Консультация «Как научить ребенка выполнять дыхательную гимнастику»
консультация

Томарова Елена Александровна

Консультация предназначена для педагогов ДОУ и родителей. Даны рекомендации по обучению детей дыхательной гимнастике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация  «Как научить ребенка выполнять дыхательную гимнастику»

Дыхательная гимнастика - это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. 

        Физиологическое, или жизненное, дыхание складывается из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно призвано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

        Речевое дыхание призвано участвовать в создании голосового звучания на равномерном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыхание считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заметен для окружающих. Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.

        Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Такие заболевания, как ринит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полости часто являются причиной неправильного звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуляции.

Польза дыхательной гимнастики

Упражнения для развития легких и дыхания оказывают на маленьких детей такое же благотворное воздействие, как и ежедневная утренняя зарядка или продолжительные прогулки на открытом воздухе:

  • наполняют организм кислородом;
  • снимают усталость, бодрят, повышают жизненный тонус, улучшают настроение;
  • положительно влияют на функционирование сердца, ЦНС;
  • позволяют управлять дыханием, а со временем — телом;
  • улучшают работу пищеварительной системы;
  • повышают детский иммунитет;
  • способствуют тренировке дыхательной мускулатуры;
  • улучшают местное и мозговое кровообращение;
  • препятствуют разрастанию аденоидов, предохраняют от переохлаждения.

Гимнастика на тренировку дыхания полезна в любом возрасте. Регулярные занятия позволяют оздоровить всю семью, превратить выполнение упражнений в приятное семейное времяпровождение.

Особенности использования дыхательной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста:

* Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении.

*  Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме.

* Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений.

*  Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.

Основные правила выполнения дыхательных упражнений:

  • Выполнять дыхательные упражнения только на фоне положительных эмоций, с удовольствием.
  • Помещение, в котором проводятся занятия, должно быть хорошо проветриваемым. Лишь при таких условиях достигается максимальное наполнение организма кислородом.
  • Концентрация на выполнении усиливает эффективность дыхательных упражнений.
  • Темп выполнения - медленный, что позволяет в большей степени обогатить организм кислородом.
  • Вдох выполняется всегда носом.
  • Упражнения выполняются легко, без усилий и напряжения.
  • Фаза выдоха должна быть длиннее фазы вдоха (в 1,5 – 2 раза).
  • Любое упражнение начинайте с энергичного выдоха, он должен быть в 2 раза продолжительнее вдоха.
  • Все упражнения необходимо выполнять на пустой желудок. Во всяком случае, на момент занятий должно пройти не менее часа после последнего приёма пищи.
  • Не рекомендуется заниматься дыхательной гимнастикой, если ребенок болеет.
  • Лучший режим занятий для детей: 10—15 минут два раза в день, но это зависит, в том числе, и от их возраста. Некоторые из упражнений можно встроить в повседневную жизнь в качестве забавы, не придерживаясь чёткого распорядка, а просто уделяя им свободные минутки между другими занятиями.
  •  Нагрузка на ребенка должна увеличиваться постепенно, за счет увеличения числа повторений и усложнения упражнений (например - дуем сначала на гладкий карандаш, затем на ребристый)

С чего же начать? Как правильно проводить дыхательную гимнастику.

Если ребенок раньше вовсе не занимался дыхательной гимнастикой, требуется начинать ее с базовых упражнений. В дальнейшем они помогут легко справиться с более сложными заданиями.

Работа над вдохом:

  • воздух набирать через нос;
  • плечи не поднимать;

Работа над выдохом:

  • зажать пальцем левую ноздрю, глубоко вдохнуть, выдохнуть через правую;
  • соблюдая ровный ритм, повторить упражнение 5 раз;
  • прикрыть правую ноздрю, аналогично поработать с левой;
  • убрать руки с лица, шумно вдохнуть, затем выдохнуть носом 10 раз.
  • Покажите ребёнку, как складывать губы трубочкой, выдыхая. Такое положение губ является наиболее эффективным не только потому, что воздух выходит изо рта более плотной струёй. Дело ещё и в том, что круговая мышца рта связана с диафрагмой — гибкой перегородкой между грудной и брюшной полостью, которая тоже является мышцей.

После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

Дыхание через рот используется только во время занятий. В обычной жизни дышать нужно через нос.

Когда в процессе многочисленных тренировок ребенок достиг определенного успеха, легко справляется с вышеописанными упражнениями, спустя время задачу для него можно немного усложнить:

  • зажать левую ноздрю, выполнить вдох правой;
  • удерживать дыхание 3–4 секунды;
  • выдохнуть левой ноздрей;
  • повторить 5 раз для каждой ноздри;

Еще одно обязательное упражнение — управление воздушной струей. Ее необходимо научиться выдыхать без надутых щек. Дополнительно важно уметь регулировать силу выходящего воздуха. Ребёнка учим дышать при закрытом рте.

