Беседы по комплексной безопасности жизнедеятельности.
картотека

Кравченко Татьяна Викторовна

Картотека бесед по формированию основ безопасности детей старшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_bezopasnosti.docx44.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дежурство по столовой»

Задачи: учить детей правильно и безопасно для себя и окружающих накрывать столы; соблюдать

правила безопасности при обращении с ножом, вилкой; закрепить представление об опасных

предметах, об их необходимости для человека.

Материал: д/и: «Накроем кукле стол» или «Что сначала, что потом».

(Можно использовать значки - символы, картонный лист - стол, маленькие кружки - блюдца,

большие - тарелки, полоски - вилки, ножи и т.д.)

Ход:

1.  Д/и «Накроем кукле стол» с использованием знаков - символов или кукольной посуды и

обязательным обьяснением правил безопасности.

2.Чтение отрывков стихотворения (полная версия в кн. «Ребенок за столом» стр.49)

-Мы дежурные сегодня.

Будем няне помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

-Мы тарелки всем поставим

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть, подумай,

А потом уж разложи.

-От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит,

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

-Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем, есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.

3.  Правила:

-  Не размахивай вилкой, ножом или другим столовым прибором;

-  Всегда бери по одному предмету и неси аккуратно;

-  Накрывая столы, не торопись, не бегай, не играй, делай все спокойно;

-  Нож и вилку неси острием вниз;

-  Не поднимай высоко и не подноси к глазам вилку, нож;

-  Не подходи и не притрагивайся к кастрюлям и чайникам с горячей пищей;

-  Не балуйся и не играй с ножом и вилкой.

-  Накрывая столы, не отвлекайся;

-  Не мешайте дежурным накрывать столы;

-  не бегайте, когда накрывают столы.

Тема: «Трудовая деятельность»

Задачи: Учить детей соблюдать правила безопасности при использовании предметов и

инструментов во время проведения трудовой деятельности

(лейки, тряпочки, палочки - труд в уголке природы;

стеки, ножницы, карандаши, кисточки - ручной труд;

грабельки, лопаточки, совочки, венички - труд в природе).

Материал: «Волшебный сундучок» с предметами и инструментами

Ход:

1 .Игра с «Волшебным сундучком». Загадать загадку о предмете. Обсудить полезные и опасные стороны этого предмета.

-  Для чего он нужен?

-Когда невозможно обойтись без этого предмета?

-Чем он может быть опасен, и что делать, чтобы предотвратить травму или опасную ситуацию?

-Как правильно им пользоваться?

2.  Выучить пословицу: «Каждой вещи - свое место».

3.  Подвести детей к мысли, что, если подчиняться правилам безопасности при использовании этих

опасных предметов, они приносят много радости и пользы. Повторить правила:

-  Соблюдай осторожность при обращении с любым из этих предметов;

-Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места; -Не размахивай и не тычь в лицо другим;

-Ножницы при работе должны быть направлены от себя и находиться на уровне груди

-Неси ножницы закрытыми, острые концы зажаты в кулаке (показ);

-После работы ни один из этих предметов не оставляй без присмотра, убери на место;

-Не отвлекай других, если они работают с ножницами, граблями, лопаточкой и др.;

-Не толкайся, не отбирай у других;

-Не бегай с опасными предметами;

-Делай свою работу спокойно, не отвлекаясь!

Тема: «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»

Задачи: Учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с; знать границы своего

участка;

напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.

Материал: Иллюстрации

Ход: Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию и (можно прочитать стихотворение об

опасных предметах) рассказывает о должной реакции на предметы незнакомого происхождения.

Показывает пакет и спрашивает, знают ли дети, что в нем находится. Дети не знают. Что опасного

может быть в нем? Выслушать рассуждения детей. Проигрывание ситуаций:

Попросить показать нескольких детей, как бы они поступили.

Совместное рассуждение воспитателя и детей: никогда нельзя подходить и открывать незнакомые

сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды.

Нужно обязательно пригласить взрослого и показать!

