Здорово быть здоровым
проект
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Тема здоровья особенно актуальна в наше время, ведь любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotki.docx | 924.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский.
Пояснительная записка
Формирование здорового образа жизни начинается уже с раннего возраста. Вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, особенно во время адаптационного периода. При успешной адаптации выделяются два основных критерия: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Тема здоровья особенно актуальна в наше время, ведь любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Формируя у детей представление, что здоровье – одна из главных ценностей жизни, мы учим их, беречь и укреплять своё здоровье. Актуально значимым и востребованным на современном этапе становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка.
Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и, получила в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
• приобщение детей к физической культуре
• использование развивающих форм оздоровительной работы.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
• медико-профилактические
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНа;
• физкультурно-оздоровительные
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
• технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
Здоровьесберегающие
Технологиии:
1.Утренняя гимнастика
Так как день у детей начинается с утренней гимнастики, она является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ. В процессе утренней гимнастики необходимо обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.Утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком в физкультурном зале или в группе.
2. Дыхательная гимнастика
Многие физиологи, утверждают, что дышать правильно надо учить! Для этого необходимо научить ребёнка глубокому выдоху для хорошей очистки лёгких и улучшения их снабжения кислородом. Необходимо обращать внимание детей на то, что дышать нужно через нос. Правильное носовое дыхание – условие здоровья ребёнка, профилактическое средство против респираторных заболеваний. Дыхательную гимнастику можно проводить в перерывах между занятиями или режимными моментами.
3. Гимнастика для глаз
Исследования показывают, что 90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью глаз. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного яблока, снятия глазного напряжения и для профилактики близорукости. Гимнастика для глаз должна проводиться ежедневно по 3-5 мин в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки.
4. Пальчиковая гимнастика
Развитие ребёнка связано с развитием движений пальцев рук. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.
Пальчиковая гимнастика должна проводиться ежедневно индивидуально или с подгруппой, в любой удобный отрезок времени в течение дня: во время утренней гимнастики, физкультминуток, в свободное время утром и после сна по 2-3 минуты. Особенно важно проводить гимнастику с детьми, имеющими речевые проблемы.
Очень эффективна пальчиковая гимнастика стихотворного ритма, она помогает поставить правильное дыхание, развить речевой слух. Например, детям нравятся упражнения под названием «Семья», «Мы делили апельсин», «Пальчик -пальчик где ты был?» и пр. Нравится детям и то, что они имеют возможность проводить пальчиковую гимнастику, выступая в роли ведущего.
5. Игровой массаж и самомассаж
В современных условиях возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений является массаж и самомассаж.
С детьми выполняются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание, пощипывание, похлопывание. Различные упражнения: катание одного шарика, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке, сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.
В работе воспитатели часто использую игровой массаж по методике А. Уманской и К. Динейки (см. приложение). Массаж и самомассаж проводится 2-3 раза в день на занятиях, физкультминутках, прогулках, самостоятельной деятельности детей.
Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ.
Артикулярный массаж- массаж ушных раковин показан детям с самого раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, улучшает интеллектуальные способности.
Массаж рук - интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Массаж волшебных точек ушек - этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.
Проводится в игровой форме 2—3 раза в день.
6. Гимнастика после сна
Одной из главных особенностей нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояние в другое, чему способствует несформированность нервных процессов. Именно поэтому после дневного сна проводятся с детьми специальные упражнения, позволяющие им постепенно перейти к бодрому состоянию.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными ваннами, закаливанием помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стоп.
Гимнастику пробуждения выполняется лежа в кроватях. Сначала дети вытягиваются: прогибают спину, вытягивают вверх руки, переворачиваются с боку на бок. После чего делают упражнения. После гимнастики дети проходят босиком по массажным дорожкам , что усиливает оздоровительный эффект и является профилактикой плоскостопия.
Важность гимнастики пробуждения нельзя недооценивать. Она развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает кровообращение в легких, деятельность сердечно - сосудистой системы, укрепляет мышцы спины, стопы, повышает концентрацию внимания.
7. Динамические паузы и физкультминутки
Динамическая пауза и физкультурная минутка предупреждают утомление и помогают сохранить работоспособность в течение дня. Комплексы упражнений здесь подбираются в зависимости от интенсивности нагрузки и состоят из 2—3 упражнений (физкультурная минутка) или 6—8 упражнений (динамическая пауза).
