  по август каждого календарного года.

 

2.     Этапы реализации проекта.

 

2.1.          I этап - диагностический.

 

Цель: выявление спортивно одаренных воспитанников старшего дошкольного возраста.

 

Принципы выявления детей, обладающих спортивной одаренностью

 

       В основу идеи физкультурного образования детей с признаками спортивной одаренности положено шесть принципов, разработанных в соответствии с отечественными традициями обучения одаренных детей:

1.     Принцип учета потенциальных возможностей ребенка. В педагогическом и социальном плане более важным является не те физические возможности, которые демонстрирует ребенок на сегодняшний день, а то, что следует ожидать от него в будущем.

2.     Принцип комплексного оценивания. Вывод об одаренности ребенка может быть сделан на основе оценки целого спектра способностей (умственных, творческих, двигательных).

3.     Принцип долговременности. Обследование детей должно быть длительным, а его организация - поэтапной.

4.     Принцип участия различных специалистов. В диагностическом обследовании одаренных детей должны участвовать педагоги, психологи, врачи, кроме того, родители и дети. Только сопоставление всех полученных данных может дать объективную картину.

5.     Принцип использования тренинговых методов и заданий. Тренинговые методики (в отличие от диагностических методик) в обучении детей со спортивной одаренностью призваны решать, прежде всего, задачи физического развития ребенка, а также способствуют снятию психологических барьеров между исследователем и испытуемым. Для детей дошкольного возраста  целесообразна разработка и применение игровых тренинговых методик, построенных на основе подвижных игр и игровых упражнений.

6.     Принцип участия детей в оценке собственной спортивной одаренности. Реализация этого принципа в работе с детьми может включать в себя рефлексию и анализ ребенком собственного двигательного опыта, оценку выполненных им двигательных заданий.

Периоды диагностики:

1.     Сентябрь - диагностика физического развития, спортивных способностей и создание банка данных.

2.     Август - мониторинг  достижения планируемых результатов.

Методы:

- анкетирование родителей и педагогов;

- наблюдение;

- беседы с детьми;

 

Раннее выявление спортивных задатков, способностей, одаренности ребенка при помощи использования метода наблюдения, анкетирования родителей и педагогов, беседы с детьми. Выявлению мотивационной готовности ребенка к двигательной активности способствует беседа. Анкетирование родителей и педагогов позволит получить важную информацию о внешних и внутренних личностных чертах детей, их склонностях и интересах.

 

2.2.   II  этап - информационно-методический.

 

Цель: подбор методик и создание системы взаимодействия всех участников образовательных отношений в процессе сопровождения спортивно одаренных детей.

 

1. Разработка спортивно-технического комплекса ГТО для детей  старшего дошкольного возраста.

2. Разработка дополнительных образовательных программ спортивных секций.

3. Проведение консультаций для родителей и педагогов.

4. Совершенствование развивающей предметно - пространственной среды дошкольного образовательного учреждения.

 

Перспективный план с педагогами и родителями

 

мероприятие

сроки

ответственные

1.      

Консультация для педагогов

«Как понять, талантлив ребенок в спорте или нет?»

 

Сентябрь

 

 

 

 

 

Инструктор по ФК

Воспитатель по ФВ

2.      

Создание «Банка данных спортивно одаренных воспитанников 5-7 лет»

3.      

Всероссийский день бега «Кросс нации»

4.      

«Осенний турпоход»

(совместный выход в лес с детьми и семьями воспитанников)

5.      

Консультация для родителей

«Ваш ребенок спортивно одаренный?»

 

Октябрь

Инструктор по ФК

Воспитатель по ФВ

6.      

Тренинг для родителей и детей по дыхательной гимнастике

«Дышите на здоровье»

 

Ноябрь

 

Воспитатель по ФВ

7.      

Консультация для родителей

«Детские занятия в бассейне: радость и польза»

 

Декабрь

 

Инструктор по ФК

8.      

 Мастер-класс для родителей

«Профилактика сколиоза»

Январь

Инструктор по ФК

Воспитатель по ФВ

9.      

«Зимние забавы»

(совместный выход в лес с детьми и семьями воспитанников)

 

Февраль

Инструктор по ФК

Воспитатель по ФВ

10.  