И нельзя брать пакеты и сумки у незнакомых людей!

Далее воспитатель проводит беседу (с использованием иллюстраций, стихов или загадок) о том, как

себя вести правильно на участке д/сада, почему так, а не иначе нужно вести себя детям?

Запомнить правила:

-  Выходить на участок д/с и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом.

-  Не подходи и не трогай незнакомые пакеты и сумки.

- Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться, быть доброжелательным и

вежливым.

-Не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя.

-Не играть с острыми предметами.

-Не бегать с игрушками и не отбирать их у других.

-Не разбрасывать игрушки. Это нужно не только для порядка, а в целях безопасности.

Так как кто-нибудь может наступить на игрушку или другой предмет, упасть и травмироваться.

-Не кидаться песком, землей, снегом.

-Не подходить к собакам и кошкам.

-Не трогать грибы и ягоды и не есть их.

-Не ломать деревья, кусты.

-Не махаться руками на насекомых, не ловить и не убивать их.

-Не подходить к незнакомым людям, если даже они зовут вас.

Тема: «Как вести себя во время проведения подвижных игр?»

Задачи: Учить умению контролировать свое поведение: сдерживать себя и прислушиваться

к мнению других, совершенствовать себя как личность через общение с людьми; учить

согласовывать свои действия с действиями партнера.

Ход: Проблемная ситуация: «Испорченная игра» (можно, используя сюжетную картину).

Вопросы к детям:- Почему у ребят не получилась игра?

-Что им можно посоветовать?

-Что нужно делать, чтобы научиться играть без ссор, обид и травм?

-Как вы думаете, если говорить всем вместе, перебивая друг друга, можно о чем-то договориться?

- Давайте из ваших советов мы составим правила, напишем их, и прикрепим к доске.

Первое правило:

-Говорите по - очереди, не перебивая друг друга!

-Ребята, а вам нравится, когда в игре кто-то один командует, не слушая мнения других детей? Нет? Почему?

Тогда второе правило:

-Когда скажешь свое мнение, спроси остальных: «Вы согласны?»; «А как вы думаете?»;

-Считайся с мнением друзей!

Третье правило: - Делись игрушками, не жадничай!

Четвертое правило: Надо уступать друг другу, не проявлять упрямства, гордости! Пятое правило: Никогда не толкайся и не наталкивайся на других во время игры! Смотри под ноги, будь осторожен!

Тема «Как себя вести в группе»

Задачи: Воспитывать у детей правила поведения и общения в помещении детского сада (в группе, спальне, приемной). Развивать умение подчиняться правилам безопасности, желание беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

Материал: сюжетная картина (в методкабинете), Губка БОБ - кукла (или медвежонок).

Ход: 1.Приходит кукла - Губка Боб Квадратные Штаны в группу.

Обыграть ситуации:

*пока он «бежит» (а не идет) ударяется об угол стола;

*затем спотыкается об брошенную игрушку;

*  захотел достать со шкафа предмет, залез на стул и упал;

*чуть не залез на окно, увидев там собачку (игрушку);

*когда, наконец, его усадили на стул, он сидит и раскачивается.

С детьми обсудить все эти ситуации. (Воспитатель объясняет детям, что Боб - мягкий, а если бы с детьми случилось такое, пришлось бы вызвать врача скорой помощи по тел.-03), объяснить Бобу, что он делал не правильно, почему себя так вести нельзя, а как правильно себя вести (озвучить ПРАВИЛА) и показать сюжетную картинку.

2.  Рассматривание сюжетной картины, где все дети заняты своим делом, никто не шумит, не бегает, не толкается, в группе порядок и т.д. Беседа по ней. Также рассказать (обсудить) детям о правилах поведения в спальне и приемной комнате. Привести детей к мысли, что НАДО подчиняться правилам безопасности, т.к. это нужно для сохранения жизни и здоровья - своего и других людей!

*  Разбросанные игрушки могут послужить причиной падения, ушиба.

Порядок в группе не только для чистоты, но и для безопасности!