Необходимо помнить, что интенсивность упражнений не должна быть высокой, их основная задача - позволить ребёнку сменить позу, расслабиться. А короткая, но интенсивная нагрузка приведёт лишь к обратному эффекту. В упражнения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики в зависимости от вида занятия.
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни у детей младшей группы
Раздел №1 «Я – и мое тело»
Сентябрь
Утренняя гимнастика(ежедневно)
1. Беседа на тему: «Я– девочка. Я – мальчик».
Формировать представления детей о внешних особенностях тела человека; развивать способность рассматривать себя, друг друга; воспитывать интерес к другим детям, доброжелательные отношения.
2. Игра – занятие: «Вот я какой».
Уточнить и расширить знания детей о строении тела человека; закрепить в речи обобщающие понятия; воспитывать бережное отношение к себе и своему организму.
Гимнастика после сна(ежедневно)
3. Дидактическая игра: «Угадай кто».
Закрепить знания о частях тела человека; развивать умение по частям лица, головы угадывать, мальчика, девочку, тётю, дядю. Физкультминутка
4. Рассматривание плаката: «Тело человека».
Продолжать формировать элементарные представления о строении тела человека.
5. Работа с родителями: «Организация двигательной активности детей в выходные дни» (консультация); «О пользе прогулок на свежем воздухе» (беседа)
Октябрь
Утренняя гимнастика (ежедневно)
1. Беседа на тему: «Я – и другие люди».
Формировать у детей представления о сходстве и различиях людей по возрасту, росту, полу, цвету волос, глаз и т. д.
2. Игровая ситуация: «К нам пришёл Незнайка».
Формировать представления о строении головы человека; воспитывать элементарные навыки здорового образа жизни. Динамические паузы.
3. Речевое общение: «Как правильно называется?».
Продолжать закреплять знания детей о частях тела; активизировать словарь. Пальчиковая гимнастика.
4. Дидактическая игра: «Моё настроение».
Познакомить детей с такими понятиями, как настроение, противоположные эмоции, с отражением эмоций на нашем лице; развитие внимания, памяти. Игровой массаж.
5. Чтение стихотворения А. Барто «Я расту».
Учить, эмоционально воспринимать стихотворение; развивать выразительность речи; воспитывать интерес к своему организму.
6.Работа с родителями: «Профилактика ОРЗ» (консультация медсестры)
Раздел №2 «Я – и гигиена».
Ноябрь
1. Беседа на тему: «Умывание и купание».
Дать детям представления о том, что соблюдение гигиены – залог здоровья; воспитывать желание соблюдать правила личной гигиены; активизировать словарь.
2. Игра – занятие: «Как нужно ухаживать за собой».
Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных гигиенических навыков; закрепить названия принадлежностей ухода за собой; развивать понимание значения гигиенических процедур.
3. Игровая ситуация: «Если ты забыл умыться».
Уточнить знания детей, для чего мы умываемся; прививать гигиенические навыки.
4. Дидактическая игра: «Чем я с другом поделюсь».
Закрепить названия принадлежностей ухода за собой; дать понятие «личные вещи». Гимнастика для глаз.
5. Чтение произведения М. Яснов «Я, мою руки».
Прививать навыки здорового образа жизни; развивать потребность в чистоте и правильном уходе за собой . Самомассаж.
6. Работа с родителями: «Одежда и здоровье ребенка» (консультация), «Физкультурно-оздоровительная работа в младшей группе» (Фотовыставка)
Декабрь
1. Игра – занятие: «Чтобы зубки не болели».
Познакомить детей с правилами ухода за зубами, о необходимости ухода за ними.
2. Рассматривание картинок: «Как правильно чистить зубы».
Познакомить с техникой чистки зубов; воспитывать желание заботиться о своих зубах.
3. Беседа на тему: «Одежда и здоровье».
Расширять представления о последовательности одевания и назначения предметов одежды, при различных погодных условиях; следить за чистотой одежды.
4. Дидактическая игра: «Я собираюсь на прогулку».
Учить одеваться в соответствии с временами года и погоды; воспитывать опрятность, желание следить за своим внешним видом. Дыхательная гимнастика.
5. Инсценировка произведения: «Девочка – чумазая».
Заинтересовать детей, вызвать эмоциональный отклик; закрепить культурно-гигиенические навыки; воспитывать через игру желание быть всегда чистым, опрятным.
6. Работа с родителями: «Игры детей на свежем воздухе зимой» (Памятка)
Физкультминутки, пальчиковая гимнастика. гимнастика для глаз, игровой массаж по темам занятий. Гимнастика после сна ежедневно.