Мастер-класс для родителей «Кинезиологические игры» для развития мелкой моторики и координации движений

 

Март

 

Воспитатель по ФВ

11.  

Конкурс «Спортивное оборудование своими руками»

Апрель

Инструктор по ФК

12.  

Конкурс видеороликов

«Здоровая семья»

Апрель

Инструктор по ФК

Воспитатель по ФВ

13.  

Анкетирование родителей и педагогов

 

 

В течении года

 

 

Инструктор по ФК

Воспитатель по ФВ

14.  

Родительские собрания:

 «Роль семьи в своевременном выявлении и сопровождении спортивных талантов ребенка»

 

2.3.          III  этап - развивающий.

Цель: развитие и поддержка спортивно одарённых воспитанников 5 – 7 лет.

Основные формы:

1. Организация дополнительных образовательных услуг для спортивно одаренных воспитанников (спортивные секции).

2. Внедрение спортивно-технического комплекса ГТО для детей дошкольного возраста, в ходе которого определяется уровень физических качеств, способностей воспитанников детского сада на основе сдачи нормативов физической подготовленности.  Комплекс разделен на две ступени: I ступень - для детей старшей группы (5 – 6 лет), II ступень – для детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). Принятие нормативов осуществляется в игровой форме.

3. Проведение спортивных мероприятий (праздников, соревнований, акций)и показательных выступлений на уровне ДОУ и города.

 

Перспективный план сопровождения

спортивно одаренных воспитанников

 

Мероприятие

Уровень

Сроки

Ответственные

1.

Создание «Банка данных спортивно одаренных воспитанников 5-7 лет» (беседы, наблюдения)

ДОУ

Сентябрь

Инструктор по ФК

Воспитатель по ФВ

Воспитатели 

2.

Спартакиада «Золотая осень»

3.

Всероссийский день бега «Кросс нации»

ДОУ, город

4.

«Осенний турпоход»

(совместный выход в лес с детьми и семьями воспитанников)

 

ДОУ

5.

Дополнительная образовательная программа по обучению элементов синхронного плавания студия «Фламинго»

 

ДОУ

 

 

 

Октябрь - май

 

 

 

 

Инструктор по ФК

 

6.

Дополнительная образовательная программа по обучению плаванию секция

«Юный пловец»

 

Инструктор по ФК

 

7.

Мини-тренировки                   «Юные футболисты»

ДОУ

Октябрь - май

 

Воспитатель по ФВ

8.

Зимняя спартакиада

«Уральская метелица»

ДОУ

Январь

 

Инструктор по ФК

9.

Зимняя спартакиада

между ДОО восточной части города

Город

Инструктор по ФК

Воспитатель по ФВ

10.

Городская военно-спортивная игра «Зарничка»

Город

Февраль

 

 

Инструктор по ФК

Воспитатель по ФВ

 

 

11.

Спортивный праздник 

«Лыжня России»

ДОУ

 

Городской спортивный праздник  «Лыжня России»

Город

 

 

 

 

12.

«Зимние забавы»

(совместный выход в лес с детьми и семьями воспитанников)

13.

Показательные выступления в бассейне (студия «Фламинго», секция «Юный пловец»)

 

Апрель

 

Инструктор по ФК

14.

Городской турнир

 по мини-футболу

«Футбольная весна»

Апрель - Май

Инструктор по ФК

Воспитатель по ФВ

15.

Городской спортивный праздник

«День защиты детей»

Июнь

Инструктор по ФК

Воспитатель по ФВ

16.

Сдача нормативов ГТО

ДОУ

Воспитатель по ФВ

17.

Показательные выступления спортивно одаренных детей

Инструктор по ФК

Воспитатель по ФВ

15.

Летняя спартакиада

«Жаркое солнышко»

Июль

Инструктор по ФК

16.

Городской спортивный праздник

«День физкультурника»

Город

Август

Инструктор по ФК

Воспитатель по ФВ

 

3.     Планируемый результат реализации проекта:

 

- повышение показателей физического развития воспитанников старшего дошкольного возраста;

- увеличение количества воспитанников, посещающих спортивные секции ДОУ и города;

- увеличение количества призовых мест на спортивных состязаниях города;

- повышение родительской компетентности в вопросах развития спортивных талантов детей;

- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах сопровождения спортивно одаренных воспитанников;

- удовлетворенность родителей (законных представителей) системой сопровождения спортивно одаренных воспитанников.

