Семинар-практикум для родителей в детском саду "Жить здорово" на тему "Здоровьесберегающие технологии".
методическая разработка (подготовительная группа)

Максимова Елена Валентиновна

Семинар-практикум познакомит родителей со здоровьесберегающими технологиями.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_seminar-praktikum_zhit_zdorovo_praktikum.docx44.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад №48 «Белочка»

Родительское собрание на тему: «Жить здорово».

Подготовительная группа.

Автор: Максимова Елена Валентиновна. Воспитатель.

Форма проведения: «Семинар-практикум».

Цель. Повышение уровня знаний родителей в области формирования здорового образа жизни, сохранения, укрепления здоровья детей.

Задачи:

- пропагандировать здоровый образ жизни;

- напомнить об основных факторах, способствующих укреплению и сохранению здоровья дошкольников;

- повысить мастерство родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях;  

- способствовать установлению гармоничных отношений между семьей и дошкольным учреждением.

Участники семинара: родители, воспитатели, медицинский работник, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог.    

Этапы подготовки. Подготовка информации для родителей: консультация «Дыхательная гимнастика и ее значение. Игровые дыхательные упражнения», памятка «Движение – это жизнь», рекомендации («Самомассаж для детей», «Релаксационные упражнения для детей»).

Оборудование: музыкальный центр, диск с записью фонограмм: мелодии из передачи «Жить здорово», песня «Зарядка», «Лесные звуки».   

Ход мероприятия.

Звучит музыка из передачи «Жить здорово».

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в здравии. Современная жизнь очень насыщенна, быстротечна и диктует нам свои условия.  Я предлагаю вам остановиться и задуматься о ценностях нашей жизни. Что для вас на сегодняшний день является самым ценным? (Ответы родителей).

Вне всяких сомнений, для нас главная ценность – наши с вами дети. Каждый из вас желает видеть своего ребенка в будущем здоровым и благополучным. Мы уже не раз с вами говорили о том, что главной нашей задачей является формирование у детей основ здорового образа жизни и осознанного отношения к своему здоровью. Но знание основ здорового образа жизни, отказ от вредных привычек еще ничего не значат. Что нужно делать практически, чтобы сохранить и укрепить здоровье ребенка? Как повысить иммунитет? Сегодня мы постараемся помочь вам и, не просто дать рекомендации, а показать на практике, что и как нужно делать.

Приглашаю вас на семинар-практикум «Жить здорово».

Звучит музыка из передачи «Жить здорово».  

1.Самомассаж.

Конечно, первое, что напрашивается на ум при разговоре об иммунитете – это закаливание ребенка. И сейчас мы познакомим вас с одним из методов закаливания – самомассажем.

Итак, встречайте первого гостя, нашего медицинского работника – Наталью М.

Звучит музыка из передачи «Жить здорово».

Медсестра: Желаю вам здравствовать, дорогие родители! Также желаю здоровья вашим детям. Да, метод самомассажа действительно является очень эффективным и обладает оздоровительным свойством. Он является профилактикой простудных заболеваний, тонизирует весь организм, улучшает кровообращение, нормализует работу внутренних органов. С детьми нужно выполнять самомассаж в игровой форме, так как это придает ему привлекательность, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, способствует развитию мышления и воображения, а также повышает эмоциональный фон.

Можно делать самомассаж любых частей тела. Главное, научить ребенка не нажимать сильно на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, лишь слегка поглаживая и постукивая. Я познакомлю вас с самомассажем в стихотворной форме.

Самомассаж лица «Мы с природой ладим»

Тук-тук, тук-тук,                    (хлопают в ладоши)

Это что еще за стук?

Это дятел там сидит (стучат указательным пальцем одной руки по всей ладони другой)

И по дереву стучит.