*Нельзя залезать на подоконник, стол и шкафы.

Если не можешь достать, попроси воспитателя!

*Очень опасно бегать по группе, спальне и приемной: острые углы мебели могут стать, причиной травмы, столкнувшись с другим ребенком можно получить сильный ушиб!

*Не бери мелкие игрушки в рот - ты можешь нечаянно проглотить их и подавиться! *Раскачиваться на стуле нельзя! Потеряв равновесие, ты упадешь и ударишься!

*Во время игр с водой следи, чтобы вода не попала на пол.

Мокрый пол очень скользкий, поэтому опасен для тебя!

*Во время приема пищи не разговаривай, тщательно пережевывай пищу!

*  Обувь всегда должна быть застегнутой и удобной, без длинных шнурков! *Приносить в д/с жевательную резинку запрещено во избежание несчастных случаев!

Тема: «Передвигаемся по детскому саду»

Задачи: научить детей правилам безопасного передвижения по детскому саду; Воспитывать выдержку, желание осознанно правильно вести себя в помещении д/с.

Материал: карта-схема д/сада; фотографии детей: идут по коридору; поднимаются по лестнице (спускаются); просмотр театр, представлений в муз. зале;

заходят в физ. зал, и т.д. Кукла Незнайка (или взрослый).

Ход: Вопросы к детям:

-  Куда мы ходим по д/саду? Какие помещения есть в д/с? (Музыкальный зал, физкультурный зал, медицинский кабинет и др.)

-  Как нужно себя вести, когда мы передвигаемся по д/с?

Приходит Незнайка, приносит фотографии. Рассматривание и обсуждение фотографий. Незнайка показывает, как он себя ведет в той или иной обстановке (толкается, спорит, не хочет стоять с кем-то или сзади, дергает за косичку девочек, ущипнет, наступает на ноги, балуется, говорит громко, машет руками, пинается, в театре вскакивает и орет, не здоровается со взрослыми в коридоре, на лестнице

не держится за перила).

Объяснить Незнайке, что так себя вести ни в коем случае нельзя, и еще раз показывают, как нужно правильно вести себя, главное - почему так надо вести! Можно показать картинку, где ребенок лежит в больнице, обсудить ситуацию. Незнайка обещает исправляться.

Воспитатель показывает детям карт - схему помещений д/сада, объясняет, где что находится.

Повторение правил вместе с Незнайкой (можно озвучить в магнитофонной записи): -Спускаясь по лестнице, идти нужно друг за другом, спокойным шагом, не толкаясь, держась за перила;

-Двигаться по коридорам д/с надо спокойно, придерживаясь правой рукой стороны коридора;

-Осторожно переходи пересечения коридоров, потому что ты не видишь, кто может идти тебе навстречу;

-При движении по коридорам всегда смотри вперед, чтобы не натолкнуться на выступы в стенах или на нянечек, спешащих с кастрюлями на кухню и обратно; -Коридоры и лестница - не место для игр и баловства. Помни об этом!

-Не открывай двери ногой, также не открывай их резко, т.к. с той стороны двери может находиться человек, и ты его поранишь!

Ой, ребята

,- Верь, не верь,

- От меня сбежала дверь.

-Прощай,- сказала,- дорогой,

Ты открывал меня ногой!  

 

Тема: «Правила безопасного поведения детей в групповых помещениях»

В ИГРОВОЙ КОМНАТЕ

В свободное время дети используют по желанию разные игровые уголки и центры, не

допуская скопления

-  в строительном уголке - не более 4 человек;

-  в кукольном - не более 4 человек;

-  в уголках сюжетно-ролевых игр - по 2-4 человека;

-  в центрах изодеятельности и научно-исследовательском уголке -по 2 человека. Для дидактических игр за столами дети объединяются по 2-4 человека.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ИГР.

-  Нельзя бросаться игрушками, кубиками, толкать друг друга, стараться избегать конфликтов. В случае необходимости вмешивается воспитатель.