 

 

 

Литература

1. Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2010. - № 2. - С. 68-74.

2. Галянт, И. Проблемы развития детской одаренности [Текст] / И. Галянт // Дошкольное воспитание. - 2010. - № 6. - С. 48-55.

3. Евтушенко, И. Детская одаренность и родители [Текст] / И. Евтушенко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С. 46-51.

 

 

Разработчик: Сергеева  Ирина Владимировна, инструктор по физической культуре, первая кв. категория.

 

Педагогический проект «Юные  олимпийцы!»

Актуальность : Проблема здоровья детей детского сада  приобретает каждый год  все большую актуальность. В настоящее время в детских садах общий уровень отклонения в состоянии здоровья детей возрастает . Из-за образа современной жизни у большинства слабый мотивационный аспект двигательной активности и низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, о спорте и олимпийском движении. В  Олимпийских игр 2016 года в России актуализируется интерес к олимпийскому движению и олимпийскому образованию подрастающего поколения. Олимпийское образование — особая педагогическая деятельность, целью которой является приобщение детей к идеалам и ценностям олимпизма, формирование основ олимпийской культуры. Она представляет собой систему, предусматривающую формирование и совершенствование у детей : знаний об Олимпийских играх и олимпийском движении; мотивации (интересов, потребностей, ценностных ориентаций, установок, определяющих олимпийские модели поведения в спортивно-соревновательной деятельности и в жизни); способностей, умений и навыков, привычки действовать согласно гуманистическим принципам олимпизма.

Проблема: недостаточность у детей знаний об Олимпийских играх, как о мировом соревновании  о физическом и социально-нравственном совершенствовании людей.

Участники проекта: Дети  средней и старшей группы, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели  и  родители воспитанников

Срок реализации: октябрь  2017 г.

Тип проекта: краткосрочный  

Объект исследования: Олимпийские игры проходящие в Сочи 2017г.  Цель проекта: Формирование социальной и личностной мотивации детей на сохранение и укрепление своего здоровья и воспитания социально значимых личностных качеств посредством знакомства с Олимпийским движением. Задачи проекта: 

 

Для детей: 

  1. Патриотическое воспитание дошкольников через формирование чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах.
  2. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт Олимпиад.
  3. Развивать у детей стремление к укреплению и сохранению своего собственного   здоровья.
  4. Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность.

 Для педагогов: Повышение профессионального и педагогического мастерства; изучение, обобщение и внедрение в практику опыта коллег; развитие творческой инициативы педагогов, индивидуальной самообразовательной деятельности..

 

Первый этап. 

Диагностика: Выявить у детей имеющиеся знания ,степень  заинтересованности детей данной темой.

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской деятельности.

Проблема:

Что такое Олимпиада? Где она возникла?

Все ли спортсмены могут принимать участие в Олимпийских играх?

Что нужно делать, чтобы стать Олимпийцем? Могу ли я быть олимпийцем?

Что я знаю о себе и известны ли мне свои возможности?

Недостаточная информированность детей об олимпийских играх и их возникновении.

 

Второй этап. 

 

 Организация деятельности детей в рамках проекта.

Виды деятельности

Тема

1. Экспериментальная деятельность

 

 Познавательные эксперименты (на познавательных

занятиях)

 

 

Физические соревнования

 

 

«Олимпиада и где она возникла?»

 

« Что нужно знать, чтобы стать знаменитым спортсменом?»

 

 

 

«Что происходит с нашим организмом (сердце, легкие, мышцы) после занятий физической культурой?»

 

«Каковы мои физические возможности?»

 

2. Сбор и систематизация информации

1.Рассматривание картинок и фотографий с изображением разных видов спорта и оформление их в альбом.

 

2.Использование дидактических игр, посвященных  разным видам спорта: «Назови вид спорта»,

«Спортивное оборудование».

 

3. Составление сборника рассказов детей о любимом спортсмене.

 

4.Фотосессия «Мы занимаемся спортом» (оформление стенда в физкультурном зале).

 

5. Беседы: «Возникновение Олимпийских игр», «Олимпийская символика и традиции», «Знаменитые олимпийцы современности».

 

6.Фоторепортажи с соревнований.