А вот ежики спешат,              (сжимают и разжимают кулачки)

Под ними листики шуршат.  (потирание ладоней друг о друга)

А вот лось прошел,                 (стучат  кулачками по столу)

Под ним ветки трещат.           (потирание кулачков друг о друга)

Рядом ручеек бежит,               (делают волну правой рукой)

Звонкой песенкой журчит.     (делают волну левой рукой)

На сосне вековой                     (руки вверх крест-накрест, пальцы растопырены)

Филин вертит головой.         (вращательные движения кистями рук, сжатых в кулачки)

Посидел, повертел                 (вертят кулачками в другую сторону ) 

А потом полетел.                    (руки вытянуты в стороны, ладони напряжены)

По тропинке пойдем,       (щиплют пальцами одной руки кожу на ладошке другой руки)

Земляники наберем.            (наоборот)

Травку мы погладим,          (гладят одной рукой, тыльную сторону другой руки)

Мы с природой ладим.       (наоборот) 

А она с большой любовью   (изображают пальцами «сердечко»)

Дарит крепкое здоровье.       (руки сцепляют  в «замок»)

Массаж лица для профилактики простудных заболеваний

«Дождик»

Дождик, дождик, появись,

Тучки в небе собрались.                (провести пальцами по лбу от середины к вискам)

В небе что-то брякнуло,

Тучки вдруг заплакали.                 (легко постучать пальцами по вискам)   

Вышли капельки гулять

И растения поливать.                     (сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев быстро растереть крылья носа)

Радуются капельки,                      (потягивание ушных мочек вниз)

Им не до тоски,

По земле по мокрой                    (поставить пальчики на «дорожки» по краю ушек,

Мчатся ручейки.                                           водить вверх-вниз).

Массаж пальцев платочками «Мышки-пекари»

Положить платочек на колени или на другую ровную поверхность.

Замесили тесто мышки,                      Пальцы обеих рук собирают платочек

Стали печь они коврижки.                 В обе ладони.  Затем положить платочек

                                                              на колени или на другую ровную поверхность.

Пригласили всех друзей:                   Ладошки кверху, делают манящие движения,

«Приходите к нам скорей!»                сжимая и разжимая пальцы.

Самомассаж рук «Улитка»
     Домик едет по тропинке – объезжает все травинки.

Растирающие круговые движения кулачком от кисти к плечу.

То улитка ползет, домик на себе везёт.

«Пробежаться» пальчиками от кисти к плечу.

Вот подул ветерок, закачался листок.

Поколачивание кулачками.

И опять не слишком прытко

Поглаживание руки ладонью.

По траве ползет улитка.

При повторении делается массаж другой руки.

В родительском уголке для вас будет выставлены рекомендации «Упражнения для самомассажа». Я надеюсь, мои рекомендации пойдут на пользу.   Спасибо за внимание. Будьте здоровы!

 

2.Двигательная активность.

Воспитатель: Наталья М., спасибо за рекомендации и практическое занятие. А мы продолжаем.

Вы все знакомы с поговоркой «Движение – это жизнь». Все согласны с этим изречением? (Ответы родителей).   Тогда встречайте следующего нашего гостя – инструктора по физкультуре, Светлану Н.

Звучит музыка из передачи «Жить здорово».

Физ.рук.: Здравствуйте, уважаемые родители! Рада встрече с вами. Действительно, какая жизнь без движения. Гиподинамия одолела современный мир, а мы пытаемся одолеть ее. И вы, как первые педагоги своего ребенка должны очень постараться, чтобы ваш ребенок оставался здоровым и подвижным в течение всей жизни.

Скоро ваши дети пойдут в школу, и вы не сможете контролировать их деятельность. Они могут просидеть полдня в школе, а оставшееся время  - за компьютером дома. Чтобы предотвратить это, необходимо немедленно заняться воспитанием правильных привычек, которые не дадут ребенку засидеться надолго. Для этого вы сами должны включиться в эту «игру» и создавать условия для двигательной активности своих детей. Да, именно в игру! Только играя вы сможете сформировать у своего ребенка привычку к здоровому образу жизни. Ваши воспитатели периодически выкладывают информацию в родительском уголке, как можно играть с ребенком летом, зимой и т.д. А я хочу дать вам несколько советов по организации двигательной активности детей дома.