Можно попытаться направить занятия в чуть более сознательное русло, то есть постепенно приучить ребёнка наблюдать за своим дыханием и контролировать его. Это позволяет достичь удивительных результатов с точки зрения психического развития — фактически, это прямой путь к умению управлять своим вниманием. Ребёнок, занимающийся дыхательными упражнениями, одновременно развивает волю и самоконтроль. Добавим к комплексу более сложные упражнения.

Слушаем своё дыхание. Упражнение выполняется в любом удобном положении. Важно, чтобы окружающая обстановка была спокойной.

Попросите ребёнка прислушаться к своему дыханию и ответить на вопросы:

  • Куда попадает воздух при вдохе и откуда выходит при выдохе?
  • Дыхание сейчас лёгкое или глубокое?
  • Частое или медленное? Тихое или шумное?
  • Где конкретно, в каких частях тела ощущается движение? При вдохе? При выдохе?
  • Живот ли это? Грудь? Плечи?

В поисках ответов на эти вопросы дети обращают внимание на сам процесс: прислушиваются к движению воздуха в носовых проходах, в области живота и груди. Обнаруживают, что дыхание может очень отличаться по характеру, частоте, глубине в разные моменты.

Важно не только расспросить ребёнка, но и обратить его внимание на изменения. Если он только что бегал и прыгал, дыхание сопровождалось движениями всего тела. Тогда оно глубокое, шумное, частое. За спокойными занятиями — рисованием, игрой с конструктором — лёгкое, тихое, незаметное. Оно может замедляться во сне. А когда человек испуган и прячется, он автоматически таит своё дыхание, так что оно происходит в основном только в верхней части тела, в области плечей и ключиц.

Дыхательные упражнения делятся:

  • на упражнения, вызывающие длительный направленный выдох (игры типа вертушки, мельницы, предметы на воде…);
  • игры на поддувание (ребенок поддувает на легкие предметы – вату, бумажку, легкие шарики…);
  • игры на развитие физического дыхания (надувает шарики, пускает мыльные пузыри…);
  • упражнения на развитие речевого дыхания (вдох и выдох через рот и нос);
  • упражнения с проговариванием звуков.

Для проведения дыхательной гимнастики можно использовать различные предметы: ватку, карандаш, листочки, шарики, катушки, вертушки, наборы для купания (уточки, кораблики), мыльные пузыри, перышки, свечки, свистульки, свистки, дудочки, пузырьки, надувные игрушки, музыкальные игрушки.

Вот несколько вариантов:

C:\Users\Admin\Desktop\дыхат гимн\4.jpgC:\Users\Admin\Desktop\дыхат гимн\2.jpg

F:\дыхат. гимн Тучка\DSC_0008.JPGC:\Users\Admin\Desktop\дыхат гимн\i (1).jpg

Техника безопасности

Любые, даже самые полезные вещи, могут стать вредными, если не соблюдать меру. Поскольку все дети разные, отличаются по своим психофизическим характеристикам, никогда не достаточно просто следовать инструкциям.

Главное — ни в коем случае нельзя принуждать ребёнка и заставлять его выполнять упражнения через «не могу». Это не только отобьёт у малыша всякую охоту к дальнейшим занятиям, но и может нанести вред его здоровью. Даже если вы как будто только начали, но ребёнок отказывается выполнять предложенное упражнение, — не настаивайте. Попробуйте перейти к какому-то другому или вовсе отложите занятия, если ничего из упражнений «не идёт».

Можно столкнуться и с обратной проблемой: когда ребёнок, заигравшись, не замечает дискомфорта и «перебора». Поэтому задача взрослого — отслеживать внешние признаки самочувствия малыша. Внимательно следите за цветом его лица. При побледнении или сильном покраснении лучше прекратить занятия.

Важно!!! Занимаясь дыхательной гимнастикой, нужно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах). Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

Таким образом, можно отметить несомненное преимущество дыхательной гимнастики перед другими оздоровительными методами: это очень простой и вместе с тем эффективный способ лечения и профилактики заболеваний, который не требует особых затрат и может использоваться людьми разного возраста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагоговМетодика проведения комплекса дыхательной гимнастики и массажа грудной клетки для часто и длительно болеющих детей.

Методика проведения комплекса дыхательной гимнастики и массажа грудной клетки для часто и длительно болеющих детей....

Как выполнять дыхательную гимнастику

Рекомендации для родителей и начинающих логопедов...

Как научить ребенка выполнять поручения

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок вырос трудолюбивым, чтобы он был помощником во всех домашних делах...

Выполняем дыхательную гимнастику правильно

Предлагаю вашему вниманию небольшую подборку дыхательных упражнений для развития речевого дыхания....

Как научить ребенка выполнять трудовые обязанности?

Из родительской почты и по моим личным наблюдениям за детьми в группе стало ясно, что у нас назрела проблема, которую необходимо решать:«Неумение детей выполнять элементарные домашние обязанност...

Консультация для родителей «Как выполнять артикуляционную гимнастику»

Консультация для родителей «Как выполнять артикуляционную гимнастику»...