 

3. Физкультурная деятельность детей

1.Физкультурные занятия;

  1. Прогулки;
  2. Подвижные  игры;
  3. Утренняя и бодрящая  гимнастики;
  4. Спортивные  досуги, праздники;
  5. День здоровья;

7.Спортивные упражнения; 8. Спортивные игры, эстафеты, соревнования.

 

4.Творческая

деятельность детей

 

 

1.Придумывание  рассказов о спорте и спортсменах.  

2.Создание рисунков  о спорте. Выставки рисунков и оформление альбома «Наше творчество».

 

 

5. Мир музыки

 

 

1.Прослушивание и разучивание песен на

спортивную тематику: «Спортивная семья», «Трус не играет в хоккей», «Старт даёт Москва» и т.д.

 

 

 

 

Работа с родителями

Собрания

1.«Как провести выходной день с детьми»

 

Беседы, консультации,

 Анкеты

1.«Спорт в жизни людей»

2. «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка» 3.Консультация для родителей:  «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через Олимпийское образование» 4.Анкета « что вы знаете об Олимпийских играх?»

 

 

Практические задания

1.Систематизация стихов и загадок о спорте  (в форме альбома);

2. Фоторепортажи «Семейные спортивные традиции»;

3.Разработка олимпийской символики. Выставка  работ;

  1. Совместное творчество с детьми «Любимый вид спорта».
  2. Участие в спортивном досуге « Юные олимпийцы!» 

 

 

Работа с педагогами

 

1.Перспекттивное планирование по теме.

2.Конспекты занятий по теме проекта.

3.Библиография по теме проекта.

  1. Музыкальные СД диски.
  2. Альбомы с художественным словом. 6. Презентация проекта.

 

 

Третий этап:                                    

Презентация материалов проекта

1. Выставка рисунков детей на тему   « В здоровом теле- здоровый дух!»; 2. Сборник стихов, загадок о разных видах спорта и их значении для человека ;

  1. Сборник рассказов детей об их любимом спортсмене ;.
  2. Спортивный досуг « Юные олимпийцы»- итог проекта. Продукты проекта для детей:

1.Д\и « Спортивное оборудование», «Виды спорта».

2. Фотогалерея «Мы занимаемся спортом». 3. Спортивный досуг «Юные олимпийцы».

 

Четвёртый этап: 

Ожидаемые результаты проекта:

Для воспитанников:

Сформированность знаний детей об истории Олимпийского движения, чемпионах нашей страны.

Освоение детьми главных правил безопасности жизнедеятельности, личной гигиены и правил питания.

Пополнение словарного запаса детей спортивной терминологией.

Проявление творческой активности в познании окружающего мира.

Проявление самостоятельности и гибкости в принятии решений.

Сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач.

Осознание себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать).

Сформированность общения в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий.

Восприятия мира не только с утилитарной точки зрения, но и осознание его уникальности, красоты, универсальности.

 

Для педагогов:

Сформированность осознанного отношения к своему собственному здоровью.

Пополнение знаний об истории Олимпийского движения.

Установление тесного контакта с коллективом родителей и детей группы. Получение возможности не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы. Реализация своих творческих способностей.

 

Для родителей воспитанников:

Информированность об истории Олимпийских игр.

Проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми.

Установление тесного контакта не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы.

Получение возможности не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы и детского сада.

Реализация своих творческих способностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация совместной деятельности педагога с детьми старшей группы в образовательной области "Познание"

Презентация предназначена для работы с детьми дошкольного возраста возраста....

Проект совместной деятельности педагога с детьми средней группы «ЮНЫЕ СТРОИТЕЛИ»

Задачи:Ø Формировать конкретные представления о строительстве, его этапах;Ø Закреплять знания о рабочих профессиях;Ø Воспитывать уважение к труду строителей...

Проект совместной деятельности педагога с детьми старшей и подготовительной группы: «Байкал – жемчужина Сибири»

Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и ...

Проект совместной деятельности педагога с детьми старшей группы «ЮНЫЕ СТРОИТЕЛИ»

Задачи:Ø  Продолжать знакомить с разными строительными материалами;Ø   Обогащать познавательные знания (знакомство с бетоном, его свойствами и качествами, способом его изготовления);Ø...

Проект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Море"

Проект  совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Море"....