  1. Воспитывайте привычку самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику дома. Делайте ее вместе с ребенком. Она дает заряд бодрости на весь день.
  2. Ежедневно гуляйте с ребенком, независимо от погодных условий. Кислород необходим для работы головного мозга и всего организма в целом.
  3. Во время прогулки проводите с ребенком подвижные игры и упражнения спортивного характера.
  4. Организуйте походы, катание на лыжах, катание на коньках, на санках, спортивные игры.  
  5. Хорошо, если у вас дома имеется спортивный детский комплекс и спортивный инвентарь.  
  6. В течении дня нужно чередовать различные виды деятельности, физические и умственные нагрузки, активную деятельность и отдых. Это предупреждает переутомление, воспитывает организованность дисциплину. 
  7. После дневного сна необходима гимнастика для профилактики нарушения осанки, плоскостопия, закаливающие процедуры для повышения устойчивости организма.
  8. Минимальная длительность ночного сна – 8-10 часов, плюс обязательный дневной сон – 2 часа.

Вернемся к двигательной активности. Кроме предоставления возможности двигаться спонтанно во время пребывания на воздухе, следует специально совершенствовать навык хождения, упражнять в беге, прыжках, в бросании и ловле мяч, играть в подвижные игры, организовывать небольшие спортивные состязания, такие, как: «Кто быстрее добежит до дерева», «Кто дольше не уронит мяч», «Кто дальше бросит мяч» и т.п. Так развивается общая двигательная культура ребенка.

Я смотрю, вы засиделись. Тут необходима смена деятельности. Я приглашаю вас на веселую зарядку. Выходите, не стесняйтесь.

Воспитатели обязательно присоединяются к родителям для выполнения зарядки.

Музыкальный флешмоб «Зарядка».

Молодцы, дорогие родители! Я верю в вас.  Активные родители несомненно способны воспитать активного ребенка и привычку у него к здоровому образу жизни. Будьте достойным примером для своего ребенка! Спасибо за внимание и активное участие!

3.Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: Спасибо, Светлана Н. Вот мы с вами и подвигались. Устали немного? Нужно немедленно восстановить дыхание. Вопрос, уважаемые родители, а умете ли вы дышать? Знаете ли вы, что дыхание бывает правильным и неправильным, что от этого тоже зависит здоровье человека?     Что такое правильное дыхание и как дышать правильно, расскажет нам наш музыкальный руководитель Ольга В.

Звучит музыка из передачи «Жить здорово».

Муз.рук.: Добрый вечер, уважаемые родители!

Дети дошкольного возраста часто болеют простудными заболеваниями. Причиной тому является слабый иммунитет. В свою очередь причиной слабого иммунитета может быть неправильное поверхностное дыхание, т.е. вдыхание и выдыхание воздуха происходит не в полную силу, поэтому легкие вентилируются не полностью. Когда организму не хватает кислорода, страдает мозг и другие важные органы. Наряду с этим у ребенка появляется бледность, медлительность, сонливость. Естественно, такой ребенок не будет здоров физически.

Профилактикой может явиться дыхательная гимнастика. Чтобы укрепить здоровье ребенка, нужно научить его дышать правильно. Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей такова:

- воздух набирать через нос;

- плечи не поднимать;

- выдох может быть длительным и плавным или наоборот, выдох порциями;

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки.

Упражнения лучше выполнять до завтрака или после ужина, в проветренном помещении. А лучше выполнять их на свежем воздухе.

Для детей мы чаще используем дыхательную гимнастику в стихах. Это увлекает их и развивает воображение. Сейчас я познакомлю вас с некоторыми упражнениями.