Январь
1. Игра – занятие: «Если хочешь быть, здоров».
Способствовать формированию у ребенка потребности быть здоровым. Выяснить навыки гигиенического поведения.
2. Беседа на тему; «С утра до вечера».
Познакомить с распорядком дня. Показать важность соблюдения режима в укреплении здоровья каждого человека. Физкультминутка.
3. Рассматривание сюжетных картинок: «Утро Маши».
Познакомить детей с последовательностью их действий утром; приобщать к здоровому образу жизни, развивать связную речь. Гимнастика для глаз.
4. Работа с родителями: «Как заинтересовать ребенка физкультурой» (Консультация)
Физкультминутки, пальчиковая гимнастика. гимнастика для глаз, игровой массаж по темам занятий.
Раздел №3 «Я – и мое здоровье»
Февраль
1. Чтение +беседа С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала».
Показать детям важность правильного питания для здоровья и роста; развивать мышление; воспитывать культуру поведения за столом.
2. Словесная игра: «Полезно - вредно».
Уточнить, какие продукты вредны, а какие полезны для здоровья
3. Игровые ситуации: «Поможем зверятам, быть здоровыми».
Приобщать детей к здоровому образу жизни, через формирование культурно-гигиенических навыков, занятий физкультурой, поддержание духовной установки по отношению к окружающему миру.
4. Игровой досуг: «Зимушка – зима, нам веселье принесла»
.Приучать детей к здоровому образу жизни и формированию здоровья; развивать эмоционально-волевую и игровую сферы деятельности; Воспитывать стремление к добрым поступкам.
5.Работа с родителями: «О температурном режиме и закаливании детей» (Консультация медсестры) «Закаливание в семье» (Консультация).
Физкультминутки, пальчиковая гимнастика. гимнастика для глаз, игровой массаж по темам занятий. Гимнастика после сна ежедневно.
Март
1. Беседа по картине: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».
Познакомить детей с составной частью ЗОЖ – закаливанием, основными средствами закаливания: солнце воздух и вода; развивать речь.
2. Дидактическая игра: «Сложи картинку».
Развивать здоровьесберегающее сознание детей, пространственное мышление, внимание
3. Чтение произведения В. Суслова «Про Юру и физкультуру».
Развивать здоровьесберегающее сознание детей, пространственное мышление, внимание
4. Игра – занятие: «Я помогаю себе сам».
Систематизировать знания детей о том, как человек заботиться о своём здоровье.
5. Работа с родителями: «Наши пальчики играли» (Консультация), «Поиграем с пальчиками» (Оформление альбома). Физкультминутки, пальчиковая гимнастика. гимнастика для глаз, игровой массаж по темам занятий. Гимнастика после сна ежедневно.
Раздел №4 «Я – и моя безопасность»
Апрель
1. Игра – занятие: «Почему заболели ребята? ».
Познакомить детей с признаками заболеваний; сформировать умения и навыки, позволяющие им успешно взаимодействовать с окружающей средой.
2. Рассматривание сюжетных картинок: «Маша заболела».
Познакомить детей с правилами поведения в случае болезни, о необходимости соблюдать их; развивать речь, мышление.
3. Дидактическая игра: «Опасные предметы».
Познакомить детей с предметами, которые могут быть опасны для здоровья человека.
4. Игровая ситуация: «На игровой площадке».
Формировать представления детей об источниках потенциальной опасности на игровой площадке, о правилах безопасного поведения на прогулке.
5. Беседа на тему: «Мы пришли к водоёму».
Познакомить детей с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней.
6. Работа с родителями: «Осторожно возле водоемов» (Беседы), «Травмы на воде» (Папка-передвижка).
Физкультминутки, пальчиковая гимнастика. гимнастика для глаз, игровой массаж по темам занятий. Гимнастика после сна ежедневно.
Май
1. Чтение + беседа произведения С. Михалкова «Шагая осторожно».
Учить детей правилам передвижения по улицам; рассказать об опасностях, которые могут подстерегать нас на улице.
2. Игра – занятие: «В гости к нам пришел мальчик Плохиш».
На примере игровых ситуаций помочь избежать, случаи, несущие опасность для здоровья ребенка.
3. Дидактическая игра: «Городок здоровья».
Уточнить и расширить знания детей об основных ценностях здорового образа жизни; способствовать осознанному приобщению к ним.