-  Нельзя приносить в группу, использовать в играх предметы, принесенные из дома: стекло, колющие или режущие предметы, спички, зажигалки и др.

-  Нельзя приносить в группу лекарства и конфеты.

-  Настольно-печатные игры после использования убирать в коробки и относить на место. Нельзя брать с собой детали от этих игр и другие мелкие предметы.

-  Во время игр нельзя вставать на стулья и столы, ползать под столами.

-  При проведении подвижных игр в групповой использовать только ту территорию, которую определил воспитатель; не толкаться, не кричать, не мешать в игре другим детям выполнять правила игры.

-  Столовые приборы, атрибуты сюжетно-ролевых игр: ножницы, расчески, воланы со стрелками, мячи и др. использовать только по назначению.

-  Труд в живом уголке только под наблюдением воспитателя.

-  Телевизор или магнитофон включает только воспитатель.

-  Дверь моечной групповой посуды не открывать без разрешения воспитателя.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УМЫВАЛЬНОЙ

И ТУАЛЕТНОЙ

В умывальной комнате и туалете одновременно могут находиться не более 5-6 человек. Обязательно выполнять правила гигиены в туалете: пользоваться бумагой, смывать водой унитаз, мыть руки с мылом, вытирать полотенцем только чистые руки.

Нельзя бегать, прыгать, брызгаться водой, трогать уборочный инвентарь, бросать предметы и игрушки в унитаз; виснуть на батареях и трубах отопления и перегородках между унитазами, забираться на решетку батареи и подоконник; самостоятельно пользоваться душем.

Обязательно соблюдать правила чистки зубов; рот полоскать только водой из стаканчика, но не пить ее.

Водой из крана полоскать рот нельзя.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СПАЛЬНЕ.

Перед сном сходить в туалет, помыться и прополоскать рот

Не держать во рту, в руках или карманах пижам конфеты, косточки от компота, мелкие игрушки, детали от мозаик и пр.

Во время раздевания перед сном и одевания нельзя бегать между кроватями, размахивать одеждой, покрывалами, одеялом, бросаться подушками.

Аккуратно складывать одежду на стульчики. Стульчики ставить только в разрешенном месте, чтобы не загораживать проходы.  

Тема: «Безопасность при подготовке к прогулке»

1.  Выход на прогулку.

1.  Перед прогулкой надо построиться в колонну по два человека. Каждой паре взяться за руки.

2.  В руках не должно быть никаких предметов или игрушек (все это должно находиться у воспитателя )

3.  Выходить на территорию детского сада без сопровождающего взрослого сотрудника детского сада

запрещается.

4.  При выходе на прогулку необходимо:

•  Соблюдать дистанцию между парами,

•  Идти спокойным шагом,

•  Не толкать впереди идущих товарищей,

•  Не дергать их за одежду,

•  Не ставить подножки,

•  Не задерживать движение (при необходимости остановиться, надо предупредить воспитателя),

•  Во время движения следить за воспитателем,

•  При спуске по лестнице держаться за перила.

5.  Помогать воспитателю придерживать дверь перед следующей парой.

6.  не разрешается спрыгивать со ступенек крыльца.

7.  Организованно следовать за воспитателем до площадки своей группы.

ВО ВСЕХ СИТУАЦИЯХ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ  И ЗДОРОВЬЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ОБРАТИТЬСЯ К ВОСПИТАТЕЛЮ.

Тема: «Безопасность вовремя прогулки на участке»

1.  Гулять строго на своем участке, если необходимо покинуть участок - сообщи воспитателю

(например, закатился мячик, увидел маму, захотел в туалет и пр.).

2.  Во время подвижных игр не толкайся, не удерживай товарища за одежду, не став подножки.

3.  Во время самостоятельных игр не бросайся камнями, палками, игрушками и друг посторонними

предметами, не залезай на деревья и высокие постройки.

4.  Нельзя уходить с участка с посторонними или малознакомыми людьми.

5.  Нельзя подходить гладить постороннее животное.