Музыкальный руководитель говорит и показывает, родители выполняют совместно с ним.

«Пирог именинника».

На руке пирог лежит,

Три свечи на нем горит.

Ты дыханье тренируй,

Эти свечи все задуй.

Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

На руке пирог лежит,

Много свечек там горит.

Ты дыханье тренируй,

Эти свечи все задуй.

Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

«Каша кипит».

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Сорока-белобока варила кашу,

Варила кашу, любимую нашу.

Каша на плите кипит,

И фырчит, фырчит, фырчит.

И.П.: сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот и набирая

воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

«Послушаем свое дыхание»

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.
   Исходное положение: стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине ребенок прислушивается к собственному дыханию и определяет:
-куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;
-какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части волнообразно);
-какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;
-какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой);
-тихое, неслышное дыхание или шумное.
    Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети научились по дыханию определять состояние всего организма.

«Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

Исходное положение: стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 3-4 раза.

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Во время прогулки в парке, в лесу или у реки покажите, как можно почувствовать неповторимый запах чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Закрой глаза. Что ты чувствуешь? Запах цветов, листьев или травы». Можно предложить сдуть с ладошки травинку.

Такие упражнения необходимо выполнять каждый день, особенно после физических нагрузок. Делайте их сами, делайте их с детьми и будьте здоровы!  

Воспитатель: Спасибо вам, Ольга В. за такую полезную информацию и мастер-класс.

Мы обязательно примем к сведению ваши советы.

4.Релаксация.

Воспитатель: Ну, а я предлагаю переключиться. Переключение на другой вид деятельности, как вам уже известно, спасает от напряжения, усталости и стрессов. Как еще можно избежать стрессов? Нам расскажет наш педагог-психолог Ольга В. Встречайте.

Звучит музыка из передачи «Жить здорово».

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители!

В наше время дети дошкольного возраста загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Такие нагрузки отрицательно сказываются на здоровье детей. Поэтому так важно использовать с детьми упражнения на релаксацию.

Метод мышечной релаксации основан на том принципе, что после сильного мышечного напряжения наступает их сильное расслабление. То есть, чтобы расслабить какую-то мышцу, нужно ее предварительно сильно напрячь. Это самый доступный вид мышечной релаксации и в игровой форме можно использовать его в работе с детьми.

Увлеченные «новой игрой», дети хорошо расслабляются. В результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными. Релаксационные упражнения полезны всем, но особенно – часто болеющим, возбудимым, тревожным детям. Они благотворно действуют на детский организм. Также с помощью таких упражнений снимается усталость, создается положительный эмоциональный настрой. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Каждому упражнению необходимо образное название и сопровождающий текст (возможно в стихах), это увлекает детей. Ребенок выполняет расслабляющие упражнения, не просто подражая взрослому, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Можно предложить ребенку вспомнить, как вы вместе загорали на берегу озера, лежали на травке, ощущали тепло солнечных лучей. Чтобы усилить состояние релаксации, в сеансе внушения вводим сравнение типа: «Представь, будто мы лежим на зелёной, мягкой травке». Релаксация по представлению подводит ребёнка к тому, что со временем он сам может расслабиться, успокоиться, то есть к возможности саморегуляции. В «игре» дети быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Сегодня я хотела бы поиграть с вами, уважаемые родители, чтобы вы научили ребенка расслабляться в домашних условиях.

Упражнение на расслабление мышц лица «Злюка успокоилась».

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.

Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).

Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,

Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,

Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

Упражнения на расслабление мышц шеи «Любопытная Варвара».

И. п: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

«Любопытная Варвара смотрит влево… смотрит вправо…

А потом опять вперед – тут немного отдохнет.

Шея не напряжена, а расслаблена».

Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

«А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, дальше всех!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена и расслаблена».

Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы:

«А Варвара смотрит вниз!

Мышцы шеи напряглись!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена и расслаблена».