4. Физкультурно – оздоровительный досуг.
Вызвать положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения; прививать любовь к физкультуре; развивать основные виды движений, ловкость, быстроту, выдержку; воспитывать интерес к своему здоровью.
5. Работа с родителями: «Чтобы лето приносило лишь радость» (Беседа), «Оказание первой медицинской помощи при обмороке, тепловом и солнечном ударах» (Консультация медсестры).
Физкультминутки, пальчиковая гимнастика. гимнастика для глаз, игровой массаж по темам занятий. Гимнастика после сна ежедневно.
Здорово быть здоровым
План-проект по формированию ЗОЖ
(младший дошкольный возраст)
Список литературы:
1. Голицина Н.С., Шумова И.М. Воспитание здорового образа жизни у малышей. – М.: «Скрипторий 2003», 2007.
2. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера , 2008
3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
3. Щипицина Л.М. и др. Азбука общения. СПб. 1998.
4. Источник: http://doshvozrast.ru/ozdorov/ozdorovlenie25.html
http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/proektnaya-deyatelnost/news5891.html
5. Алямовская В.Г. «Как воспитывать здорового ребёнка». – Москва. 1993.
6. Журнал «Дошкольное воспитание». № 6 2002. «Упражнения для оздоровления детей.
7. Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2011 г.
8. Нищева Н. В. «Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики». Изд.: Санкт – Петербург Детство – Пресс 2010 г.
9. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении/ Н.В. Елжова. – Ростов н/Д: Феникс, 20011. – 215с. (Сердце отдаю детям).
10.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под. Ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА_СИНТЕЗ, 2011. – 336с.
Основы правильного питания детей дошкольного возраста
Наиболее важно соблюдение принципов рационального питания у детей дошкольного возраста. Этот период характеризуется интенсивными процессами роста, дальнейшим совершенствованием функций многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности. Сегодняшняя ситуация по организации населения питанием осложнена появлением на продуктовых рынках страны некачественной продукции с различными добавками синтетического происхождения, геномодифицированной продукции и связанной с ней широкой рекламной компанией. Употребление продуктов синтетического происхождения часто вызывает пищевую аллергию, бронхиальную астму, дерматиты и кишечные расстройства.
Дошкольный возраст – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, для усвоения культурных традиций питания, формирование вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения, формирование принципов правильного питания.
С каждым годом заметно увеличивается количество детей с заболеваниями, вызванными неправильным питанием (аллергия, нарушение обмена веществ, желудочно-кишечные, сердечно - сосудистые заболевания и др.).
Очевидно, основными причинами являются не столько врожденные заболевания детей, сколько низкий уровень информированности родителей и педагогов о культуре питания.
Как показывает практика, в домашних условиях питание детей зачастую не рационально (неумеренно, однообразно, нарушен режим питания, в дошкольных образовательных учреждениях многие педагоги избирают чрезмерно консервативный подход к формированию культуры питания (проблема здорового пищевого поведения).
Формирование основ правильного питания ребенка – это, прежде всего, овладение полезными навыками, которые помогут ему в повседневной жизни.
Содержание:
- Пояснительная записка …………………………………………
- Виды здоровьесберегающих технологий …………………......
- Основы правильного питания детей дошкольного возраста…
- Перспективный план по формированию основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста………
- Приложение………………………………………………………
Приложение
ИГРОВОЙ МАССАЖ
(А. Уманская и К. Динейко)
ЗАКАЛИВАЮЩЕЕ ДЫХАНИЕ «Поиграем с носиком» (2-3 раза в день)
Цель – укрепление дыхательного тракта.
1. Организационный момент:«Найди и покажи носик». Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому: - Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты скорей найди,
Тете ____________покажи.
2. Основная часть: игровые упражнения с носиком
· «Помоги носику собраться на прогулку». Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или при помощи взрослого: - Надо носик очищать.
На прогулку собирать.
· «Носик гуляет». Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу:
- Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
· «Носик балуется». На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа:
- Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
· «Носик нюхает приятный аромат». Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем:
- Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
· «Носик поет песенку». На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу»:
- Хорошо гулять в саду
И поет нос: «Ба-бо-бу».
· «Погреем носик». Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание:
- Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
3. Заключительный этап: «Носик возвращается домой». Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся:
-Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
МАССАЖ РУК «Поиграем с ручками»
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
1. Подготовительный этап: дети растирают ладони до приятного тепла.
-Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу.