6.  Не торопись брать руками незнакомые растения, они могут быть ядовитыми.

7.  Запрещается брать в руки посторонние предметы: шприцы, таблетки, игрушки, н»

принадлежащие детскому саду, пакеты, банки, коробки и т.д.

8.  Запрещается брать в рот посторонние предметы, листья, плоды деревьев, цветы и

9.  Во время проведения трудовых поручений использовать оборудование и инструм только по их

прямому назначению, применяя правила и приемы, показанные воспитателем.

10.  Инструменты, необходимые для самостоятельной деятельности, брать только с разрешения

воспитателя.

11.  В случае даже незначительного ранения, ушиба, ссадин немедленно обратиться к воспитателю.

Тема: «Охрана жизни и здоровья при работе с кисточкой и карандашом»

1.  К работе с кисточкой или карандашом можно приступать только с разрешения воспитателя группы или преподавателя ИЗО-деятельности.

2.  Перед началом работы надеть спецодежду (фартук, нарукавники и т.п.)

3.  Внимательно выслушать объяснение воспитателя и проследить за показом прием» которые он использует при реализации поставленной задачи.

4.  При работе с кисточкой и карандашом строго запрещается:

•  Брать их в рот,

•  Засовывать в ухо, нос, глаза себе или соседу,

•  Размахивать ими,

•  Ломать, выщипывать ворсинки из кисточки,

•  Класть в непредназначенное для них место,

•  Рисовать на теле или одежде как своей, так и соседа,

•  Бросаться ими.

5.  В случае не исправностей у кисточки или карандаша обратиться за помощью к воспитателю.

6.  Во время работы с кисточкой и карандашом стараться сохранять правильную поз^ осанку.

7.  После работы с карандашом, поместить его в предназначенное место заточенной стороной  вверх.

8.  После работы с кисточкой, ее вымыть и поставить в предназначенное место ворсинками вверх.

9.  Убрав кисточку и карандаш, снять спецодежду и повесить ее на место.

10.  После окончания работы тщательно вымыть руки, вытереть насухо.

Беседа № 38

Тема: Правила безопасного поведения в музыкально-спортивном зале.

План - конспект.

Во избежание несчастных случаев дети должны приходить на музыкальное занятие и уходить обратно только в сопровождении воспитателя. Воспитатель должен присутствовать на занятии обязательно лично, чтобы совместно с музыкальным руководителем обеспечить безопасность жизни и здоровья детей.

Общие правила поведения детей

Без разрешения взрослых дети не должны:

1.  Пользоваться музыкально-спортивным инвентарем. При использовании его на занятиях дети не должны бросать его на пол, наступать на него, а также бросать его в окна и зеркала!

2.  Бросать стульчики на пол, прыгать на них и с них, вставать ногами.

Сидя на стульчике, раскачиваться на нем, а также вытягивать вперед ноги, чтобы другие дети не споткнулись.

3.  Если стульчик оказался ломаным — отдать его воспитателю или музыкальному руководителю.

4.  Прыгать и передвигать тяжелые предметы в зале (скамейки, столы, кубы).

5.  Трогать пианино и ни в коем случае не открывать тяжелую крышку.

Во время музыкального занятия

В упражнениях, плясках, играх, хороводах дети не должны:

Бегать навстречу друг другу, сталкиваться, толкать друг друга и хвататься за одежду, подставлять подножки.

Если во время исполнения движений под музыку (бег, прыжки, подскоки) случайно падает предмет, который ребенок держал в руках - не останавливаться и не поднимать его до конца движения, чтобы не создавать помех другим детям.

Правила пользования детскими музыкальными инструментами

Прежде всего, музыкальные инструменты нельзя бить и бросать на пол, в окна и зеркала. К музыкальным инструментам каждый ребенок должен относиться с любовью и бережно.

Свирели

Свирель держать в руках так, чтобы инструмент не был направлен в лицо или тело рядом стоящего или сидящего товарища.

В рот брать только мундштук.

Не передавать уже использованный инструмент другому ребенку без специальной санобработки.