Упражнения на расслабление мышц рук «Кулачки».

Цель: напряжение и расслабление мышц рук.

«Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты, (сжать пальцы)

Пальчики сильней сжимаем-

Отпускаем разжимаем…» (разжать) (2 раза).

Обратить внимание на неприятные ощущения во время напряжения мышц рук и наоборот, в момент расслабления!

- Многие упражнения выполняются лежа. Вам, уважаемые родители, я предлагаю просто закрыть глаза и расслабиться.

Упражнения на расслабление всего организма «Отдых в волшебном лесу».

Звуковое сопровождение упражнения: «Лесные звуки».    

Закрывайте глазки. Представьте, что мы с вами находимся в лесу, отдыхаем на мягкой зеленой травке. Вокруг нас много деревьев и кустарников. Растут разноцветные, яркие и очень красивые цветы: желтые, красные, голубые… У них приятный сладкий запах. Мы слышим пение птичек, шорох травинок, шелест листочков на деревьях.

Дышим глубоко, ровно, легко…

Теперь открывайте глазки, улыбнитесь друг другу и постарайтесь запомнить все, что видели в волшебном лесу.

Эти упражнения очень эффективны. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Я надеюсь, они помогут и вам. Всего вам хорошего. Не болейте и берегите своих детей.

Воспитатель: И вам огромное спасибо, Ольга В.

Итак, мы с вами выяснили, отчего зависит здоровье ребенка и как можно повысить его иммунитет. Вам понравился практикум? (Ответы родителей). Что именно вы хотели бы взять на заметку? (Ответы родителей). Я посоветовала бы взять на заметку всё! Также, не забывайте о других компонентах здорового образа жизни. ЗОЖ предполагает: рациональное питание, оптимальный двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, отказ от вредных привычек и, конечно же, положительные эмоции.

И о самом главном – только положительный пример может принести положительный результат. Если хотите научить чему-то ребенка, начните с себя.

Звучит музыка из передачи «Жить здорово».

Воспитатель: Нам с вами было хорошо. Пусть и вам будет жить здорово!

Список литературы:

1. Алямовская В. Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду // Управление ДОУ,

N3, 2002. С. 21–27.

2. Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка-дошкольника. Расту здоровым. М.; ВЛАДОС, 2003. 304 с.

4.Казакова Г. Н., Роль игровых релаксационных упражнений в укреплении здоровья детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]   Г.Н. Казакова // Молодой ученый : №24 (128) – 2016. С.454.

5. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных

учреждениях. М.: АРКТИ, 2002. 64 с.

6. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М.: 2003. 143 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ /Работа с родителями/ ТЕМА: «Проблема адаптации ребенка в детском саду»

способствовать пониманию родителей (законных представителей) того, что такое адаптация ребенка к детскому саду; сформировать умение адекватно справляться с проблемными ситуациями в процессе адаптации ...

Семинар-практикум дляпедагогов «Игровой стретчинг - как одна из здоровьесберегающих педагогических технологий».

Цель: использование здоровьесберегающих технологий с целью совершенствования физического и психического здоровья дошкольников....

Сценарий семинара-практикума с участием родителей на тему: «Сказка как источник развития речи, творчества детей и взрослых» с использованием образовательной технологии активных методов обучении (АМО)

Данное образовательное мероприятие с родителями разработано с использованием образовательной технологии активных методов обучения (АМО), что делает мероприятие интереснее, а родителей активными участн...

Семинар-практикум «Организация интеллектуально-творческой деятельности детей посредством использования мультимедийных технологий (анимации) и устного народного творчества»

Цель: актуализация устного народного творчества с использованием мультимедийных технологий (анимация), обучить педагогов принципам технических приемов по работе с анимационными проектами....

СЕМИНАР ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ"

Мастер-класс разработан с целью повышения знаний педагогов о значении освоение нетрадиционных методов оздоровления и здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Дать определение понятию здоровья. По...