2. Основная часть:
· Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки:
-Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру.
· Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук:
- Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
· Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
· Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза
- На замочек их закрою
И тепло поберегу.
· Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими:
- Вытяну я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
3. Заключительный этап:дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
Вот и кончилась игра,
Отдыхает детвора.
МАССАЖ ВОЛШЕБНЫХ ТОЧЕК УШЕК «Поиграем с ушками» (2-3 раза в день)
Цель – улучшение работы органов дыхания и защиты организма от простудных заболеваний.
1. Организационный момент.Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.
2. Основная часть:
· «Найдем и покажем ушки»
- Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
· «Похлопаем ушками»: ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
- Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
· «Потянем ушки»: малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.
- А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
· «Покрутим козелком»: ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20 – 30 сек.
- А потом, а потом
Покрутили козелком.
· «Погреем ушки»: ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
- Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
3. Заключительный момент.Дети расслабляются и слушают тишину.
- Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!
ЗАКАЛИВАЮЩИЙ МАССАЖ ПОДОШВ «Поиграем с ножками»
Эффективный вид закаливания для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Массаж стоп делается ежедневно.
1. Подготовительный этап: удобно сесть и расслабиться, смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).
- Мы ходили, мы скакали,
Наши ноженьки устали.
Сядем все мы отдохнем
И массаж подошв начнем.
На каждую ножку крема понемножку.
Хоть они и не машина,
Смазать их необходимо!
2. Основная часть:
· Одной рукой, образуя «вилку» из большого пальца и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу. Другой погладить стопу от пальцев до щиколотки.
- Проведем по ножке нежно,
Будет ноженька прилежной.
Ласка всем, друзья, нужна.
Это помни ты всегда!
· Сделать разминание стопы всеми пальцами.
- Разминка тоже обязательна,
Выполняй ее старательно.
Растирай, старайся
И не отвлекайся.
· Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.
- По подошве, как граблями,
Проведем сейчас руками.
И полезно, и приятно –
Это всем давно понятно.
· Похлопать подошву ладонью.
-Рук своих ты не жалей
И по ножкам бей сильней.
Будут быстрыми они,
Потом попробуй, догони!
· Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.
- Гибкость тоже нам нужна,
Без нее мы никуда.
Раз – сгибай, два – выпрямляй,
Ну, активнее давай.
· Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.
- Вот работа, так работа,
Палочку катать охота.
Веселее ты катай
Да за нею поспевай.
· Растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.
3. Заключительный этап:
· Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.
- В центре зону мы найдем,
Хорошенько разотрем,
Надо с нею нам дружить,
Чтобы всем здоровым быть.
· Посидеть спокойно, расслабившись.
- скажем все «Спасибо!»
Ноженькам своим.
Будем их беречь мы
И всегда любить.
ОБШИРНОЕ УМЫВАНИЕ «Умывайка»
Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводится после сна. Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса. В быстром темпе. Самостоятельно выполняет ряд последовательных действий:
«Раз» - обмывает правой рукой левую кисть;
«Два» - обмывает левой рукой правую кисть;
«Три» - мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя;
«Четыре» - мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя;
«Пять» - мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед;
«Шесть» - мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди;
«Семь» - мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.
«Восемь» - ополаскивает руки;
«Девять» - отжимает их, слегка стряхивая;
«Десять» - вытирает руки насухо.
Умывание можно сопровождать стихами:
Раз – обмоем кисть руки,
Два – с другою повтори.
Три – до локтя намочили,
Четыре – с другою повторили.
Пять – по шее провели,
Шесть – смелее по груди,
Семь лицо свое обмоем,
Восемь – с рук усталость смоем.
Девять – воду отжимай,
Десять – сухо вытирай.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День здоровья в старшей группе «Здоровым быть здорово!»
День здоровья в старшей группе...
Конспект спортивного праздника «Здоровым быть здорово!» к Всемирному дню здоровья в 1 младшей группе «Б» «Игрушка» для детей от 2-3 лет с участием родителей.
Пояснительная записка:-Актуальность: Воспитание и развитие здорового ребёнка будет успешным, если влияние семьи и детского сада будет органически сочетаться, дополнять и обогащать друг дру...
День Здоровья "Быть здоровым - здорово"
Спортивное Мероприятие для детей...
Час здоровья для педагогов «Здоровым быть здорово!»
Для успешной деятельности важно, чтобы педагоги были здоровы и находились в хорошем эмоциональном состоянии....
Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»
В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...
Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»
Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....
«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»
Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....