Бубны

Бить в бубен не очень сильно, чтобы не поранить руку.

Ложки

Ложками стучать аккуратно («щека» об «щеку»), не колотить в них, чтобы не разбить в щепы и не занозить руки. Если ложка случайно сломалась - отдать воспитателю или музыкальному руководителю.

Металлофоны

Не переносить их с места на место, чтобы не уронить и не пораниться. Не выламывать пластинки.

Воспитатель и музыкальный руководитель обязаны напоминать детям вышеуказанные правила и следить за их выполнением, а также предупреждать поведение гиперактивных и расторможенных детей при проведении активных движений, игре на музыкальных инструментах и при различных перестроениях.  

Тема: «Правила безопасного поведения при трудовой деятельности»

1.  При трудовой деятельности обязательно надеть спецодежду.

2.  При работе за столами садиться только на свое место.

3.  При проведении трудовой деятельности за столами следует опасаться:

•  Нарушения осанки, искривления позвоночника,

•  Травмирования иглой, ножницами.

4.  При проведении трудовой деятельности на улице следует опасаться

•  Травмирования себя или товарищей при чрезмерном размахивании инвентарем (лопаты, веники, грабли),

•  намокания одежды (при поливе),

 •  попадания земли в рот, глаза,

•  падений и ушибов.

5.  Перед тем, как приступить к выполнению того или иного задания внимательно выслушать воспитателя, изучить приемы, которые он показывает.

6.  После окончания работы снять спецодежду и тщательно вымыть руки.

Тема: «Правила безопасного поведения при одевании в раздевалке»

1.  Одеваться на прогулку нужно по предложению воспитателя.

2.  Во время одевания нужно быть внимательным.

3.  Самостоятельно одевать в следующей последовательности:

•  Колготки

•  Носки

•  Брюки или рейтузы

•  Обувь

•  Свитер или кофта

•  Платок

•  Шапка

•  Пальто или куртка

•  Шарф

•  Рукавицы

4.  Одеваться надо спокойно, не разбрасывать одежду, доставать ее из шкафчика по мере надобности.

5.  Во время одевания не толкать друг друга, не дергать за шарф.

6.  Не забираться, не закрываться в шкафчике.

7.  В карманах одежды не должно быть никаких посторонних предметов.

8.  В случае даже незначительного ранения, ссадины, ушиба немедленно обращаться к воспитателю

9.  Выходить на прогулку нужно только с воспитателем, при наличии очков для тех, кто носит.

10.  При ходьбе по лестнице держаться за перила.

11.  При открывании или закрытии дверей будь осторожен! На подставляй пальцы, не хлопай дверью, не держи дверь.

Тема: «Охрана жизни и здоровья при играх с мелким конструктором, мозаикой,

материалом для развития мелкой моторики»

1.  При обнаружении ломаной или треснувшей детали, отдать ее воспитателю.

2.  Ни в коем случае не брать в рот (в нос, ухо). Если кто из детей заметил такое, обязательно сказать воспитателю.

3.  При нанизывании бус и шнуровке не допускать наматывание на палец в несколько слоев шнура или лески (чтобы не нарушать кровообращение).

4.  Не разрешается терять, бросать, брать домой мелкие детали конструкторов, чтобы сохранить игру в целости.

5.  По окончании игр, каждый конструктор собрать в свою коробку, закрыть крышкой и убрать на место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму

Конспект беседы по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Основы противодействия терроризму...

Конспект беседы по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Конспект беседы по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста...

Перспективное планирование бесед по организации безопасной жизнедеятельности детей 6-7 лет

Беседы о здоровье в группе дошкольниковСЕНТЯБРЬТЕМА: «Ребенок и здоровье»П.с.: формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить...

Беседы по основе безопасности жизнедеятельности!

Беседы по основе безопасности жизнедеятельности!...

Картотека бесед по основам безопасности жизнедеятельности с детьми дошкольного возраста

Основы безопасного поведения детей в опасных для жизни ситуациях...